Административные ресурсы на субнациональных выборах: кейс СПб

Впервые понятие административного ресурса появилось в России в начале 1990-х годов. Несмотря на то, что общепризнанного определения административного ресурса не существует, однако обычно в современных российских источниках речь идет об использовании своих служебных, должностных и иных возможностей, которые предоставляет госслужба для достижения личных или политических интересов, что сопряжено с нарушениями должностных лиц норм законодательства.

Несмотря на то, что СМИ неоднократно пытались обозначить использование административного ресурса в качестве нарушения избирательного законодательства, реализация указанных мер не привела к каким-либо серьезным действиям. Связано это с тем, что до сих не существует четкого правового регулирования применениеадминистрат ивного ресурса на выборах, не говоря уже о попытках более четкого определения данного понятия, и классификации «административных методов» осуществления избирательного процесса.

Ежегодно перед избирателями предстает определенная программа «администрирования» выборов, которая становится все более привычной, и не отделимой от избирательного процесса в России, характеризующая российскую повседневность. На каждых выборах избиратели могут видеть применение всех существующих характеристик административного ресурса. Тем не менее, это не позволяет определить его технологичность, и тем более, его сущность. На современном этапе системное использование административного ресурса в рамках избирательного процесса представляется довольно сложным.

В данном случае особый интерес представляют субрегиональные выборы, ведь на уровне регионов гораздо сложнее определить уровень совершаемых нарушений по данному вопросу. Так, во многих регионах довольно сложно понять об административных ресурсах или об использовании традиционных технологий российской власти.

В рамках данного исследования хотелось бы более подробно остановиться на рассмотрении особенностей проведения субнациональых выборах, а также использование административных ресурсов, в качестве незаконного метода привлечения избирателей.

Степень изученности.

Вопросу использования административных ресурсов в последние годы уделяется достаточно много внимание. При этом основная часть исследований связана с вопросами коррупции и ее противодействию.

Объект исследования. Избирательный процесс на субнациональном уровне

10 стр., 4531 слов

Природопользование и экономика» «Водные ресурсы и проблемы их ...

... использованием разработок «Мосводоканала» позволила вдвое снизить потребление электроэнергии и почти на 20% уменьшить расход горячей воды. ^ По целям водопользования ... и пестицидами. Продолжается истощение водных ресурсов рек под влиянием хозяйственной деятельности. ... выбора источника водоснабжения на основе единых стандартов и нормативов, действующих на территории РФ, приоритетное использование ...

Предмет исследования. Административные ресурсы на субнациональных выборах

Цель исследования. Рассмотреть особенности использования административных ресурсов на субнациональных выборах

Задачи:

  • рассмотреть особенности проведения выборов в России;
  • дать определение понятию административного ресурса;
  • рассмотреть существующие административные избирательные технологии.
  • создание условий противодействия административным избирательным технологиям.

Методологической базой исследования стали нормативно-правовые документы, научная и учебная литература, периодические издания печати.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы

Это говорит прежде всего о том, что при выборах в органы государственной власти субъекты Федерации должны соблюдать нормы федерального законодательства, но при этом могут самостоятельно принимать законы на региональном уровне. В данной ситуации происходит следующее: с одной стороны, обеспечивается известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, что касается другой то речь идет о различиях, существующих в избирательных системах субъектов Федерации.Несмотря на то, что различия являются несущественными, так как все же законодательные акты субъектов Российской Федерации подчиняются нормам Федерального законодательства, тем не менее нельзя говорить о единстве избирательной системы субъектах Федерации.Помимо этого, существуют отличительные особенности выборов в органы местного самоуправления.Хотелось более подробно остановиться на данном вопросе. Так, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов муниципальной власти должны осуществляться согласно нормативно-правовым документам, принимаемым законодательными органами субъектов Федерации. В том случае если законодательно такой нормативно-правовой акт не предусмотрен, регулирования избирательной процесса осуществляется на основании федерального законодательства.Выборы депутатов должны осуществляться в рамках всеобщего, равного и также тайного голосования.

