Авторское право в РБ

При отсутствии указанного правомерного опубликования и любого другого доведения до всеобщего сведения с согласия автора в течение 50 лет с момента создания такого произведения срок охраны составляет 50 лет с момента создания произведения. Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты авторского права или смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние. Объекты авторского права или смежных прав, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права.

Имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для использования по авторскому договору.

Любая уступка имущественных прав должна оформляться письменным договором, подписываемым автором и лицом (правообладателем), которому уступаются имущественные права. Уступленными считаются только те права, которые ясно указаны в договоре.

Авторский договор о передаче исключительных имущественных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать другим лицам подобное использование произведения.[8, с.116]

Авторский договор о передаче неисключительных имущественных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем имущественных прав, передавшим такие права, и (или) другими лицами, получившими разрешение на использование этого произведения таким же способом. Авторский договор должен предусматривать способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок, на который передается право, и территорию, на которую распространяется действие этого права на указанный срок; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми.

Понятие «авторское право» тесно связано с понятием «смежные права», которые распространяются на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

16 стр., 7685 слов

Что такое имущественное право. Имущественные права (2)

... вещью и извлекать из нее выгоду, т.е. собственник при использовании данной вещи реализует свои имущественные права. С момента отчуждения собственником имущества (продажи, дарения и т.п.) ... интеллектуальной деятельности, но приравненные к ним. К объектам интеллектуальной собственности относятся: Произведения науки, литературы и искусства;, Программы для электронных вычислительных машин (программы для ...

Положения Закона «Об авторском праве и смежных правах об охране прав исполнителей применяются к:

  •  исполнителям, являющимся гражданами Республики Беларусь;

 исполнителям, не являющимся гражданами Республики Беларусь, но исполнения которых:

 имеют место на территории Республики Беларусь, или

 включены в фонограммы, охраняемые в соответствии с настоящим Законом, или не записаны на фонограмму, но содержатся в передачах организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в соответствии с настоящим Законом.

Права изготовителя фонограмм признаются при выполнении нижеперечисленных условий и относятся к:

  •  фонограммам, производителями которых являются граждане Республики Беларусь или юридические лица, имеющие официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;

—  фонограммам, производители которых не являются гражданами Республики Беларусь или юридическими лицами, имеющими официальное местонахождение на территории Республики Беларусь, но которые впервые опубликованы на территории Республики Беларусь или опубликованы на территории Республики Беларусь в течение 30 дней со дня их первой публикации в каком-либо другом государстве.[7,с.5]

Права организации эфирного или кабельного вещания применяются к передачам организаций, имеющих официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляющих передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.

Положения законодательства Республики Беларусь также применяются к исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания, которым охрана прав на территории Республики Беларусь предоставляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Исполнитель осуществляет указанные в настоящем разделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, указанные в настоящем разделе, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Для возникновения и осуществления прав, предусмотренных настоящим разделом, не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов:

  •  латинской буквы «P» в окружности;
  •  имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;
  •  года первого опубликования фонограммы.

При отсутствии доказательств иного исполнителем или производителем фонограммы считается лицо, указанное в качестве обладателя исключительных имущественных прав на каждом экземпляре фонограммы (презумпция обладателя смежных прав).

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежит право на имя, право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

3 стр., 1459 слов

Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь

... основных фондов. Повышение эффективности инновационной политики Республики Беларусь предполагает необходимость совершенствования ее законодательного обеспечения, формирования действенных механизмов финансовой поддержки новаторской деятельности. 2 Роль государства в регулировании инновационной деятельности При инновационной модели развития устойчивый ...

Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Организации эфирного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.

Личные неимущественные права исполнителя (право на имя и право на защиту репутации), установленные статьей 31 Закона «Об авторских и смежных правах», охраняются бессрочно.

Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.

Имущественные права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Права организации эфирного или кабельного вещания, действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно. Право разрешать использование исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков переходит к наследникам (в отношении юридических лиц — к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания.[7,с.8]

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

2. Механизмы реализации авторского вознаграждения: зарубежный опыт

Авторское вознаграждение, или авторский гонорар — оплата, которую получает автор за каждый вид использования его произведения, в частности за уступку права на издание.

Размер и порядок авторского вознаграждения устанавливаются в авторском договоре или договоре, который заключает с издательством организация, управляющая имущественными правами авторов на коллективной основе.

Рассмотри механизм осуществления авторского вознаграждения наших ближайших соседей – Российской Федерации. По закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», авторское вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно из-за характера произведения или особенностей его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. При этом минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются Правительством РФ и индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров оплаты труда. Если авторское вознаграждение определено в авторском договоре в виде зафиксированной суммы, то договор должен предусматривать максимальный тираж издания произведения.

