Эволюция прав человека

Курсовая работа
Содержание скрыть

Права человека — это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека. Права человека составляют один из элементов конституционализма, так как обеспечение свободы и безопасности человека играет первостепенную роль при создании конституций. Проблема прав и свобод человека-индивида-личности красной нитью проходит через всю историю и теорию политико-правовой мысли. Если провести анализ эволюции прав человека за последние годы, то можно увидеть, что человек стал обладать огромным количеством прав, которые в свою очередь приобретают с каждым разом всё новую и сложную систему их реализации и защиты. Актуальность темы заключается в тенденции развития и путях решения проблем прав человека. Эволюция прав человека рассматривалась в трудах З.М. Черниловского, Л.А. Морозова ,Аграновской Е.В., Лукашева Е.А., Шевцов В.С. Чеботарёва А.А., Галкин И.В., В.В. Невинского, В. С. Нерсесянца, Е. А. Лукашева и других. Целью данной курсовой работы является более детальное изучение причин возникновения прав человека, их развитие и изменение во времени. Рассмотрим, как развитие общества и государства способствуют становлению прав человека и их постепенному юридическому закреплению в законодательстве. Более детально остановимся на создании и усовершенствовании социальных институтов и политико-правовых структур по обеспечению зашиты прав и свобод личности в России.

достоинство свобода правовой статус человек

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

1.1 История возникновения прав человека России

Общепризнанные права человека в любой стране зависят от исторического развития ее государственности, характера общественно-политического строя, расстановки социальных сил в данной стране и на международной арене, от национальных, религиозных, культурных, правовых традиций, национальной психологии; наконец, от общей политической и правовой культуры населения. История российской государственности наглядно показывает, что на процесс ее формирования и развития, а также на своеобразие складывающейся в ее рамках политико-правовой культуры значительное влияние оказывали: во-первых, особенности геополитического положения страны — между Востоком и Западом; во-вторых, ее пространственно-географические характеристики и природно-климатические условия; в-третьих, моноэтнический и многоконфессиональный состав населения; в-четвертых, быт, традиции и религиозные верования ее народов. Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации / ООО «Профобразование», 2011. Можно обозначить основные вехи русской истории, которые могли изменить, но не изменившие ситуацию с правами человека в России: неудавшиеся реформы начала царствования Александра I; преобразования Александра и благодаря которым страна оказалась на пороге конституционных реформ… если бы не убийство императора, которое и стало их трагическим финалом; преобразования начала XX века, когда воплощение в жизнь этих идей было как никогда реальным… если бы не революция 1917 г., в ходе которой с установлением советской власти в России (СССР) целые классы и слои общества были лишены не только политических, но и неотъемлемых гражданских прав — права на жизнь, личную неприкосновенность, собственность. Были отброшены гарантии свободы личности, принцип презумпции невиновности и многие другие. Следствием этого стало пренебрежение в России общечеловеческих ценностей: универсальности прав человека, всеобщего равенства, достоинства личности, справедливости, права на свободу, личный выбор и самоопределение, защиту от произвола властей. Положение с правами человека в России можно проследить по советским конституциям. 11 Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2013. Конституция РСФСР 1918 г. Главную ее основу (раздел I) составила Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 13 января 1918 г., принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. В ней законодательно подтверждались завоевания трудящихся в первый период существования советской власти, провозглашались основные принципы и задачи Советского государства, сформулированы основы национальной политики и впервые законодательно закреплена одна из форм национально-государственного устройства — социалистическая федерация. В разделе II еще раз провозглашалось: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России». И в том же разделе установлены политические и гражданские личные свободы: — в статье 13 — свобода совести, для реализации которой церковь отделяется от государства и школа — от церкви, а свобода религиозной пропаганды признается за всеми гражданами; —

12 стр., 5907 слов

Правовое государство

... и посвящена эта работа. 1. Становление и развитие идеи правового государства Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и со­временности. Вопросы типа: ... должен властвовать над всем". С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, сво­боде, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гума­нистические воззрения и ...