Данные принципы указаны в рамках законодательства субъектов Федерации, и действуют на территории всех субъектов Российской Федерации, так как изначально были введены и сохраняются в рамках Конституции и федеральных законов.При это некоторые законодательные акты субъектов Федерации в некоторых случаях могут в значительной степени ограничить принцип всеобщности избирательного права, ограничивая круг лиц, которые имеют право принимать участие в голосовании и также быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации. Такое возможно в тех республиках, где предусмотрено свое гражданство, ведь только в данном случае можно избирать или быть и избранными в органы государственной власти.В некоторых субъектах Российской Федерации предусмотрено правило, согласно которому правом избирать обладают только те граждане, которые проживают там где планируют выдвинуть себя в качестве кандидатовВ некоторых случаях в рамках законодательства субъектов РФ обозначен принцип осёдлости в качестве критерия для участия в выборах депутатов законодательных органов. Тем не менее, в рамках федерального закона определено, что субъекты Федерации имеют право на установление срока обязательного проживания на своей территории, а также указания, что они не могут превышать одного года.Выборы органов субъектов Федерации осуществляются по тому же принципу, что и на федеральном уровне.

4 стр., 1707 слов

Теория общественного выбора

... роли покупателей или продавцов, производителей или рабочих, инвесторов или предпринимателей с результатами, которые проявляются на уровне экономики в целом. Согласно позиции Бьюкенена теория общественного выбора ... предполага ет реформирование существующей системы. В рамках «политического обмена» выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень — разработка правил и процедур политической ...

А именно на основании подсчёта голосов, при этом существуют различные системы подсчета, которые устанавливаются на уровне субъектов Российской Федерации. Основная часть депутатов избираются по пропорциональной системе. В некоторых регионов помимо списков предусматривается голосование в многомандатных округах, что в большинстве случаев становится причиной нарушения прав избирателей, так как одна часть избирателей в данной ситуации имеет один голос, а другая несколько голосов.Хотелось привести из судебной практики. Так, в 2002 году Конституционный Суд РФ по делу о выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области признал вышеуказанные нормы неконституционными и обязал использовать избирательную систему, которая обеспечивает равные права для всех избирателей.Что касается системы избрания главы администраций, то ранее она имела схожие черты с выборами Президента РФ. В данной ситуации речь об избрании кандидата, который набрал более половины голосов с учетом установленного минимума на законодательном уровне, сегодня данный порядок изменен.Что касается выборов в законодательные собрания субъектов Российской Федерации, то здесь также можно отметить некоторые отличительные особенности в сравнении с выборами на федеральном уровне.

В частности, речь идет о том, что назначение выборов и формирование республиканской, краевой, областной и других избирательных комиссий, которые в большинстве случаев возлагаются в отношении главы администрации (президента, губернатора) субъекта Федерации.Процедура выборов проходит следующим образом. Создаются избирательные комиссии, в рамках которых создаются списки избирателей. При этом процесс выдвижения и регистрация кандидатов не отличается от данной процедуры на федеральном уровне. Отличительной особенностью прежде всего является количество требуемых подписей, которое значительно меньше. Существуют законодательные акты, которые регламентируют процедуру предвыборной агитации, с тем, чтобы каждому кандидату и избирательному объединению способствовать реализации равных возможностей пользования СМи. Голосование проходит с учетом требований федеральных нормативно-правовых актов.1.2.Использование административного ресурса в рамках административного процесса Административный ресурс представляет собой наиболее сложный, но при этом довольно часто используемый, элемент избирательных кампаний. В действительности, если верить статистике, то каждая вторая победа на выборах была осуществлена благодаря использованию административного ресурса.Существует несколько различных определений административного ресурса, при этом, если говорить о едином определении, закрепленном в рамках административного права, то в данном случае о наличии его говорить не приходится.

Тем не менее, основная часть исследователей определяет административный ресурс в качестве специфического способа ведения предвыборной кампании, использования мер давления на оппонентов, мер элементарной коррупции и фальсификации результатов голосования. Хотя, что касается последнего определения, то его вряд ли можно назвать справедливым. На самом деле, в случае применения административных ресурсов, если они используются грамотно и должным образом, то вряд ли в данном случае можно говорить о необходимости фальсификации. Ведь нет необходимости фальсифицировать, если можно создать препятствия для других избирателей, и тем самым ограничить им путь к победе на выборах. Можно сделать вывод, что административный ресурс и фальсификация представляют собой с одной стороны схожие, но при этом совершенно разные стратегии «делания выборов». При этом речь идет не только об «идеологическом обосновании», но также с учетом понимания сущности власти, выборов, человека в конечном счете. Довольно часто, оказывая давление на одни и те же элементы власти, субъекты административных ресурсов предъявляют к ней совершенно разные стандарты и требования, в сравнении с теми, что применяются при фальсификации.

4 стр., 1740 слов

Проблемы назначения и исполнения административного наказания ...

... вплоть до административного выдворения. Применяя на практике данное административное наказание, должностные ... качестве меры ответственности граждан России - не может существовать фактически. В противном случае введение института административного выдворения ... мигрантов в России довольно значительно. В связи ... Если они нарушили российское законодательство, касающееся пребывания на территории нашего ...

