Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел

а) выбирать из всего арсенала рассматриваемых мер те, применение

которых в каждом конкретном случае является оптимальным,

целенаправленным и наиболее действенным;

б) использовать их в комплексе, обеспечивая тем самым

разностороннее воздействие на объект применения, что существенно

повышает вероятность достижения цели, к которой стремится

правоприменитель;

в) индивидуализировать способы воздействия на объект

правоприменения с учетом особенностей последнего, чем обеспечивается не

только его желаемое поведение, но и значительный воспитательный эффект.

Меры административного принуждения, классифицируются на:

  • меры административного предупреждения;
  • меры административного пресечения;
  • меры административно-процессуального обеспечения;
  • меры административной ответственности.

Для более глубокого уяснения сущности и специфики мер административного пресечения представляется целесообразным дать краткую характеристику всех мер принуждения, не являющихся предметом исследования, но входящих в состав выделенной классификации 7 .

Первую группу мер административно-правового принуждения, обозначенных в приведенной классификации, составляют меры административного предупреждения. Они обладают всеми признаками, присущими административному принуждению, но имеют отличительные особенности, выделяющие их среди других форм принуждения. Так в отличие от мер административного пресечения, а равно мер административной ответственности, которые связаны с фактом совершения противоправного деяния, данная категория мер характеризуется четко выраженной профилактической направленностью. В необходимых случаях, специально уполномоченные государством субъекты вправе, не дожидаясь реализации потенциальной возможности нарушения охраняемых законом общественных отношений, применить принудительные меры административного воздействия, ограничивающие отдельные права и свободы граждан, в целях достижения правопорядка и обеспечения гарантий общественной безопасности. Д.Н. Бахрах обоснованно выделяет следующие характерные черты, присущие рассматриваемому виду мер8 :

1) предупредительные меры несвязанны с совершением

административного правонарушения, т. е. правонарушение еще не

11 стр., 5431 слов

Виды мер административного пресечения

... с угрозой физического принуждения. По преимуществу такие меры необходимы для пресечения или предупреждения наиболее тяжких административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и установленный порядок управления. Меры административного принуждения, сопряженные с физическим или ...

совершено, а принудительные механизмы в отношении соответствующих

лиц уже функционируют;

2) принудительный характер мер рассматриваемой группы состоит в

реализации властных и односторонних действий, которые не

согласовываются с противоположной стороной (тем не менее, последняя

обязана исполнить предписанное ей со стороны уполномоченных органов

(должностных лиц), выполнить необходимые в данной ситуации действия

либо воздержатся от их совершения);

3) административно- предупредительные меры закреплены в

законодательных и иных нормативных правовых актах, предусматривающих

обязательные действия либо устанавливающих известные запреты и

ограничения под угрозой применения административных санкций за их

неисполнение.

Как следует из самого наименования административно — предупредительных мер, цель их применения, с одной стороны, — оградить общество от совершения противоправных действий, упредить их наступление, а с другой — предотвратить опасность, угрожающую жизни и здоровью людей, защитить интересы граждан, общества и государства при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях и иных обстоятельствах, не связанных с совершением конкретным лицом какого-либо правонарушения.

Следующей группой мер административно-правового принуждения, обозначенных в приведенной классификации, являются меры административного пресечения. Они наиболее многочисленны, а их применение чаще других затрагивает конкретные права и свободы граждан.

Являясь разновидностью административно-правового принуждения, меры административного пресечения обладают всеми его признаками, но им присущи и свои, сугубо видовые признаки. Их особенность состоит в целевом назначении и в самой сущности мер9 .

Как представляется, основной чертой, характеризующей природу указанной формы административного принуждения, является их объективная нацеленность на немедленное прекращение нарушения, устранение противоправной либо общественно опасной ситуации. Эта основная функциональная направленность заложена в самом наименовании данных правовых средств — «пресекать» правонарушение, т.е. останавливать его резким вмешательством, не давать возможности нанести урон охраняемым интересам личности, общества, государства. Таким образом, временные рамки мер административного пресечения ограничены реагированием на начавшееся и еще не оконченное антиобщественное, противоправное поведение. В этом их отличие от предупредительных мер, осуществляемых до возникновения противоправной ситуации и мер административной ответственности, применяемой после совершения правонарушения.

