Особенности допроса несовершеннолетних

Практика свидетельствует о серьезном обострении криминальной ситуации в молодежной среде, низкой эффективности прежних средств профилактики в изменившихся социальных и экономических условиях развития государства.

Признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему уголовного наказания является исключительно прерогативой суда, но предпосылки успешного рассмотрения дел в суде создаются уже на предварительном следствии. Расследование преступлений в настоящее время приходится осуществлять в необычайно сложных условиях, предопределенных не только всем известными факторами кадрового, финансового и материально-технического характера. Сегодня происходит кардинальное изменение идеологических, политических и экономических приоритетов, что не может не повлиять на работу следователей по уголовным делам.

В этих условиях особое значение приобретает четкая организация расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, поскольку обеспечение неотвратимости справедливого наказания за каждое совершенное преступление является составной частью борьбы с преступностью.

В связи с этим наука и практика борьбы с преступлениями несовершеннолетних выработали комплекс социальных и правовых мер, которые способны обеспечить, в настоящее время достаточно эффективное влияние на процессы по ослаблению и искоренению преступлений несовершеннолетних. Однако, для их успешной реализации необходимо дальнейшее совершенствование методов расследования преступлений, производства отдельных следственных действий и, в частности, допроса.

Допрос несовершеннолетних относится к самому сложному следственному действию по делам рассматриваемой категории. Эта сложность обусловливается рядом моментов: теми, которые определяют сложность любого допроса (трудностью формирования контакта, необходимостью получения полных и правдивых показаний о событиях, давно прошедших, отсутствием доброй воли и т.д.); особенностями психологии несовершеннолетних, склонных к фантазированию, самовнушению; более частыми, чем при расследовании преступлений, совершенных взрослыми, случаями допроса малолетних потерпевших и свидетелей; необходимостью допрашивать несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с участием адвоката, законных представителей и педагога, имеющих право задавать вопросы. Как показывает изученная литература, анализ следственной практики указанные вопросы решаются неоднозначно.

В данной курсовой работе предпринята попытка выявить некоторые закономерности и особенности в поведении несовершеннолетних на допросе, знание которых позволит более рационально выстраивать следователю общую тактическую линию допроса, применять тактические приемы, устанавливать психологический контакт, более продуктивно решать ряд других вопросов.

3 стр., 1014 слов

Этапы работы следователя по расследованию преступлений

... На основании вышесказанного, рассмотрим основные этапы работы следователя по уголовному делу. 1. Этапы работы следователя по расследованию преступлений. Возбуждение уголовного дела. В соответствии ... документа всего процесса расследования преступлений, позволяет обеспечивать надлежащий уровень законности в ходе предварительного следствия. Производственная практика позволяет наиболее наглядно уяснить ...

1. Понятие и сущность допроса

Допрос — это сложное следственное действие, имеющее процессуальный, криминалистический, психологический, этический аспекты. Допрос является не только самым распространенным следственным действием по собиранию в установленном уголовно-процессуальном порядке доказательственной информации, выяснению всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, но и является самым психологизированным следственным действием, связанным с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическим взаимодействием между ними.

В уголовно-процессуальном и криминалистическом аспекте допрос определяется как, «следственное действие, заключающееся в получении органом расследования в соответствии с правилами, установленными процессуальным законом, показаний допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по делу» Порубов Н.И. / Допрос в советском уголовном судопроизводстве — Минск: Высшая школа — 1973. — с. 156.

Допрос является сложной комплексной проблемой, стоящей на стыке криминалистики, судебной психиатрии, психологии.

Сущность допроса — в психологическом воздействии допрашивающего на допрашиваемого с целью получения от последнего сведений о событиях преступления, лицах, его совершивших, характере и размере причиненного преступлением ущерба, причинах, вызвавших преступное деяние, а также условиях, способе его совершения Кривошеин И.Т. Криминалистическая характеристика личности обвиняемого и тактика его допроса. Автореферат кандидата юридических наук Томск 1991г. с. 5. При допросе могут быть получены сведения и о других обстоятельствах, подлежащих выяснению по уголовному делу.

При производстве допроса необходимо соблюдать правила, разработанные представителями различных отраслей правовой науки, и в первую очередь норм уголовно — процессуального законодательства, устанавливающий порядок допроса на предварительном следствии, определяющий его предмет и содержание.

Уголовно процессуальное законодательство разделяет допрашиваемых на 2 группы: 1) свидетели, потерпевшие, эксперты — которые не только вправе, но и обязаны давать показания; 2) подозреваемые и обвиняемые, которые вправе, но не обязаны давать показания.

С психологической точки зрения допрос — это управляемый допрашивающим процесс общения, в ходе которого от допрашиваемого получается информация, необходимая для расследования.