в статье 14 — в целях обеспечения действительной свободы выражения своих мнений в руки рабочего класса и крестьянской бедноты передаются все технические и материальные средства для издательской деятельности. Причем государство обеспечивает свободное распространение по всей стране печатных изданий;

  • в статье 15 — для обеспечения за трудящимися свободы собраний в их распоряжение передаются подходящие для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением, отоплением;
  • в статье 16 — в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов государство оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации;

— в статье 20 всеми политическими правами, которые предоставлены трудящимся всех наций России, государство наделяет и иностранцев, проживающих на ее территории. Причем местным Советам дано право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права российского гражданства. Первая Конституция РСФСР была в сильной степени идеологизирована, имела открыто классовый характер:

12 стр., 5630 слов

Права человека в отечественном законодательстве конца XIX – начала XXI века

... однако ограничения на выход из общины сохранялись. В сложившихся условиях проблема прав человека оказалась в центре внимания отечественных ученых-правоведов, а также ... противоречат правовые положения Свода законов российской империи. Однако в конце XIX века все громче звучат голоса правоведов и социальных ... земских учреждениях 1 января 1864 г., Судебные уставы 20 ноября 1864 г. При этом они не стали ...

  • закрепляла диктатуру пролетариата;
  • устанавливала государственную власть в форме Советов;
  • «Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству;

— закрепляла экономическую основу Советского государства: земля была объявлена общенародным достоянием, а все леса, недра и воды, весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия — национальным достоянием. Из этого следует, что Конституция РСФСР официально объявила насильственное уничтожение частной собственности. 11 Всеобщей история государства и права: Учебное пособие / под ред. проф. З.М. Черниловского. — М.2013. Конституция СССР 1924 г. С образованием в декабре 1922 г. Союза ССР возникла потребность в принятии общесоюзной Конституции, которая послужила бы законодательной основой для развития и укрепления единого союзного советского многонационального государства. Она ознаменовала собой новую ступень в развитии страны, оформив добровольное объединение республик в единое Советское государство. Её основу составили принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. Конституция РСФСР 1925 г., была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов. Новый текст Конституции в значительной его части схож с текстом Конституции 1918 г., хотя содержит определенные новшества в структуре и содержании. Согласно статье 1 Конституция 1925 г. исходит из Декларации трудящегося и эксплуатируемого народа от 13 января 1918 г. и из основных начал Конституции 1918 г., ставя своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма. Конституция СССР 1936 г. гарантировала права на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости. Труд объявлялся обязанностью каждого способного к нему гражданина по принципу: «Кто не работает, тот не ест». Провозглашалась свобода отправления религиозных культов. Одновременно вводилась свобода антирелигиозной пропаганды. Конституция РСФСР 1937 несколько отличалась по структуре и содержанию от Конституции 1936 г. Так, в ней подробнее определялись вопросы ведения РСФСР, были более развернутыми главы о компетенции высших органов государственной власти и органов государственного управления РСФСР.11 Всеобщей история государства и права: Учебное пособие / под ред. проф. З.М. Черниловского. — М.2013. Конституционная система СССР и РСФСР, принятая в 1936 — 1937 гг., просуществовала почти 40 лет. В ходе последующего развития страны с учетом результатов политического, государственного и хозяйственного строительства в Конституцию СССР, а соответственно, и в Конституцию РСФСР, конституции других союзных, а также автономных республик вносились изменения. В основном они отражали:

22 стр., 10592 слов

Культурные права номер статьи в конституции. Культурные права ...

... Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. ...

  • преодоление последствий произвола и беззакония, а также режима личной власти (культа личности) после 1953 г.;

— расширение гарантий ряда конституционных социально-экономических прав граждан (на труд, отдых, образование, пенсионное обеспечение и др.).

Конституция СССР 1977 г. В ее основу была положена концепция «развитого социализма. Впервые в Конституцию СССР было введено понятие «народ», который принял и провозгласил в 1977 году данную Конституцию. В связи с этим главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Подтверждалась основа экономической системы — социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной. Отдельные разделы Конституции СССР были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Конституция РСФСР 1978 г. по своей структуре и содержанию соответствовала Конституции СССР 1977 г. Имело место принципиальное единство в закреплении основ общественного строя и политики, статуса личности, национально-государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности государственных органов, символов республик. 11 История государства и права СССР / под. ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. — М., 2007

