Курсовая работа лицензия

Содержимое актуально на конец 2019 года. Курсовая работа по дисциплине Хозяйственное право Республики Беларусь на тему «Лицензирование хозяйственной деятельности». Республика Беларусь

Хозяйственной является деятельность субъектов хозяйствования, включающая в себя предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли, так и деятельность некоммерческого характера, направленную на обслуживание данной деятельности, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности. Для обеспечения публичных интересов государство в отдельных сферах деятельности устанавливает особый контроль. Одним из способов такого контроля, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, является лицензирование.

Лицензирование, как специфическая форма правовых ограничений, возникла сравнительно давно.

Лицензирование в современных развитых странах выступает действенным и одновременно не противоречащим рыночным условиям осуществления хозяйственной деятельности инструментом воздействия государства на общественные отношения. Проникая во многие сферы производственной и социальной деятельности, оно дает возможность соблюдать баланс интересов потребителей, предпринимателей и иных субъектов, с одной стороны, и государства – с другой.

Государственное регулирование в области хозяйственной деятельности осуществляется посредством регистрации субъектов хозяйствования, регламентации в законодательстве порядка осуществления ими своей деятельности, организации контроля и т.д.

Законодательством Республики Беларусь определено: лицензирование — это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Цель лицензирования в любом государстве – защита прав и законных интересов граждан, их нравственности и здоровья, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Однако сфера применения лицензирования и ограничения, вводимые законодательством, должны быть адекватными защищаемым общественным интересам.

Актуальность данной темы очевидна, так как лицензирование, как специфический вид деятельности, как форма государственного регулирования, направлено на защиту национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды. Достигается это путем создания специальных ограничений, результат которых способствует избеганию социальных конфликтов, чрезмерного богатства одних и обнищания других, сохранить равновесие общественных сил.

17 стр., 8099 слов

Правовой механизм регулирования хозяйственной деятельности в ...

... и способы государственного регулирования хозяйственной деятельности; дать характеристику и рассмотреть вопросы государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности; исследовать порядок лицензирования как особой разновидности контроля за хозяйственной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Беларусь; подвести итог проводимому ...

Основная задача лицензирования состоит в ограничении осуществления хозяйственной деятельности, которая обусловлена необходимостью обеспечения защиты соответствующих интересов государства и его граждан.

Целью курсовой работы является детальное рассмотрение вопросов, связанных с лицензированием хозяйственной деятельности в Республике Беларусь, а также определение сущности лицензирования, ее правовое регулирование и рассмотрение отдельных видов лицензируемой деятельности.

Объектом анализа данной курсовой работы являются нормативно-правовая база, регламентирующая правовые отношения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь.

Предметом является государственное регулирование, организация и порядок выдачи специальных разрешений (лицензий), их приостановление, прекращение, аннулирование и возобновление в Республике Беларусь.

В рамках данной курсовой работы предполагается:

  • определить сущность и дать определение лицензированию хозяйственной деятельности;
  • изучить порядок выдачи лицензий субъектам хозяйствования;
  • рассмотреть условия и порядок приостановления, прекращения действия лицензий, а также ее аннулирование и возобновление;
  • изучить виды деятельности, для которых необходимо получение специального разрешения (лицензии) в Республике Беларусь и рассмотреть особенности получения специального разрешения (лицензии) для каждой деятельности;
  • проанализировать принципы контроля государственных органов и иных организаций в сфере лицензирования;
  • изучить виды ответственности за осуществление лицензируемой деятельности без специального разрешения либо с нарушением условий и требований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1 Понятие лицензирования хозяйственной деятельности

Введение лицензирования в Республике Беларусь было обусловлено переменами в характере воздействия государства на социально-экономические отношения. Проведение радикальной экономической реформы в стране объективно потребовало создания новой правовой основы для упорядочения активно развивающейся предпринимательской деятельности. Формирование национальной системы законодательства о лицензировании началось с Временного положения о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1991 года № 386. В данном акте отсутствовало указание на критерии отнесения к числу лицензируемой той или иной деятельности. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требовалась лицензия, состоял из 77 наименований, а в качестве лицензирующих были определены 26 органов, среди которых присутствовали как республиканские и местные органы управления, так и субъекты, не являющиеся таковыми — Институт истории Академии наук и Аудиторская палата [16].

Конституция Республики Беларусь предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом. При отсутствии в законодательных актах запрета на занятие определенным видом деятельности субъекты хозяйствования деятельности вправе осуществлять данный вид деятельности [12, c.44].

13 стр., 6494 слов

Международная деятельность Республики Беларусь в области окружающей среды

... реализации экологических программ под эгидой ООН. Конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к ... Конференция в Рио задала программу дальнейшего международного сотрудничества в области природоохранной деятельности принятием Повестки дня на ХХ1 век и других итоговых документов. ...

Однако для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, кроме государственной регистрации в качестве субъекта хозяйственной деятельности, необходимо получить специальное разрешение (лицензию) [11, с.48].

Законодательством определены критерии отнесения отдельных видов деятельности к подлежащим лицензированию – предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые могут наносить вред интересам национальной безопасности, общественному порядку, правам и свободам, нравственности, здоровью населения и окружающей среде [11, с.48].

Основным нормативным правовым актам, регулирующим лицензирование, является Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». С момента издания Указа в него вносились изменения и дополнения более чем двадцатью Указами и Декретами Президента, что свидетельствует о большой подвижности правоотношений в сфере лицензирования в Беларуси [17].

