Система контроля в Украине и принципы ее организации

Контрольная работа

Одним из элементов системы управления финансами является финансовый контроль. Это контроль за финансовой деятельностью государства, предприятий, организаций, учреждений, то есть экономических субъектов. Он контролирует движение финансовых ресурсов.

Главным объектом финансового контроля является отчетная документация, поэтому уровень организации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета играет важную роль в осуществлении финансового контроля.

Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции — будь то операции по формированию денежных фондов или по использованию средств. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль.

Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. На микро-уровне финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и расточительством.

Внутрихозяйственный контроль — это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.

Важнейшими функциями внутрихозяйственного контроля выступают:

  • формирование учетной политики;
  • ведение бухгалтерского учета;
  • составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • контроль за движением имущества и выполнением обязательств;
  • обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерий, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договора. Названные документы без подписи главного бухгалтера признаются недействительными и не принимаются к исполнению.

17 стр., 8291 слов

Роль финансового контроля в деятельности государства и субъектов РФ

... предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников. Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой ... контроля и надзора. Впоследствии меры по совершенствованию системы органов, осуществляющих финансовый контроль, ...

Главный бухгалтер не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. При получении незаконного распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить об этом первому руководителю. При получении письменного подтверждения об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет его. В этом случае вся полнота ответственности за совершенную операцию ложится на руководителя предприятия. Обязанностью главного бухгалтера является также осуществление предварительного финансового контроля за правильностью и законностью расходования средств.

В настоящее время в Украине складывается новый тип государственности. Реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях.

Коренные перемены в социально-экономическом строе Украины и в методах управления экономикой сделали неизбежным радикальное преобразование одного из важнейших рычагов финансово-хозяйственного управления — финансового контроля.

Как свидетельствует мировой опыт, цивилизованное экономическое развитие возможно только при соблюдении установленных государством законов и норм и защите интересов граждан. Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни.

Для Украины в высшей степени актуальна организация эффективной и всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля — целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.

Цель данной работы — дать общее представление о финансовом контроле, его методах и формах.

Объектом изучения работы является финансовый внутрихозяйственный контроль. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

  • отразить теоретические аспекты финансового внутрихозяйственного контроля;
  • рассмотреть принципы организации системы контроля в Украине;
  • раскрыть сущность функции контроля, взаимосвязь ее с другими функциями управления;
  • рассмотреть виды контроля и органы его производящие;
  • сущность ревизии при формировании товарных запасов;
  • при выполнении задач выявить нарушения нормативно — правовой базы, ознакомится с нормативно-правовыми документами, законами, инструкциями, положениями, рассмотреть корректность заполнения документов согласно действующего законодательства;
  • рассмотреть процесс контроля и ревизии формирования товарных запасов;
  • на основе выполненной работы сделать выводы.

    1.

Система контроля в Украине и принципы ее организации

1.1 Сущность функции контроля в период формирования рыночных отношений в Украине

Финансовый контроль не является сам по себе инструментом непосредственной организации финансовой деятельности. Он имеет целью устранение или предотвращение ошибок в этой деятельности или улучшение ее. Для осуществления контроля необходимы критерии, с которыми сравнивается действительность. Такие критерии определяются финансовым законодательством и другими правовыми нормами организации финансовой деятельности. Теоретической концепцией, определяющей сущность и организацию финансового контроля, является прежде всего отличие этих сравнительных критериев и границ вмешательства в финансовую деятельность различных структур контролирующих органов в различных государствах. Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

15 стр., 7277 слов

Финансовая деятельность предприятия

... управления финансовой деятельностью предприятия ЗАО [!!! В соответствие с ФЗ-99 от 05.05.2014 данная форма заменена на непубличное акционерное общество] “Волгострой”. Цель работы: разработка предложений по совершенствованию финансовой деятельности организации Задачи работы: рассмотреть ...

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок, по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозяйственных органов, перспективы их развития, переориентации производства. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период. В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов. По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии.