1.2 Зарубежный опыт эволюции прав человека

К содержанию прав человека и их распределению в обществе необходимо подходить конкретно исторически. Права человека возникли не только благодаря потребности человека реализовать себя (например, возможности выбрать род занятий), но и как некий противовес созданной еще в IV —III тыс. до н.э. государственной машине. Известно, что первые города государства базировались на подчинении многих немногим, слабых сильным. Господствовали право силы, обычаи, традиции и обряды. Права человека — явление социально-историческое. Современная постановка вопроса о правах человека — при всей своей новизне и особенностях, обусловленных современным уровнем и характером мировой цивилизации, — опирается на богатый предшествующий опыт человечества, прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни людей, правового способа регуляции их социальных отношений. Каждая историческая система права включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. Степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе. Права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство. Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и др.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание. 11 Чеботарёва А.А. «Эволюция института прав человека в условиях развития информационного общества»/ http://www.consultant.ru На протяжении столетий в передовых странах Европы в борьбе с королевским абсолютизмом происходило отвоевание, иногда с последующими отступлениями и уступками, привилегий, свобод и прав отдельных сословий. Можно, конечно, признавать, что Великая Хартия вольностей 1215 года — историческая предтеча Билля о правах 1689 года, североамериканской Декларации Независимости 1776 года, французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года — выражает и закрепляет права человека. Более того, можно даже придерживаться мнения, что концепция прав человека зародилась в V-VI вв. до н.э. в древних полисах Афин и Рима. Понятие прав человека стало реальностью политической теории и практики в Европе в XVII-XVIII веках. Теоретической основой философии права, идеи свободы и справедливости явились идеи о правах человека как высшей социальной ценности общества и государства, высказанные философами-просветителями Дж.Локком (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Вольтером (1694-1778).

4 стр., 1842 слов

Трудовые права российских граждан за рубежом Предмет: Правоведение

... стр. Охрана труда женщин Трудовое право Курсовая работа 37 стр. Правовое регулирование труда российских граждан за рубежом Трудовое право Диплом 80 стр. Прекращение трудового договора по инициативе работодателя в трудовом праве Трудовое право Диплом 80 стр. Самозащита трудовых прав Трудовое право Курсовая ...

Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом.11 Всеобщей история государства и права: Учебное пособие / под ред. проф. З.М. Черниловского. — М.2013. Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»5. Подобное взаимное сдерживание властей — необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. «Казалось бы, — пишет он, — эти три власти должны прийти в состояние покоя и бездействия. Но так как необходимое течение вещей заставит их действовать, то они будут вынуждены действовать согласованно». Причем ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Монтескье, законодательная власть. Этот принцип и сегодня является важнейшим инструментом, ограждающим личность от злоупотреблений и притеснений со стороны власти. Другой аспект свободы, на который обращает внимание Монтескье, — это политическая свобода в её отношении уже не к государственному устройству, а к отдельному гражданину. Она заключается в безопасности гражданина. Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Монтескье придает особое значение доброкачественности уголовных законов и судопроизводства. «Если не ограждена невинность граждан, то не ограждена и свобода. Сведения о наилучших правилах, которыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире. Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими» Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ).

Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, и соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство.11 Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор — член-корр. РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева. — М.: Издательство НОРМА-ИНФРА, 2010. Заметный вклад в разработку доктрины и конституционно-правовой практики разделения властей внесли американские мыслители Т.Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон и др. С республиканских и демократических позиций права человека обосновывал Т. Джефферсон (1743-1826).

4 стр., 1754 слов

Права человека и правовое государство

... выделяют различные признаки государства. Однако в них неизменно включаются признание прав человека, господство права, разделение властей. Б. Кистяковский отмечал, что главное и самое существенное содержание права составляет свобода и право есть только ...

В подготовленной им Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (принята 4 июля 1776 г.) была сформулирована идея неотчуждаемых прав человека. Декларация стала первым официальным документом, закрепившим эти права. Теоретические представления о неотчуждаемых естественных правах человека, увязанные с учением о разделении властей, сыграли важную роль в процессе формирования конституционализма и заметно повлияли на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 г., в Билле о правах 1789-1791 гг., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в целом ряде других актов. Примечательна в данной связи ст. 16 французской Декларации, которая гласит: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции»7. Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации общественных и государственных порядков. Эта Декларация оказала огромное воздействие на процессы борьбы против «старого режима» во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека и гражданина, за практическую реализацию идей правового государства.11 Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение / Лукашева Е.А. — М: Издательство НОРМА-ИНФРА, 2014.