Действие Указа о лицензировании не распространяется на:

  • деятельность, связанную со специфическими товарами (работами, услугами);
  • внешнеэкономическую деятельность по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров;
  • деятельность (кроме деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения), осуществляемой государственными органами в пределах их компетенции, определенной в установленном порядке, а также воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, Государственным комитетом судебных экспертиз, базами хранения медицинской техники и имущества Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством.
  • деятельности, лицензируемой Национальным банком [5].

Лицензирование – это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий [5].

Лицензирующими органами являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, уполномоченные осуществлять лицензирование [11, с.49].

Виды лицензируемой деятельности условно можно подразделить на три основные группы:

  • деятельность, которая не ограничена количественными и качественными показателями, которые имеют длительный характер (например, деятельность, связанная со строительством объектов);
  • деятельность, исчерпывающаяся однократным действием и имеющая количественные критерии (например, перевод валютных ценностей за рубеж);
  • третий вид объединяет в себе первый и второй виды деятельности (например, внешнеторговая деятельность) [11, с.50].

Законодательством могут быть установлены особенности лицензирования смежных видов деятельности. Например, выдача лицензии на адвокатскую деятельность не требует для оказания юридических услуг субъектам хозяйствования получения лицензии на оказание юридических услуг [11, с.50].

4 стр., 1712 слов

Регулирование банковской деятельности в Республике Беларусь » ...

... Национальным Банком, а также система лицензирования банковской деятельности и другие инструменты надзора. Причем в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь полномочия Национального Банка в области регулирования банковской деятельности практически не ограничены. Национальный банк ...

Необходимо заметить, что осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя необходимо также на основе полученного разрешения (лицензии) для тех видов деятельности, на которые ее получение обязательно. Следовательно, если гражданин имеет лицензию на конкретный вид деятельности, то он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если эта деятельность предполагает регистрацию. Однако следует иметь в виду, что некоторые виды деятельности подлежат лицензированию, но для осуществления их законодательство не обязывает гражданина регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Например, адвокатская деятельность, нотариальная практика и другие [11, с.50].

Лицензирование осуществляется на принципах:

  • определения перечня лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих, исключительно исходя из необходимости достижения заявленных целей;
  • определения исчерпывающего перечня предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам требований и условий с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности;
  • самостоятельности лицензирующих органов в принятии решений по вопросам лицензирования, в том числе в процессе осуществления контроля за деятельностью лицензиатов;
  • недопустимости приостановления и прекращения действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки;
  • недопустимости взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и порядке, установленных законодательством, а также расходов, связанных с проведением экспертизы;
  • максимального использования информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов, соискателей лицензий и лицензиатов;
  • открытости и доступности информации о порядке лицензирования, в том числе о предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам требованиях и условиях, а также о субъектах, отвечающих таким требованиям и условиям и получивших лицензии [7].

1.2 Порядок получения лицензии в Республике Беларусь

Лицензия – специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии [18].

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части.

Право на получение лицензии имеют:

  • юридические лица Республики Беларусь;
  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, если не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица;
  • иностранные юридические лица и иностранные организации, при наличии открытого представительства на территории Республики Беларусь, если не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республики Беларусь и (или) индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов [5].

Для получения лицензии ее соискатель должен предоставить в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием:

4 стр., 1653 слов

Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц

... и прекращения деятельности юридического лица. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие юридического лица; рассмотреть нормативно- правовое регулирование процесса создания юридического лица; изучить процедуру создания юридического лица; изучить процедуру государственной регистрации юридического лица; ...

  • для юридического лица – наименования и местонахождения юридического лица, а также его обособленных подразделений, в которых он намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;
  • для физического лица – фамилии, собственного имени, отчества, данных паспорта гражданина Республики Беларусь или вида на жительство в Республике Беларусь;
  • для иностранной организации – наименования и местонахождения этой организации, а также ее представительства, открытого на территории Республики Беларусь;
  • даты государственной регистрации и регистрационного номера соискателя лицензии в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименования регистрирующего органа;
  • почтового адреса, номера контактного телефона, адреса электронной почты (при его наличии) соискателя лицензии;
  • лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности;
  • территории, на которой соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;
  • наименования и адреса налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, учетного номера плательщика соискателя лицензии [5].

Также соискатель лицензии предоставляет документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии. Ставки государственной пошлины определены в приложении к Налоговому кодексу и составляют за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности – 10 базовых величин [2].

Также отметим, что в Республике Беларусь стимулируют предпринимательскую деятельность на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. В связи с этим, коммерческие организации Республики Беларусь (за исключением коммерческих организаций, созданных после 1 августа 2016 г. в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, а также коммерческих организаций, реорганизованных после указанной даты путем присоединения к ним других юридических лиц Республики Беларусь), индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности (в том числе связанной со специфическими товарами (работами, услугами), внесение в такое специальное разрешение (лицензию) изменений и (или) дополнений [9].

5 стр., 2290 слов

Прекращение производства по делу

... в случае прекращения производства по части требования вынесение отдельного от решения определение о прекращении производства по делу не требуется. В частности, М. Фалькович указывает, что в судебном решении по делу приводится указание о прекращении производства по делу в соответствующей части или в ... Исковое производство в советском гражданском процессе (процессуальные последствия возбуждения дел). ...

В заявлении о выдаче лицензии также указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны.