В условиях перехода к рынку и изменения системы налогообложения достоверность финансовой отчетности, определение финансовых результатов и подлежащих к уплате в бюджет платежей имеют особое значение. От этого также зависит доверие к предприятию его учредителей, акционеров, инвесторов, инспекторов. В связи с этим важную роль играет финансово-хозяйственный контроль за правильностью создания, распределением и использованием финансовых ресурсов.

В условиях рыночной экономики роль контрольно-ревизионной работы значительно возрастает, поскольку борьба с экономической преступностью невозможна без участия профессионально и компетентно подготовленных работников государственной контрольно-ревизионной службы. При этом рынок требует достоверной учетной и отчетной информации о деятельности субъектов предпринимательской деятельности с разными формами собственности (государственных, частных, коммунальных и других предприятий, ассоциаций, концернов, акционерных и общих обществ и т. п.).

Только объективная учетно-аналитическая информация о деятельности субъектов хозяйствование дает возможность проверить соответствие деятельности предприятий действующим законодательным и другим нормативно-правовым актам, которые ее регулируют.

3 стр., 1322 слов

Основные этапы, последовательность работы и документирование ревизии

... осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации. 5. Подготовка и планирование проведения ревизии По организационному признаку ревизии делятся на плановые и внеплановые. Контрольно-ревизионные органы ...

Многообразие экономики и наличие разных форм собственности (государственной, частной, кооперативной, коллективной, смешанной) требуют использования разных организационных форм контрольно-ревизионной работы.

В условиях административно-командной системы хозяйствования функция финансово-хозяйственного контроля ограничивалась проверкой использования предприятиями предоставленных государством фондовых ресурсов. Нередко убытки предприятий от бесхозяйственности покрывались за счет средств государственного бюджета. Руководители предприятий не были заинтересованы в поиске источников создания товарных запасов, в рынках сбыта неконкурентоспособной продукции. Рыночная экономика основывается на материальных интересах ее участников, она также оказывает содействие развитию и активизации контрольно-ревизионной работы. Вместе с тем повышается ответственность предпринимательских структур за результаты деятельности, которая нацеливает предпринимателя на усиление предыдущего контроля за осуществлением хозяйственных операций.

С выходом Указа Президента Украины «О мероприятиях по повышению эффективности контрольно-ревизионной работы» принципиально изменились функции государственного контрольно-ревизионного аппарата, усиливается контроль за соблюдением финансовой дисциплины, целевым и эффективным использованием средств всеми субъектами хозяйствования. Перестройка хозяйственного механизма предопределяет необходимость соответствующей перестройки контрольно-ревизионной работы, выдвигает к ней новые требования. Ревизии и проверки должны направляться на выявление недостатков и нарушений, обнаружение внутрихозяйственных резервов, на борьбу за экономию и бережливость.

Система контроля, которая существовала по сей день, была построена на основе административных методов управления, сориентирована на выполнение плана ревизий, проверок, обследований, что привело к формализму и снижению эффективности контрольно-ревизионной работы. Ревизии и проверки разных органов контроля (государственного, специализированного, вневедомственного) дублировали друг друга. Как следствие, практика организации контроля вступила в противоречие с принципами перестройки хозяйствования на основе развития демократии и самоуправление на производстве, предусмотренных Законом «О предприятиях в Украине».

1.2 Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления

Контроль — это вид управленческой деятельности, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Выделяют два направления:

  • контроль для оценки полученного результата;
  • контроль для принятия мер по корректировке существенных отклонений от плана либо корректировке самого плана.

Именно поэтому контроль — одна из ведущих функций управления. Если не выработана цель, то и нечего контролировать. В связи с этим контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

45 стр., 22255 слов

Банкротство как способ контроля за деятельностью корпорации

... корпорациями (так называемая «горизонтальная» ответственность). Кроме того, новые вопросы, связанные с деятельностью ... «корпоративный контроль», основания его возникновения. Выявить особенности корпоративного контроля в ... как отечественной, так и зарубежной литературой. Автором были изучены научные работы ... совета директоров должны нести ответственность за «негативный эффект», причиненный дочерней ...

Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

Основными причинами необходимости контроля являются:

  • неопределенность, сложность и динамичность среды;
  • предупреждение возникновения кризисных ситуаций посредством обнаружения несоответствий и ошибочных действий до того, как они нанесут предприятию ощутимый вред;
  • поддержание успеха путем сопоставления фактических результатов и плановых показателей и оценки темпа продвижения предприятия к намеченным целям.

Содержание функции контроля в конкретной ситуации определяется структурой и содержанием других функций управления (планирования, организации, мотивирования).

В то же время принятая система контроля будет влиять на содержание систем планирования, организации деятельности, мотивирования.

Тесная связь контрольной функции с функцией планирования проявляется в формулировании целей и контрольных показателей, которые фиксируются в соответствующих планах, а также в том, что временные периоды осуществления обеих функций должны совпадать. Это означает, что по периодам осуществления контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный.

Связь контроля с функцией организации прослеживается в решении проблемы централизации — децентрализации и установлении субъекта и объекта контроля. Чем выше нестабильность среды, тем актуальнее применение децентрализации по разным уровням иерархии.

Субъекты и объекты контроля (подразделения, персонал) должны быть четко указаны в положениях о подразделениях и должностных инструкциях.

Результаты контроля, в соответствии с теорией Портера-Лоулера, являются необходимым условием для мотивации персонала, т. к. именно результат (степень достижения цели) ведет к удовлетворенности трудом, и человек будет стремиться повторить то производственное поведение, которое привело к возникновению этого чувства. Именно поэтому критерии оценки труда должны быть четко сформулированы и быть понятны исполнителям. В этом смысле эффективность системы мотивации определяется эффективностью системы контроля.

Эффективное сочетание различных видов контроля с учетом параметров внешней и внутренней среды — залог успеха функционирования организации.

1.3 Мотивация, основные условия реорганизации, становления и развития системы финансово-хозяйственного контроля в Украине

Развитие рыночных процессов в Украине требует внедрение новых, прогрессивных форм и методов управления, в том числе усовершенствования структуры и содержания финансово-хозяйственного контроля как на макро-, так и на микро-уровне.

Выполнение этого задания предусмотрено Указом Президента Украины «О мероприятиях по повышению эффективности контрольно-ревизионной работы», в котором подчеркнуто первоочередное задание — усилить контроль за соблюдением финансовой дисциплины, целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Основное содержание контроля — активизация работы органов контрольно- ревизионного аппарата с устранения недостатков и нарушений в хозяйственно- финансовой деятельности предприятий, учреждений и организаций, которые получают средства из бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, находятся в государственной, коммунальной собственности, а также тех, в уставных фондах которых есть часть государственного, коммунального имущества.

12 стр., 5845 слов

Кафедра экономического анализа и аудита :: Контроль и ревизия ...

... семестр Курсовая работа – 12. Тематика (по ГРНТИ) Экономика. Экономические науки 13. Поисковый образ: ревизия; контроль; ревизор; проверка; финансовый контроль; внешний контроль; внутрихозяйственный контроль; акт ревизии; государственный финансовый контроль; муниципальный финансовый контроль; контрольно-ревизионные органы; материальная ответственность; возмещение ущерба ...

Планы контрольно-ревизионной работы государственной контрольно- ревизионной службы Украины и ее органов на местах должны быть согласованные и скоординированные с планами контрольно-ревизионных подразделений, которые действуют в министерствах и ведомствах.

Главное контрольно-ревизионное управление Украины призванное усилить координацию работы также с правоохранительными органами, обеспечить своевременную передачу им материалов проверок и ревизий о нецелевом расходовании средств государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Эффективность контроля возрастает с привлечением к его проведению специалистов, что содействует выявлению причин, условий, мотивов корыстных преступлений, обстоятельств, при которых они совершались.

