Известно, что амнистия (от греч. amnestia – забвение, прощение) как институт права имеет давние традиции и глубокие исторические корни. В качестве акта высшего проявления гуманизма амнистия широко применяется уполномоченными на то государственными органами большинства стран мира. При этом публичная власть как бы прощает оступившимся их грехи в связи с событиями большой общественной или государственной значимости. Во времена абсолютизма амнистии объявляли монархи. В современных государствах это, как правило, прерогатива законодательной власти, т.е. парламентов.
Актуальность исследования темы настоящей работы обусловлена целым рядом обстоятельств. Так, например, не является в этом плане исключением и Россия. В соответствии со ст. 103 Конституции Российской Федерации в предмет ведения нижней палаты отечественного парламента входит, наряду с иными полномочиями, и принятие актов об амнистии, а также о порядке их исполнения. Причем Государственная Дума довольно активно использует предоставленное ей Основным законом полномочие. За период существования российского парламента (который историю своего существования отсчитывает с момента принятия действующей Конституции) его нижней палатой – Государственной Думой принято более двух десятков актов об амнистии и порядке их исполнения.
И вряд ли эта проблема могла привлечь внимание, если бы не одно «но». Речь идет о принятии Государственной Думой печально известных постановлений «Об объявлении амнистии в связи с 55–летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» и «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55–летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов». Беспрецедентность принятого нижней палатой решения очевидна. Такого российское общество не помнит с 1953 г., когда под амнистию, инициированную Берия, попало также большое число осужденных.
Уместно отметить, что в соответствии с концепцией взаимоотношений между личностью и государством в современных правовых системах оно среди прочих осуществляет и функцию уголовного преследования в силу того, что преступление по своей социальной природе – общественно опасное деяние. При таком положении государство, в принципе, вправе применять амнистию и освобождать определенный круг лиц от уголовного наказания. Но они не освобождаются, однако, от обязанности возместить причиненный ущерб. В этой связи уместно вспомнить выступление в Государственной Думе депутата В. Илюхина, который обоснованно заметил, что в соответствии с постановлением под амнистию, приуроченную к юбилею Победы, могли попасть и инвалид Басаев, и орденоносец Масхадов.
Органы государственной власти в России
... " Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков: Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти. Орган государственной власти наделен ...
Благодаря быстрому реагированию правоприменительных органов ситуацию удалось удержать под контролем. Постановлением от 28 июня 2000 г. Государственная Дума внесла изменения в ранее принятый акт. Между тем вряд ли такие действия способствуют укреплению авторитета как одной из плат представительного органа страны, так и государственной власти в целом. Скоропалительность принятия амнистии, а затем внесение в нее изменений обозначили проблему, требующую скорейшего законодательного решения. В противном случае нет гарантий от подобных «ошибок» нижней палаты парламента и в будущем. А ведь амнистия затрагивает конституционные права широкого круга граждан. Людям трудно понять, почему вчера еще они подлежали освобождению от наказания по амнистии, а сегодня решение отменено, причем тем же органом, который его и принимал.
Предмет исследования работы — акты об амнистии и их применение.
Объектом исследования выступают акты об амнистии.
Цель исследования – рассмотрение понятия амнистии, анализ актов об амнистии и специфика их применения.
Согласно цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- исследовать юридическую природу институтов амнистии и помилования, акты об амнистии и помиловании; рассмотреть практику применения актов об амнистии.
В работе использованы нормативно-правовые акты РФ, а так же труды отечественных ученных, занимающихся проблемой ответственности и исполнения наказания в уголовном праве.
Методологической базой выполненной работы являются принципы объективности, методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, логический метод, метод системно-структурного анализа.
1 Освобождение от уголовного наказания. Институты амнистии и
помилования: основные понятия, сравнительный анализ
1.1 Значение и виды освобождения от уголовного наказания
В связи с тем, что амнистия и помилование являются обстоятельствами освобождение от уголовного наказания, считаю необходимым обратиться к понятию и значению освобождения от уголовного законодательства (наказания).
Освобождение от наказания — институт уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, предусматривающий основания, порядок и условия неприменения наказания либо освобождения от дальнейшего отбывания наказания полностью или частично.
Ещё самому древнему уголовному законодательству был известен, а уголовные кодексы всех современных государств предусматривают ряд обстоятельств, устраняющих наказание. При этом подобное решение вопроса отнюдь не означает, что совершённое деяние утратило признаки, присущие преступлению, а лицо, его совершившее, перестало быть опасным для окружающих.
В ряде случаев применение к осужденному даже самого незначительного по тяжести уголовного наказания оказывается из-за наличия каких-либо фактических или уголовно-правовых обстоятельств невозможным либо нецелесообразным. Наличие различных форм реализации уголовной ответственности позволило отечественному законодателю предусмотреть систему таких обстоятельств, коренящихся или в физической невозможности, или юридической бесцельности уголовного наказания, которые обуславливают необходимость института освобождения от уголовного наказания. Термин “освобождение” означает не сам процесс, а уголовно-правовой результат.
Особенности уголовно-правового института освобождения от ответственности
... проявлений и выражение уголовной ответственности, поэтому освобождение от уголовной ответственности представляет собой одновременно и освобождение от возможного в будущем наказания. Наказание вне уголовной ответственности немыслимо . Но когда законодатель говорит об освобождении от уголовной ответственности, то имеется в ...