Запрещается требовать от соискателя лицензии представления документов или сведений, не предусмотренных Положением, а также документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций самостоятельно. Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи [5].

В случае указания в заявлении о выдаче лицензии не всех сведений либо представления не всех документов лицензирующий орган отказывает в приеме этого заявления к рассмотрению. Мотивированный отказ в приеме заявления о выдаче лицензии к рассмотрению вручается соискателю лицензии вместе с прилагаемыми документами под роспись при личном представлении такого заявления либо при представлении такого заявления по почте или в виде электронного документа – не позднее 3 рабочих дней [5].

Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня приема документов. Этот срок может быть продлен на период проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, но не более чем на 10 рабочих дней.

Отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем лицензии лицензируемого вида деятельности не допускается. О принятом решении лицензирующий орган письменно уведомляет соискателя лицензии в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения.

При выдаче лицензии ее соискатель должен быть ознакомлен с условиями осуществления вида деятельности, о чем делается соответствующая отметка в лицензии.

В обособленных подразделениях юридического лица, на торговых и иных объектах, где осуществляется лицензируемый вид деятельности, должны находиться копии лицензии, а также информация о месте ознакомления с подлинником лицензии[5].

В случае утраты лицензии лицензиату может быть выдан ее дубликат. Для получения дубликата лицензии лицензиат обязан представить:

  • заявление о получении дубликата лицензии;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу дубликата лицензии.

Дубликат лицензии выдается в течение 3 рабочих дней со дня представления документов. До выдачи дубликата лицензии действие лицензии не приостанавливается [5].

(ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Если ранее лицензия выдавалась на срок от 5 до 10 лет, в зависимости от вида деятельности, то теперь Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2015 года № 475 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь», внесены изменения и лицензия действует со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче и сроком не ограничивается [4].

1.3 Приостановление, прекращение, аннулирование и возобновление действия лицензии

При выявлении лицензирующим или другим контролирующим органом нарушения лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, не устраненного на момент его выявления или в ходе проведения проверки, лицензирующий орган выносит лицензиату требование (предписание) об устранении выявленного нарушения и устанавливает срок для его устранения, который не может превышать 6 месяцев [14].

7 стр., 3054 слов

Общие вопросы лицензирования

... ]. Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» выделяются объекты лицензирования - лицензируемые виды деятельности. То сеть лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с ...

Если в установленный срок лицензиатом не устранены нарушения либо в лицензирующий или другой контролирующий орган не предоставлено письменное уведомление об устранении таких нарушений или лицензирующим (контролирующим) органом выявлено нарушение лицензиатом (его работником, обособленным подразделением) особых лицензионных требований и условий, лицензирующий орган принимает решение о приостановлении действия лицензии на срок до 6 месяцев [14].

Указанное уведомление должно быть направлено лицензиатом в лицензирующий орган не позднее дня, установленного соответствующим требованием (предписанием) об устранении выявленных нарушений, или до истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии [5].

В случае нарушения (в том числе грубого) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, совершенного лицензиатом в течение 12 месяцев подряд после представления им уведомления об устранении аналогичного нарушения, не устраненного на момент его выявления или в ходе проведения проверки, лицензирующий орган вправе прекратить действие лицензии [14].

Перечни грубых нарушений установлены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности и применительно к каждому лицензируемому виду деятельности [15].

Действие лицензии считается приостановленным со дня, указанного в решении лицензирующего органа, до дня принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия или до дня, указанного в решении лицензирующего органа о прекращении действия лицензии.

В период приостановления действия лицензии продолжает осуществлять лицензируемый вид деятельности, а лицензирующий орган в течение месяца со дня выявления указанного нарушения принимает решение о прекращении действия лицензии [13].

Действие лицензии прекращается:

  • в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата – юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • в случае смерти, признания недееспособным, ограничения в дееспособности, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим лицензиата – физического лица;
  • по решению лицензирующего органа либо суда о прекращении действия лицензии [5].

По решению лицензирующего органа действие лицензии прекращается:

  • при реорганизации лицензиата – юридического лица (за исключением случаев реорганизации лицензиата – юридического лица в форме преобразования, выделения либо присоединения к нему другого юридического лица);
  • на основании письменного уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • если лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений;
  • в случае исключения адвоката из территориальной коллегии адвокатов при применении к нему дисциплинарного взыскания по решению Министерства юстиции либо совершения лицензиатом грубых нарушений [5].

По решению суда действие лицензии может быть прекращено:

  • если лицензирующим органом принято незаконное решение о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений;
  • в случае препятствования лицензиатом деятельности лицензирующего или другого контролирующего (надзорного) органа в проведении мероприятий по контролю за соблюдением лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, в том числе невыполнения лицензиатом законных распоряжений или требований должностных лиц таких органов при исполнении ими служебных полномочий, предоставления этим должностным лицам недостоверных документов и иных сведений, относящихся к осуществлению лицензируемого вида деятельности;
  • в случае внесения в лицензию изменений и (или) дополнений на основании представленных лицензиатом недостоверных сведений, необходимых для принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений [5].

Вопрос о прекращении действия лицензии рассматривается лицензирующим органом в присутствии лицензиата. О времени и месте рассмотрения лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 5 рабочих дней до рассмотрения этого вопроса для письменного уведомления соискателя лицензии (лицензиата) о принятом решении по вопросам лицензирования.

11 стр., 5340 слов

Административно-правовые и организационные основы лицензирования ...

