Процедуры несостоятельности (банкротства)

В настоящее время для развивающейся рыночной экономики России одним из самых актуальных институтов стал институт несостоятельности (банкротства).

Актуальность темы исследования заключается в том, что эффективный режим несостоятельности является важнейшим фактором надежного экономического развития, гарантией возвратности долгов и укрепления коммерческих отношений.

Цель работы состоит в рассмотрении особенностей и проблематики института несостоятельности банкротства и каждой из его процедур.

Исходя из цели и на основе анализа действующего законодательства, и изучения литературных источников предпринята попытка разрешить следующие задачи:

1) рассмотреть исторические аспекты развития института несостоятельности банкротства;

2) дать общую характеристику процедуры несостоятельности (банкротства);

3) рассмотреть особенности регулирования каждой из процедур института несостоятельности банкротства.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе признания должника банкротом и применения к нему соответствующих процедур.

Предмет работы – нормы законодательства, касающиеся института несостоятельности банкротства, научная и учебная литература.

Первым этапом регулирования конкурсных отношений в постсоветской России считают принятие Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 г. Закона РФ

«О несостоятельности (банкротстве) предприятий», введенного в действие с 1 марта 1993 г. Этот правовой акт не был совершенным и не соответствовал уровню развития рыночных отношений. Но его роль в развитии современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) очень важна, т.к. этот Закон послужил началом для совершенствования правового регулирования конкурсных отношений и возрождения института банкротства в России.

Существенно изменил регулирование сложного комплекса отношений, возникающих в ходе признания несостоятельности Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-Ф3, который в настоящее время является основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания. Также применялись как общие (анализ и синтез, обобщение, комплексный подход и т.д.), так и частные общенаучные методы познания.

4 стр., 1697 слов

Особенности рассмотрения дел о несостоятельности банкротстве

... с особенностями, установленными федеральными законами о банкротстве. Как видно, нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются ...

Теоретическую основу составили труды учёных в области предпринимательского права (Н.М. Коршунов, Н.Д. Эриашвили, В.Ф. Попондопуло, В.В. Витрянский, О.А. Беляева и другие.).Это говорит о том, что тема банкротства заинтересовала достаточно большой круг участников хозяйственного оборота. Данная курсовая работа затрагивает как вопросыистории российского и зарубежного законодательства (для понимания основных направлений развития и корней современного законодательства), так и вопросы непосредственно связанные с современным законодательством в России и некоторых зарубежных странах: само понятие «несостоятельность», основные положения законов, структура проведения процедуры банкротства и т.д.

Работа содержит моменты исследования различий и общих моментов между законами о несостоятельности в России за последние 18 лет и освещает положительные тенденции, наметившиеся в российском законодательстве.

Структура работы обусловлена задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников информации.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

1.1 Исторические аспекты развития института несостоятельности в РФ

Несостоятельность — такое положение лица, при котором его финансовое состояние является неудовлетворительным. Исторические корни института несостоятельности (банкротства) достаточно глубоки. Первое упоминание о таком институте права как несостоятельность (банкротство) встречается уже в Русской Правде. «В статьях 68 и 69 Карамзинского списка которой содержатся правила о персональной ответственности должника, продаже в долговое рабство виновного должника и реструктуризации задолженности в случае невиновного банкротства. Кроме сказанного, Русская Правда закладывала основы института очередности удовлетворения требований» 1 .

Со временем, развитие торговых отношений приводит к необходимости закрепления правил работы с несостоятельными должниками в договорах русских князей с другими странами.

Нормы о несостоятельности содержались в Судебниках 1497 и 1550 года, Соборном уложении 1649 года.

Возрождение интереса к регулированию отношений, связанных с несостоятельностью, происходит в России в XVIII веке. Так, в вексельном уставе 1729 года впервые было сформулировано понятие несостоятельности: «Когда предприниматель векселя по слуху в народе банкротом учинился (то есть в неисправу и в убожество впал) и затем от биржи или публичного места, где торговые люди сходятся, отлучается, дозволяется потребовать от него обеспечения в платеже (порук), а если откажет — то протестовать»2 . Таким образом, закон дает четкие признаки банкротства: нарушение сроков внесения платежей, отсутствие имущества и попытка должника скрыться от кредиторов.

