Влияние развода на дальнейшую жизнь ребёнка

Курсовая работа

Каждый год в России регистрируется 500–600 тыс. разводов, в результате чего от 400 до 600 тыс. детей остаются с одним из родителей, в подавляющем большинстве с матерью1. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она, в принципе, не может реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям2.

Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т.д. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.

В настоящее время с увеличением числа разводов возросла актуальность психологических исследований в области детско-родительских отношений в ситуации развода. Актуальность данной темы и определила выбор заявленной темы курсовой работы.

Цель работы – рассмотреть влияние развода на дальнейшую жизнь ребёнка.

Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следуюие конкретные задачи:

— рассмотреть причины пост-разводного травматизма детей;

— описать основные последствия развода, а также детские реакции на развод родителей и помощь взрослых;

— проанализировать долгосрочное влияние развода на психическое развитие ребёнка;

— обозначить роль отца в жизни ребёнка после развода, а также в жизни детей рождённых вне брака;

— рассмотреть исследование влияния ситуации развода на детей старшего дошкольного возраста.

44 стр., 21648 слов

Личностно-эмоциональные особенности детей разведенных родителей

... детей, супружеским изменам и т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье [11]. Нарушения функций семьи Рассмотрим ... болезни и смерти, которые оказывают сильное влияние на функционирование семьи как целого. Нормально функционирующая ... вести переговоры по всем аспектам совместной жизни. Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности ...

Глава 1. Последствия развода для психики детей.

1.1. Причины «пост-разводного» травматизма детей.

Россия, США и страны Европы сегодня очень обеспокоены уровнем разводов, регистрируемых в их государствах. Например, в США более половины зарегистрированных браков заканчиваются разводом. В книге под названием \»Причины успехов и неудач в браке\» Джон Готтмен (John Gottman) проводит обзор двадцати лет исследований в области состоявшихся и разрушившихся браков в Америке. По его словам, \»если брак является вторым, дела обычно обстоят похуже — 60 процентов таких браков заканчиваются разводом.

При расхожем мнении обществоведов, говорящих о стабилизации уровня разводов к 80-м годам нашего века, новые данные свидетельствуют об обратном: с течением времени уровень разводов растёт.

Добавим к этому, что дети разведённых родителей, взрослея, испытывают гораздо больше проблем в сфере формирования здоровых и полноценных взаимоотношений с людьми. Наблюдается значительно меньше проблем во взаимоотношениях у выходцев из крепких и благополучных семей. Расторжение брака неизбежно влияет на весь процесс взросления ребёнка. В одном исследовании, посвященном факторам, толкающим молодёжь в Советском Союзе на правонарушения, даётся описание социально экономического статуса 620 молодых людей, вступивших в конфликт с законом (Юркевич, 1979).

Число выходцев из неполноценных семей в этой группе значительно превышает количество \»детей развода\» среди их сверстников, не провинившихся перед законом. Расторжение браков неизбежно отражается на способностях детей формировать и поддерживать здоровые взаимоотношения с людьми во взрослом возрасте, а значит, ослабляет и всё общество в целом.

Институт семьи является основной ячейкой общества и нации. Ещё в 50-е годы, обычная семья состояла из мужа и жены, находящихся в первом браке и имеющих 2-3 детей. Начиная с 70-х, такая семья перестала быть типичной. Наиболее типичными с этого времени в нашем обществе стали повторные браки. В обычной семье теперь, по меньшей мере, один из супругов разведён и имеет детей как от первого, так и от второго брака. Вторым наиболее типичным типом семьи является та, в которой только один родитель. Это в большинстве случаев женщина, выполняющая обе родительские роли и содержащая одного и более детей. Чаще всего такие семьи живут в нищете. Матери и жены, оставленные отцами и мужьями, вынуждены нести на себе ношу воспитания детей, в то время как мужья имеют свободу искать новые возможности.