... лицензирования в Республике Беларусь; проанализировать действующую систему нормативно-правового регулирования разрешительно-лицензионной деятельности; попытаться выявить недостатки в сфере лицензирования отдельных видов деятельности и предложить способы их устранения. В курсовой работе ...

В случае неявки лицензиата вопрос рассматривается в их отсутствие.

При невозможности присутствия лицензиата по уважительным причинам лицензиат имеет право не позднее чем за 2 рабочих дня до рассмотрения этого вопроса представить в лицензирующий орган свое мнение о прекращении действия лицензии в письменной форме [5].

Действие лицензии прекращается со дня, указанного в решении лицензирующего органа о прекращении действия лицензии, который не может быть установлен позднее чем по истечении 10 рабочих дней со дня принятия такого решения, вступления в законную силу принятого судом решения о прекращении действия лицензии.

Лицензия аннулируется по решению лицензирующего органа, если:

  • лицензия выдана на основании представленных ее соискателем недостоверных сведений, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии;
  • лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о ее выдаче;
  • лицензия выдана на основании заключения экспертизы, признанной недействительной;
  • лицензиатом, в отношении которого применен упрощенный порядок лицензирования, в установленные сроки не обеспечено выполнение (не представлено письменное уведомление об обеспечении выполнения) лицензионных требований и условий либо им получено отрицательное экспертное заключение по результатам проведения экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям, а также в случае отказа лицензиата от проведения такой экспертизы [5].

Также лицензия аннулируется по решению суда – в случае принятия незаконного решения о выдаче лицензии.

Лицензия считается аннулированной со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче.

Суд направляет в лицензирующий орган решение о прекращении действия либо аннулировании лицензии, а равно о признании неправомерным вынесенного лицензирующим органом решения о приостановлении, прекращении действия либо аннулировании лицензии не позднее 3 рабочих дней после вступления такого решения суда в законную силу.

Лицензирующий орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении, приостановлении или прекращении действия либо аннулировании лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата с указанием оснований и даты возобновления, приостановления или прекращения либо аннулирования действия лицензии.

10 стр., 4988 слов

Правовой механизм регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь

... способы государственного регулирования хозяйственной деятельности; дать характеристику и рассмотреть вопросы государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности; исследовать порядок лицензирования как особой разновидности контроля за хозяйственной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Беларусь; подвести итог проводимому ...

Лицензиат не позднее дня, следующего за днем, указанным в решении лицензирующего органа о прекращении действия лицензии, получения в установленном порядке уведомления об аннулировании лицензии, вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, обязан прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности.

В случае прекращения действия либо аннулирования лицензии лицензиат в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения в установленном порядке уведомления о прекращении действия либо аннулировании лицензии или вступления в законную силу решения суда о прекращении действия либо аннулировании лицензии, обязан сдать в лицензирующий орган оригинал лицензии (ее дубликат).

Если вопрос о прекращении действия лицензии был рассмотрен лицензирующим органом в присутствии лицензиата, направления письменного уведомления не требуется. При этом днем получения лицензиатом уведомления о прекращении действия лицензии считается день принятия лицензирующим органом решения.

Если вынесенное лицензирующим органом решение о приостановлении, прекращении действия либо аннулировании лицензии признано судом неправомерным, лицензирующий орган, приостановивший, прекративший действие либо аннулировавший лицензию, в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего решения суда принимает решение о возобновлении действия лицензии.

Действие лицензии возобновляется со дня принятия лицензирующим органом решения о ее возобновлении.

В случае возобновления действия лицензия выдается оформленная на новом бланке.

При получении лицензии, оформленной на новом бланке, лицензиат обязан сдать в лицензирующий орган оригинал ранее выданной лицензии (ее дубликат) [5].

ВИДЫ ЛИЦЕНЗИРУЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

2.1 Виды лицензируемой деятельности в Республике Беларусь

К видам деятельности, для которых требуется выдача специального разрешения (лицензии) в Республики Беларусь, относятся:

  1. Адвокатская деятельность.

Лицензирование адвокатской деятельности осуществляется Министерством юстиции. Лицензируемая деятельность осуществляется физическими лицами. Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются: наличие гражданства Республики Беларусь; наличие высшего юридического образования; наличие стажа работы по специальности не менее 3 лет; прохождение стажировки и сдача квалификационного экзамена.

  1. Банковская деятельность.
  2. Ветеринарная деятельность.

Лицензирование осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Лицензия требуется для производства ветеринарных препаратов и для оптовой и розничной реализации ветеринарных препаратов.

Особым лицензионным требованием и условием является хранение и (или) реализация ветеринарных препаратов со складов, указанных в лицензии.

  1. Деятельность в области автомобильного транспорта, а именно городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров, междугородные автомобильные перевозки пассажиров, международные автомобильные перевозки пассажиров, международные автомобильные перевозки грузов.

Лицензирование деятельности осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций. В случае прекращения действия лицензии по решению лицензирующего органа или суда лицензиат обязан прекратить осуществление лицензируемой деятельности не позднее 15 рабочих дней со дня прекращения действия лицензии.

  1. Деятельность в области вещания, а именно вещание телепрограммы и вещание радиопрограммы.

Лицензирование деятельности в области вещания осуществляется Министерством информации. Лицензируемая деятельность осуществляется юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средств массовой информации, или иностранной организацией.

  1. Деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

Лицензирование деятельности осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям. В лицензии указываются конкретные виды работ, которые имеет право осуществлять лицензиат.