Процесс общения регламентирован УПК, а его результаты удостоверяются особым документом — протоколом допроса.

Порядок допроса несовершеннолетних регламентирован ст.ст.191,425 УПК РФ. Несоблюдение процессуальных правил является существенным нарушением закона. Вместе с тем процессуальные правила носят общий характер и не устанавливают тех конкретных приемов и методов, которые следователь в каждом отдельном случае применяет к допрашиваемым лицам. Эту роль выполняют тактические приемы, разрабатываемые следственной практикой и криминалистической наукой. Процессуальные правила производства допроса, таким образом, дополняются тактическими приемами, тем самым, помогая следователю целеустремленно и успешно проводить расследование по делу, использовать возможность каждого следственного действия по собиранию, проверке и оценке доказательств, добиваясь экономии времени и сил Гусаков А.Н., Фимощенко В.Н. Следственная тактика. Екатеринбург 1993.С.79.

4 стр., 1686 слов

Возраст уголовной ответственности

... Возраст уголовной ответственности Судебная и правоохранительная практика последних лет показывает, что лица до 18 лет чаще всего привлекаются к уголовной ответственности. Вместе с тем, основываясь на принципе гуманизма и намерении исправить несовершеннолетних, ...

2. Возрастные особенности несовершеннолетних

Допрос несовершеннолетних имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями, своеобразием психологии детей и подростков. Эти обстоятельства предопределили необходимость установления дополнительных процессуальных гарантий, обеспечивающих его объективность, а процесс его проведения требует, соответственно, особых тактических приемов, разрабатываемых криминалистикой.

Такие науки как педагогика и психология различают шесть групп несовершеннолетних в зависимости от их возраста и психического развития:

младенческий возраст (от рождения до 1 года),

ранее детство (от 1 года до 3 лет),

дошкольный возраст (от 3 до 7 лет),

младший школьный возраст (от 7 до 11 лет),

подростки (от 11 до 14-15 лет),

старший школьный возраст (от 14-15 до 17-18 лет),

Рассмотрим возрастную таблицу психологических особенностей несовершеннолетних последних четырех групп, т.е. тех несовершеннолетних, которых нередко приходится допрашивать на предварительном следствии и в процессе судебного разбирательства. Дело в том, что с учетом этих особенностей строится тактика допроса, формулируются допросы, избирается линия поведения следователя.

Дошкольники от 3-7 лет начинают осмысливать окружающую их действительность, запоминать и логически передавать увиденное. Особенностью их восприятия является то, что они плохо еще разбираются в причинных связях, воспринимают события не в целом, а лишь отдельные факты, второстепенные его стороны. Дети этого возраста, наблюдая за действиями взрослых, стараются им подражать, что особенно ярко проявляется в игре. К концу дошкольного возраста дети приобретают простейшие формы логического мышления. Если предмет допроса ребенку понятен, он может быть допрошен независимо от возраста. `’ Имеется такая возрастная черта, за пределами которой допрос ребенка является совершенно бесполезным, но эта черта не может быть дана в виде конкретного указания возраста… Возраст этот может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и от тех фактов, о которых следует ребенка допрашивать» Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве.- Минск: Высшая школа, 1973г. С.320.

У детей младшего школьного возраста от 7 до 11 лет уже вырабатываются навыки преднамеренного восприятия, логического рассуждения, повествования. `’… появляется самоконтроль запоминания речи и деятельности; умение действовать в соответствии с поставленной задачей; формируется система взаимосвязанных понятий; накапливается практический опыт» Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве.- Минск: Высшая школа, 1973г. с.322. Дети этого возраста еще не всегда могут правильно отличить главное от второстепенного, поэтому отсутствие жизненного опыта заполняют воображением и фантазией, а результаты воображения выдают за подлинную действительность. Они склонны к преувеличению, не всегда способны описать увиденные им предметы, но хорошо их узнают. Поэтому в процессе допроса для оживления памяти целесообразно предъявлять ребенку эти предметы.

13 стр., 6314 слов

Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних

... допроса; исследование общих тактических приемов допроса несовершеннолетних; исследование и анализ тактических приемов допроса несовершеннолетних в зависимости от их процессуального положения. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что подростковый возраст ... тактики вообще и одной из ее частей допроса в особенности. Допрос - это регулируемое уголовно-процессуальным законом ...

Психология подростков среднего школьного возраста от 11 до 14-15 лет характеризуется более широкими познавательными процессами, усилением самосознания, проявлением чувства долга и ответственности, потребности к общению. Подростки стараются проявить самостоятельность в работе, подражать взрослым, но в силу возрастных особенностей психики не всегда правильно воспринимают поступки людей. Поэтому иногда встречаются случаи, когда подростки одобряют отрицательные действия морально неустойчивых людей.