5 стр., 2257 слов

Авторское патентное право

... и жесткого отбора критериев для инвестиций роль автора должна быть оценена государством в надлежащей мере. Все выше сказанное подчеркивает актуальность выбранной темы. Цель работы - рассмотреть авторское патентное право. ... вознагражден за свой творческий труд и должен быть уверен в том, что общество обеспечит защиту его прав не только на справедливое вознаграждение за раскрытие некой частной идеи, ...

Помимо выплаты авторского вознаграждения в процентах от дохода существуют еще несколько видов исчисления авторского вознаграждения:

1) в зависимости от объема произведения:

  • а) полистное — по объему произведения в авторских листах, исходя из ставки за 1 авторский лист;
  • б) построчное — по объему произведения в строках, исходя из ставки за 1 строку;
  • в) постраничное — по объему в стандартных страницах;

2) аккордное (независимая от объема договорная сумма).

[3, с. 96]

Поскольку на практике доход издательства — это сумма, выручаемая им за продажу книготорговцам тиража издания по отпускной цене, то авторское вознаграждение может устанавливаться в процентах от отпускной цены.

Закон разрешает не выплачивать авторское вознаграждение в строго оговоренных случаях – безгонорарное издание. Издание произведения или его части, за выпуск которых по закону об авторском праве не требуется выплачивать авторское вознаграждение. Закон РФ «Об авт. праве и смежных правах» разрешает без выплаты авторского вознаграждения:

1) воспроизводить в личных целях все произведения, кроме аудиовизуальных и звукозаписи;

2) цитировать в оригинале и переводе в научно-исследовательских, полемических, критических и информационных целях фрагменты из произведений в объеме, оправданном целью цитирования;

3) использовать отрывки произведений в качестве иллюстраций для учебных изданий в объеме, оправданном поставленной целью;

4) воспроизводить без извлечения прибыли произведения рельефно-точечным шрифтом или другим способом для слепых;

5) использовать произведения, перешедшие в общественное достояние, т. е. такие, на которые истек срок действия авторского права или которые на территории РФ никогда не охранялись.[4,с.26]

Авторское вознаграждение может выплачиваться целиком после продажи тиража издательством и частями (первая в виде аванса при заключении авторского договора заказа, вторая — после того как представленный автором оригинал одобрен издательством, третья (окончательный расчет) — после или по мере продажи тиража издания.

Размер авторского вознаграждения за использование служебного произведения, т. е. такого, которое создано в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем. Это не относится к работодателям энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий.

В целом, осуществление авторского вознаграждения сходно в большинстве стран мира, однако большое значение для стимулирования изобретательства имеет система государственных мероприятий, направленных на предоставление льготного налогового режима для исследовательских организаций и изобретателей, различного рода ссуд, дотаций, целевое финансирование исследований, льготная пошлинная политика и др. Рассмотрим методы и инструменты стимулирования изобретателей на примере конкретных стран.

Существенную роль среди них играет налоговая политика. В США она определяется Законом о налогах (1986) [1, с.79], который снизил максимальные налоговые ставки для частных лиц с 50 до 28%, а для корпораций — с 46 до 34%.

21 стр., 10111 слов

Авторское право за рубежом

... существует национальное законодательство, охраняющее права автора. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства. Деятельность ... должен иметь право контроля за перепечатыванием и другими формами публикации, а следовательно, и возможность получать доходы от использования его произведения. Это совпало ...

Поскольку налоговые суды признавали, что выплаты служащим при уступке ими патентных прав являются компенсацией не за службу, а непосредственно за передачу работодателю созданных изобретений, что квалифицируется как приобретение капитала и вследствие этого облагается более низким налогом, то существовала реальная возможность поощрить изобретателя в виде возрастания чистого заработка автора с помощью налогового стимула. Для реализации на практике этого положения рекомендовалось в трудовых соглашениях, контрактах предусматривать дифференцированную компенсацию работнику за его работу в качестве наемного служащего и отдельно за его согласие уступить работодателю патенты на созданные изобретения.

Во Франции, Швеции, Японии признано целесообразным создание таких структур, которые предоставляли бы изобретателю субсидии на всех этапах инновационного процесса, вплоть до сбыта продукции на рынке. Такие системы созданы в Швеции — Региональный фонд развития, во Франции — Национальное агентство содействия научным исследованиям (Новый Анвар), в задачи которых входит содействие созданию и использованию изобретений путем предоставления из государственных средств финансовой помощи, главным образом «рисковому бизнесу» — малым исследовательским фирмам и отдельным независимым ученым и изобретателям. При этом этапы вплоть до проведения испытаний финансируются агентством в размере 25% затрат, а при внедрении — 50% [2,с.215]. В общем случае прямое финансирование правительством мелких и средних предприятий и отдельных изобретателей достигает во Франции 50% от расходов на создание новой продукции и технологии [16].