Помимо главной цели, меры данной группы в зависимости от конкретной обстановки преследуют дополнительные (сопутствующие) цели: недопущение противоправного поведения, устранение его вредных последствий, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности. К примеру, физическая сила может быть применена в установленных законом случаях в процессе доставления, производства личного досмотра. Ее использование определяется характером отношений, в рамках которых она применяется.

Реализация мер административного пресечения самым тесным образом связана с повседневной деятельностью органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями. Они играют важную роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в выполнении государственных задач по недопущению правонарушений и устранению причин, их порождающих 10 .

13 стр., 6003 слов

Меры административно-процессуального обеспечения

... с совершением данного правонарушения. Цели применения рассматриваемых мер закреплены непосредственно в Законе. К ним относятся: пресечение административных правонарушений, составление протоколов, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел, обеспечение исполнения постановлений по ...

Помимо специфической целевой направленности административно-пресекательные меры отличает особая оперативность применения. Они всегда являются мгновенной реакцией органов власти на противоправные действия и характеризуются резким вмешательством в организационную, физическую и имущественную строну жизни подвластного лица. Применение данных мер часто происходит в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния. В этой связи справедливо утверждение Л.Л. Попова о том, что уполномоченное должностное лицо ОВД объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции на правонарушения, оперативно использует предоставленные ему государственно-властные полномочия 11 . Следовательно, для применения той или иной меры административного пресечения не требуется, получения предварительного согласия руководителя (командира, начальника и другого вышестоящего должностного лица), составления специального протокола или акта, а также вынесения специального постановления о применении данной меры.

Для применения мер административного пресечения важен сам факт противоправного поведения и не требуется установления вины или ее формы как обязательного условия их применения. В этом еще одно отличие мер пресечения от мер административной ответственности, важным условием наступления которой является наличие состава правонарушения и вины как одного из его элементов.

Административно-пресекательные меры, не являясь карой за совершенное правонарушение, связаны с временными ограничениями действий, поведения, передвижения конкретного лица, например в случае задержания транспортного средства, которое не имеет характера наказания.

Специфика применения сотрудниками ОВД мер административного прес ечения, состоит в том, что их осуществление происходит в рамках особых охранительных отношений, складывающихся в сфере государственного управления в процессе выполнения контрольно-надзорных функций. Данные меры имеют небольшой круг субъектов их применения12 .

Применение административно- пресекательных мер осуществляется в соответствии с установленными правилами и, как уже было отмечено, не требует предварительного вынесения акта управления. В связи с этим, нормы, устанавливающие названные принудительные меры, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их осуществляющим. Эти меры закреплены в диспозициях материальных и процессуальных норм административного права, регламентирующих властные полномочия должностного лица, осуществляющего принудительное воздействие. Как правило, факт применения какой-либо меры административного пресечения должен быть оформлен соответствующим процессуальным актом. Следует подчеркнуть, что процессуальный порядок оформления меры административного пресечения проще порядка совершения и оформления действий по применению административных наказаний13 .

Таким образом, меры административного пресечения, применяемые в деятельности органов внутренних дел — это совокупность способов и средств принудительного воздействия, имеющих с целью прекращение поведения нарушающего норму права или представляющего угрозу для личной и общественной безопасности на месте обнаружения путем прямого вмешательства субъекта административной власти в деятельность организационно не подчиненного юридического или физического лица, а также ориентированных на предотвращение возможных негативных последствий этих проявлений и создание организационных условий для последующего привлечения виновных к соответствующему виду юридической ответственности.