Подростки старшего школьного возраста от 14-15лет до 17-18 лет находятся в процессе интенсивного развития личности. В зависимости от индивидуальных особенностей, условий жизни и воспитания этот процесс у разных лиц протекает неодинаково, но он всегда представляет собой переход от детства к взрослости. »Подросток уже неудовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка, но еще не созрел для ответственных ролей взрослого.

Поэтому его тяга к самоутверждению часто принимает стихийные формы» Кон И.С. Социология личности.- М:Просвещение,1967г.с. 142 . Возраст от 14-18 лет характеризуется глубокой физиологической и психологической перестройкой организма в целом, ростом физических и интеллектуальных сил и возможностей. Это так называемый переходный период — период становления личности, утверждения ее в обществе. Психика таких несовершеннолетних характеризуется стремлением к самостоятельности и независимости, преувеличенным мнением о своих возможностях, их поведению свойственны повышенная активность и подвижность, большая возбудимость и резкая смена настроений. Характер и мировоззрение еще не сформировались полностью. Порой подростки этого возраста не в состоянии отличить плохое от хорошего, смелость от лихачества, свободу от своеволия, чувство собственного достоинства от себялюбия, реальную мечту от фантазии; бывают готовы ради ложного геройства и неправильно понятого товарищества совершить преступление, взять на себя чужую вину.

К полному совершеннолетию, т.е. к 18 годам, формируется та зрелость, которая свойственна каждому человеку, и которая определяет его лицо в обществе. С учетом всего изложенного существует объективная основа для предъявления к поведению лиц в возрасте от 14-18 лет достаточно высоких требований.

На мотивацию поведения подростков (в том числе и на их позицию в ходе судопроизводства) существенное влияние может оказать эмоциональная возбудимость, сопряженная с колебаниями настроения, раздражительностью. Возрастной ответственностью личности несовершеннолетних, значимой для уголовного судопроизводства, является также недостаток жизненного опыта. Еще одна особенность подростков состоит в особом значении для их мнения лиц из ближайшего окружения. Весьма существенное значение для уголовного права, судопроизводства, тактики следствия и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних имеет свойственное подросткам подражание, копирование действий и поведения других лиц, особенно старших, повышенная внушаемость и податливость убеждениям, уговорам, обещаниям, угрозам.

Знание возрастных особенностей и их влияние на психику несовершеннолетних необходимо следователю, прокурору, судье, адвокату, оперативному работнику для того, чтобы правильно применять специальные нормы закона, относящиеся к производству по этим делам, обеспечить выявление всех существенных обстоятельств дела, тактически правильно осуществить следственные и судебные действия, в которых участвуют несовершеннолетние.

4 стр., 1761 слов

Этические основы допроса

... этические основы допроса несовершеннолетнего. 1. Особенности тактики допроса несовершеннолетних Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, ... лиц 2 . При допросе несовершеннолетних обвиняемых необходимо учитывать их склонность к ... Н. Р. Осипова, некоторые слова употребляются детьми не в их ...

3. Подготовка к допросу несовершеннолетних

При подготовке к допросу несовершеннолетних возникает необходимость в уточнении, к какой подгруппе относится лицо, подлежащее вызову. В этой связи надо определить, кого из педагогов, родителей, близких родственников стоит приглашать на допрос. Для получения объективных данных в процессе допроса важно присутствие именно педагога, сведущего в особенностях развития детей той или иной педагогической возрастной группы. Это обусловлено тем, что педагогическая возрастная периодизация не совпадает с психологической. В ней отмечены кризисные переменные моменты в развитии. Это не значит, что воспитание не считается с ними. Педагоги, осуществляющие воспитательный процесс в соответствующей возрастной группе, знакомы с такими особенностями. Нужную программу воспитания составляют дифференцировано для каждого года пребывания ребенка в воспитательно-образовательном учреждении и в ней учитываются психологические особенности каждого возраста Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1991; Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. М., 1998.

В процессе подготовки детей младшего дошкольного возраста, решая вопрос о возможности присутствия родителей или близких родственников, следует учитывать так называемый кризис 3-х лет. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом. При подготовке к допросу несовершеннолетних целесообразно принимать во внимание, что проявление упрямства и негативизма направлено главным образом против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком, опекают его Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1991. Поэтому в зависимости от конкретных обстоятельств дела лиц, которые постоянно ухаживают за ребенком, не следует привлекать к участию в допросе, поскольку негативная форма поведения редко направлена против других взрослых. Как правило, тактическое поведение взрослых, предоставление ребенку максимум возможностей самостоятельности смягчают проявление негативизма. Иногда у детей младшего и среднего дошкольного возраста самоутверждение может проявляться в форме капризов и упрямств. Следователь должен учитывать, что капризы нередко являются следствием неправильного подхода к ребенку, что психологическая природа капризов отличается от кризисных форм поведения, в которых ребенок пытается утвердить свою самостоятельность. Каприз же — это средство обратить на себя всеобщее внимание, «взять верх» над взрослым Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1991. В таких случаях следователю необходимо с помощью педагога выбрать наиболее правильный подход к ребенку, чтобы восстановить нарушенный психологический контакт.

