Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.
Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так.
На наш взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.
В России, по-моему, нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Следовательно, чтобы разрешить эту проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами. Именно этим на наш взгляд определяется актуальность данной темы курсовой работы.
1. Значение закона
1.1. Закон как регулятор общественных отношений
Законотворчество есть законодательный процесс, посвящен¬ный стадиям и действиям по подготовке, обсуждению и принятию законов. Закон — акт высшей юридической силы, призванный ре¬гулировать важнейшие общественные отношения, принимаемый законодательным и представительным органом в особом порядке и обладающий стабильностью.
Закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых поэтому подзаконными актами.
Гражданское общество и правовое государство (2)
... национального государства, но и более глобальная сфера, сфера так называемого глобального гражданского общества. Такой, которая в наибольшей степени соответствует современному этапу общественного развития, на мой взгляд, является точка зрения, согласно которой гражданское общество составляют ...
Законом регулируются вопросы, имеющие важнейшее госу¬дарственное значение. В обобщенном виде можно сказать, что толь¬ко законом могут быть урегулированы: вопросы конституционного характера; принципы организации, порядок формирования и деятель¬ности высших и местных органов государственной власти и управ¬ления; основные права, свободы и обязанности граждан, способы их охраны и обеспечения; основные условия создания и деятельности общественных организаций; решение вопросов принятия и изменения бюджета; установление всех видов налогов; установление основных положений регулирования эко¬номики; основные вопросы обороны и международных отношений; правовой статус средств массовой информации.
В юридических актах-положениях конституций, регламентах палат парламентов, законов об организации парламентов — под¬робно регламентируется порядок подготовки и принятия законов. Ввиду подробного рассмотрения данной проблемы в курсе консти¬туционного права отметим наиболее важные и типичные аспекты законодательного процесса.
Во-первых, устойчивое признание и использование понятия «законодательный процесс», «законодательная процедура», «поря¬док подготовки и принятия законов» в конституциях, регламентах и иных актах всех или подавляющего большинства государств, на¬пример, в регламенте Государственной Думы есть разд. III «Зако¬нодательная процедура». В гл. 12—16 насчитывается 40 статей. В Регламенте Совета Федерации есть часть вторая об участии его в законодательной деятельности.
Во-вторых, в конституции и регламентах точно установлен круг субъектов права законодательной инициативы. Это могут быть депутаты и комитеты палат Парламента, Президент, Правительст¬во, высшие судебные органы, законодательные органы субъектов Федерации, местные органы, Национальный Банк, определенное число избирателей, центральные органы общественных органи¬заций.
В каждой стране их круг неодинаков. Общим же является ле¬гальное, официальное признание того или иного круга органов, пра¬вомочных вносить проект закона или законодательное предложе¬ние, участвовать в его доработке, рассмотрении и принятии, с од¬ной стороны, инициировать стадии законодательного процесса и всех лиц, обязанных на них действовать, с другой.
В-третьих, четкая и детальная регламентация всех этапов дви¬жения законопроекта — внесение, представление необходимых документов, регистрация, рассмотрение в профильном комитете, экспертное заключение, общественное обсуждение и парламентские слушания, первое, второе, третье и четвертое — при необходимо¬сти — чтения законопроекта — принятие и одобрение, подписание, опубликование и вступление закона в силу. Такая последователь¬ность этапов и действий призвана содействовать углубленной и всесторонней подготовке законопроектов, обеспечению степени познавательности и демократичности, которая свойственна закону в силу его социальной и юридической роли в государстве и обществе.
1.2. Роль закона в различных правовых системах
Закон в широком смысле слова – это в наши дни первостепенный, почти единственный источник права в странах романо-германской правовой семьи, к которой исторически относится и Россия. Все эти страны – страны “писанного права”. Юристы здесь, прежде всего, обращаются к законодательным и регламентирующим акт
Список литературы [Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/kursovyie-rabotyi-zakonodatelstvo/ Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации – М. «Издательство Новая Волна». 1997 2. Гражданский кодекс Российской Федерации 3. Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Литература: [Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/kursovyie-rabotyi-zakonodatelstvo/ 4. Алексеева Л. Б., Симкин Л. С. Правосудие, закон и нравственность. (Право и власть). М., Прогресс, 2000. 5. Аманацкий Ю.В и др. Теория государства и права схемы и комментарии.- Санкт-Петербург, 2000.-208 c. 6. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации, М.: Инфра, 2002. 7. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология. Курс лекций. Изд. второе/Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2004г. 8. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М., 1981. Т. 1 9. История политических и правовых учений/ Под ред. О. Э. Лейста, М.: Юр. лит., 2001г. 10. История политических и правовых учений./Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. 11. Казимирчук В. И. Проблемы формирования социалистического правового государства М., 1990. С. 17. 12. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Юр. лит., 1996г. 13. Марченко М. Н. Политология: Курс лекций. М.: Зерцало, 1997г. 14. Морозова Л.А. Основы государства и права. Пособие для поступающих в вузы. – М.: ООО «Издательство Новая Волна»: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 1999. 15. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист, 2002г. 16. Общая теория государства и права: Курс лекций /А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский. //Под общей ред. А.Ф.Вишневского. — Мн.: Тесей, 2002. 17. Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 2003г. 18. Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ. // Государство и право. 2002.№12. С.27. 19. Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора Г.Н.Манова – М. БЕК, 2004. 20. Туманов К. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе. // Государство и право, № 4, 1999, стр.52. 21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права./Под ред. В.Г. Стрекозова, М.: ДТД, 2003 г. |