Как известно в отдельных (и весьма многочисленных) случаях освобождению от уголовного наказания может предшествовать освобождение от уголовной ответственности. Однако, освобождение от уголовного наказания не влечёт автоматического (одновременного) освобождения осуждённого от уголовной ответственности. Кроме того, при освобождении от уголовной ответственности уголовно-правовые регулятивные отношения прекращают своё действие, тогда как при освобождении от уголовного наказания (функционально и содержательно охватывающим освобождение и от его отбытия) они нередко сохраняются (например, до погашения или снятия судимости).
При разграничении данных институтов уголовного права на сегодня ещё нельзя не учитывать и их различную уголовно-процессуальную форму: освобождение от уголовного наказания, в отличие от уголовной ответственности, осуществляется только судом.
Освобождение от уголовной ответственности — институт уголовного права, включающий освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ), а также по акту амнистии (ст. 84 УК РФ).
При общей социально-правовой направленности виды освобождения от уголовного наказания имеют различную законодательную трактовку и требуют для своей реализации различных оснований и условий.
Единства мнений относительно классификации (типологии) оснований освобождения от уголовного наказания среди специалистов нет. Поэтому теоретически целесообразным и практически значимым представляется деление всех известных действующему отечественному уголовному законодательству видов освобождения от уголовного наказания на безусловные и условные, в рамках которых должна быть предусмотрена более дробная классификация. Подобная градация предопределяет не только содержание того или иного вида освобождения, особый порядок самой процедуры освобождения, но и разницу уголовно-правовых последствий.
Исходя из этого, рассмотрим три основных группы.
Первую группу составляют следующие виды безусловного освобождения: военнослужащего в связи с его заболеванием; в связи с зачётом времени содержания под стражей; в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания; по истечении срока давности обвинительного приговора суда; по отбытии срока наказания.
При этих видах освобождения от уголовного наказания перед лицом не ставится никаких условий, т.е. вменение ему в обязанность отбыть (доотбыть) наказание, от которого он освобождён, даже в случае его откровенно отрицательного (но не преступного) поведения в последующий период.
Вторая группа включает виды освобождения условного характера, куда входят: условное осуждение; условно-досрочное освобождение; освобождение по болезни; отсрочка отбытия наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Здесь перед освобождаемым официально ставятся условия, которые он обязан соблюдать в период так называемого испытательного срока. В случае же несоблюдения этих условий осуждённый обязан полностью или частично отбыть оставшуюся (неотбытую) часть наказания.
Амнистия и помилование в уголовном праве
... существующих в российском законодательстве различных видов освобождения от ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления, значатся амнистия и помилование. Амнистия, равно как и помилование, являясь актом государственного прощения, реализует в ...
В третью группу входят так называемые универсальные, общие виды, которые при наличии соответствующих обстоятельств могут быть как безусловными, так и условными. К ним традиционно относятся амнистия и помилование.
1.2 Общее определение понятий «амнистия» и «помилование»
Амнистия и помилование представляют собой две разновидности полной или частичной отмены юридических последствий совершения преступления, осуществляемого в несудебном порядке. Амнистия и помилование облегчают участь лиц, осужденных за преступления, которые, как правило, не представляют большой общественной опасности и создают дополнительный стимул для исправления осужденных и их скорейшего приспособления к жизни в обществе.
Термин «амнистия» происходит от греческого слова amnestia, которое означает забвение, прощение. Амнистия является смешанным видом освобождения: с помощью акта амнистии возможно применение любого вида освобождения как от ответственности, так и от наказания, и практически на любой стадии уголовного процесса.
Амнистия – это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов – высших органов государственной власти и управления. Чаще всего акты амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни государств. . Так, Стоглавый Собор объявил амнистию к церковному празднику Пасхи, по которой освобождались все тюремные сидельцы, кроме осуждённых за убийство и разбой. Со времён Бориса Годунова стали обычными амнистии по поводу восшествия на престол, болезни или выздоровления царя или членов его семьи, рождения наследника, за помин души и т.п. Пётр Великий к таким поводам добавил амнистии в честь викториальных дней — победы в сражениях. В советское время амнистии издавались в честь знаменательных событий: в связи с 50-летием Октября, 50-летием победы в Великой Отечественной войне и т.п.
Конституция РФ относит объявление амнистии к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Часть 1 ст. 84 УК лишь дублирует конституционное положение, закрепляя, что амнистия объявляется Государственной Думой. Таким образом, амнистия – это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако, последствия ее применения существенно затрагивают сферу уголовного права.
То обстоятельство, что амнистия – внесудебный акт, и ее достоинство, и ее недостаток. Государственная дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далеких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечеркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат.
Эти обстоятельства привели к тому, что амнистия как вид освобождения имеет давних и последовательных противников, в числе которых был И. Кант, Ч. Беккарий и др. По их утверждению, ничто не может оправдать такое ниспровержение силы закона и судебного приговора, каким является амнистия.
Система и виды наказаний в Российском уголовном процессе
... термин «наказание».[12] Наказание должно отвечать всем принципам уголовного права. Принцип законности реализуется в наказании прежде всего тем, что виды наказаний предусмотрены исключительно в уголовном кодексе. ... сочетаний основных и дополнительных видов наказаний. Назначение нескольких наказаний за совершение одного преступления широко практиковалось на всем протяжении феодализма. Становление ...
Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права.
Так же как и амнистия, помилование является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания. Однако ч.2 ст. 85 УК предпринимает попытку сузить круг: “Актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость”. Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания. Существует мнение, что подобное сужение сферы действия помилования и тем самым изменение её юридической природы не совсем оправдано. Действительно, чаще всего помилование применяется к лицам, уже осуждённым и отбывающим наказание, в большинстве случаев — при замене смертной казни пожизненным заключением. Но помилование, так же, как и амнистия, является внесудебным актом.
Помилование — прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.