Уголовно-процессуальный закон не устанавливает минимального возраста для несовершеннолетних, которых можно допрашивать. В связи с этим отдельные авторы (например, Н.И.Порубов) высказывают суждение о том, что несовершеннолетний может быть допрошен в качестве свидетеля или потерпевшего независимо от возраста, если предмет допроса ему по возрасту доступен и ребенок не является умственно отсталым. С такой точкой зрения вряд ли можно согласиться, так как в определенный период несовершеннолетний находится в таком возрасте, когда предмет допроса при определенных обстоятельствах ему и доступен ( например, ребенок в возрасте 1 года 5 месяцев может понимать, о чем его спрашивают), но количество слов у него невелико. К тому же несовершеннолетние в возрасте от 1 года 7 месяцев в своем небольшом словарном запасе употребляют многозначные слова. Многозначные слова делятся на следующие группы:

14 стр., 6733 слов

Ответственность за причинение вреда несовершеннолетним в возрасте ...

... гражданско-правовой ответственности; охарактеризовать гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Степень научной разработанности. ... -правовая ответственность также должна носить характер эквивалентного возмещения потерпевшему причиненного вреда или убытков. Характерной особенностью ответственности по гражданскому ...

1. слова, образуемые по функциональному признаку (ребенок объединяет одним названием предметы, сходные друг с другом по функции);

2. слова, в которых предметы объединяются по месту нахождения;

3. слова, в которых предметы одинаково называются по внешнему признаку;

4. название дается по звуку, связанному с предметами;

5. слова, образуются по 2-3 смешанным признакам;

6. слова-омонимы Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1990.

Поэтому, несмотря на то, что предмет допроса несовершеннолетнему может быть доступен, степень вероятности получения правильного ответа по изложенным причинам при определенных обстоятельствах невелика. В этой связи анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что с учетом акселерации минимальным возрастом для несовершеннолетних, когда они могут быть допрошены, является 1 год 7 месяцев. Этот возраст характерен тем, что наступает окончание переходного периода в становлении речи, ребенок овладевает значениями слов. При подготовке к допросу и в процессе допроса несовершеннолетних нельзя не учитывать особенностей общения детей с взрослыми. Особенности обусловливаются тем, что не все дети одинаково открыты для общения с взрослыми: некоторые относятся к взрослым с недоверием, осторожно. Нередко отношение детей к взрослому зависит от многих на первый взгляд случайных особенностей человека — от его одежды, возраста и пр. Поэтому перед допросом в зависимости от конкретных обстоятельств следователь может проконсультироваться со специалистом, чтобы избежать непредвиденных случайностей. Решая вопрос о целесообразной тактике проведения допроса несовершеннолетних, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что дети в возрасте 2-х лет крайне недоверчиво относятся к взрослым: они часто убегают, прячутся, когда взрослый подходит к ним, избегают смотреть в глаза, когда взрослый разговаривает с ними, и отвергают все предложения незнакомого человека. Во всем их поведении проявляется напряженность и скованность Кондратович И., Смирнова Е. Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми. // Дошкольное воспитание. М., 1994.

При составлении плана допроса несовершеннолетних следует учитывать особенности памяти дошкольника. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются внутри деятельности и зависят от его характера. Ребенок запоминает то, что произвело на него впечатление. В некоторых случаях об одном и том же наблюдаемом явлении дети могут давать существенно отличающиеся показания. Одни из них пространные, лишь в общих чертах, другие исключительно подробные, с ярким описанием. Такие существенные различия в показаниях детей могут объясняться тем, что у некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти. Образы эйдетической памяти по всей яркости и отчетливости приближается к образам восприятия. Ребенок, в процессе допроса вспоминая что-нибудь воспринятое раньше, как бы снова видит это явление перед глазами и может описать это во всех подробностях. Эйдетическая память — возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, позднее — в период школьного обучения — как правило, утрачивают эту способность Кондратович И., Венгер Л., Мухина В.С. Развитие внимания, памяти, воображения в дошкольном возрасте. М., 1994.

4 стр., 1805 слов

Тактика допроса и очной ставки (2)

... и понятие очной ставки. Руководствуясь целью данного исследования, определяем задачи: 1.Определить понятие допроса; 2. Изучить виды допроса; 3. Определить понятие очной ставки; 4. Выявить тактические особенности проведения допроса при очной ставке. Следовательно, предметом данной работы является тактика допроса. ...