24 стр., 11675 слов

Налоговая полиция и её роль в системе правоохранительных органов

... Федерации, Феде­ральные законы: “О федеральных органах налоговой полиции”, “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, Налоговый кодекс Российской Фе­ ... ФСНП РФ по Новгородской области по выявлению и пресечению налоговых преступлений, на основании которого выявлены про­блемы этой ... указывает на то, что криминогенные факторы в значительной мере определя­ют не только ее сегодняшнее состояние, но ...

Меры административного пресечения делятся на общие и специальные.

Общие меры административного пресечения обладают признаками общими для всех мер административного пресечения. Меры пресечения специального назначения составляют комплекс исключительных, экстраординарных средств административно-правового воздействия (применение физической силы, специальных средств и оружия).

Их применение является преимущественно прерогативой полиции.

Анализ содержания Закона РФ «О полиции» и КоАП РФ позволяет, выделить следующие меры административного пресечения общего назначения, применяемые сотрудниками органов внутренних дел;

  • требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции (п. 1 ст. 13 Закона РФ «О полиции»)14 ;
  • доставление в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержание там лиц, находящихся в состоянии опьянения (п. 14 ст. 13 Закона РФ «О полиции»);
  • задержание различных категорий лиц (уклоняющихся от исполнения административного ареста, принудительных мер медицинского и воспитательного характера, несовершеннолетних правонарушителей), подозреваемых в совершении административного правонарушения (ст. 14 Закона РФ «О полиции»);
  • беспрепятственный вход в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (ст. 15 Закона РФ «О полиции»);
  • отстранение от управления транспортными средствами лиц, в

отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они

находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право

управления или пользования транспортным средством (п. 21 ст. 13 Закона РФ

«О полиции», ч. 1-5 ст. 27.12 КоАП РФ);

  • запрещение эксплуатации транспортного средства при наличии у них

технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного

движения (п. 21 ст. 13 Закона РФ «О полиции», ч. 2-5 ст. 27.13 КоАП РФ);

  • задержание транспортных средств, находящихся в розыске (п. 21 ст. 13 Закона РФ «О полиции»)15 ;
  • запрещение деятельности объектов разрешительной системы (п. 24 ст. 13 Закона РФ «О полиции»);
  • личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей (п. 16 ст. 13 Закона РФ «О полиции»);
  • изымать вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, предусмотрено ( п. 16 ст. 13 Закона «О полиции»).
    15 стр., 7190 слов

    Административно-правовое принуждение: понятие, виды, основание ...

    ... этой воле добровольно, принудительные меры, допускаемые законом [2]. Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет, Государственное, Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью, Административное принуждение играет важную роль ...

К мерам административного пресечения специального назначения относятся:

  • применение физической силы (ст. 20 Закона РФ «О полиции»);
  • применение специальных средств принуждения (других подручных средств) (ст. 21 Закона РФ «О полиции»);
  • применение огнестрельного оружия (ст. 23 Закона РФ «О полиции»)

Третьей группой мер административно-правового принуждения являются меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Меры данной группы объединяются по их урегулированности нормами административно- процессуального права, содержащимися в единственном нормативном правовом акте — Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Такое заключение можно вывести из смысла ст.ст. 1.1 и 1.3 КоАП РФ, в соответствии с которыми законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации, а установление мер обеспечения отнесено к ведению Российской Федерации, следовательно, только нормам КоАП РФ.

Указанные меры, как сказано в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, применяются в целях пресечения проступка, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте совершения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. В данной норме законодатель одной из целей определяет пресечение правонарушения, что сближает указанные меры с административно-пресекательными мерами16 . В то же время, они имеют существенные различия. Так, меры процессуального принуждения могут применяться не только в условиях реально совершаемого правонарушения, но и при наличии достаточных оснований для предположения о таком нарушении. Например, работникам полиции предоставлено право проверки документов у лиц в случае подозрения их в совершении преступлений. Кроме того, меры административно-процессуального принуждения могут быть применены после совершения нарушения в пределах давностных сроков.