1.3 Проблемы в эволюции прав человека

Права человека — величайшее достижение мировой цивилизации. В настоящее время соблюдение прав и свобод человека и гражданина — главнейший критерий цивилизованного общества, его способности решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы. Современная ситуация с соблюдением прав человека в нашей стране свидетельствует о наличии значительного разрыва между провозглашёнными в Конституции правами и свободами и реальным воплощением в жизнь большинства граждан. Развитие прав человека — одна из «вечных» проблем социально-культурного развития человечества, прошедшая через века. Конституция оправдывает своё социальное назначение, когда эффективно работает механизм реализации конституционных гарантий прав и свобод, и в первую очередь — правосудие. Формирование авторитетной судебной власти составляет неотъемлемую часть современной политики развития России. В новых экономических и социальных условиях, вызывающих множество правовых деликтов неизмеримо возрастает роль справедливого и независимого суда. Однако, формирование этих качеств судебной власти обусловлено взаимоотношениями с другими ветвями власти и воздействием последних на суд. 11 В.В. Невинский «Эволюция и новые горизонты прав, или сложный путь развития человечества»/ http://www.consultant.ru Другим важным институтом обеспечения и развития прав граждан является Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его представители на местах. Уполномоченный следит за состоянием прав и свобод граждан, за их реализацией, проверяет заявления граждан о нарушении их прав.

11 стр., 5258 слов

Роль государства в жизни общества

... класса”; 3. правовой или организационно-структурный -- как источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений. Таким образом, выделяются три ряда политических ...

Следует отметить, что и здесь имеются достаточно серьёзные проблемы. Прежде всего, эти проблемы связаны с выполнением своих обязанностей Уполномоченным.

Чиновники зачастую препятствуют выполнению задач, возложенных на Уполномоченного, мешают выполнению проверок по заявлениям граждан . Кроме того, сами граждане зачастую не знают, как отстоять свои права, не доверяют институтам государства, призванным к защите прав . Это говорит о том, что правовая культура нашего населения ещё недостаточна, а это грозит довольно серьёзными последствиями как для общества, так и для государства.

Необходимо развивать правосознание населения, прививать правовую культуру ещё со школы. В процессе реализации прав человека важна роль такого органа государства, как Прокуратура. Прокуратура занимается кроме следствия и надзором над органами государственной власти, что очень важно. В последнее время в стране появилось много негосударственных правозащитных организаций. Их роль весьма существенна, т. к. они осуществляют независимый контроль за реализацией прав граждан. Они обращают внимание общества и государства на нарушения в этой сфере, и, в какой-то мере способствуют работе государственных правозащитных органов.

В общем, в России существует ряд проблем, связанных с реализацией прав граждан: это и плохое социальное обеспечение, и злоупотребления полномочиями властьимущими, и т. д.

Однако, самой важной проблемой, на мой взгляд, является практически полная правовая безграмотность населения, люди боятся отстаивать свои права, а зачастую даже не знают, как это делать, куда обращаться. Если не предпринимать срочные меры по повышению уровня правосознания населения, то наше государство может перестать быть демократическим и вообще прекратить своё существование как суверенное образование. 11 Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 2012.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