Детям дошкольного возраста свойственно интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению.

Особенности допроса несовершеннолетних состоят в том, что необходима тщательная подготовка к допросу. Проведение допроса экспромтом без всякой подготовки приводит обычно к нежелательным последствиям: хаосу, беспорядку, а в конечном итоге — к безрезультативности.

По мнению Л.Л. Каневского, мероприятия, которые направлены на подготовку к проведению каждого следственного действия с участием несовершеннолетнего, необходимо планировать, так как подготовка к ним сложна и требует много времени Каневский Л.Л. Организация раследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. Уфа, 1998.

В целях обеспечения результатов допроса следователю необходимо использовать следующие приемы подготовки допроса организационного характера:

  • тщательное, всестороннее изучение материалов дела;
  • изучение личности несовершеннолетнего;
  • определение цели, задачи и предмета допроса;
  • установление конкретного времени и места проведения допроса;
  • решение вопроса о приглашении на допрос переводчика, специалиста или законного представителя несовершеннолетнего;
  • получение консультации у специалистов по вопросам юношеской психологии и возрастной педагогики;
  • подготовка научно-технических средств;
  • составление письменного плана предстоящего допроса.

Чтобы допрос стал логически стройным и системным, следователю необходимо в письменном виде сформулировать соответствующие вопросы. Рассматривая правильную последовательность постановки вопросов в качестве существенного условия успешного допроса, Л.Е.Ароцкер рекомендует ставить допрашиваемому вопросы наиболее для него благоприятные, не вызывающие отрицательной реакции, затем перейти к нейтральным вопросам по обстоятельствам, наконец сформулировать наиболее существенные и интересующие допрашивающего вопросы.

Постановкой вопросов в определенной последовательности следователь заставляет допрашиваемого почувствовать силу вопросов, неизбежно требующих правдивого ответа.

Вопросы, которые ставятся следователем, должны отвечать следующим требованиям: ясность, четкость, понятность, целеустремленность, — и не содержать специальных юридических терминов.

4. Тактические приемы производства допроса несовершеннолетних

Расследование преступлений в целом и проведение допроса в частности является активным и динамическим процессом, общие направления которого определяются процессуальным законом. В то же время в рамках уголовно-процессуального порядка производства следственных действий необходимо найти наиболее рациональные и эффективные варианты активности, которые позволяли бы следователю с наименьшими затратами времени, средств, умственных и физических сил добиться максимальной результативности в его деятельности.

6 стр., 2525 слов

Общее положение тактики допроса

... возникающие между следователем и допрашиваемым лицом. Предметом исследования являются закономерности, проявляющиеся при допросе в типичных ситуациях допроса в случаях применения (использования) тактических приёмов и рекомендаций. Для проведения допроса, позволяющего получить показания, содержащие ...

Тактике допроса несовершеннолетних присущи специфические особенности. Применение следователем тех или иных тактических приемов при допросе этой категории лиц определяется в зависимости от особенностей психики подростков и юношей. Эта специфика в определенных случаях не позволяет использовать в отношении них тактику допроса, какую следователь применил бы при допросе взрослого. Особенности тактики допроса несовершеннолетних свойственны всем четырем стадиям этого следственного действия.

Систему тактических приемов допроса несовершеннолетних составляют следующие элементы:

1. в зависимости от стадий допроса:

  • тактические приемы, направленные на подготовку к допросу;
  • тактические приемы, направленные на получение показаний от несовершеннолетнего;

2. в зависимости от типичных следственных ситуаций:

  • тактические приемы, направленные на установление психологического контакта;
  • тактические приемы, направленные на детализацию показаний и устранение ошибок;
  • тактические приемы, направленные на преодоление умолчания существенных обстоятельств дела;
  • тактические приемы, направленные на преодоление ложных показаний (особенно это касается несовершеннолетнего обвиняемого).

При допросе несовершеннолетнего очень важен психологический контакт. Под психологическим контактом следует понимать наличие особой психологической атмосферы, заключающейся в готовности следователя и несовершеннолетнего к общению.

Установление психологического контакта следователя с несовершеннолетним и его поддержание во время допроса зависит:

1. от организационных мероприятий, проведенных при подготовке к допросу и непосредственно во время допроса;

2. от профессиональных и нравственно-психологических качеств следователя;

3. от личностных качеств несовершеннолетнего и глубины его социальной запущенности;

4. от готовности несовершеннолетнего к общению со следователем.

На основании этого можно подразделить вероятные ситуации, в которых будет проходить допрос, на конфликтные и бесконфликтные.

