Задачи и полномочия арбитражных судов

Арбитражный суд — единственный в Российской федерации орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя. Длительное время арбитражные суды рассматривались в качестве специализированных в рамках системы органов гражданской юрисдикции.

Арбитражные суды занимают особое место в системе органов государственной власти Российской Федерации, поскольку являются особой ветвью российской системы органов судебной власти, основным государственно-властным инструментом судебной защиты в экономической сфере и отличаются от иных судов стоящими перед ними задачами, сформулированными в ст. 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», — защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В своей практической деятельности и в ходе защиты своих прав и законных интересов предприниматели достаточно часто обращаются в различные звенья системы арбитражных судов. В связи с этим необходимо знать задачи и полномочия арбитражных судов в Российской Федерации.

Таким образом, цель настоящей работы состоит в рассмотрении задач и основных полномочий арбитражных судов РФ.

  1. Задачи арбитражных судов России.

Задачи судопроизводства в арбитражном процессе определяются целями судебной деятельности, исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных обязательств государства. Все задачи направлены на обеспечение судебной защиты как конечной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Это логично вытекает из ст.18 Конституции РФ, где правосудие названо как условие, обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.

Согласно статьи 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1. Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

4 стр., 1843 слов

Финансовая аренда (лизинг) в современном российском гражданском праве

... Курсовая работа содержит 54 страниц машинописного текста. Глава 1. Понятие, признаки и виды финансовой аренды (лизинга) в российском гражданском праве 1.1. Понятие финансовой аренды (лизинга) ... гражданского права России, и его регулирование не имеет еще сложившихся традиций и устоявшейся практики. Об этом свидетельствует и сравнительно небольшое количество исков, поступающих в арбитражные суды ...

Если между юридическими лицами возник экономический спор, или юридическое лицо полагает, что действием или бездействием другого юридического лица нарушены его права или законные интересы — решить такой спор можно только в арбитражном суде. Но, перед обращением в суд. необходимо определить, какие права и интересы нарушены, в результате чьих действий (бездействия), имеется ли ущерб и каков его размер, какие доказательства есть, и какие следует собрать , или создать.

2. Обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доступность — это право любого лица на судебную защиту, право на суд, которое гарантировано статьей 46 Конституции РФ. Доступность правосудия в сфере арбитражного судопроизводства определяется тем, насколько эффективно суд защищает нарушенные права и законные интересы. Следовательно, для того, чтобы такая защита состоялась и была реальной, правосудие должно быть доступным и эффективным. Таким образом, доступность и эффективность правосудия являются не самоцелью, а средством защиты нарушенных частных и публичных прав посредством судебной деятельности. Среди факторов, определяющих доступность и эффективность арбитражного правосудия, можно указать такие, как своевременный и безотказный прием исковых заявлений, своевременное возбуждение дел, соблюдение процессуальных сроков, высокое качество выносимых решений, их законность и обоснованность, исполнимость судебных решений. [6 с.129]

3. Справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом.

Все действия, совершаемые в арбитражном процессе, облечены в процессуальную форму. Одним из ее проявлений является совершение действий в сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами, либо в сроки, установленные арбитражным судом. Это является одной из гарантий соблюдения принципа законности в арбитражном судопроизводстве, а так же гарантией прав и законных интересов участников арбитражного производства.

4. Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Задачи арбитражных судов РФ определяют две основные функции: правоохранительную и профилактическую. Последняя осуществляется не только посредством вынесения арбитражными судами законных и обоснованных постановлений, но и вынесения судами частных определений в порядке ст. 141 АПК РФ. Вынесение арбитражным судом частных определений в случае выявления при рассмотрении дел нарушений законодательства является одной из форм реализации указанной задачи. Основанием для вынесения частного определения является выявленное хозяйственным судом при рассмотрении дела и имеющее отношение к обстоятельствам дела нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, государственными органами, органами местного управления и самоуправления, должностными лицами или гражданами. Частное определение может быть вынесено и в случае неисполнения судебного постановления, а равно иного проявления неуважения к хозяйственному суду, в том числе при неисполнении законных распоряжений, требований, поручений, вызовов и иных судебных обращений лицами, которым они адресованы. [6 с.132]