В заключении можно сказать, что в каждом из обозначенных направлений можно говорить о своем собственном стиле и эстетике.В качестве примера хотелось бы привести ситуацию, при которой то или иного лицо проиграло выборы по причине фальсификации. До того, как наступил день голосования, указанное лицо пыталось учувствовать в выборах по существующим правилам. При этом он имел иллюзию возможного выигрыша, которая была связана с работой власти, избиркома, оппонентов и тд..Уже в процессе участия в предвыборной компании оно с интересом участвует в процессе, ощущая соревновательный дух, надеясь на победу.В случае с фальсификацией, которая практически не доказуема, участник предвыборной гонки чувствует себя разочарованным не только в использовании тех или иных принципов, но и вообще в предвыборной гонке. Применение АР и фальсификаций, которые имеют схожие по своей направленности действия, что становится причиной совершенно разного отношения к выборам и власти. Те политики, которым приходилось сталкиваться с данной проблемой, на протяжении длительного периода времени не могли справиться с их последствиями. Фальсификация пытается изнутри подорвать веру в человека, и по этой причине, те, кто с ней столкнуться, довольно редко возвращаются вновь в данную сферу.

Что касается административных ресурсов, то в данном случае подобной проблемы нет.Лица, которые использую административные ресурсы, считают себя вполне уверенными, ведь на самом деле все вышло именно так, как было запланировано. Несколько параноидальные подозрения, которые касались власти были подтверждены, поведение кандидатов в депутаты не меняется. Что касается проигравшего, то в данном случае он чувствует себя совсем не плохо, определив в социуме свое альтер-эго, скорее всего даже смог поправить психологическое здоровье. Административный ресурс в данном случае указывает на традиционный стоицизм всех участников выборов, становится причиной использования осознанного выбора, который касается места в политике, а также собственного предназначения в данном случае.В данном случае административный ресурс становится причиной появления убежденных, «чистых» политиков, что касается людей, которые данные ресурсы применяют, то они самостоятельно готовят себе оппонентов, с волей к победе. Хотелось бы отметить, что перечисленные в данном случае последствия уже поняты и реализованы субъектами административного ресурса, что проявляется в особом стиле исполнения административного ресурса. С учетом вышесказанного хотелось бы отметить, что административный ресурс представляет собой такую систему управленческих методов и средств, которые могут быть реализованы должностными лицами и государственными органами для того чтобы достичь целей, которые противоречат существующим принципам государственной службы.По той причине, что среди существующих базовых принципов государственной службы, которые обозначены в рамках Конституции РФ и федерального законодательства, указаны также принцип верховенства закона, принцип прозрачности, соответственно, нарушение данных принципов должно восприниматься в качестве коррупционного деяния.При этом необходимо отметить значительное количество белых пятен, присутствующих в данном вопросе, что также указывает на неоднозначность понятия коррупции.Если отказаться от существующего определения понятия коррупции, и согласиться с тем, что в данном случае речь идет о некой девиантной модели социально-политических отношений, можно с уверенностью сказать о том, что в качестве противоправности понимается не столько нарушения должностными лицами норм административного и уголовного законодательства, а сколько отказ от соблюдения общих принципов и норм, среди которых также можно указать принципы конституционные и избирательные.Если говорить о выборах в Российской Федерации, то можно отметить, что здесь, к сожалению, достаточно мало внимания уделяется вопросам соблюдения принципов и норм с учетом их крайне невысокого политико-правового сознания общества. В данном случае в качестве исключения нельзя назвать и государственных служащих.Именно по этой причине, как в государственных структурах, так и в общественном понимании основная часть действий должностных лиц, которые могут показаться сомнительными с морально-правовой точки зрения, но при этом направленные на «укрепление порядка» в стране, в большинстве случаев воспринимаются как должное. Занимая такую позицию, граждане довольно часто отводят реализованные должностными лицами поступки из поля противоправности, создавая им возможность для положительной характеристики.В качестве отличительной особенности административного ресурса, которое имеет отношение к коррупции, можно указать то, что оно выступает в качестве средства достижения «глобальной» политической выгоды, материальную сторону которой разглядеть довольно сложно.Ведь в действительности, в данном случае не идет речи об обогащении, как таковом, при этом реализованные действия из-за этого не становятся менее опасными с социальной точки зрения.Упрощенность процедур принятия политических решений с учетом использования преимуществ служебного положения выступает в качестве довольно опасной ловушки, которая приводит к торможению развития самоуправленческих начал в современной России, и соответственно, ограничивает развитие демократии.Глава 2. Административные ресурсы на субнациональных выборах: Санкт-Петербург2.1.Выборы в Санкт-Петербурге. Статистика 2011-2014 ггПрежде чем перейти к выборам 2011 года хотелось бы вкратце рассказать о предыдущих выборах 2011 года. В частности, на основании данных, полученных ЦИК исследователями были составлены зависимости между количеством голосов, которые были отданы за ту или иную партию и количество проголосовавших избирателей, то есть явкой. Это данные позволяют выделить ряд аномалий, которые наблюдаются в процессе анализа по выборам Санкт-Петербурга. В частности, если обратиться к рисунку 1, то можно отметить, что точки, представленные на диаграмме, соответствуют данным территориальных избирательных комиссий. Видно ТИКи с повышенной явкой избирателей, и, что довольно странно, именно на тех участках, где явка в два раза выше, количество голосов, отданных за «Единую Россию». В Санкт-Петербурге на момент выборов было предусмотрено 1756 избирательных участков Распределение участков по явке достаточно хорошо описывается нормальным распределением с максимумом 53%. Что касается среднего и общего процента проголосовавших, то в значительной степени ближе к этому показателю.Далее хотелось бы предоставить таблицу с данными Гор избиркома Санкт-Петербург. Явка 55,23% В большинстве случаев на участниках показано довольно схожее распределение голосов. На диаграмме точки расположены достаточно кучно.. При этом единственную аномалию можно отметить, в случае с распределением голосов за «Единую Россию» и за «Справедливую Россию». В частности, если обратиться к результату «Единой России» то можно отметить, что результат полученный «Единой Россией» имеет повышенную фракцию участков с более выраженной поддержкой (50–60% вместо 25% у основного пика), что касается «Справедливой России», то в данном случае все происходит наоборот (10% вместо 30% в главном пике).