Конфликтная ситуация при допросе несовершеннолетнего характеризуется как разногласие, различие во мнениях, существующих между следователем и подростком по поводу обстоятельств, необходимых для выяснения в процессе расследования уголовного дела. Такого рода ситуации возникают в процессе допроса несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого и, реже, при допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.

Наличие той или иной совокупности доказательств — важный момент в разрешении конфликтной ситуации и выборе тактических приемов. Здесь в первую очередь нужно использовать такие тактические приемы, как воздействие на эмоциональную сферу несовершеннолетнего. Наиболее эффективными из них являются:

  • разъяснение несовершеннолетнему обвиняемому, что в соответствии со ст. 61, 62 УК РФ активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления является обстоятельствами, смягчающими наказание;
  • разъяснить, что в связи с деятельным раскаянием в соответствии со ст. 75 УК РФ они могут быть освобождены от уголовной ответственности;
  • такой тактический прием, как внезапность, применяется только с учетом психологических особенностей несовершеннолетнего и при наличии всей совокупности доказательств;
  • обращение к положительным чертам личности допрашиваемого;
  • широкое разъяснение несовершеннолетнему запрета, который он нарушил.

В случае, когда собранная совокупность доказательств к моменту предъявления обвинения достаточно обоснована и полностью изобличает обвиняемого, следователю целесообразно сделать акцент на применение приемов логического воздействия, а именно: предъявление доказательств в нарастающем порядке и в логической последовательности; использование противоречий между сведениями, содержащимися в показаниях несовершеннолетнего обвиняемого и других материалах дела, и внутренних противоречий в самих показаниях несовершеннолетнего.

3 стр., 1476 слов

Порядок и тактические приемы очной ставки

... на месте происшествия. При проведении очной ставки, направленной на разоблачение ложных показаний, применяются те тактические приемы, которые используются при допросах лиц, уклоняющихся от дачи правдивых показаний. Наиболее распространенными среди них ...

Краеугольным камнем в рассматриваемом вопросе является установление границы между правомерным психологическим воздействием и психологическим насилием. Под психологическим насилием следует понимать любое воздействие на психику несовершеннолетнего, если оно противозаконно и безнравственно, влечет за собой состояние сильной эмоциональной психической напряженности и затрудняет выбор желаемого для подростка поведения.

Для тактики допроса психологические закономерности преднамеренного воспроизведения ранее воспринятой информации имеют большое значение. Начальным моментом припоминания является вопрос или осознание необходимости припомнить что-либо нужное. Вопрос вызывает относящиеся к нему ассоциации, вначале очень общие, отдаленные, которые еще не ведут к воспроизведению, но затем посредством промежуточных связей припоминание становиться все более полным и точным. Неправильное понимание вопросов направит допрашиваемого по ложному пути, не приведет к припоминанию нужных фактов. Задаваемые вопросы не должны быть подсказывающими или сбивающими. В каждом конкретном случае следователю следует индивидуализировать побудители к припоминанию, так как причины затруднения в припоминании могут быть различны. Следует помнить, что при затянувшемся припоминании может наступить так называемая парадоксальная фаза, при которой обращение к побудителям к припоминанию, как правило, не дает положительных результатов. В подобных случаях настойчивые просьбы следователя припомнить могут привести несовершеннолетнего допрашиваемого к тому, что он для прекращения мучительного для него в данный момент процесса припоминания может дать неправдивые показания либо вследствие чувства стыда, вызванного неприпоминанием, либо вследствие склонности к фантазированию может совсем бросить припоминание и безнадежно замолчать. Парализовать волю к припоминанию может боязнь неправильного припоминания. Миньковский Г.М. «Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних». М.: Юридическая литература, 2002

В тех случаях, когда припоминание затруднено и усилие припомнить не дает непосредственного успеха, припоминающий начинает размышлять, пользуясь часто в этих случаях ассоциацией по смежности: припоминая ту ситуацию, с которой было связано то, что нужно припомнить. В этом случае тактическим приемом оказания помощи несовершеннолетнему свидетелю в припоминании интересующих следствие фактов может быть постановка вопросов и предъявление различных объектов, активизирующих ассоциативные связи, оживляющие память.

