а) выбирать из всего арсенала рассматриваемых мер те, применение
которых в каждом конкретном случае является оптимальным,
целенаправленным и наиболее действенным;
б) использовать их в комплексе, обеспечивая тем самым
разностороннее воздействие на объект применения, что существенно
повышает вероятность достижения цели, к которой стремится
правоприменитель;
в) индивидуализировать способы воздействия на объект
правоприменения с учетом особенностей последнего, чем обеспечивается не
только его желаемое поведение, но и значительный воспитательный эффект.
Меры административного принуждения, классифицируются на:
- меры административного предупреждения;
- меры административного пресечения;
- меры административно-процессуальног
о обеспечения; - меры административной ответственности.
Для более глубокого уяснения сущности и специфики мер административного пресечения представляется целесообразным дать краткую характеристику всех мер принуждения, не являющихся предметом исследования, но входящих в состав выделенной классификации 7 .
Первую группу мер административно-правового
1) предупредительные меры несвязанны с совершением
административного правонарушения, т. е. правонарушение еще не
Виды мер административного пресечения
... с угрозой физического принуждения. По преимуществу такие меры необходимы для пресечения или предупреждения наиболее тяжких административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и установленный порядок управления. Меры административного принуждения, сопряженные с физическим или ...
совершено, а принудительные механизмы в отношении соответствующих
лиц уже функционируют;
2) принудительный характер мер рассматриваемой группы состоит в
реализации властных и односторонних действий, которые не
согласовываются с противоположной стороной (тем не менее, последняя
обязана исполнить предписанное ей со стороны уполномоченных органов
(должностных лиц), выполнить необходимые в данной ситуации действия
либо воздержатся от их совершения);
3) административно-
законодательных и иных нормативных правовых актах, предусматривающих
обязательные действия либо устанавливающих известные запреты и
ограничения под угрозой применения административных санкций за их
неисполнение.
Как следует из самого наименования административно — предупредительных мер, цель их применения, с одной стороны, — оградить общество от совершения противоправных действий, упредить их наступление, а с другой — предотвратить опасность, угрожающую жизни и здоровью людей, защитить интересы граждан, общества и государства при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях и иных обстоятельствах, не связанных с совершением конкретным лицом какого-либо правонарушения.
Следующей группой мер административно-правового принуждения, обозначенных в приведенной классификации, являются меры административного пресечения. Они наиболее многочисленны, а их применение чаще других затрагивает конкретные права и свободы граждан.
Являясь разновидностью административно-правового
Как представляется, основной чертой, характеризующей природу указанной формы административного принуждения, является их объективная нацеленность на немедленное прекращение нарушения, устранение противоправной либо общественно опасной ситуации. Эта основная функциональная направленность заложена в самом наименовании данных правовых средств — «пресекать» правонарушение, т.е. останавливать его резким вмешательством, не давать возможности нанести урон охраняемым интересам личности, общества, государства. Таким образом, временные рамки мер административного пресечения ограничены реагированием на начавшееся и еще не оконченное антиобщественное, противоправное поведение. В этом их отличие от предупредительных мер, осуществляемых до возникновения противоправной ситуации и мер административной ответственности, применяемой после совершения правонарушения.
Помимо главной цели, меры данной группы в зависимости от конкретной обстановки преследуют дополнительные (сопутствующие) цели: недопущение противоправного поведения, устранение его вредных последствий, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности. К примеру, физическая сила может быть применена в установленных законом случаях в процессе доставления, производства личного досмотра. Ее использование определяется характером отношений, в рамках которых она применяется.
Реализация мер административного пресечения самым тесным образом связана с повседневной деятельностью органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями. Они играют важную роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в выполнении государственных задач по недопущению правонарушений и устранению причин, их порождающих 10 .
Меры административно-процессуального обеспечения
... с совершением данного правонарушения. Цели применения рассматриваемых мер закреплены непосредственно в Законе. К ним относятся: пресечение административных правонарушений, составление протоколов, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел, обеспечение исполнения постановлений по ...
Помимо специфической целевой направленности административно-пресекательные меры отличает особая оперативность применения. Они всегда являются мгновенной реакцией органов власти на противоправные действия и характеризуются резким вмешательством в организационную, физическую и имущественную строну жизни подвластного лица. Применение данных мер часто происходит в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния. В этой связи справедливо утверждение Л.Л. Попова о том, что уполномоченное должностное лицо ОВД объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции на правонарушения, оперативно использует предоставленные ему государственно-властные полномочия 11 . Следовательно, для применения той или иной меры административного пресечения не требуется, получения предварительного согласия руководителя (командира, начальника и другого вышестоящего должностного лица), составления специального протокола или акта, а также вынесения специального постановления о применении данной меры.