17 стр., 8038 слов

Конституционное право России : Политические партии и общественные организации

... политического процесса в качестве института политической системы выступает политическая партия. Термин “партия” ведет свое происхождение от латинского “partis” - группа, часть. Политические партии представляют собой наиболее активную, организованную часть населения. Партиям, как ... III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В РОССИИ История возникновения политических партий в России Многопартийность в России а) ...

9 стр., 4473 слов

Качество питьевой воды и здоровье человека

... питании, активности и потреблении чистой воды. При таком большом значении воды для человека, вода должна быть соответствующего качества, если же вода содержит какие-либо вредные вещества, ... или Е.соli, ОМЧ). Опыт работы лаборатории по анализу качества воды показал, что к наиболее распространенным загрязнителям воды (содержание компонентов превышает нормативы) можно отнести железо, марганец, ...

На рисунке 2 для «Единой России» слева разными цветами изображены две относительно однородных группы данных. Данная информация позволяет сделать вывод о том, что в данном случае нельзя отрицать возможность использования административных ресурсов.Далее хотелось бы сказать о выборах 2014 года. Прежде всего, необходимо отметить, что речь идет о досрочных выборах, что уже наводит на мысль о возможном использовании административных ресурсов.Прежде всего хотелось сказать о том, какие критерии существуют для кандидата в депутаты:Правом на выдвижение обладало лицо – гражданин РФ, в возрасте 30 лет и старше. В Санкт-Петербурге выдвижение кандидатов возможно только политическими партиями, которые имеют на основании норм федерального законодательства принимать участие в выборах. Самовыдвижение запрещено. Кандидат в депутаты имеет право быть только гражданином РФ.На основании норм законодательства, начиная с июня2013 года, кандидат в губернаторы должен в обязательном порядке представить в избирком письменное уведомление о том, что у него нет счетов и вкладов за пределами страны. Если они имелись ранее, то их необходимо закрыть.Как известно, начиная с 2012 года в стране действовал муниципальный фильтр. В данном случае речь идет о том, что каждый кандидат прежде чем выдвинуть свою кандидатуру, необходимо заручиться поддержкой 5 % до 10 % от общего числа муниципальных депутатов и избранных на выборах глав муниципальных образований, в числе которых также должно присутствовать от 5 до 10 депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов. При этом муниципальные депутаты имеют право отдать свой голос только за одного депутата. В Санкт-Петербурге установлен максимальный порог в 10%. Каждый из листов должен быть заверен нотариально. Уже 11 июня 2014 года городским избиркомом должен был представлен расчёт количества необходимых подписей. В частности, каждый депутат должен был собрать от 156 до 163 подписей не менее чем в 84 муниципальных округах (3/4 от всех округов).