В целом различают следующие тактические приемы при допросе несовершеннолетних:

1) выслушивание легенды как тактический прием допроса заключается в том, что следователь дает возможность изложить показания, зная из других источников, что они ложные. Не мешая несовершеннолетнему выговориться, следователь своими вопросами последовательно «препарирует» ложные показания, демонстрируя их внутреннюю противоречивость, нелогичность. Задача следователя состоит в том, чтобы вскрыть причину ложных показаний;

2) пресечение лжи — тактический прием, противоположен допущению легенды. Когда следователь располагает достаточными доказательствами, подтверждающие те или иные обстоятельства события, он в самом начале допроса пресекает ложные показания вопросами, которые показывают, что допрашивающий стремится получить правдивые сведения и располагает данными, опровергающими показания подростка;

3) отвлечение внимания как тактический прием заключается в том, что следователь умышленно отвлекает внимание вопросами не второстепенные детали и как бы парализует бдительность допрашиваемого;

4) сопротивление — тактический прием, используемый в целях устранения противоречий, имеющихся в показаниях, состоит в сравнении противоречивых частей показаний с другими фактическими данными;

5) уточнение — тактический прием, заключающийся в том, что следователь соответствующими вопросами уточняет показания, относящиеся к частным моментам, помогающим уточнить отдельные обстоятельства дела;

6) детализация — постановка вопросов, позволяющих расчленить общие и недостаточно конкретные показания на отдельные эпизоды, факты и более глубоко выяснить их;

7) контроль — тактический прием, заключающийся в постановке вопросов, прямо не относящихся к теме допроса, но позволяющих получить контрольные сведения для проверки правильности показаний об отдельных фактах;

8) напоминание — постановка вопросов, помогающих допрашиваемому вспомнить определенные события, забытые им, вспомнить пробелы в показаниях. Напоминание не должно заключаться в постановке наводящих вопросов, содержать в себе элементы внушения;

9) наглядность — использование различных наглядных пособий, помогающих восстановить в памяти наглядные события. Целесообразно применение в отношении несовершеннолетнего такого тактического приема, как косвенное внушение. Если лицо отказывается от дачи показаний, следователь может сообщить некоторые факты, достоверно установленные, в целях создания преувеличенного представления о своей осведомленности.

В ходе допроса несовершеннолетнего тактические приемы чаще применяются не изолированно, а комплексно, образуя тактические комбинации.

следователь несовершеннолетний допрос

5. Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних

Большое внимание следователем должно быть уделено правильному процессуально-криминалистическому оформлению показаний несовершеннолетнего. В случае нарушения требования, предъявляемых к процессуальной фиксации, показания несовершеннолетнего не могут быть использованы в качестве источников доказательств. В фиксации показаний необходимо выделить процессуальный и криминалистический аспекты. В процессуальном аспекте фиксация доказательств создает условия, при которых фактические данные могли бы использоваться в качестве доказательств, т.е. эта сторона выражает деятельность по реализации процессуальной формы, требуемой законом.

Фиксация фактических данных представляет собой деятельность следователя и иных управомоченных на то лиц, направленную на сохранение, удостоверение и процессуальное оформление собранной информации для дальнейшего исследования в доказательственных целях. К тактическим приемам удостоверительного характера относятся протоколирование, применение звуко- и видеозаписи. Протоколирование является основной и обязательной формой фиксации хода и результата допроса. Тактической особенностью хода и результата допроса несовершеннолетнего является то, что протокол целесообразно составлять после завершения устной части допроса, а не в ходе его. При записи показаний несовершеннолетнего нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи допрашиваемого, характеризующие уровень его развития, окружающую среду и привычки; следователь не должен употреблять несвойственные несовершеннолетнему выражения, так как это снижает значение его показаний, вызывая сомнения в объективности проведенного допроса. И если сам следователь, проводивший допрос, имеет возможность подойти к оценке показаний несовершеннолетнего с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, то остальные участники процесса, которые в силу тех или иных причин могут ознакомиться с показаниями несовершеннолетнего только по протоколу, такой возможности лишаются. Да и проводивший допрос следователь может оказаться в таком же положении, если по делу проходит не один, а несколько несовершеннолетних свидетелей, показания которых он стремиться записать гладкими и отшлифованными, по одному стандарту. А в тех случаях, когда вызов в суд свидетеля, допрошенного на предварительном следствии, по каким-либо причинам невозможен, гладкость, «взрослость» показаний, употребление несвойственных данному возрасту оборотов (тем более одинаковых у нескольких свидетелей) могут быть расценены судом как данные под чьим-то влиянием.

Кино- и видеозапись позволяют полно и детально зафиксировать обстановку, в которой производился допрос. Звукозапись целесообразно применять:

  • при допросе малолетних, очевидцев и иных добросовестных свидетелей и потерпевших при необходимости фиксации обстановки допроса;

— при допросе несовершеннолетних, дело о которых прекращено в связи с недостижением возраста уголовной ответственности, находящихся под влиянием родителей или иных лиц, заинтересованных в исходе дела Якуб М.Л. Показания свидетелей и потерпевших. М.: Изд-во МГУ, 1998.

Анализ и оценка хода и результатов допроса предполагают мыслительную, логическую деятельность следователя, в процессе которой им устанавливается относимость, допустимость, достоверность, значимость полученных показаний.

