Конституционный суд РФ в системе конституционного контроля

Одним из элементов государства, претендующего на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию прочного общественно-политического строя, системы законности и защиты интересов граждан, должен быть конституционный контроль. Конституционный контроль, как специальный вид государственной деятельности, призван обеспечивать правильность применения Конституции и обусловленных ею законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные ценности общества, основываясь на Конституции. Государство создает для этих целей специальные органы — органы конституционного контроля. В нашей стране это Конституционный Суд Российской Федерации. Создание Конституционного Суда России и появление конституционного судопроизводства, как формы конституционного контроля — одно из важных достижений судебно-правовой реформы в России. Именно это обстоятельство дало толчок к формированию независимой судебной власти, занимающей самостоятельное место в системе ветвей государственной власти РФ. Актуальность данной темы, заключается, прежде всего, в том, что Конституционный Суд — важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках.

При этом, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Целью курсовой работы является рассмотреть деятельность Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа конституционного контроля. Поставленн ая цель решается посредством следующих задач:

13 стр., 6255 слов

Конституционный контроль в Российской Федерации

... что я считаю преимуществами судебного конституционного контроля, который осуществляется независимым органом правосудия - судом. Преимущество этого конституционного контроля заключается в том, что конституционные суды никогда не выступают как органы парламента, скажем, в отличие от ...

  • изучить структуру Конституционного Суда РФ;
  • рассмотреть функции Коституционного Суда РФ;
  • ознокомиться с понятием и значением Конституционного Суда РФ
  • проанализировать полномочия и решения Конституционного Суда.

Предметом является Конституционный Суд РФ.

Объектом исследования является изучение Конституционного Суда РФ, как органа конституционного контроля.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая включает по два параграфа, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Состав, порядок образования, срок полномочий и аппарат

Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Как видно, количество судей нечетное, это предусмотрено специально для того, чтобы не допустить ситуации, когда при принятии решения (иного акта Конституционного Суда Российской Федерации) поданных голосов было бы поровну. Данное положение комментируемой статьи практически никак не соотносится с другим ее положением, согласно которому Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии не менее 3/4 судей Конституционного Суда Российской Федерации. Получается, что решения Конституционного Суда правомочны, если на заседании присутствует не менее 15 судей. Все судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Данное положение закона, по сути, означает, что процесс формирования состава судей Конституционного Суда Российской Федерации полностью зависит от законодательной и исполнительной власти. хотя, Президента Российской Федерации, исходя из его полномочий, трудно отнести исключительно к исполнительной власти в Российской Федерации. Кандидатуры всех судей Конституционного Суда РФ выдвигает Президент Российской Федерации (законодательный орган власти), утверждает их в должности Совет Федерации Российской Федерации, который может и не согласиться с предложенной ему Президентом Российской Федерации кандидатурой и не утвердить в должности.

Порядок назначения на должность судьи более подробно описан в статье 9 Закона о Конституциооном Суде Российской Федерации1. Практически сразу можно отметить, что в законе предусмотрено, что именно Президент Российской Федерации предлагает Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации. Из содержания закона можно сделать вывод, что Президент Российской Федерации самостоятельно формирует список своих «кандидатур» на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации. Однако это не так, в статье 9 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации более подробно описано, кто предлагает Президенту Российской Федерации эти кандидатур. Все судьи переизбираются и замещаются не сразу полным составом. Судья несменяем и может быть освобожден от должности лишь по причинам, указанным в Федеральном Конституционном Законе. Так, судья может быть освобожден от должности ввиду достижения им предельного возраста пребывания в данной должности (70 лет) или за совершение проступка, не совместимого со статусом судьи. Поэтому по мере выбывания одного судьи из состава судей начинается процесс избрания другого судьи на данную должность. Закон содержит еще одно положение, согласно которому полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены каким-либо сроком. Полномочия ни одного из высших судебных органов в нашей стране (Президиумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) не ограничены каким-либо сроком, как полномочия других высших органов власти: Президента Российской Федерации (срок 6 года), Государственной Думы Российской Федерации (нижней палаты Парламента Российской Федерации — 4 года).

2 стр., 942 слов

Совет Федерации РФ Конституционный статус, порядок формирования и полномочия

... голосов от общего числа членов Совета Федерации. Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации назначает на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Согласно ст. 64 Регламента Совета Федерации Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным ...