16 стр., 7664 слов

Правовой статус законодательного собрания Санкт-Петербурга

... Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; 2) определяется порядок деятельности (регламент) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; 3) оформляется согласие на назначение на должность вице-губернаторов Санкт-Петербурга; 4) назначаются дата выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а также дата выборов Губернатора Санкт-Петербурга; 5) назначается референдум Санкт-Петербурга ...

Подписи необходимо было предоставить до 16 июля. Уже 20 июня кандидат на пост губернатора Оксана Дмитриева на пленарном заседании Государственной думы РФ выты давлению, если не хотели поддерживать определенного кандидата.30 июня в «Единой России» была представлена информация, что в поддержку выдвижения Георгия Полтавченко подписалось около 1000 муниципальных депутатов из 1409 имеющихся.Максимальное количество подписей для прохождения удалось набрать кондидатам в депутаты: Георгий Полтавченко («Единая Россия»), Константин Сухенко (ЛДПР), Ирина Иванова (КПРФ), Тахир Бикбаев («Зелёные»), Андрей Петров («Родина»).

Что касается кандидата от «Справедливой России» Оксаной Дмитриевой, то они смогла собрать только 111 подписей при минимальных 156. Общественными наблюдателями был предоставлен сводный отчет о тех нарушениях, которые были допущены в процессе подготовки и в ходе голосования. В этот же период произошло несколько судебных процессов.До того, как был опубликован официальный доклад, более подробно об итогах для телекомпании НТВ рассказала член совета общественной организации «Наблюдатели Петербурга» Александра Крыленкова. В частности, Александрой Крыленковой, членом совета «Наблюдателей Петербурга» была высказана точка зрения о том, что по поводу выборов в Санкт-Петербурге достаточно сложно было что-либо спрогнозировать. Вопрос, который всех интересовал прежде всего касался явки. В частности, был некоторый объем протоколов, которые были пустые, на них не было указано ни одного кандидата. Данная ситуация указывает на возможность искусственного повышения явки. В действительности, как полагает Александра Крыленкова, реальная явка была ниже на 10%. В заключении хотелось бы добавить, что «Справедливая Россия» и «Яблоко» отказались признавать итоги выборов и легитимности избранного губернатора.2.1.Выборы в Санкт-Петербурге: использование административных ресурсов В рамках данного исследования хотелось бы более подробно остановиться на использовании административных ресурсов на субнациональных выборах. В качестве примера представлены выборы, которые проходила в Санкт-Петербурге в 2014 году.В качестве наиболее обобщенной характеристики агитационной компании, которая проводилась в Санкт-Петербурге можно указать ее инертность, особенно на этапе завершения регистрации кандидатов. В частности, Г. Полтавченко встречался с жителями и принимал участие в публичных мероприятиях, при этом не пытаясь агитировать на себя. При этом, благодаря регулярному появлению в прессе, в июле Г. Полтавченко, если основываться на данных «Медиологии», выступил в качестве наиболее медийного главы региона. Партии, которые планировали поддержать Полтавченко, еще до того, как были объявлены досрочные выборы были следующие: «Единая Россия», которая как известно, является самой многочисленно, также Трудовая партия России, Самодержавная партия, Партия мира и единства. Были в числе партий, готовых оказать поддержку «Российский общенародный союз», партия «Национальной безопасности России», Партия ветеранов России, «Гражданская инициатива», которая при этом в последствии хотела блокировать выборы, «Союз труда», Российская экологическая партия «Зеленые», Народная партия «За женщин России». При этом официальная агитация за Г. Полтавченко начала проводиться лишь в последних числах августа. В числе агитационных материалов были портреты кандидата крупным планом и лозунги, в рамках которых не было представлено какой-либо определенной идеологической окраски.Помимо этого, в конце августа был создан сайт «Поддержим СПб», организацией которого занимался Фонд поддержки муниципальных инициатив. В качестве учредителей Фонда выступили Макаров А.А., Мартыненко В.Е., Мельникова А.Р., которые являются депутатами Законодательного Собрания от «Единой России».

5 стр., 2414 слов

Развитие избирательной системы в России

... же не всегда связано с выборами. Суворова Е. Ю. , Избирательные права граждан в России: состояние и тенденции развития // Гражданин и право, N 7, июль 2007 г ... с постоянным реформированием федерального избирательного законодательства. Объектом курсовой работы является совокупность общественных отношений, возникающих в ходе организации и проведении выборов в органы государственной власти ...