Увеличивающееся количество банкротств и разнообразие конкретных ситуаций создали условия для создания единого документа, который был принят 15 декабря 1740 года под названием «Банкротский устав». Например, в Уставе описывается распространенная в то время ситуация, когда «купцы набирают в долги немалые суммы деньгами и товарами, а затем объявляют себя банкротами, а через некоторое время таким похищенным чужим капиталом снова пускаются в торговые обороты и наживают состояния, не думая удовлетворить своих кредиторов, а когда те к ним обращаются, они отвечают, что после приключившегося с ними несчастья некоторые капиталы получили по наследству или другим образом» 3 . В Уставе ни разу не говорит о «несостоятельности», употребляя исключительно понятие «банкротство». В большинстве случаев термин «банкротство» предназначался для торговцев, виновных в том, что они впали в несостоятельность.

3 стр., 1398 слов

Банкротство как институт рыночного хозяйства и метод структурной ...

... никакого положительного результата. Банкротство как институт рыночного хозяйства. Итак, в настоящее время, наряду с гражданским кодексом, основным источником регулирования несостоятельности - является Закон "О несостоятельности (банкротстве)". Закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 1998 г., ...

В дальнейшем в Уставе 1800 г. впервые в российской практике законодатель ввел раздельное регулирование двух видов банкротства это банкротство, связанное с предпринимательской деятельностью и не имеющее такой связи.

Для признания несостоятельным предусматривались следующие основания:

  • собственное признание в суде или вне суда;
  • уклонение должника от явки в суд по предъявленному к нему иску;
  • фактическая неспособность исполнения решения суда о взыскании задолженности в месячный срок.

В положениях Устава законодатель предусматривает возможность реструктуризации задолженности, заключения внесудебного мирового соглашения с кредиторами, а также предоставления судом должнику срока для восстановления платежеспособности.

В Уставе 1832 года закреплялись две процедуры банкротства это административное управление и конкурсное управление. К должнику могла применяться только одна из этих процедур. «Решение о виде банкротства, принятое собранием кредиторов, утверждалось специальным решением биржи, на территории которой находился должник. Биржевой комитет избирал комиссию из шести человек, которые сами никогда не были банкротами, и председателя биржевого комитета. Комиссия принимала решение о назначении администрации, или конкурсного производства. Решение комиссии передавалось в коммерческий суд» 4 . Расчёты с кредиторами проводились в четыре очереди.

После отмены частной собственности в России в результате социалистической революции 1917 года актуальность регламентации процедуры банкротства исчезла. Однако уже в период НЭПа нормы о несостоятельности были включены в ГК РСФСР 1922 г. Процесс о несостоятельности был весьма сокращен, проводился не кредиторами (практически не имевшими никаких прав), а государственными органами.

Со свертыванием НЭПа применение института несостоятельности на практике прекратилось, в связи, с чем некоторые разделы через определенное время были исключены из кодексов, а также из учебников по гражданскому праву и процессу как не имеющие практической значимости. Советское право отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью; поскольку существование данного института совершенно недопустимо с монополией государственной собственности и господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении многих десятилетий функционировали многие нерентабельные, убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. Отсутствие в законодательстве института банкротства породило неустойчивость кредитных отношений, нездоровое положение в сфере предпринимательства, незащищенность участников гражданского оборота.

С начала 1990-х в Советском Союзе начинается переход к рыночной экономике, что создало все необходимые социально-экономические предпосылки для возобновления регулирования процедуры признания организаций банкротами. В условиях отсутствия, какого бы то ни было регулирования банкротства 14 июня 1992 года Президентом принимается указ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур» 5 , который должен был действовать до принятия закона о банкротстве, который в самых общих чертах описывал новые правила банкротства. Однако на практике этот Указ имел весьма ограниченное применение из-за содержавшихся в нем неточностей и ошибок.

7 стр., 3073 слов

Особенности банкротства индивидуального предпринимателя. Процедуры банкротства

... несостоятельности (банкротстве)» разделяет первое собрание кредиторов и все остальные собрания. Одна из особенностей состоит в том, что созыв первого собрания кредиторов - прямая обязанность временного управляющего при процедуре ... арбитражным судом в связи с возражениями должника по требованиям кредиторов до проведения первого собрания кредиторов. В первом собрании кредиторов принимают участие без ...

В связи с тем, что регулирование банкротства оказалось, очевидно, недостаточным, уже 19 ноября 1992 принимается полноценный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 6 . Как видно из названия этого закона, сфера его применения ограничивалась только банкротством юридических лиц. Принятый закон имел всего 51 статью и описывал все процедуры в самых общих чертах, чего оказалось недостаточно для динамично изменяющейся экономики страны. Закон быстро перестал соответствовать современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. Согласно указанному закону под несостоятельностью (банкротством) понималась «неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника» (статья 1 Закона), что в условиях повсеместных неплатежей не могло способствовать гармоничному развитию хозяйственной деятельности.