Даже Правительство Российской Федерации полномочно всем составом сразу, и если его отправляют в отставку, то всем составом, поэтому в каком-то смысле его деятельность тоже ограничена сроком. Такое положение в Законе содержится для придания большей юридической силы (утверждения правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации на практике реализует соблюдение всеми органами государственной власти и местного самоуправления Конституции Российской Федерации. Это орган конституционного контроля. Вопрос целесообразности существования конституционного правосудия в Российской Федерации не раз активно обсуждался, и сам Конституционный Суд с его нынешними полномочиями существует чуть более 10 лет. Комментируемое положение должно поставить некий дополнительный барьер от посягательств всяких третьих политических сил, которым мешает или может мешать в будущем само существование конституционного правосудия. Отменить конституционное правосудие в нашей стране возможно лишь при отмене (изменении) комментируемого Закона (а он имеет статус федерального конституционного) или посредством изменения Конституции Российской Федерации. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации создан в целях обеспечения его нормальной работы. Все подразделения и комиссии, отделы, которые могут создаваться в Конституционном Суде Российской Федерации, создаются исключительно для осуществления организационного, научно-аналитического, информационно-справочного и иного обеспечения Конституционного Суда Российской Федерации, в целях проведения приема посетителей; рассмотрения обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и для осуществления содействия судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; для изучения и обобщения деятельности государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации. Данные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно определяет структуру и численность отделов своего аппарата. Финансирование на содержание структурных подразделений аппарата Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется исходя из общего содержания Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно определяет все действия своих подразделений, а расходы на их финансирования учитываются в смете, которая ежегодно утверждается. Смета ежегодно включается в федеральный бюджет на текущий финансовый год. Все расходы на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации учитываются отдельной строкой в федеральном бюджете. Помимо Секретариата, Регламент предусматривает деятельность научно-консультативного совета, совещание судей, деятельность различных комиссий и пресс службу Конституционного Суда Российской Федерации. Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с Федеральным Конституционным Законом «О Конституционном Суде РФ» в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, проводятся рабочие совещания судей. Рабочие совещания созываются Председателем Конституционного Суда Российской Федерации либо по его поручению — заместителем Председателя или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано по требованию любого из судей. На рабочие совещания могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда Российской Федерации и иные лица. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. На рабочие совещания судей не распространяются положения пункта 8 части 1 статьи 18, части 5 статьи 72 и части 4 статьи 114 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».2 Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей. На рабочих совещаниях судей могут вестись протокол или стенограмма. Решения рабочего совещания судей имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда Российской Федерации и работников его аппарата. Для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда Российской Федерации, кадровых, бюджетных, информационных вопросов, обобщения практики Конституционного Суда и для других целей Конституционный Суд Российской Федерации может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда. Комиссия, проверяющая достаточность поступившей в Конституционный Суд Российской Федерации информации для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пуктами 6-8 части 1 статьи 18 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», образуется из трех судей, определяемых по жребию. При Конституционном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом Российской Федерации. В целях обеспечения оперативности и полноты информации в Конституционном Суде Российской Федерации создается информационная система, содержащая, в частности, банки данных:

14 стр., 6505 слов

Акты конституционного суда российской федерации. Конституционный ...

... иными судами. Конституционный Суд РФ занимается только проблемами конституционности как высшей формы законности. В Конституции РФ юридические коллизии различаются путем использования следующих понятий: а) соответствие законов, иных нормативных правовых актов Конституции РФ (ст. ...

  • о законах и иных нормативных актах Российской Федерации и субъектов Россиской Федерации;
  • о решениях Конституционного Суда Российской Федерации;
  • о решении зарубежных конституционных судов;
  • о конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации.

Пресс-служба Конституционного Суда Российской Федерации действует в соответствии с Положением о ней. Режим работы аппарата Конституционного Суда Российской Федерации определяется Положениями о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и о его структурных подразделениях, а также Правилами внутреннего трудового распорядка. Конституционный Суд Российской Федерации взаимодействует с органами конституционного контроля субъектов Российской Федерации в целях обмена опытом и информацией, оказания взаимной методической помощи. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет рабочие контакты с органами конституционного контроля зарубежных стран путем заключения соглашений о сотрудничестве, обмена делегациями, стажировки сотрудников аппарата Конституционного Суда Российской Федерации, обмена решениями и иной информацией, организации совместных научных мероприятий.

13 стр., 6410 слов

Прокуратура в российской конституционной системе власти

... игры. Цели данного исследования по теме состоят в анализе и теоретическом изучении места прокуратуры в российской конституционной системе власти, сущности прокурорского надзора. Основные задачи - изучение ... в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, ...

1.2 Функции Конституционного Суда Российской Федерации

Назначение Конституционного суда Российской Федерации проявляется в его целях:

  • защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина;
  • обеспечении верховенства и прямого действия конституционной законности.

К задачам Конституционного суда Российской Федерации относят:

  • способствование утверждению законности;
  • укрепление правопорядка;
  • воспитание в должностных лицах и гражданах уважения к Основному закону Российской Федерации.