  1. Деятельность в области промышленной безопасности, а именно деятельность, связанная с промышленными взрывчатыми веществами и деятельность, связанная с опасными производственными объектами, потенциально опасными объектами, техническими устройствами.

Лицензирование деятельности в области промышленной безопасности осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям. Лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями.

  1. Деятельность в области связи.

К этой деятельности относятся: предоставление международного телефонного соединения, предоставление междугородного телефонного соединения, предоставление местного телефонного соединения, услуги передачи данных, услуги фиксированной спутниковой и подвижной спутниковой электросвязи, услуги сотовой подвижной электросвязи, услуги почтовой связи общего пользования. Лицензирование деятельности в области связи осуществляется Министерством связи и информатизации.

  1. Деятельность в сфере игорного бизнеса.

Лицензирование деятельности осуществляется Министерством по налогам и сборам. Лицензируемая деятельность включает: содержание казино, содержание зала игровых автоматов, содержание тотализатора, содержание букмекерской конторы. Лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь с учетом ограничений, установленных законодательными актами [5].

Государственная пошлина за лицензирование игорного бизнеса составляет 500 базовых величин [2].

  1. Деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, к которой относятся заготовка (закупка) лома и отходов черных и цветных металлов, закупка отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом.

Лицензирование деятельности осуществляется Министерством промышленности. Лицензируемая деятельность осуществляется заготовительными организациями Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов, заготовительными организациями потребительской кооперации и организациями, входящими в состав государственного торгово-производственного объединения «Белресурсы», ООО «Белферумгрупп».

Закупка отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом может производиться также у физических лиц организациями, осуществляющими розничную торговлю новыми свинцовыми аккумуляторными батареями с электролитом либо ремонт или обслуживание автомобильных транспортных средств.

  1. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности.

Лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям. Лицензируемая деятельность может осуществляться только юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями.

  1. Деятельность по разработке и производству бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты и специальных материалов для защиты их от подделки.

Лицензирование этой деятельности осуществляется Министерством финансов. Лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь.

  1. Деятельность по технической и (или) криптографической защите информации.

Лицензирование деятельности осуществляется Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь. Лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь.

Особым лицензионным требованием и условием является выполнение работ и (или) оказание услуг в государственных органах и государственных организациях по согласованию с Оперативно-аналитическим центром. Порядок такого согласования определяется Оперативно-аналитическим центром.

  1. Деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду.

Лицензирование деятельности осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Требования при лицензировании данной деятельности не распространяются на лицензирование деятельности по обращению с радиоактивными отходами.

  1. Деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Лицензирование деятельности осуществляется Министерством финансов.

Особым лицензионным требованием является осуществление лицензируемой деятельности на объектах, указанных в лицензии, за исключением розничной торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и (или) оптовой торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями на ярмарках (выставках), а также сбора лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, при помощи передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальных контейнеров для сбора и удаления отходов потребления.

  1. Деятельность, связанная с криптографической защитой информации и средствами негласного получения информации.

Лицензирование деятельности осуществляется Комитетом государственной безопасности.

  1. Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Лицензирование деятельности осуществляется Министерством здравоохранения. Право на получение лицензии имеют юридические лица Республики Беларусь. Особым лицензионным требованием является осуществление лицензируемой деятельности в местах, указанных в лицензии.

В случаях прекращения действия лицензии по решению лицензирующего органа либо суда лицензиату выдается разрешение на оптовую реализацию остатков наркотических средств, и (или) психотропных веществ, и (или) их прекурсоров либо их возврат поставщикам.

  1. Деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом.

Лицензирование деятельности осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь.

Лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь.

  1. Деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства.

Лицензирование данной деятельности осуществляется Министерством внутренних дел.

  1. Деятельность, связанная с продукцией военного назначения. Лицензирование данной деятельности осуществляется Государственный военно-промышленный комитет.
  2. Деятельность, связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.

Лицензирование данной деятельности осуществляется Государственным комитетом по стандартизации.

Требования к лицензированию данной деятельности не распространяются на производство антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции.

Лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь. При этом производство коньяков, бренди и коньячных напитков осуществляется только государственными юридическими лицами или негосударственными юридическими лицами с долей государства в уставном фонде свыше 30 процентов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Особым лицензионным требованием является производство указанной продукции на производственных площадях, местонахождение которых указывается в лицензии, включая складские помещения, где предполагаются хранение продукции и ее реализация.

В случае прекращения действия или аннулирования лицензии реализация образовавшихся остатков осуществляется в порядке, установленном Государственным комитетом по стандартизации и Министерством по налогам и сборам.

  1. Деятельность, связанная со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов.

Лицензирование деятельности осуществляется Министерством внутренних дел. Лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь и физическими лицами в соответствии с законодательством, регулирующим оборот оружия и боеприпасов на территории Республики Беларусь.

Лицензии на право производства, реализации и ремонта оружия и боеприпасов выдаются юридическим лицам Республики Беларусь, а лицензии на право коллекционирования и экспонирования оружия и боеприпасов – юридическим лицам Республики Беларусь и физическим лицам.

  1. Медицинская деятельность.

Лицензирование медицинской деятельности осуществляется Министерством здравоохранения. Перечень процедур (исследований, манипуляций), составляющим лицензируемую деятельность, утверждается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Право на получение лицензии имеют юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели и иностранные организации.