Причины распада семей зависят от разных факторов, которые не всегда раскрываются в специальной литературе. Некоторые исследования, привели к целому ряду открытий, прослеживающих взаимосвязь между разводом родителей и будущим потенциальным семейным благополучием их детей. Во-первых, подтвердились высказанные ранее предположения, что дети разведенных родителей более склонны к разводу. Во-вторых, было обнаружено, что опасность развода особенно высока, если оба супруга воспитывались в разведенных семьях. Особенно это типично в ситуациях, где развод родителей произошел, когда дети были в возрасте двенадцати лет и младше, или же когда брак детей разведенных родителей продлился недолго. В-третьих, дети из разведенных семей к моменту достижения ими зрелого возраста уже имеют сложившееся мнение и установку — и чаще всего принимают решения, ведущие к распаду их собственной семьи. Например, среди детей разведенных родителей больше случаев ранних браков (в 20 лет и раньше), а подобные браки дают наибольший процент разводов. Они также более склонны вступать в добрачные отношения с партнером, что, опять же, делает развод более вероятным. Наконец, молодые люди, чьи родители были разведены, сталкиваются с трудностями в отношениях с окружающими: они чаще испытывают раздражение, зависть, обидчивость, проблемы в общении, проявляют неверность. Другими словами, в своих родителях они не нашли хорошего примера, как строить здоровые взаимоотношения с окружающими. Именно пример родителей может подтолкнуть их к решению расторгнуть брачные отношения, если в них возникли какие-либо проблемы. Недавний опрос 2625 мужчин и 5118 женщин, представляющих 39 стран и 6 континентов, привел исследователей к следующим заключениям: дети, пережившие развод своих родителей, имеют более низкие показатели удовлетворённости жизнью, чем их сверстники из благополучных семей. (Гом, Ойши, Дарлингтон и Дайнер; Май 2002).

13 стр., 6064 слов

Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей

... и детей, причем в нашей стране для семьи в наибольшей меретипично наличие одного-двух детей. В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распреде-ление обязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем. В ходе ...

Согласно результатам этого исследования, семейные конфликты отражаются на общей картине жизни детей. Это утверждение оказалось истинным и в коллективистских, и в индивидуалистических культурах. При этом в коллективистских культурах травма от развода родителей хоть отчасти погашается за счёт эмоциональной и психологической поддержки со стороны представителей клана или других родственников. Обнаружилось также, что общее число разводов в стране не оказывает влияния на степень \»пост-разводного\» травматизма отдельного ребёнка. Все опрашиваемые говорили о потере чего-то очень важного во время и после развода их родителей.

Интересным также представляется сравнительный анализ уровня неудовлетворённости жизнью у детей, переживших развод родителей, и тех, кто воспитывался одним из супругов по причине смерти второго. Показатели уровня удовлетворённости жизнью последних были такими же, что и у \»детей развода\». Это наблюдение ещё раз подтверждает, что детям необходимы оба родителя. Вдвоем они способны обеспечить ребёнка необходимой эмоциональной поддержкой, явить им пример здорового общения и даровать ощущение безопасности и защищенности. Каждый из супругов наделён уникальными составляющими, необходимыми для благополучия семьи а, значит, и для общей удовлетворённости детей, воспитывающихся в этих семьях.

Данные о благополучии детей были получены в исследовании, проводимом в четырёх странах, а именно — в Швеции, США, Западной Германии и Италии. Цели исследования включали проверку гипотезы Дейвида Попноу (1988, 1993) согласно которой \»падение института семьи напрямую связано с серьёзной угрозой благополучию детей\». Результаты опросов подтверждают мысль, что крепкие семьи, состоящие из взрослых, никогда прежде не бывших в браке, создают наиболее благоприятную атмосферу для роста детей. Италия — страна с более низким количеством разводов, — имеет самые высокие показатели благополучия детей. Один из опросов, входящих в исследование, касался сферы правонарушений среди подростков. Анализ данных, полученных во всех четырех странах, подтверждает допущение о том, что дети из благополучных семей ведут более здоровый образ жизни. Исследователи также отметили, что в Швеции, где детству уделяется больше внимания со стороны государства, влияние разводов на последующую жизнь детей в некоторой степени нивелировано.

6 стр., 2946 слов

Права детей в семье

... ребенку причиняются и физические, и нравственные страдания. Взаимоотношения родителей и детей в современной России определяются рядом факторов: их внутренними установками, уровнем материальной обеспеченности семьи, количеством детей в семье, совместным или раздельным проживанием родителей и т.д. Ребенок имеет право ...