К основным функциям Конституционного суда Российской Федерации относят:

  • конституционный контроль;
  • толкование Конституции Российской Федерации;
  • правотворчество.

В соответствии со статьей 3 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном суде Российской Федерации»3 установлено 7 групп полномочий Конституционного суда Российской Федерации.

К первой группе относятся полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов, Российской Федерации изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерациии совместному ведению органов государственной власти Российской Федерациии органов государственной власти ее субъектов, договоров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, договоров между субъектами Российской Федерации, не вступившими в законную силу международных договоров.

Вторая группа полномочий Конституционного суда Российской Федерации — это правовые средства разрешения споров о компетенции между высшими федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

Третью группу образуют полномочия по проверке соответствия Конституции Российсской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по поступившим в Конституционный суд Российской Федерации жалобам на нарушения прав и свобод граждан и по запросам судов.

В четвертую группу входят полномочия по толкованию Конституции Российской Федерации.

Пятая группа полномочий связана с предоставленным Конституционному суду Российской Федерации правом оценки соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президенту Российской Федерациив государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В шестую группу входят полномочия, связанные с предоставленным правом законодательной инициативы, где реализуется правотворческая функция Конституционного суда Российской Федерации.

15 стр., 7125 слов

Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание

... конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции. В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации. Конституция РФ ... принятие. Данная работа посвящена сущности, структуре и содержанию действующей Конституции РФ. Работа состоит из ... «юридических возможностей, защищаемых судом». Смягченным вариантом такого подхода ...

В седьмой группе объединены все иные полномочия, которые предоставлены Конституционному суду Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и иными правовыми актами. В большинстве западных государств (за исключением Франции) существуют правовые основы для рассмотрения судами конфликтов, возникающих в ходе деятельности государственного аппарата. При этом надо отметить, что процедура споров о компетенции государственных органов может придавать этим решениям более однозначный и политически ярко выраженный характер, нежели в США, где все решения Верховного Суда подпадают под формулу «конкретного судебного дела». С формально-правовой позиции можно представить себе деятельность конституционного суда как арбитра между остальными органами, окончательно определяющего содержание их конституционных обязанностей и проверяющего конституционность их решений. Однако такой образ часто не подтверждается в политической практике западноевропейских государств и почти несопоставим с реалиями процесса осуществления власти. Следует подчеркнуть, что любой политический конфликт в рамках государственного аппарата попадает в перечень дел, подлежащих рассмотрению в конституционном суде. Однако в представлении общественного мнения и политической доктрины такой путь не является необходимым в разрешении конфликтов. Главную роль призваны играть здесь политические партии и группы интересов, выступающие через парламент или правительственные органы. Не каждый политический спор трактуется как конституционный конфликт, и этот подход становится проявлением одного из отличий, например от американской модели юридизации политики. Характерными чертами являются осторожность в рассмотрении споров между государственными органами всеми заинтересованными субъектами и маскировка этих споров под процедуру исследования конституционности норм. Даже в этих рамках можно указать на многочисленные примеры важных политических конфликтов, которые никогда не представлялись на рассмотрение конституционных судов, что имеет отношение как к стабильным судам (особенно к австрийскому, итальянскому), так и тем более к вновь созданным (Испания, Португалия).