  1. Образовательная деятельность.

Лицензирование осуществляется Министерством образования. Право на получение лицензии имеют учреждения образования и иные организации, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Действие этих требований при лицензировании распространяется также на учреждения образования иностранных государств в части осуществления лицензируемой деятельности на территории Республики Беларусь их филиалами.

  1. Оказание юридических услуг.

Лицензирование деятельности по оказанию юридических услуг осуществляется Министерством юстиции. Лицензируемая деятельность включает юридические услуги и риэлтерские услуги.

  1. Оптовая и розничная торговля нефтепродуктами.

Лицензирование оптовой и розничной торговли нефтепродуктами осуществляется Белорусским государственным концерном по нефти и химии.

Особым лицензионным требованием является осуществление торговли нефтепродуктами со складов хранения, с автозаправочных станций, указанных в лицензии (за исключением торговли нефтепродуктами в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

  1. Оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.

Лицензирование этой деятельности осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом по местонахождению юридического лица Республики Беларусь. Право на получение лицензии имеют юридические лица Республики Беларусь.

В случае прекращения действия или аннулирования лицензии реализация образовавшихся остатков осуществляется в порядке, установленном Министерством антимонопольного регулирования и торговли и Министерством по налогам и сборам.

  1. Охранная деятельность.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется Министерством внутренних дел. Лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями в соответствии с законодательством, регулирующим охранную деятельность в Республике Беларусь.

Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Комитет государственной безопасности, Государственный пограничный комитет, подчиненные им юридические лица, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, таможенные органы осуществляют лицензируемую деятельность без лицензий.

  1. Полиграфическая деятельность.

Лицензирование полиграфической деятельности осуществляется Министерством информации.

  1. Профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам.

Лицензирование осуществляется Министерством финансов. К лицензируемой деятельности относится брокерская деятельность, дилерская деятельность, депозитарная деятельность, деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, клиринговая деятельность, деятельность по организации торговли ценными бумагами. Лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь.

  1. Розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями.

Лицензирование осуществляется Минским горисполкомом, районными и городскими исполкомами по местонахождению юридического лица Республики Беларусь или индивидуального предпринимателя.

Лицензия, выданная владельцу магазина беспошлинной торговли, предоставляет право осуществления разносной торговли на бортах воздушных судов алкогольными напитками и табачными изделиями.

Лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями. Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками только в объектах общественного питания в розлив.

  1. Страховая деятельность.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется Министерством финансов. Лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями с учетом ограничений, установленных законодательными актами. В лицензии указываются конкретные виды обязательного и (или) добровольного страхования, которые имеет право осуществлять лицензиат.

  1. Судебно-экспертная деятельность.

Лицензирование судебно-экспертной деятельности осуществляется Государственным комитетом судебных экспертиз.

Не требуется получения лицензии для осуществления судебно-экспертной деятельности подчиненными Государственному комитету судебных экспертиз организациями и иными государственными судебно-экспертными учреждениями. Право на получение лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности имеют юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.

  1. Фармацевтическая деятельность.

Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется Министерством здравоохранения. Лицензируемая деятельность включает в себя работы и услуги, связанные с промышленным производством лекарственных средств и их оптовой реализацией; работы и услуги, связанные с реализацией лекарственных средств и их аптечным изготовлением и отпуском.

В случаях прекращения действия лицензии по решению лицензирующего органа или суда лицензиату выдается разрешение на оптовую реализацию остатков лекарственных средств или их возврат поставщикам в порядке, установленном Министерством здравоохранения.

2.2 Контроль за соблюдением законодательства о лицензировании и ответственность

С целью осуществления государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности, государственными органами, выдающими лицензии, создаются реестры лицензиатов. В них отражаются данные о субъекте, которому выдана лицензия, наименование органа, выдавшего лицензию, номер лицензии, наименование лицензируемого вида деятельности, сведения об утрате лицензии и о выданных дубликатах и другие сведения [11, с.51].

Организация контрольно-надзорной деятельности как одной из форм реализации государственной власти непосредственно влияет на поддержание экономического правопорядка в стране. Контроль является органической составляющей деятельности всех государственных органов. Он осуществляется в разных формах, с применением различных средств, имеющих свои специфические черты, которые определяются природой и содержанием компетенции субъектов контроля. Непосредственный контроль за ведением хозяйственной деятельности осуществляют лицензирующие органы, а также иные государственные органы, прежде всего инспекция Министерства по налогам и сборам и Комитет государственного контроля Республики Беларусь в пределах своей компетенции [20].

При этом взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основывается на следующих принципах:

  • презумпции добросовестности субъектов хозяйствования;
  • саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования;
  • сочетания заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов экономической деятельности;
  • необходимости получения специального разрешения (лицензии) только для осуществления экономической деятельности, потенциально сопряженной с угрозами причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;
  • приоритетной направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения;
  • персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;
  • соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям;
  • максимального использования информационных технологий во всех процессах взаимодействия государственных органов, их должностных лиц и субъектов хозяйствования;
  • открытости и доступности для субъектов хозяйствования текстов нормативных правовых актов, в том числе текстов обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления экономической деятельности [8].

Контролирующий (надзорный) орган, выявивший нарушения, относимые законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь к грубым, вправе обратиться в экономический суд области (г. Минска) с иском о ликвидации субъекта, если иное не предусмотрено законодательными актами.