Для применения мер административного пресечения важен сам факт противоправного поведения и не требуется установления вины или ее формы как обязательного условия их применения. В этом еще одно отличие мер пресечения от мер административной ответственности, важным условием наступления которой является наличие состава правонарушения и вины как одного из его элементов.
Административно-пресекательные меры, не являясь карой за совершенное правонарушение, связаны с временными ограничениями действий, поведения, передвижения конкретного лица, например в случае задержания транспортного средства, которое не имеет характера наказания.
Специфика применения сотрудниками ОВД мер административного прес
Применение административно-
Таким образом, меры административного пресечения, применяемые в деятельности органов внутренних дел — это совокупность способов и средств принудительного воздействия, имеющих с целью прекращение поведения нарушающего норму права или представляющего угрозу для личной и общественной безопасности на месте обнаружения путем прямого вмешательства субъекта административной власти в деятельность организационно не подчиненного юридического или физического лица, а также ориентированных на предотвращение возможных негативных последствий этих проявлений и создание организационных условий для последующего привлечения виновных к соответствующему виду юридической ответственности.
Налоговая полиция и её роль в системе правоохранительных органов
... Федерации, Федеральные законы: “О федеральных органах налоговой полиции”, “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, Налоговый кодекс Российской Фе ... ФСНП РФ по Новгородской области по выявлению и пресечению налоговых преступлений, на основании которого выявлены проблемы этой ... указывает на то, что криминогенные факторы в значительной мере определяют не только ее сегодняшнее состояние, но ...
Меры административного пресечения делятся на общие и специальные.
Общие меры административного пресечения обладают признаками общими для всех мер административного пресечения. Меры пресечения специального назначения составляют комплекс исключительных, экстраординарных средств административно-правового воздействия (применение физической силы, специальных средств и оружия).
Их применение является преимущественно прерогативой полиции.
Анализ содержания Закона РФ «О полиции» и КоАП РФ позволяет, выделить следующие меры административного пресечения общего назначения, применяемые сотрудниками органов внутренних дел;
- требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции (п. 1 ст. 13 Закона РФ «О полиции»)14 ;
- доставление в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержание там лиц, находящихся в состоянии опьянения (п. 14 ст. 13 Закона РФ «О полиции»);
- задержание различных категорий лиц (уклоняющихся от исполнения административного ареста, принудительных мер медицинского и воспитательного характера, несовершеннолетних правонарушителей), подозреваемых в совершении административного правонарушения (ст. 14 Закона РФ «О полиции»);
- беспрепятственный вход в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (ст. 15 Закона РФ «О полиции»);
- отстранение от управления транспортными средствами лиц, в
отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они
находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право
управления или пользования транспортным средством (п. 21 ст. 13 Закона РФ
«О полиции», ч. 1-5 ст. 27.12 КоАП РФ);
- запрещение эксплуатации транспортного средства при наличии у них
технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного
движения (п. 21 ст. 13 Закона РФ «О полиции», ч. 2-5 ст. 27.13 КоАП РФ);
- задержание транспортных средств, находящихся в розыске (п. 21 ст. 13 Закона РФ «О полиции»)15 ;
- запрещение деятельности объектов разрешительной системы (п. 24 ст. 13 Закона РФ «О полиции»);
- личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей (п. 16 ст. 13 Закона РФ «О полиции»);
- изымать вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, предусмотрено ( п. 16 ст. 13 Закона «О полиции»).
15 стр., 7190 слов
Административно-правовое принуждение: понятие, виды, основание ...
... этой воле добровольно, принудительные меры, допускаемые законом [2]. Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет, Государственное, Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью, Административное принуждение играет важную роль ...
К мерам административного пресечения специального назначения относятся:
- применение физической силы (ст. 20 Закона РФ «О полиции»);
- применение специальных средств принуждения (других подручных средств) (ст. 21 Закона РФ «О полиции»);
- применение огнестрельного оружия (ст. 23 Закона РФ «О полиции»)
Третьей группой мер административно-правового принуждения являются меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Меры данной группы объединяются по их урегулированности нормами административно-
Указанные меры, как сказано в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, применяются в целях пресечения