2.1 Сущность и понятие прав человека

В философии под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления. Права человека — это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе. Такие права, как право человека на жизнь, право на свободу и неприкосновенность личности, на достаточный уровень жизни, на участие в политической жизни и другие, являются необходимыми условиями полноценной жизни каждого человека в любом обществех. Словосочетания «права человека» и «свободы человека» получили широкое распространение в эпоху революций XVII — XVIII вв., во время которых были выдвинуты политические требования, основанные на идеях свободы, равенства и братства всех слоев общества. 11 Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник. М., 2012 Основу всех прав человека составляет свобода. Она представляет собой внутреннее и внешнее состояние независимости человека от природных и социальных сил. Внутренняя свобода предполагает свободу мыслей, убеждений, свободу слова, веру и т.д. Внешняя свобода — это свобода выбора человека, свобода его реального, сознательного действия во всех сферах общественной жизни — экономической, политической, духовной. Внешняя свобода — это отсутствие каких бы то ни было искусственных ограничений деятельности человека, прежде всего со стороны государства. Конституционная практика развитых государств в известной мере устранила противостояние естественно-правового и позитивистского подходов к правам человека на основе конституционного закрепления основных прав и свобод, которое исключает подавление и насилие государства по отношению к личности, отстаивая ее автономию и приоритет человека по отношению к государству. Эта благоприятная тенденция снимает противостояние и крайность указанных доктрин — незащищенность естественных прав человека вне государственного закрепления и дистанцирование позитивистского учения от нравственных, личностных, социальных ценностей. В этой связи возникает вопрос: что понимать под основными правами, можно ли отождествлять их с конституционными правами? Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций несколько затрудняет ответ на этот вопрос. Однако, основные права индивида — это прежде всего конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства — неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения).

9 стр., 4166 слов

Право на жизнь и здоровье

... общественной жизни. Узкая трактовка права на жизнь связана с либеральной концепцией права и государства, согласно которой задача государства — минимизировать вмешательство в жизнь человека защитой уже нарушенного права. Противоположная концепция — теория социального государства предполагает обязанности государства по обеспечению человеку ...

Основные права являются субъективными правами. Это истина, которая сегодня очевидна, в ходе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале XX века в результате долгих споров о понятии субъективного права вообще и основных прав в особенности сложилось новое понимание основных прав как субъективных, и человек может ссылаться на них перед лицом властных структур.11 Галкин И.В. «Проблемы обеспечения эффективной реализации законодательства в сфере защиты прав человека в Российской Федерации»/ http://www.consultant.ru В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, также являющихся основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определяющих ту планку, ниже которой государство не может опускаться. Выделение категории основных прав человека отнюдь не означает отнесение иных прав к «второсортным», менее значимым, требующим меньших усилий государства по их обеспечению. Речь идет о том, что основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.11 Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник. М., 2012.

2.2 Классификация прав человека

Права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда — появление понятия «поколения прав человека». Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств: право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина на ведение государственных дел, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права, реализующие так называемую «негативную свободу», обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферы действия указанных прав. Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы различных классов и сословий за улучшение своего экономического положения, за повышение культурного статуса, так называемые «позитивные права», для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав. В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею его социального реформирования, которое призвано было смягчить противостояние богатых и бедных в обществе. Такая идея неизбежно была связана с возникновением социальных, экономических и культурных прав — права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права на участие в культурной жизни общества и другие. В современном мире эти права выражены во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской социальной хартии, что явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расширении каталога этих прав, их обогащении. Права первого поколения по своей природе отличаются от прав второго поколения. Это связано с позицией по отношению к ним государства. Права первого поколения в буржуазной политической и правовой мысли квалифицировались как гражданские, предполагающие право на защиту от кого-либо вмешательства, в том числе и государственного, в осуществление этих прав (прав члена гражданского общества), и политические права (права участника осуществления политической власти).

11 стр., 5481 слов

Права, свобода і обов’язки людини і громадянина

... якщо при цьому не порушуються права і свободи інших людей. Підвалини реальності прав і свобод людини та громадянина полягають в тому, що права та свободи гарантуються державою і не ... з оточуючим світом, походження держави і права, ідеї справедливості як критерію поведінкових норм людей. Досліджуючи поняття «гарантій прав і свобод людини та громадянина», виокремлені і систематизовані ознаки, ...