7 стр., 3018 слов

Правовое регулирование сделок с недвижимостью в Российской Федерации

... регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: федер. закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ: [в ред. от 29.12.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - ... 2017. - № 36. - С. 10 - 11. 14. Гонгало Б.М. Понятие недвижимого имущества / Б.М. Гонгало // Правовое регулирование оборота недвижимого имущества: Сборник научных статей. - Екатеринбург, 2002. - С. 5 - 7. 15. Дикун ...

5. Формирование уважительного отношения к закону и суду.

Этому способствует весь процесс судопроизводства, обеспечение равноправия сторон и других лиц, участвующих в деле, неуклонное следование букве и духу закона; 6. содействие становлению деловых и партнерских отношений, формирование обычаев деловой этики. Арбитражный суд формирует у предпринимателей представление о должном поведении, об уважении к интересам партнеров, о допустимых и недопустимых действиях в деловых отношениях и т.п.

6. Содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Осуществляя экономическую деятельность, её участники вступают в общественные отношения, при этом невозможно представить, что эти отношения носят бесконфликтный характер. Если деловой оборот держится на переговорах и исполнении договорных обязательств, то и разрешение споров должно держаться на переговорах и исполнении договорных обязательств. Обычай делового оборота представляет собой обычай, которого придерживаются в том или ином виде предпринимательства. Он принимает вид обязательного поведения, или как его еще называют «деловые обыкновения». По своей сути — это устоявшаяся практика, этика или порядок дел. Во время судебного процесса судья может выносить решения, опираясь на обычай делового оборота, принятый в той или иной сфере деятельности. Иногда, если он применим в одном сегменте деятельности, то неприемлем для другого в силу определённой специфики предприятия.

Большинство задач арбитражного судопроизводства судопроизводства носит традиционный характер, поскольку они так или иначе отражались в арбитражном процессуальном законодательстве. Новыми по существу являются вторая и третья задачи, поскольку они вытекают из международных обязательств Российской Федерации. Акцент на них стал делаться после вступления Российской Федерации в Совет Европы.[6 с.134]

Все приведенные в ст.2 АПК РФ задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. При этом арбитражный суд каждого уровня для осуществления этих задач наделен своими только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов РФ разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанции, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют проверку в кассационном порядке законности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанции. Кроме того, указанные арбитражные суды осуществляют ряд иных полномочий, предоставленных им законом.

  1. Основные полномочия арбитражных судов России.

2.1 Структура арбитражных судов России.

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

14 стр., 6756 слов

Судебная власть Российской Федерации

... судебная власть (наряду с законодательной и исполнительной) является разновидностью государственной власти и осуществляется судами Российской Федерации самостоятельно. Глава седьмая Конституции, посвященная по своему названию и содержанию судебной власти, определяет, что исключительное предназначение судебной власти ...

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

  1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации: областей, республик, городов федерального значения — Москвы и Санкт -Петербурга, являющиеся судами первой инстанции;

2. 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ.

3. 10 федеральных арбитражных судов округов, являющиеся судами кассационной инстанции. В Российской Федерации действуют 10 федеральных арбитражных судов округов1:

  • Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа;
  • Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;
  • Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа;
  • Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа;
  • Федеральный арбитражный суд Московского округа;
  • Федеральный арбитражный суд Поволжского округа;
  • Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;
  • Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа;
  • Федеральный арбитражный суд Уральского округа;
  • Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

4. Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК РФ и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ.2

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:

  1. Рассматривает дела в качестве суда первой инстанции;
  2. Рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
  3. Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  4. Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров, а также закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  5. Изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  6. Разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  7. Ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
  8. Осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
  9. Решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
  10. Решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
  11. Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.