При принятии экономическим судом области (г. Минска) решения о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя собственник имущества (учредитель, участник) ликвидированного юридического лица, физическое лицо, деятельность которого прекращена, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимателя только по истечении года со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) [6].

Ведение деятельности, которая подлежит лицензированию без лицензии, является незаконной. Субъектам хозяйствования следует обратить внимание на ответственность за ведение деятельности без лицензии. Так юридическое лицо может быть ликвидировано по решению государственного органа либо суда, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращена. Также хочется отметить, что субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие лицензионную деятельность без лицензий, несут административную и уголовную ответственность. Доходы, полученные в результате деятельности без лицензии, направляются в бюджет [17].

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью [1].

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, – влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации [1].

Осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), если в этих действиях нет состава преступления, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией игрового оборудования, до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации [1].

Под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой с государственной регистрацией без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), следует понимать сумму выручки от реализации товаров, имущественных прав, полученной по этой деятельности, за вычетом косвенных налогов, а также понесенных при осуществлении указанной деятельности документально подтвержденных затрат по производству и реализации товаров, имущественных прав, учитываемых при применении общего порядка налогообложения (в том числе таких затрат, понесенных в период применения особого режима налогообложения).

Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении [1].

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение обязательно, сопряженная с получением дохода в крупном размере, – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.

Вышеизложенное действие, совершенное лицом, ранее судимым за это преступление либо сопряженное с привлечением денежных средств, электронных денег или иного имущества граждан, если выплата дохода или возврат денежных средств, электронных денег или иного имущества осуществляются полностью или частично за счет привлеченных денежных средств, электронных денег или иного имущества других граждан, а равно предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), сопряженная с получением дохода в особо крупном размере, – наказываются штрафом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения[3].

Вышеуказанные действия, совершенные организованной группой, – наказываются штрафом или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения [3].

Под доходом от предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), сопряженной с привлечением денежных средств, электронных денег или иного имущества граждан, следует понимать всю сумму (стоимость) привлеченных денежных средств, электронных денег или иного имущества. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении [3].

Доход от предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), признается полученным в крупном размере, если он в тысячу и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, в особо крупном размере – в две тысячи и более раз превышает размер такой базовой величины [3].

Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики. В целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития цель контрольной (надзорной) деятельности носит предупредительный характер, с преимущественным использованием профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности [10].

Широкое распространение лицензирования обусловлено изменениями, произошедшими в социально-экономической сфере. Это связано с предоставлением свободы субъектам хозяйствования в выборе направлений и характера своей деятельности.

По существу, лицензирование является одной их необходимых мер вмешательства государства в экономику.

Лицензирование с точки зрения административного права является основной формой разрешительной деятельности, порождающей возникновение определенных правоотношений между государством и субъектом экономической деятельности, связанных с выдачей лицензий и регулированием их статуса.

Таким образом, способность юридического лица и индивидуального предпринимателя иметь гражданские права и обязанности, ставится в зависимость от наличия специального разрешения (лицензии), получая которое, они становятся участниками административно-лицензионных отношений, обязуясь под контролем государства соблюдать определенные лицензионные требования и условия.

Иными словами, лицензирование проводиться для защиты широкого круга интересов гражданина, общества и государства. Это делается в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды.

Государство заботится о том, чтобы субъекты хозяйствования, которые собираются осуществлять ту или иную деятельность (которая подлежит лицензированию), вначале доказали государству в лице его компетентных органов свое соответствие определенным государством критериям.

Такой порядок может являться некой гарантией того, что получивший лицензию субъект будет осуществлять лицензируемый вид деятельности в соответствии с утвержденными правилами и потребитель товаров (работ, услуг) этого субъекта будет защищен от продукта низкого качества.

Нами был определенный порядок, в связи с которым происходит процесс государственного лицензирования. Так, для получения лицензии, соискателю необходимо соответствовать определенным требованиям и выполнить ряд предписаний. К ним относят представление документов, в которых указаны все необходимые данные, соответствующие лицензируемой деятельности, легальность лицензируемой деятельности.

Таким образом, в соответствии с законодательством Республики Беларусь для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, субъекты хозяйствования обязаны получить специальное разрешение (лицензию) в порядке, установленном законодательством.

Аналогично указанным видам отношений государство в лице своих органов, выдав лицензию, осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Важным элементом, является тот факт, что институт лицензирования включает и такие функции, как государственный контроль за законностью лицензируемого вида деятельности.

Механизм лицензирования предусматривает как предварительный контроль, а именно проверку соответствия соискателя лицензии квалификационным требованиям, так и последующий контроль за законностью лицензируемой деятельности, выражающийся в проверке соблюдения лицензиатом лицензионных условий и требований.

Необходимо отметить, что государством предусмотрены не только проверки, направленные на соответствие требованиям лицензии, но и взыскания в виде административного либо уголовного.

Полагаем, что институту лицензирования необходимо уделять особое внимание.

