Особенности современной семьи. Роль родителей в воспитании подростков

Актуальность данной работы заключается в том, что семья, являясь неотъемлемой частью общественной системы, зависит от нее и оказывает воздействие на социальные отношения в обществе. Самочувствие семьи и процессы, которые влияют на ее функционирование, волнуют общество. Это внимание становится особо пристальным в периоды трансформации общества, когда происходят изменения практически во всех элементах системы семейного жизнеустройства (С.В. Дармодехин).

Российская семья переживает кризис, определенный упадком традиционных ценностей, демографическим неблагополучием.

Семья – это самый распространенный социальный вид группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется и развивается ребенок. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, сохраняется в течение всей его жизни. Важность семьи, как института воспитания характеризуется тем, что в ней формируются основы личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Родители это первая общественная среда ребенка. Личности родителей играют важнейшую роль в жизни ребенка. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия ребенка. Именно поэтому первой и самой главной задачей родителей является формирования у ребенка уверенности в том, что его любят, поддерживают, понимают его индивидуальные и возрастные особенности и о нем заботятся.

Объект исследования: современная модель семьи.

Предмет исследования: проблемы в семейных отношениях между родителями и детьми.

Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений родителей и детей.

Гипотеза исследования: современная семья становится фактором развития ценностных ориентаций детей в том случае, если:

  • организуется разнообразная деятельность детей и взрослых по практической реализации базовых семейных ценностей.
  • обеспечивается организационно-педагогическое сопровождение процесса взаимодействия семьи и школы.
  • в воспитательном процессе поощрение используется как положительное подкрепление опыта взаимоотношений детей и родителей, а наказание как формы вытеснения нежелательных проявлений в данных взаимоотношениях.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2.Изучить современную модель семьи.

3.Выявить ценностный круг по поводу поощрений и наказаний.

4.Определить роль семьи в жизни подростков.

34 стр., 16742 слов

Опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних ...

... детьми. Предмет исследования: опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы ... своем были сиротами или потеряли связь с семьей. В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна ...

5.Организовать опытно-педагогическую работу в соответствии с возможностями изучения осуществления методов стимулирования и наказания в современной семье.

5.Разработать анкеты для родителей.

6.Разработать методические рекомендации для родителей по педагогическому сопровождению реализации поощрений и наказаний детей.

Глава 1. Особенности роли семьи в воспитании ребенка.

1.1. Типы и функции семьи.

Семья — это важнейший из феноменов, сопровождающий человека на протяжении всей жизни.

В последнее время выросло внимание к проблемам брака и семьи. Это связано с необходимостью знать, что происходит в семье и почему так часты разводы и по каким причинам семья ограничивается одним ребёнком.

Термины «семья» и «брак» тесно взаимосвязаны, но в то же время они не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак без семьи.

Брак — это исторически обусловленная, регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Другими словами — законный союз мужа и жены.

В браке каждый из супругов преследует свои собственные интересы, однако он ему необходимо думать и об интересах другого партнера. Учет интересов в браке требует много времени и трудовых усилий. Не случайно сферу домашнего труда называют «второй рабочей сменой». Именно из всех этих обстоятельств у супругов проявляется потребность во взаимопомощи и сотрудничестве и прежде всего именно в сфере домашнего труда.

Семьей называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, родственными отношениями и взаимопомощью. Простыми словами — это отношения между супругами, родителями и детьми, при этом ядром семьи является супружеская пара.

Именно семья осуществляет рождение и воспитание новых членов общества, в семье закладываются привычки, нравственные отношения к старшему поколению, милосердие.

Таким образом, важнейшей функцией семьи является передача и сохранение традиций и формирование у ребенка базовых ориентиров человеческой культуры, так как семья – это главный канал культурно – образовательной связи между поколениями.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются (Э.К. Васильева) :

1) вступление в брак — образование семьи;

2) начало деторождения — рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Но нужно не забывать, что каждый этап также обладает и психологическими характеристиками. На каждом этапе могут возникнуть трудности.