Интересной представляется и прослеживаемая связь с проявлением насилия в семьях. Согласно некоторым публикуемым данным, рукоприкладство в семьях пост-советской России является весьма серьёзной проблемой. Согласно им, случаи насилия в России встречаются в 4-5 раз чаще, чем в семьях Западных стран. Автор одного из таких исследований говорит: \»Согласно данным из отчёта комитета по социальной защите населения России и Статистическому Справочнику Российской Федерации за 1999 год, в 1998 году 14 500 женщин погибло от рук мужчин, с которыми они проживали. Ещё 56 400 (из 331 815 пострадавших) женщин получили телесные повреждения. Отсюда следует, что 22% всех преступлений против женщин в России было совершено их мужьями, сожителями и любовниками. Для сравнения — примерно в это же время, подобной категорией населения в США было убито 1 432 женщины (цифры взяты из сообщений Министерства Юстиции США).

Насилие в семьях редко ограничивается личностью супруги. Жертвами разборок становятся и дети. Семья, со страхом ожидающая всплеска насилия со стороны хозяина-мужчины, не может создать климат, необходимый для успешного развития детей. Семья, для которой характерно насильственное поведение, не способна удовлетворить психологические, интеллектуальное, духовные, социальные и физические нужды каждого из её членов. К тому же, моделирование насилия в родительском доме неизбежно вдохновляет детей (особенно мальчиков) на повторение цикла насилия в их последующем браке и, вообще, в их взаимоотношениях с женщинами.

Как в России, так и в США проблема разводов связывается с алкоголем. Наличие связи между семейными неурядицами и употреблением спиртного в контексте семьи упоминается в различных работах. Стэк и Ганковский попытались проанализировать эту связь и в других социо-экономических условиях, а, именно в России. Опрашивалось 374 жителя Москвы и Подмосковья. Самому младшему из респондентов было 16 лет. Согласно полученным данным, случаи использования спиртного действительно учащаются с появлением семейных проблем. Столкнувшись с такой проблемой, мужчины прибегают к алкоголю в 6 раз чаще представителей слабого пола. Согласно утверждений иссследователей — от 20-ти до 50-ти процентов всех разводов в России связаны (в той или иной степени) с употреблением алкоголя.

Несчастные семьи и их потомство удивительно похожи в том, как они переносят боль от происшедшего и как взаимодействуют с окружающими. В противовес этому, счастливые семьи отличаются огромным многообразием отношений, обеспечивающих семью всеми необходимыми эмоциональными, интеллектуальными и духовными ресурсами.

Всякое проявление неверности напрочь перечёркивает обещания, произносимые всяким вступающим в брак. При этом измена понимается шире, чем факт физического нарушения супружеской верности. Чаще всего прелюбодеяние берёт начало в сердце человека и касается не только другого мужчины или женщины, но всего, что может занять место, отводимое для взаимоотношений в браке. Существует три измерения, описывающие брачные взаимоотношения: 1) личностное измерение, где человек посвящает себя семье и начинает воспринимать отношения в ней как наиболее серьёзные отношения в своей жизни; 2) заветное измерение, в котором человек начинает воспринимать нужды, упования и страхи своего супруга как свои собственные; и 3) публичное измерение проявляемое в уникальной церемонии бракосочетания, при которой жених и невеста прилюдно заявляют о своей посвящённости друг другу и напоминают присутствующим о неприкасаемости членов семьи извне.

14 стр., 6633 слов

Особенности современной семьи. Роль родителей в воспитании подростков

... сопровождение процесса взаимодействия семьи и школы. в воспитательном процессе поощрение используется как положительное подкрепление опыта взаимоотношений детей и родителей, а наказание как ... семьи. Брак — это исторически обусловленная, регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. ...