Рыночные методы хозяйствования определяют особый подход к методологии и организации контроля хозяйственно-финансовой деятельности малых предприятий, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, кооперативов, арендных предприятий, фирм, концернов, холдинговых компаний и тому подобное. Прежде всего бухгалтерский финансовый и управленческий учет названных хозяйств призван обеспечить контроль за рациональным использованием средств, соблюдением договорной и финансовой дисциплины, правил отображения данных о хозяйственно-финансовой деятельности в декларации о доходах.

Содержанием финансово-хозяйственного контроля является хозяйственно- финансовая деятельность предприятий, хранение материальных ценностей и денежных средств, состояние учета и отчетности, законность действий должностных лиц. Основное задание и цели финансово-хозяйственного контроля изложены в Законе Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине», Указе Президента Украины «О мероприятиях по повышению эффективности контрольно-ревизионной работы», инструктивно-нормативных положениях, разработанных Главным контрольно-ревизионным управлением и в других нормативно-правовых актах по вопросам контроля и ревизии. Содержание финансово-хозяйственного контроля включает систему конкретных мероприятий, направленных на обеспечение рационального хозяйствования предпринимателей. Кроме того, содержание контроля предусматривает проверку выполнения планов экономического и социального развития, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращение непродуктивных затрат и потерь, укрепление партнерских связей, соблюдение хозяйственного и трудового законодательства, обеспечение сохранения ценностей, финансового состояния предприятия, конкурентоспособности его продукции на внутреннем и мировом рынках. Экономический контроль должен предотвращать банкротство предприятия.

Контроль призван проявлять все факты нарушения сметно-финансовой дисциплины, оказывать содействие режиму экономии и укреплению хозрасчета, снижению затрат и повышению рентабельности предприятий, выявлению и использованию резервов роста и повышение эффективности производства.

1.4 Виды контроля и органы его производящие

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

1) времени проведения:

  • предварительный контроль осуществляется к выполнению хозяйственной операции с целью предотвращения незаконных действий, неэффективного использования средств и принятия необоснованных решений. Он применяется преимущественно на стадии согласования и утверждения смет, договоров, при подписании распорядительных и исполнительных документов на осуществление хозяйственных операций. Перед тем как выписать расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, бухгалтерия предприятия проверяет наличие денег, целесообразность затрат, соответствие их потребностям за нормами и тому подобное;
  • текущий (оперативный) контроль имеет оперативный характер и осуществляется в процессе выполнения хозяйственных операций.

Текущий контроль возлагается в основном на службы внутрихозяйственного контроля. Его задание — оперативное выявления и своевременное пресечение нарушений и отклонений, которые возникли в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий. Например, товар может быть выдан покупателю после предыдущей оплаты, осуществленной через банк (если такая форма оплаты принята, узаконена).

8 стр., 3560 слов

Контроль и ревизия основных средств на предприятии

... искажению его реального финансового состояния. 2. Контроль и ревизия операций по поступлению основных средств Задача контроля основных средств: ­ проверка их сохранности и технического состояния; ­ законности и правильности документального ... информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные ...

Этим предприятие проверяет законность хозяйственных операций, рациональность расходования средств, материальных ценностей, предотвращает случаям бесхозяйственности и злоупотреблений;

— последующий (ретроспективный) контроль осуществляется после завершения хозяйственных операций по окончанию определенного отчетного периода. Его цель — установить правильность, законность и экономическую целесообразность осуществленных хозяйственных операций, выявить недостатки в роботе предприятия, факты бесхозяйственности и краж. За его результатами разрабатываются мероприятия по ликвидации выявленных недостатков и устранения причин и условий их возникновения. Документальная ревизия является следующим видом хозяйственного контроля. Заданием документальных ревизий наряду с выявлением нарушений и злоупотреблений является предотвращение недостатков и бесхозяйственности. А потому важное значение имеет детальное обсуждение результатов документальных ревизий с участием общественности.

2) субъектам контроля: президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский.

3) В сфере финансовой деятельности: бюджетный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

4) форме проведения: обязательный (внешний), инициативный (внутренний),

5) методы проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.