И так, «вступление в брак – образование семьи». Здесь могут возникнуть трудности, связанные со взаимоотношениями между супругами. Они только начинают жить вместе, только начинают по настоящему узнавать друг друга и именно поэтому может возникать много конфликтов на бытовой почве.

57 стр., 28372 слов

«Что мешает гармоничному браку», представляет

... 6. С.121 Муртазина Л.Р. Брак, семья, дети в структуре ценностных ориентаций населения // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – №1. – С. 343. 5. Проанализировать брачный выбор с точки зрения ... Проблема брачности представителей некоторых этнических групп населения Москвы на современном этапе (1992—1994 гг.) // Семья, гендер, культура: Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. / ...

Второй этап, «начало деторождения» (первый ребенок) тоже может быть не простым для семьи. Они вроде только привыкли друг к другу, установили правила в своем доме и тут появляется новый член семьи. Внимание супруги полностью переключается на малыша и именно из-за этого в семье возникают конфликты. Муж не доволен (он привык, что всегда был в центре внимания, а тут он может прийти с работы, а его даже и ужином не накормят, потому что супруга занималась ребенком).

Третий этап, «рождение последнего ребенка». Здесь уже возникают конфликты между родителями и старшими детьми. Как правило, последний ребенок в семье самый избалованный. В этой ситуации старшие дети начинаю чувствовать себя ненужными, ведь все внимание родителей занимает младший ребенок. Старшие дети предоставлены сами себе, но им очень не хватает внимания родителей и часто они начинают ненавидеть своих младших братьев или сестер.

Четвертый этап, «пустое гнездо». Здесь родители становятся одинокими и стараются все свое время тратить на семьи своих детей. У них появляются внуки и они всячески стараются помочь своим детям и внукам. Иногда это начинает вредить семьям детей ( например, муж очень злится, что его тёща постоянно приезжает к ним), а иногда вредит и взаимоотношениям в собственной семье ( например, супруга очень много времени проводит у детей, а ее муж постоянно один).

И последний этап, «прекращение существования семьи». Этот этап характеризуется унынием, одиночеством и нежеланием ничего деть, ведь за столько лет супруги привыкли жить вместе, идти «рука об руку» по жизни, а теперь они не представляют как жить дальше.

Из всего этого можно сделать вывод что семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как она объединяет не только супругов, их детей, а также других родственников. Семья является общественной ценностью. Она предназначена для удовлетворения потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья и брак объединены на основе взаимных интересов, потребностей, желаний, намерении. Взаимодействие и взаимоотношения супругов вытекают из необходимости координировать и согласовывать разнообразные материальные и духовные потребности: отдых, досуг, домашний труд и самообслуживание, уход за детьми и их воспитание. Естественно, что столь многообразная деятельность супругов требует того или иного уровня взаимопонимания между ними, примерно одинаковой оценки ситуаций, возникающих в семье, в быту, понимания целей и задач семейной кооперации. Эффективность супружеского сотрудничества и кооперации во многом зависит от того, в какой мере между супругами существует согласие, которое основывается на одинаковой оценке различных жизненных ситуаций, на учете взаимных интересов, на понимании душевных переживаний другого брачного партнера.

Классификация семей осуществляется по определенным признакам (Антонов А.И., Медков В.М., 1996):

  • по количеству детей (бездетная, одно-,мало-,многодетная семья)
  • по составу (неполная, отдельная, простая или нуклерная, сложная)
  • по семейному стажу (молодожены, семья жаждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, пожилые супружеские пары
  • по качеству жизнедеятельности (благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, проблемная)
  • по структуре лидерства (эгалитарные, традиционные, авторитарные)
  • по географическому признаку (городская, сельская)

Молодая семья.

54 стр., 26966 слов

Психологические особенности семей с приемным ребенком

... с самим приемным ребенком, с его здоровьем и сложным процессом адаптации. Бывает, что отношения супругов, как самых главных, основополагающих членов семьи, нуждаются в особом внимании, поскольку супруги так нацелены ...