На практике подтверждается мысль о том, что дети постигают искусство создания благополучных семей, наблюдая за своими родителями. Любое проявление неверности со стороны одного из родителей воспринимается детьми как угроза их безопасности. Возникающее в этом случае чувство страха впоследствии всплывает в виде всевозможных проявлений деструктивного поведения. В дополнение к этому, личный пример родителей становится той моделью межличностных отношений, согласно которой выстраивается дальнейшее поведение ребёнка. Находясь в окружении, где является нормой посвященность себя всем членам семьи, дети обретают то чувство безопасности, без которого невозможно формирование здоровой и ответственной личности. Очень часто об этом приходится только мечтать; и тогда дети продолжают идти по стопам своих родителей, принимая при этом ещё менее рассудительные решения.

1.2. Последствия развода. Детские реакции на развод родителей и помощь взрослых

Исследования показали, что последствиями развода могут стать неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении – озлобленность, агрессивность, совершение неадекватных поступков. Эти отклонения могут носить как временный, так и постоянный характер, проявляясь на протяжении даже нескольких лет после расторжения брака.

По результатам долговременных психологических исследований, почти половина детей из разведенных семей в период взросления проявляют обеспокоенность, подавленность, неуверенность в своих способностях, а иногда и озлобленность. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится одним из тех событий, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке.

Дети боятся, что не смогут больше общаться с отцом или матерью, с теми членами семьи и друзьями, к которым они привыкли (бабушкой, дедушкой, двоюродными сестрами и братьями).

Одним из самых больших опасений детей являются грядущие с разводом изменения. Детям, вероятно, придется приспосабливаться к другому режиму дня, к другим домашним обязанностям. Если же при разводе ребенок меняет место жительства – это тоже может стать для него дополнительным стрессом. Тяжело переживается детьми и расставание с любимыми животными.

4 стр., 1929 слов

Социальная работа с детьми в ситуации развода родителей

... родителей и детей, недостаток внимания к ребенку, внезапность развода и др. Речь идет о том, чтобы облегчить страдания ребенка и помочь ему открыто выражать свои чувства. Что же касается внезапного исчезновения реакции на развод, ...

Испытанное ребенком ощущение потери одного из родителей, перерождается в страх потерять и второго. Возрастает опасение, что его могут отдать в детский дом. Дети перестают чувствовать себя в безопасности, их волнует, кто будет заботиться о них и забирать после школы.

Споры и напряженность между родителями могут привести к тому, что дети будут чувствовать себя виновными в том, что произошло. Попытка вовлечь детей во взрослый конфликт может привести к отторжению их от обоих родителей и к возникновению чувства одиночества.

Детские реакции могут быть различны, в зависимости от возраста и от некоторых факторов, которые сопровождают развод, таких, например, как открытость обсуждения развода с родителями, степени конфликта между ними, экономических затруднений. Другими дополнительными стрессовыми факторами являются переход в другую школу, переезд и повторный родительский брак. Очень важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы своевременно заметить и устранить проявления, сигнализирующие о психологическом неблагополучии. Приведем некоторые наиболее частые реакции детей разного возраста, вызванные после разводным стрессом.

В грудном возрасте ребёнок, конечно, не понимает сути происходящего, но на уровне энергетики улавливает настроение родителей. Дети не могут высказать того, что они чувствуют, поэтому их частые заболевания становятся ответом на происходящее. Возможные детские реакции на стресс:

  • потеря аппетита;
  • расстройства желудка;
  • беспокойное поведение;
  • диатез.

    Меры, которые следует предпринять родителям в таких случаях, помимо борьбы с появившимися недомоганиями детей следующие.

Постарайтесь придерживаться установленного режима дня, чаще общайтесь с ребенком, улыбайтесь, разговаривайте. Отдыхайте сами, в те часы, когда младенец спит, а если есть возможность, воспользуйтесь помощью родственников и друзей. Особенно это важно для матерей, которые больше всего общаются с младенцами, кормят их грудью, а значит, находятся с ним в более тесном контакте.

В возрасте от 2 до 4 лет дети уже понимают, что один из родителей не будет находиться с ними все время, но не могут понять, почему. Возможными детские реакциями могут стать:

  • проблемы со сном;
  • внезапные приступы крика, плача и гнева без видимых на то причин;
  • возврат к младенческому поведению (регрессия развития);
  • проявление агрессивности (ребенок может кусаться, драться) ;
  • возникновение панического страха, если родителя нет рядом.