Основные формы и методы проведения финансового контроля.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. На микро-уровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

Ревизия — это наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные — и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (проверка не только документов, но и наличия денег товарно-материальных ценностей).

Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих

Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности, проверяемого предприятия, охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Тематичёская ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля.

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

Оперативный контроль производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственной финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства;

  • Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.

Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так называемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется собственниками, бухгалтерскими, финансовыми и другими функциональными службами предприятий. Соответственно Закону Украины «О предприятиях в Украине» основная ответственность за организацию финансового контроля на каждом предприятии, прежде всего, возлагается на его непосредственного собственника в лице государства, коллектива акционеров, арендаторов и пр., которые несут полную ответственность за рациональность использования собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

По информационному обеспечению различают документальный и фактический контроль.

Документальный контроль состоит в установлении сути и достоверности хозяйственной операции по данной первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отображения в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете.

Так, по данным первичной документации, учета и отчетности контролируют выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности.

Фактический контроль состоит в установлении реального (соответствующего действительности) состояния объекта с помощью взвешивания, счета, измерение, лабораторных анализов и тому подобное. К объектам фактического контроля относят: денежную наличностью в кассе, основные средства, нематериальные активы, готовую продукцию.

Фактический и документальный контроль взаимосвязан, а потому совокупное их применение дает возможность установить соответствующее действительности состояние объектов, разработать мероприятия по устранению недостатков.

По формам осуществления контроля различают превентивные и текущие контрольные проверки.

Превентивные (лат. praeventio — предупреждение, предотвращение) контрольные проверки осуществляют на стадии предыдущего контроля производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Собственник проверяет оптимальность планов и сбалансированность ресурсов согласно с нормативами. Если органы контроля осуществляют превентивные проверки периодически, то внутрихозяйственный контроль собственника предусматривает их систематическое и беспрерывное выполнения. Вместе с тем контрольные органы проверяют юридическо-правовую обоснованность документа, отражающую достоверность проведения хозяйственной операции, количественные и качественные их измерители, нормы расходования сырья, цены. Без подписи руководителя и главного бухгалтера отдельные документы (чек, кассовый ордер) не принимаются к выполнению, считаются недействительными. Превентивные проверки дают возможность предотвратить возникновению недостатков, перерасходов и тому подобное.

Текущие контрольные проверки — средство оперативного, систематического контроля конкретных операций. Они осуществляются всеми контрольными органами по вопросам, которые входят в их компетенцию. Так, коммерческие банки проверяют использования денежной наличности из кассы, своевременность и полноту сдачи выручки в банк и тому подобное. Текущие контрольные проверки проводятся с целью предотвращения бесхозяйственности, профилактики правонарушений.

Тематическая проверка — это изучения одной или нескольких сторон деятельности подконтрольного объекта. Результаты тематической проверки, полученные на основании документального и фактического контроля, оформляются актами или докладными записками. По результатам тематической проверки проверяющие делают заключения о состоянии подконтрольного объекта и разрабатывают предложения относительно улучшения ситуации. Эти предложения рассматриваются и утверждаются к выполнению руководителем органа, от лица которого проводилась тематическая проверка. Выполнение таких предложений систематически проверяется.

Следствие — форма контроля, применяемая судебно-следственными органами для установления точной суммы причиненного вреда и виновных лиц. Результаты следствия оформляются протоколами и постановлениями.

Счетная проверка отчетности является совокупностью специальных приемов контроля ее достоверности. Это одна с форм последующего контроля, что осуществляется финансовыми органами, которые контролируют расчеты предприятий с бюджетом относительно платежей с прибылей (доходов).Достоверность отчетных данных подлежит проверке, кроме того, статистическими и банковскими органами, работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов во время приемки отчетности, ревизий, тематических проверок и анализа хозяйственно- финансовой деятельности предприятия. При этом важно проверить достоверность исходной учетной информации производственных единиц и других низовых подразделений, на основании которой потом формируются сведенные отчетные показатели по объединению в целом. Счетная проверка включает элементы как технической (формальной) проверки, так и контроля по сути. Она проходит три этапа контроля: проверку согласованности показателей различных форм отчетности; сопоставление отдельных отчетных показателей из записями в регистрах бухгалтерского учета; проверку обоснованности учетных записей по данным первичных документов. Такая последовательность делает счетные проверки эффективным средством контроля всей постановки учета на предприятиях, обеспечивает укрепление отчетной дисциплины и устранения недостатков в бухгалтерском учете.