В результате рассмотрения темы были раскрыты следующие вопросы:

  • сущность и понятие лицензирования хозяйственной деятельности;
  • изучен порядок выдачи лицензий субъектам хозяйствования;
  • рассмотрены условия и порядок приостановления, прекращения действия лицензий, а также ее аннулирование и возобновление;
  • изучены виды деятельности, для которых необходимо получение специального разрешения (лицензии) в Республике Беларусь и рассмотрены особенности получения специального разрешения (лицензии) для каждой деятельности;
  • проанализирован контроль государственных органов и иных организаций в сфере лицензирования;
  • охарактеризованы виды ответственности за осуществление лицензируемой деятельности без специального разрешения либо с нарушением условий и требований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
  1. Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года № 194-З [Электронный ресурс] – Режим доступа: . – Дата доступа: 17.10.2019.
  2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 года № 71-З [Электронный ресурс] – Режим доступа: – Дата доступа: 13.10.2019.
  3. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 275-З [Электронный ресурс] – Режим доступа: – Дата доступа: 17.10.2019.
  4. О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 26 ноября 2015 г., № 475 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: – Дата доступа: 14.10.2019.
  5. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 1 сентября 2010 г., № 450 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: – Дата доступа: 09.10.2019.
  6. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 16 октября 2009 г., № 510 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: – Дата доступа: 10.10.2019.
  7. О совершенствовании лицензирования [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 2 сентября 2019 г., № 326 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: – Дата доступа: 09.10.2019.
  8. О развитии предпринимательства [Электронный ресурс]: Декрет Президента Республики Беларусь, 23 ноября 2017 г., № 7 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: – Дата доступа: 12.10.2019.
  9. О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности [Электронный ресурс]: Декрет Президента Республики Беларусь, 7 мая 2012 г., № 6 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: – Дата доступа: 14.10.2019.
  10. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Директива Президента Республики Беларусь, 31 декабря 2010 г., № 4 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: – Дата доступа: 09.10.2019.
  11. Реуцкая , Е.А. Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки / Реуцкая, Е.А. – Минск: Тетралит, 2014. – 416 с.
  12. Сидорчук, В.К. Хозяйственное право Республики Беларусь: курс лекций / В.К. Сидорчук. – Минск: БГУ, 2011. – 618 с.
  13. Глинская, Я.А. Изменено законодательство о лицензировании / Я.А. Глинская // Налоговый вестник. – 2016. — № 1. – с. 6-12.
  14. Дубинский , Н.А. Получаем лицензию га утилизацию отходов / Н.А. Дубинский // Экология на предприятии. – 2018. — № 4 – с. 30-41.
  15. Павлюченкова, А.В. Контроль по-новому / А.Павлюченкова // Юрисконсульт. – 2018. – № 2. – с. 6-10.
  16. Червякова, Т.А. Законодательство о лицензировании Республики Беларусь: история возникновения и перспективы развития / Т.А. Червякова // Гуманит.-экон. вести, 2010. — № 2 – с.45-55.
  17. Лицензирование предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: . – Дата доступа: 15.10.2019.
  18. Лицензирование хозяйственной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: . – Дата доступа: 15.10.2019.
  19. Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: . – Дата доступа: 12.10.2019.
  20. Получение лицензии в Беларуси. Лицензируемая деятельность в Республике Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: . – Дата доступа: 12.10.2019.

Образец специального разрешения (лицензии)

Лицевая сторона

Государственный герб

Республики Беларусь

_____________________________________________________

(наименование органа, выдавшего лицензию)

СПЕЦИАЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ

(ЛИЦЕНЗИЯ)

/

на право осуществления _______________________________________________________

(наименование вида деятельности)

_____________________________________________________________________________

Выдано _____________________________________________________________________

(наименование и местонахождение юридического лица, иностранной организации,

_____________________________________________________________________________

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства физического лица,

____________________________________________________________________________.

в том числе индивидуального предпринимателя)

Учетный номер плательщика _____________________.

Специальное разрешение (лицензия) выдано на основании решения от __ _______ 20__ г. № _________________________________________________________________________

и зарегистрировано в реестре специальных разрешений (лицензий) ______________________________________________________________ за № _________.

(наименование органа, выдавшего специальное разрешение (лицензию)

____________________________

_________________

______________________

(наименование должности)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

М.П.

защитный

элемент

Оборотная сторона

В специальное разрешение (лицензию) внесены изменения и (или) дополнения на основании решения от __ ________ 20__ г. № __________.

____________________________

_________________

______________________

(наименование должности)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

М.П.

К специальному разрешению (лицензии) прилагается всего ________________________

(количество

_____________________________________________________________________ листов

листов прописью)

(№ ________________________________________________________________________).

(учетные номера листов)

____________________________

_________________

______________________

(наименование должности)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

М.П.

Специальное разрешение (лицензию) получил,

с законодательством, определяющим лицензионные

требования и условия осуществления вида

деятельности, ознакомлен

__ __________ 20__ г.

_______________________________________

_______________

____________________

(руководитель юридического лица, иностранной

организации, ее представительства, физическое лицо,

в том числе индивидуальный предприниматель,

или их уполномоченный представитель)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Примечание. Специальное разрешение (лицензия) является бланком документа с определенной степенью защиты и при прекращении действия или аннулировании соответствующего специального разрешения (лицензии) либо оформлении его на новом бланке подлежит возврату.

Лицевая сторона

Лист _______

специального разрешения (лицензии) № _____

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оборотная сторона

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________

_________________

______________________

(наименование должности)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

М.П.

Специальное разрешение (лицензию) получил,

с законодательством, определяющим лицензионные

требования и условия осуществления вида

деятельности, ознакомлен

__ __________ 20__ г.

_______________________________________

_______________

____________________

(руководитель юридического лица, иностранной

организации, ее представительства, физическое лицо,

в том числе индивидуальный предприниматель,

или их уполномоченный представитель)

(подпись)

(инициалы, фамилия)