Молодая семья — это семья на начальной стадии её развития. Молодой является семья с момента заключения брака и до рождения первого ребенка. В это время решается также задача дифференциации от родительской семьи, устанавливаются новые границы общения с друзьями и родственниками, разрешаются конфликты между личными и семейными потребностями. Ни в какой другой области люди не совершают столько ошибок, как во взаимоотношениях с близкими людьми: женой, собственным ребенком, матерью, отцом, ближайшим другом. Обилие подобных ошибок характерно для молодежи. Поэтому нужна большая подготовительная, разъяснительно-воспитательная работа, касающаяся проблем человеческих взаимоотношений, так как брачные отношения несут в себе все недостатки и ошибки прошлого воспитания, дурные привычки и склонности.

Существует три основных вида молодых семей.

Первый вид – традиционный. Семьи такого вида характеризуются ориентацией супругов исключительно на семейные ценности и, как правило, на двухдетную семью. Лидером в семье является муж. Круг друзей у супругов довольно ограниченный.

Второй вид – муж и жена ориентированы на развитие личности. Супруги имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

Третий вид – молодые супруги ориентированы на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в такой семье может быть как авторитарным, так и демократическим.

К основным проблемам молодых семей можно отнести: затруднения слияния супругов в единую общность (слишком высокая автономность потребностей, интересов, намерений, основных взглядов и жизненных установок, представлений супругов о семье и т.д.), конфликтность, затруднения в установлении взаимопонимания, угасание любви, потеря взаимного уважения, накопление отрицательных эмоций по отношению друг к другу; трудности начального периода воспитания детей, принятия родительских ролей.

Семья среднего супружеского возраста.

Семья среднего супружеского возраста. Она представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила. Это упрощает, но и обедняет семейную жизнь. В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся однотипными и монотонными.

К типичным проблемам этой категории семей следует отнести: вторичная негативная супружеская адаптация, отсутствие новых семейных целей и перспектив, снижение семейной активности, вхождение ребенка в подростковый возраст, и связанные с этим педагогические и психологические трудности, повышение конфликтности во взаимоотношениях ребенка и родителей и т. д.

Пожилая семья.

Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская пара, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию. Меняется образ жизни, социальный статус, статус супругов.

Типичные проблемы этой категории семь связаны с ухудшением здоровья, затяжной адаптацией к новому образу жизни, выраженной поляризованностью настроений и категоричностью суждений – от крайне упаднических до эгоцентрических, преобладанием ретроспективных ценностей и т.д.

Бездетная семья — семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей, считается бездетной. В нашей стране таких семей около 16%. Обычно бездетными бывают поздние браки. Как показывают социологические опросы, чаще всего дело не в нежелании супругов иметь детей, а в невозможности их содержать.

Основными проблемами такой семьи являются: разлад взаимоотношений супругов, семейные конфликты на почве отсутствия детей, несоответствие ролевых ожиданий исполняемым ролям, эмоциональная неудовлетворенность, отсутствие перспективных семейных целей и т.д.

Многодетная семья — семья, имеющая трех и более детей. Она отличается большой сплаченностью, разводы в таких семьях встречаются крайне редко. В таких семьях образуется разновозрастной детский коллектив, который берет на себя многие хозяйственный обязанности. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи главным является уважительное отношение ко взрослым и лидерство старших по возрасту.

Выделяют следующие виды многодетных семей:

  • семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;
  • семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;
  • семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;
  • семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ. В большинстве случаев появление детей в таких семьях является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Типичная установка родителей в данном случае – произвести ребенка.

К основным проблемам многодетных семей можно отнести плохое материальное положение, проблемы в сфере образования и воспитания детей, отклонения в поведении детей вследствие их бесконтрольности и безнадзорности, неадекватные представления о значимости собственной личности; неравное участие супругов в делах семьи и воспитании детей и т.д.

Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

К ним относятся семьи с одним-двумя детьми. В таких семьях родители бывают слишком добры к ребенку, многое прощают, удовлетворяют все прихоти ребенка, а ребенок быстро привыкает к своей особой роли в семье и не чувствует необходимости заботиться о других.