Хозяйственный спор — это способ выявления соблюдения законности и обеспечения законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий. Хозяйственные споры между предприятиями решаются арбитражным судом. Правильность решения хозяйственных споров предприятий играет важную роль в обеспечении государственной дисциплины и выполнении договорных обязательств. Результаты рассмотрения хозяйственных споров оформляются протоколами и постановлениями.

Обследование — ознакомление с состоянием подконтрольного объекта на месте, в частности, с состоянием складского хозяйства, использованием производственных мощностей, охраной труда и техника безопасности. Выявляют при этом положительные и отрицательные стороны деятельности предприятия. Результаты обследования оформляются докладными записками, справками, заключениями, предложениями.

Пересчитанные формы контроля используются в контрольно-ревизионной работе не изолированно, а в совокупности, что существенно повышает действенность финансово-хозяйственного контроля. Следовательно, содержание контроля проявляется в его формах, а осуществление — в способах и приемах. Однако наряду с указанными выше формами контроля ревизия является одной из самых важных форм финансово-хозяйственного контроля.

По мнению некоторых авторов, ревизия является одним из методов контроля, другие считают ее видом контроля.

1.5 Принципы организации финансово-хозяйственного контроля

Для достижения положительных результатов ревизий и проверок следует усилить взаимодействие государственного контрольно-ревизионного аппарата с налоговыми, банковскими, финансовыми, статистическими, правоохранительными, специализированными и другими органами контроля. Вместе с тем следует повысить уровень координации всей системы контроля (согласования планов ревизий), создать координационного совета в отдельных регионах страны.

Другими сферами общественной жизни дает возможность своевременно обнаружить и устранить факторы, которые создают. Только четко организованная система контроля за производством и распределением общественного продукта, преграды для эффективного ведения производства и достижения поставленной цели. Хорошо организованный контроль формирует у работников всех участков управления деловитость, компетентность и оперативность, являющиеся важным фактором решения задач экономического и социального развития общества.

Ключевое условие успешного функционирования системы внутреннего контроля коммерческой организации — это соблюдение требований — основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом. Требования к организации системы внутреннего контроля основаны на ряде принципов.

Постановка системы внутреннего контроля в коммерческой организации находится под воздействием следующих факторов:

  • отношение руководства к внутреннему контролю;
  • внешние условия функционирования организации, ее размеры, организационная структура, масштабы и виды деятельности;
  • количество и региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний;
  • стратегические установки, цели и задачи;
  • степень механизации и компьютеризации деятельности;
  • ресурсное обеспечение;
  • уровень компетентности кадрового состава.

В любом случае организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля — это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы:

1. Анализ и сопоставление прежних условий хозяйствования и целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, организационной структурой, а также с ее возможностями.

2. Разработка и документальное закрепление новой деловой концепции организации, а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике.

3. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. В положении об организационной структуре должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности; функции, которые они выполняют, определен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов.

4. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволяет упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.

5. Организация специализированного контрольного подразделения или отдела внутреннего аудита.

6. Определение путей совершенствования системы внутреннего контроля с учетом перманентного развития организации и непрерывно меняющихся внутренних и внешних условий ее функционирования.

В научной литературе выделяют 10 основных принципов:

1. Принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность.

2. Принцип сбалансированности: субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения; не должно быть средств, не связанных той или иной функцией.

3. Принцип своевременного сообщения об отклонениях: информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки.

4. Принцип интеграции: любой элемент управления не может существовать обособленно. Контроль необходимо рассматривать в корреляции с другими элементами в едином контуре процесса управления.

5. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы.

6.Принцип постоянства: постоянное адекватное функционирование системы внутреннего контроля позволяет вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений и своевременно их выявлять.

7. Принцип комплексности: объекты различного типа должны быть охвачены адекватным контролем; нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов.

8. Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля: в различных сопряженных звеньях системы внутреннего контроля должно обеспечиваться согласование передачи данных.

9. Принцип разделения обязанностей: функции между служащими распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации.

10. Принцип разрешения и одобрения: должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий.

Перечисленные выше принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит от конкретных обстоятельств. Приведем дополнительно ряд принципов, обуславливающих эффективное функционирование системы внутреннего контроля.

1. Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации. В должностных инструкциях необходимо предусматривать следующее условие: качество выполнения контрольных функций каждого субъекта должно быть подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля, без какого бы то ни было дублирования.

2. Принцип ущемления интересов. Необходимо создавать специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают к регулированию «узких мест».

3. Принцип недопущения концентрации прав первичного контроля в руках одного лица. Сосредоточение первичного контроля в одних руках может привести к недостоверному учету в интересах данного лица.

4. Принцип заинтересованности администрации. Функционирование системы внутреннего контроля не может быть эффективным без честности, должной заинтересованности и участия должностных лиц управления.

5. Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля. Если персонал организации, в служебные функции которого входит осуществление контроля, не обладает этими характеристиками, то даже идеально организованная система внутреннего контроля не сможет быть эффективной.

6. Принцип приемлемости (пригодности) методологии внутреннего контроля. Ставящиеся перед центрами ответственности контрольные цели и задачи должны быть рациональными.

7. Принцип непрерывности развития и совершенствования. Со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают.

8. Принцип приоритетности. Абсолютный контроль над обычными незначительными операциями (например, мелкими расходами) не имеет смысла и только отвлекает силы от более важных задач.

9. Принцип исключения ненужных этапов и процедур в проведении контроля. Контроль необходимо организовывать рационально, так как это часто связано с дополнительными затратами труда и средств.

10. Принцип оптимальной централизации (или адекватности организационной структуры).

Динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования системы внутреннего контроля обусловливается единством и оптимальным уровнем централизации структуры организации.

11. Принцип единичной ответственности. Каждая отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним центром ответственности.

12. Принцип потенциального функционального замещения. Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольные процедуры. Для этого каждый работник (субъект внутреннего контроля) должен уметь выполнять контрольную работу вышестоящего, нижестоящего работников своего уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля за время их выбытия.

13. Принцип регламентации. Эффективность функционирования системы внутреннего контроля прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации.

14. Принцип взаимодействия и координации. Контроль должен осуществляться на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.

Анализируя все выше перечисленные принципы, мы пришли к выводу, что достаточно использовать пять основных требований — принципов, посредством которых формируется эффективная система внутреннего контроля (табл. 1).

А уже на основе этих базовых принципов можно формулировать неограниченное число подпринципов конкретно для условий функционирования каждой организации. Остальные принципы конкретизируют базовые и дополняют их с точки зрения содержания.

Таблица 1

Базовые принципы формирования системы внутреннего контроля

№ п/п

Базовый принцип

Понимание принципа

1.

Научность

Использование в практике СВК научно обоснованных средств, процедур и методов контроля

2.

Эффективность результатов

Применение средств, процедур и методов контроля, которые позволяют при минимальных затратах обеспечить полноценную реализацию функций внутреннего контроля

3.

Иерархия целей

Градация целей внутреннего контроля производится по степени существенности для целей управления организацией.

4.

Объективность и справедливость формируемой информации

Выбор средств, процедур и методов контроля, которые позволяют сформировать объективные и справедливые результаты

5.

Всесторонность и систематичность контрольных функций

Тщательный отбор объектов контроля, недопущение дублирования контрольных процедур

В первую очередь, постановка системы внутреннего контроля зависит от иерархии целей организации.