Речь идет, прежде всего, о защите индивидуальной свободы, ограничение которой неизбежно обедняет сферу общественной жизни и культуры. 11 Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор — член-корр. РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева. — М.: Издательство НОРМА-ИНФРА, 2010. Иная природа у социальных прав. Для их осуществления государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю созидательную работу, которая позволила бы гарантировать провозглашенные социальные, экономические и культурные права. Ряд современных государств не присоединился к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию тем, что обозначенные в пакте права не являются субъективными, поскольку не могут быть защищены в суде. Хотя такого рода соображения не лишены оснований, тем не менее, присоединение к пакту создает обязательства для государства совершенствовать свое внутреннее законодательство и организовывать в соответствии с ним свою деятельность. В конце XX века государство не может не стремиться к тому, чтобы стать социальным. Это — закономерность развития современных государств, нашедшая закрепление в ряде конституций зарубежных государств — ФРГ, Франции, Испании, Италии, Португалии, Турции. В период после второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Природа прав третьего поколения составляет предмет дискуссий. Особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью, ассоциацией. Так, право народов на развитие или их право на самоопределение является коллективным правом, осуществление которого зависит не от отдельного человека, а от общности. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности.11 Всеобщей история государства и права: Учебное пособие / под ред. проф. З.М. Черниловского. — М.2013. Между индивидуальными и коллективными правами существует взаимосвязь, в основе которой должен лежать принцип, согласно которому осуществление коллективных прав не должно ущемлять прав и свобод индивида. Коллективные права (право народа, право нации, право общности, ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные), общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах).

В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина. Личные — являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. Политические — политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 2012.

2.3 Пути решения существующих проблем эволюции прав человека

Каждый человек независимо от своего социального происхождения и положения в обществе, является носителем естественных равных прав. Признание, соблюдение и защита прав человека — обязанность государства. Признание прав и свобод человека в России означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. В Российской Федерации никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нем прав. Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод человека, но и предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации. Нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является одной из ключевых проблем по построению демократического государства и развитию гражданского общества. Все нарушения и проблемы реализации, основных прав и свобод человека можно классифицировать следующим образом: во-первых, по тому какой субъект нарушает права человека, во-вторых, какими действиями (бездействиями) это осуществляется. Обратимся к Докладу Уполномоченного по правам человека за 2008 год, опубликованного в Российской газете от 17 апреля 2009 г. в котором дается оценка положения дел в стране. Тематика поступавших к Уполномоченному жалоб остается практически неизменной. До двух третей жалоб приходится на нарушения прав человека, во-первых, в процессе охраны общественного порядка, предварительного следствия, судопроизводства и исполнения наказаний, а во-вторых — в социально-экономической сфере. 11 Чеботарёва А.А. «Эволюция института прав человека в условиях развития информационного общества»/ http://www.consultant.ru Большое число жалоб содержат просьбы о защите гражданских (личных прав) граждан — 57, 8 процента от общего числа поступивших обращений. Среди них жалобы на нарушение прав на жизнь; жалобы на действия милиции; на нарушение права на справедливое разбирательство и права на равную защиту законом. Значительная часть обращений по поводу социальных прав граждан посвящена защите права на достойные условия жизни, достойный уровень жизни. Особого внимания требует вопрос соблюдения законности в ходе дознания. Принуждение подозреваемых, обвиняемых, а также потерпевших и свидетелей к даче показаний с применением угроз и тем более методов, унижающих их человеческое достоинство и опасных для их здоровья и жизни, — преступление, предусмотренное ст. 302 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данная статья применяется редко. Так, например, в 2007 году, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, осужден по ней никто не был. Между тем в СМИ систематически появляются публикации об унижениях и пытках, которым подвергаются задержанные в ходе дознания. Об этом же свидетельствует и ряд решений Европейского Суда по правам человека. Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых также нередко сопряжены с унижением их человеческого достоинства. Вынуждающая людей спать по очереди запредельная переполненность камер, их плохая проветриваемость и освещенность, неизолированность туалетов — все эти «прелести» многих следственных изоляторов представляют собой очевидные нарушения прав человека, подтверждаемые в ходе рассмотрения Европейским Судом. На сегодняшний день остро стоят проблемы обеспечения лиц работой и получения российских паспортов в местах лишения свободы. Отсутствие паспорта делает невозможным реализацию прав осужденных на подтверждение и оформление инвалидности, назначение и выплату пенсий, осуществление гражданско-правовых сделок. Также важна социальная адаптация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Существует необходимость в создании центров для оказания помощи бывшим осужденным. Вместе с тем, государственной программы по обеспечению адаптации бывших заключенных к жизни в обществе пока нет. Не мало важной проблемой практической реализации прав и свобод граждан, их защите, заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России. По прежнему большинство граждан России считают, что отстаивать свои права «бесполезно». Низкий уровень правосознательности большинства населения, допускающего нарушения их прав. Все это является проблемой реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Для того, что бы права человека были реализованы в полной мере, необходимо реально воплотить в жизнь конституционный принцип “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. Только при таком подходе, когда права и свободы человека и гражданина будут реализовываться в повседневной жизни, а не только на бумаге, а Россия активно включаться в международный процесс, можно будет говорить, что мы живем в действительно правовом государстве.11 Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 2012.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая эволюцию прав человека, мы установили, что все сложнейшие государственно-правовые явления основываются на правах человека, которые являются центральным звеном государственной и правовой жизни. Политико-правовая мысль, возникшая в условиях тех уникальных регионов мира, где зародилась демократия и высокая духовная культура (Афины, Рим), и объявившая человека «мерилом всех вещей», дала толчок европейской цивилизации, основанной на персоноцентристской парадигме: от человека к государству. Универсальный характер права человека приобрели в развитых странах европейского региона, в которых в XVII-XVIII вв. произошли буржуазные революции под лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждаются непросто, поскольку каждый период общественного развития создает свои проблемы и человечеству ещё неизвестна ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека. Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств. В настоящее время в России идет активный процесс становления как гражданского общества, так и правового государства. Мы видим, что права человека в их системной связи с государством — это важнейшие составляющие такого процесса. Однако, в России до сих пор ещё нет в полном смысле ни демократического гражданского общества, ни правового государства. Несмотря на то, что в России законодательно закреплены права и свободы человека и гражданина, имеется структура правовой защиты граждан, но в целом в стране население не так часто обращается за защитой от противоправных действий в судебные органы. По сложившемуся мнению, это связано с тем, что наши граждане имеют низкую культуру в знании своих конституционных прав. В связи с чем, они не желают и не умеют сами активно осуществлять и защищать свои права и свободы в рамках Конституции РФ. Кроме того, граждане уверены в малоэффективности суда и органов правопорядка. Конечно, в последнее время ситуация в России стабилизировалась, все мы видим волю и действия государства направленные на обеспечение достойного существования человека, уже нет задержек выплаты пенсии, зарплаты бюджетникам, военнослужащим, разработана система миграционного контроля и регистрации беженцев и переселенцев. Однако для построения подлинно демократического государства необходимо время и упорный кропотливый труд всех граждан. Главное в решении проблемы эволюции прав человека на данный момент — не только теоретическая разработка и закрепление полного перечня прав и свобод, но и также создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации и дальнейшего развития. Важно также устранить прямые нарушения прав, причины их порождающие; поставить силу закона на пути злоупотреблений и произвола в отношении граждан, упрочить их защиту, ее организационное обеспечение, чтобы пресекать любые, даже самые незначительные нарушения права, которые в дальнейшем могут создать проблему в эволюции человеческих прав. Эффективность и результативность эволюции прав человека, в первую очередь зависит от того, насколько энергично и умело пользуются им сами люди, обладатели и носители этих прав.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/evolyutsiya-prav-cheloveka/

Нормативно-правовые акты

1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//«Российская газета», 10.12.1998.

2.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) //Бюллетень международных договоров, N 3, 2004//СПС «Консультант плюс»

Научная и учебная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/evolyutsiya-prav-cheloveka/

4. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 2012.

5. Всеобщей история государства и права: Учебное пособие / под ред. проф. З.М. Черниловского. — М.2013.

6. История государства и права СССР / под. ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. — М., 2007.

7. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник. М., 2012.

8. Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор — член-корр. РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева. — М.: Издательство НОРМА-ИНФРА, 2010.

9. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2010.

10. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2013.

11. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение / Лукашева Е.А. — М: Издательство НОРМА-ИНФРА, 2014.

12. Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации / ООО «Профобразование», 2011.

Публикации в периодических изданиях

13. В.В. Невинский «Эволюция и новые горизонты прав, или сложный путь развития человечества»/ http://www.consultant.ru

14. Галкин И.В. «Проблемы обеспечения эффективной реализации законодательства в сфере защиты прав человека в Российской Федерации»/ http://www.consultant.ru

15. Чеботарёва А.А. «Эволюция института прав человека в условиях развития информационного общества»/ http://www.consultant.ru