В таких семьях выражается огромное стремление утвердиться в профессиональной, учебной или воспитательной сферах, а инициатива лидерства в семье принадлежит тому из супругов, кому больше приходится заниматься ребенком и домашними делами.

Неполная семья.

Образуется после развода супругов, овдовения одного из супругов, при рождении ребёнка женщиной вне брака (Личко А.Е., 1979).

Социально — психологические цели неполной семьи : формирование полноценного ребенка и достижения им жизненных высот, установление полного взаимопонимания между родителем и ребенком, наличие развитого чувства взаимопомощи среди членов семьи, убережение ребенка от воздействия негативных явлений.

К типичным проблемам неполных семей относятся: материальные трудности, обилие психологических проблем у женщины-матери (обида, угнетенность, чувство собственной неполноценности, чувство вины перед детьми, из-за чего возникает гиперопека по отношению к ним), затруднения в правильной полоролевой идентификации детей и т.д.

Материнская семья (семья матери-одиночки).

Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

Типичные проблемы такой семьи: неудовлетворительное материальное положение, жилищные проблемы, негативное отношение со стороны родственников; невротизация женщины, нарушения в формировании психических функций ребенка вследствие психологического стресса матери, жестокое обращение с ребенком, отказ от ребенка.

Смешанная семья:

  • женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей, семья состоит из жены, детей жены, мужа и бывшего мужа жены
  • мужчина с детьми женится на женщине без детей: в состав семьи входят муж, дети мужа, жена и бывшая жена мужа
  • оба — и мужчина, и женщина имеют детей от предыдущих партнеров: семья состоит из жены, детей жены, бывшего мужа жены, мужа, детей мужа и бывшей жены мужа.

Смешанная семья живет и развивается благополучно при условии, если каждый её член важен и нужен.

Типичные проблемы таких семей: психическая напряженность от прежних взаимоотношений супругов, утрата имевшихся ранее семейных ценностей и необходимость их восстановления, сложность взаимной адаптации, установление гармоничных отношений с детьми и распределение ролей.

Типология по качеству жизнедеятельности семьи: благополучная, неблагополучная, проблемная и другие.

Сегодня особого внимания специалистов социально-педагогической сферы требуют неблагополучные семьи. К проблемным семьям, нуждающимся в первоочередной социально-педагогической помощи относятся семьи безработных граждан, семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности, семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

Благополучная семья.

В эту категорию могут входить и молодые, и пожилые, и малодетная, и многодетная.

Чаще всего под благополучной семьей понимается материально обеспеченная семья. Однако благополучие семьи составляет ещё и социально-психологический компонент её жизнедеятельности. С этой точки зрения благополучной является семья, в которой все члены семьи ценят друг друга (очень значим авторитет мужа в семье, конфликтов практически нет)

Неблагополучная семья

К ним относятся неполные и внебрачные семьи. В таких семьях чаще преобладает культ личных, эгоистичных интересов, сосредоточенность каждого из членов семьи на себе.

Психологическое здоровье неблагополучных семей способствует появлению «трудных» детей (до 90 % имеют отклонения от нормы в поведении).

Трудности супружеских взаимоотношений, противоречия во взаимоотношениях родителей и детей, разногласия во взглядах на воспитание детей : все это создаёт условия для хронического неблагополучия. Конфликтная обстановка становится стилем жизни и принимает хронический характер.

Родительские отношения

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
Благополучные семьи Понимающие Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, умеют выслушать и правильно вести диалог с ребенком, понимают и принимают ребенка таким, каков он есть. Чувствительны к потребностям ребенка, часто говорят о нем, переживают вместе с ним(переживают за его успехи и неудачи, пытаются вместе решать создавшиеся проблемные ситуации, активно учавствуют в жизни своего ребенка), способны защищать его в любых ситуациях
Покровительствующие В общении с ребенком родители занимают позицию старшего, ведут с ним монолог ( родители не считают нужным вести диалог с ребенком и не принимают во внимание его мнение, считаяя свою точку зрения единственно правильной).

Безразличные Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше ( ребенок предоставлен сам себе и их не интересуют его проблемы и переживания своего ребенка), чаще заботятся о внешних результатах и фактах, чем о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо (они не стремятся вести диалог с ребенком), часто такие родители заняты решением своих проблем (проблемы на работе, взаимоотношения с супругом).

Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, принятому в обществе

Неблагополучные семьи Подавляющие Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях (родители не хотят вести диалог с детьми).

Отношения отличаются напряженностью и носят переменчивый, неустойчивый характер

Отстраненные Родительская позиция крайне негибкая, жесткая; полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком (родители совершенно не знают своего ребенка), повышенные ожидания и требования (их не интересуют проблемы и переживания ребенка)
Отвергающие Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. В эмоциональных отношениях преобладает элемент отвержения ( они заняты решением своих проблем на работе, во взаимоотношениях с упругом).

Сфера чувств и переживаний ребенка закрыта для них. Плохо знают своих детей.

По структуре лидерства (Антонов А.И., Медков В.М.,) :

  • Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга;
  • б) функционально четкое раз деление сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж — кормилец, жена — хозяйка);
  • в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но, в отличие от семей первого типа, без достаточных на то объективных экономических оснований. В таком типе наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных).

Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

Важнейшими характеристиками семьи являются её функции. Функцией семьи называют её жизнедеятельность, непосредственно связанную с удовлетворением определенных потребностей её членов. « Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев, 1977) .

Семья удовлетворяет ряд важнейших потребностей в воспроизводстве населения, личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

А.Г. Харчев выделяет следующие функции семьи :

Репродуктивная функция семьи — биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях в личностном плане. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества.

Экономическая функция предполагает получение материальных средств одними членами семьи для других, экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье.

Воспитательная функция состоит в формировании личности ребенка, социализации молодого поколения, поддержании культурного воспроизводства общества. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью.

Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Все большее значение социологи придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.

2.2 Влияние семьи на воспитание подростка

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья выступает первичным коллективом, в котором человек получает представления о жизненных целях и ценностях, первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребёнка. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начиная с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для самого ребёнка и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст часто называют затянувшимся кризисом.

Социальная ситуация как условие развития в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей

По данным исследований, семья опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.

По мнению А.Г. Харчева, воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, выработка у них высоконравственного отношения к труду, потребности и умения быть гражданином и хозяином. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься.

Исследование многочисленных педагогических теорий доказывает, что:

  • влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него;
  • с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
  • в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;
  • семья осуществляет социализацию личности, являющуюся концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию;
  • семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Помимо сознательного, полноценного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера.

Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок, формирования жизненных планов, социальной направленности личности. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Типы семейных взаимоотношений.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 3 типа семейных отношений :

Диктат в семье проявляется в систематическом проявлении инициативы одними членами семейства и в стремлении подавить чувство собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Специалист в области семейной педагогики Сибиряков С.Л. считает, что главный способ воспитания, самый действенный и много дающий — это поощрение, положительный пример, показ. Нельзя требовать от ребенка, подростка того, чему его сами не научили, чего не заложили в него.

3 стиля семейного воспитания (И.В. Гребенников) :

Авторитарный стиль. Вероятней всего этот стиль может назвать самым древним и привычным. Ведь сам уклад жизни в течение многих и многих поколений в русских семьях, подразумевал безоговорочное подчинение младших старшим. Однако, если в патриархальных семьях обычно детей много, и родительское внимание рассеивалось сразу на нескольких получателей родительской воли, то в современной жизни чаще всего авторитарный стиль воспитания выливаются в гиперопеку над одним, максимум – двумя детьми. Они получают максимально концентрированное внимание мамы и папы, дедушки и бабушки. Получается, что родители, склонные к авторитарному стилю общения, стараются сформировать натуру сына или дочки по своему усмотрению, навязывая им те взгляды, которые считают правильными. Они усилено стремятся контролировать поведение и поступки ребенка буквально во всем. Покорность и послушание – вот два самых значимых для подобных родителей качества характера в воспитуемом отпрыске. От детей ожидается безусловное принятие родительских ценностей.

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается.

Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, при этом наблюдается низкий уровень вербальной коммуникации, применяются наказания, запреты и требования отличаются ригидностью и жестокостью. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Последствия авторитарного стиля воспитания.

Пережив подобный прессинг в детстве, ребенок вырастает либо конформистом (человек, который никогда не пойдет против авторитетного мнения начальника, жены и мамы), либо – очередным домашним «авторитетом». Как это ни странно, один из побочных эффектов авторитарного стиля воспитания — лишний вес. Иногда он появляется еще и оттого, что родители всегда «прекрасно знали, что и сколько должен съесть ребенок», и даже если ребенку столько съесть не под силу, то его возражения не принимается. Постепенно такой ребенок привыкает, есть столько, сколько положит ему в тарелку мама или бабушка. Иногда лишний вес несет в себе функцию некой жировой брони, которая защищает ребенка от нападок строгих родителей.

Демократический стиль. Наиболее труднодостижимый и редкий стиль воспитания – демократичный. Родители, стараются направить деятельность ребёнка в какое, – то русло, но при этом руководствуются не только своими представлениями о добре и зле, но и желаниями и потребностями самого ребёнка. Конечно же, поведение его не остаётся без контроля и внимания со стороны взрослых, но этот контроль не тотальный. Постепенно ребёнку прививается умение самостоятельно принимать решение и действовать по своему усмотрению, но при этом не задевать интересы других людей. Родители учитывают интересы ребёнка, его потребности и возможности. Своим авторитетом они стараются привить ребёнку принципы, учитывающие как его, так и свои права и обязанности, происходит ненавязчивое внушение, которое опирается на рациональное объяснение и убеждение. Дети вырастают дружелюбными, ответственными и понимающими. В том числе и то, что они сами творцы своей жизни. Даже если хотя бы один из родителей приверженец демократичного стиля воспитания, дети уже выигрывают.

Либеральный стиль воспитания — такие родителе всячески окружают свое чадо заботой, терпением и вниманием. Они ласковы и уступчивы в отношениях с ним. Если же поведение ребенка выходит за рамки дозволенного, то никаких мер воздействия на распоясавшегося наследника не принимаются. Родители как бы самоустраняются от процесса воспитания, ожидая, что, находясь в атмосфере любви и вседозволенности, получив полную свободу действий, рано или поздно ребенок сам дозреет до мысли о самоограничении, сам идентифицирует правила и норма поведения.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется.

Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Последствия либерального стиля

Чаще всего, дети прошедшие такую «школу воспитания» становятся неуправляемыми. Им очень сложно жить в обществе, руководствуясь общепринятыми стандартами. Детям либеральных родителей сложно адаптироваться в детском коллективе, сложно поддерживать отношения с другими людьми, так как они не умеют воспринимать требования и желания другими. Им сложно нести ответственность за свои поступки. Кроме того, в глубине души они ощущают себя очень неуверенно, поскольку жить без рамок, на которые можно опереться — довольно сложно.

В повседневной жизни, редко встречаются ярко выраженный какой, – то один стиль воспитания в семье. Чаще всего бывают комбинации из трех основных стилей. Стоит задуматься о том, какой стиль присущ нам в нашей собственной семье, хотя бы из – за того, что от этого зависит не только будущее наших детей, но и будущее наших внуков, которых будут воспитывать по образцу и подобию нашей системы воспитания. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значимой части своей жизни, и по длительности своего взаимодействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладывается основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению).

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни , или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу.

Взрослые, недовольные результатами учебной работы ребенка, все больше и больше уделяет внимание этим вопросам в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки родителей. Родители, обращая внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

В детстве ребенок был погружен в поле семейной идентификации. Сами родители, родственники, семейные традиции, стиль взаимоотношений в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные отношения, которые отличаются от родительской семьи.

Влияние родителей уже ограничено — ими не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они, в то же время, испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

Наиболее характерной чертой подростка является противоречивость поведения. Это проявляется в том, что чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнение в себе, эгоизм чередуется с альтруизмом, интенсивное общение сменяется замкнутостью, живая любознательность переходит в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение к нему и т.п.

В отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большой мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные задачи, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

3