Совокупность указанных выше принципов (требований) — основа эффективного функционирования системы внутреннего контроля.

2. Контроль и ревизия формирования товарных запасов (опт, розничная торговля)

2.1 Экономическая сущность процесса формирования товарных запасов. Цель, задачи, объекты и параметры ревизии

Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере товарного обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие и учет товарных запасов характеризует статичное состояние и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации. Определенные размеры запасов создаются в связи с сезонными колебаниями спроса на некоторые непродовольственные товары при относительно равномерном их производстве и сезонном производстве сельскохозяйственной продукции при равномерном ее потреблении. Необходимость учета товарных запасов обусловливают и такие факторы, как специализация и размещение промышленных предприятий, уровень развития транспортных связей, изменение средней дальности и скорости доставки товаров, размещение магазинов и др.

Товарные запасы как часть товарных ресурсов представляют собой также предложение товаров на каждый данный момент. В связи с этим важно понимать, что они формируются под влиянием спроса, величина которого носит вероятностный характер и вести учет товарных запасов. Известно, что спрос является весьма динамичной категорией. Это затрудняет его оценку вообще и не позволяет достаточно точно измерить его в процессе планирования. Такое положение объясняется отсутствием возможности точно измерить влияние на спрос целого ряда факторов (мода, социально-экономические и психологические факторы и др.) и тем, что поведение людей, которые предъявляют спрос на товары и услуги, носит субъективный характер.

Товарные запасы группируют по месту нахождения (в розничной и оптовой торговле, в пути, промышленности и др.), по товарному составу и многим другим признакам. Так, их делят на текущие, страховые, сезонные и т. д. Приведенные выше положения свидетельствуют о том, что товарные запасы являются сложной экономической категорией. Они выражают многогранные взаимоотношения между участниками хозяйственной деятельности. Каждый руководитель и менеджер должен рассматривать запасы и учет товарных запасов как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Это стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных- средствах предприятия. Размер запасов зависит от масштабов деятельности предприятия. Обычно чем крупнее предприятие, тем больше должна быть величина запасов в сумме. Одновременно на размеры запасов влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, дефицит рабочей силы, надежность поставок и т. д.

В процессе управления товарными запасами и учета товарных запасов постоянно решаются следующие задачи: определение целей управления; анализ состояния товарных запасов; оперативный учет и контроль состояния товарных запасов; осуществление экономических и организационно-технических мероприятий по формированию и регулированию товарных запасов и поддержанию их на оптимальном уровне (в определенном соответствии с объемом и структурой его продаж).

Цель управления товарными запасами — это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. Для достижения этой цели руководители или менеджеры предприятия должны вести учет товарных запасов, определить, сколько надо хранить запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового предприятия требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовый анализ потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами, и учитывать политику в области цен.

Ревизия (от лат. Revisio-просмотр) — это основная форма контроля, форма документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, присвоений или краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. Ревизия — это разносторонняя проверка деятельности предприятия для установления законности, целесообразности и эффективности действий.

Если экономический контроль связан с общим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени. Ревизиям подлежат конкретные низовые участки народного хозяйства (организации, предприятия, учреждения) или органы хозяйственного управления после осуществления ими хозяйственных операций.

Результаты ревизии объявляются и обсуждаются в коллективе субъекта хозяйствование, после чего обязательно применяются соответствующие мероприятия (принимаются решения), что дает возможность повсеместно обеспечить действенность ревизии.

Ревизии исследуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и избежания в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов, оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. С этой целью ревизоры используют законодательные и нормативные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность субъектов предпринимательской деятельности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчете о движении денежных средств, отчет о собственном капитале).

Ревизия также изучает субъект предпринимательской деятельности в статике, ретроспективно, то есть после завершения хозяйственных процессов. Результаты ревизии основываются на документально достоверных доказательствах. Во время ревизии конкретно устанавливают размер убытков, потерь, недостатков, обосновывая это системой доказательств (первичными документами, данными инвентаризаций, объяснительными записками ответственных лиц и т. п.).