Тактические особенности анализа и оценки результатов допроса несовершеннолетнего предполагают, что эта оценка производится не только на основе памяти следователя и фиксированных им протокольно фактов, но и на основе сведений, полученных из бесед с родителями подростка, педагогом, его друзьями, которые с ними общались. Окончательная оценка показаний несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых может быть осуществлена лишь на завершающем этапе расследования преступления, поскольку для определения достоверности и недостоверности этого источника доказательств необходимо, чтобы были собраны все доказательства по делу, при учете процессуального статуса допрошенного подростка. Как правило, на первоначальном этапе расследования следователю очень сложно, а подчас просто невозможно судить о достоверности получаемых показаний, будь то допрос несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего или подозреваемого подростка. Недостаток информации о расследуемом событии и личность допрашиваемого, а также временные ограничения, связанные со множеством выездов на место происшествия и большим объемом работы, неизбежно сказываются на результатах первых допросов. В силу этого преждевременные выводы относительно достоверности данного источника доказательств таят в себе опасность принятия ошибочных решений, которые могут вести к необоснованному привлечению лица к уголовной ответственности и осуждению невиновных.

Лишь по мере выполнения всех необходимых следственных действий следователь получает возможность для полного и объективного исследования полученных показаний в соотношении с имеющиеся по делу доказательствами, что позволяет устранить имеющиеся сомнения в виновности подозреваемого лица, либо, наоборот, подтвердить их обоснованность.

Заключение

Итак, допрос несовершеннолетнего — это сложная, многогранная деятельность следователя, представляющая собой совокупность определенных компонентов.

Сложный и многогранный характер допроса несовершеннолетних заключается в том, что он как уголовно-процессуальная деятельность по установлению интересующих органы предварительного расследования обстоятельств и фактов включает в себя процессуальный, тактический, организационный, психологический, педагогический, этический аспекты. Взаимосвязь этих аспектов и соотношение между ними выражаются в том, что тактические приемы используются следователем в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и требованиями норм нравственности с учетом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.

Таким образом, только правильное поведение и принятие следователем правильных решений может привести к положительным результатам и получению необходимой информации от несовершеннолетнего.

Успешно осуществить допрос несовершеннолетнего может не каждый следователь, так как дело здесь не только в юридической подготовке, опыте следственной работы. Допрос несовершеннолетнего требует от следователя хороших знаний педагогики, общей и детской психологии, умения таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи.

К сожалению, в нынешних условиях этой проблеме уделяется очень мало внимания. Я думаю, что необходимо ввести в подготовку следователей основы подростковой, юношеской психологии и возрастной педагогики, особенно для тех, кто непосредственно занимается расследованием дел с участием несовершеннолетних.

Также сложности вызывает вопрос о привлечении педагога (психолога).

По моему мнению, в законе должно быть указано, что в качестве педагога (психолога) должны приглашаться специалисты с дипломом педагога или психолога, как правило, знакомые с несовершеннолетним. Соблюдение последнего условия поможет достичь хорошего психологического контакта, обеспечить доброжелательную атмосферу при допросе. В исключительных случаях, когда невозможно выполнить это условие, может быть приглашен другой педагог (психолог).

Лишь по мере выполнения всех необходимых следственных действий следователь получает возможность для полного и объективного исследования полученных показаний в соотношении с имеющимися по делу доказательствами, что позволяет устранить имеющиеся сомнения в виновности подозреваемого лица, либо, наоборот, подтвердить их обоснованность.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/dopros-nesovershennoletnih/

1. Доспулов Г.Г. «Психология допроса на предварительном следствии.» М., 1996.

2. Якуб М.П. «Процессуальная форма в уголовном судопроизводстве». М.: 1998

3. Мельникова Э.Б. «Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии». М.: Дело, 2001

4. Черных Э.А. «Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии». Дисс. М., 1998

5. Корнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С.А. «Тактика допроса на предварительном следствии». М., 1996

6. Миньковский Г.М. «Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних». М.: Юридическая литература, 2002

7. Кон И.С. Социология личности.- М:Просвещение,1967г.

8. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1991

9. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве.- Минск: Высшая школа, 1973г

10. Кулбаев А.К. Уголовный процесс . Краткий курс.Б, 2005.

11. Стрельцова Е.В. Ложь в показаниях несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых // Вестник СГАП. — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». — №1 (53), 2007.

12. Стрельцова Е.В. Психологический контакт при допросе несовершеннолетних правонарушителей//Сборник статей молодых ученых/Под ред. Л.И. Покатаева. — Саратов: СЮИ МВД России, 2006.

13. А. П. Рыжаков Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого Издательство: «Экзамен» (2007)