Определенные попытки активного использования юридических форм разрешения политических конфликтов предпринимались, хотя и с разными последствиями, во Франции. Необходимо при этом помнить, что это было заложено в концепции создателей Конституционного Совета. Лишь в ФРГ использование Федерального Конституционного Суда стало правилом в поисках выхода из конфликтов в рамках федерального государственного аппарата либо конфликтов между федерацией и землями. Однако даже в этом государстве Конституционный суд сохраняет сдержанность и не расширяет своих прав до рамок рассмотрения всех политических вопросов.4 Таким образом, независимо от различий в активности и стиле деятельности отдельных конституционных судов их трудно трактовать в качестве необходимых участников в процессе разрешения политических конфликтов, и, видимо, именно это является основной их отличительной особенностью по сравнению с положением Верховного Суда США. Можно сказать, что конституционным судам принадлежит роль потенциального арбитра в политических конфликтах. Это не лишено смысла, поскольку в любом спорном деле нельзя исключать возможность обращения в конституционный суд. Наконец, при принятии любого политического решения необходимо иметь в виду, что оно не должно выходить за рамки конституции. Тем самым акцентируется важный характер существования конституционного суда – уже сама возможность его использования должна удерживать участников процесса управления от действий, противоречащих конституции или вызывающих сомнение в конституционности. Результаты практики конституционных судов могут придавать им высокий авторитет в общественном мнении. Эти суды считаются органами, гарантирующими конституционную законность и защищающими гражданина от политически конъюнктурных действий партий. Вместе с тем получение поддержки конституционного суда в отношении введенных в действие законов или иных действий является несомненно политически привлекательным для их создателей подобно тому, как решение суда о противоречии конституции может быть выгодно для их противников. Даже в тех странах, где авторитет суда еще недостаточно укрепился, его решения могут стать одним из аргументов, свидетельствующих о значимости оцененных им норм либо действий. Положение Конституционного суда обусловлено его политическим престижем, а, следовательно, степенью убеждения, удерживающегося в общественном мнении и в политических кругах, в том, что принимаемые им решения являются авторитетными по отношению к установленным конституционным рамкам деятельности остальных элементов государственного аппарата. Чем сильнее будет убеждение, что решениям суда необходимо подчиняться, тем рискованнее будет игнорировать его мнение и тем больше шансов получит суд в укреплении своей позиции, даже если будет создаваться конфликтная ситуация с другими участниками процесса управления. Однако нелегко достигнуть порога политического престижа. К настоящему времени его достигли Конституционные Суды ФРГ, Австрии, Франции и Италии. Кроме того, позиция конституционного суда зависит и от способностей политических партий к самостоятельному разрешению возникающих конфликтов. Слабость партийной системы или значительное усиление внутренних противоречий в политической системе могут создавать ситуацию, когда суд становится на позицию арбитра, что укрепляет. его самостоятельность и авторитет. Конституционный суд также может стимулировать или даже «вынуждать» другие органы предпринимать определенные действия, которые эти органы ранее не могли осуществлять по собственной инициативе из-за блокировки противоположных политических взглядов.

13 стр., 6138 слов

Конституционный суд Российской Федерации – судебный орган конституционного ...

... деятельность Конституционного Суда РФ, а также судебной практики. В задачи работы входит: определение понятия конституционного контроля и его места в системе власти современного правового государства; определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и ...

Таким образом, можно сделать следующий вывод по, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Количество судей нечетное, это предусмотрено специально для того, чтобы не допустить ситуации, когда при принятии решения поданных голосов было бы поровну. Все судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации дала Конституционному суду Российской Федерации особые полномочия, которые значительно отличают его от других судебных органов власти. К основным задачам Конституционного суда Российской Федерации относятся способствование утверждению законности, укрепление правопорядка, воспитание в должностных лицах и гражданах уважения к основному закону Российсской Федерации.

7 стр., 3315 слов

Конституционный процесс: понятие и содержания

... законодательством механизма правового регулирования. 1.2. Признаки конституционного процесса как разновидности юридического процесса. В конституционном процессе предметом юридического дела могут выступать не только обстоятельства ... на базе широкого использования российских, а при необходимости и советских научных источников, поскольку проблемы юридического процесса и проблемы структуризации системы ...

Основными функциями Конституционного суда Российской Федерации является конституционный контроль, толкование Конституции Российской Федерации и правотворчество.

ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

2.1 Понятие и значение Конституционного Суда РФ

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционном законом о Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в своей деятельности руководствуется исключительно Конституцией, подчиняться только ей клянутся судьи Конституционного Суда, принося присягу при вступлении в должность. Именно Конституция, в соответствии с частью 1 статьи 15, имеет высшую юридическую силу, ей не могут противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время, согласно Конституции Российскй Федерации права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17)5; эти принципы и нормы, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; при этом международный договор имеет приоритет перед законом в случае их коллизии. В соответствии с частью 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации конституционное судопроизводство является самостоятельным способом осуществления судебной власти. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, уголовно-процессуального либо административного (процессуального) законодательства. Конституционное судопроизводство — процессуальная форма деятельности конституционных судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросы конституционности актов, однако только Конституционный Суд Российской Федерации может признать закон неконституционным. Конституционное судопроизводство является процессуальной формой деятельности конституционных судов, применяющих и интерпретирующих конституционные нормы и решающих юридические дела, им подведомственные. Результатом конституционного судопроизводства является устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта или договора Конституции Российской Федерации, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции Российской Федерации. Конституционное судопроизводство — это регламентированная Законом о Конституционном Суде (и законами субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах) деятельность конституционных судов по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим судам правомочиями. Цели и задачи конституционного судопроизводства определены в Законе о Конституционном Суде (ч. 1 ст. 3)6. К их числу относятся защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Общая характеристика полномочий Конституционного Суда Российской Федерации содержится в стать 125 Конституции Российской Федберации.

8 стр., 3881 слов

Порядок судопроизводства в Конституционном суде

... Конституции Российской Федерации 1993г., установившей новые положения организации и основ полномочий Конституционного суда (ст.125), в июле 1994г. был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». В состав Конституционного суда ... излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. ...