Цена играет особую роль в рыночной экономике. В ней, отражается вся система ценообразующих факторов (инфляция, спрос, предложение и др.).
Ценообразование сложнейший механизм конъюнктуры торгового рынка, его барометр. В чем состоят основные принципы рыночного ценообразования? Это постоянная ориентация цен на покупательский спрос, на снижение их уровня в конкурентной борьбе, усиливающая связь цен с качеством продукции и возможностью послепродажного сервисного обслуживания потребителей, маневрирование ценами.
Вопросы стратегии и тактики принятия ценовых решений, постоянно занимают умы менеджеров западных и отечественных фирм, ведущих производственную деятельность. В современных условиях актуальность вопросов ценообразования экспортных и импортных сделок существенно возрастает. Повышение точности расчетов цен в контрактах, будет способствовать эффективности заключаемых
Исторически сложилось, что цены устанавливались покупателями и продавцами в ходе торговых переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели — ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей — идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп
Виды цен
Существуют различные формулировки понятия цены. Цена – сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги. Цена – денежное выражение ценности, приписываемой продавцом
Методы формирования договорных цен на продукцию строительства
... Набор" договорной цена ассортиментный себестоимость Ценовая стратегия «набор» - стратегия, используемая в условиях неравномерности спроса на взаимозаменяемые товары. Стратегия ... средств бюджета, то регулирование цен на строительные материалы, изделия и конструкции будет ... маркетинга уровень цен и предельные цены на отдельные группы продукции. Торговая фирма устанавливает цены только после ...
На величину цен влияют объективные и субъективные обстоятельства экономической жизни. К первым относятся качественные особенности товара, степень монополизации рынка, конкурентоспособность товара и др.; ко вторым относится выбор контрагента, места, времени, способа заключения сделки и др. Благодаря этому влиянию
Классификация цен по сферам торговли
Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других торговых организациях, продающие товары оптом, в значительном количестве.
Обычно по оптовым ценам предприятия-
Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продаже индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объёме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере — предприятиям, организациям, предпринимателям. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки , за счёт которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создаётся прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
Закупочные цены — это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определённой степени продолжают быть распространёнными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у её производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов крайнего севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.
на строительную продукцию, которые могут принимать вид сметной стоимости конкретного отдельного объекта, прейскурантной цены, выражающей усредненную стоимость единицы конечной продукции типовых объектов;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта, предусматривающие взимание платы с пассажиров или отправителей грузов за их перемещение;
— тарифы платных услуг, оказываемых населению. Твердая цена сохраняется с момента
Классификация цен по способам и степени регулирования
«Организация закупок товаров торговыми предприятиями»
... Значение и содержание закупочной работы Основной коммерческой деятельностью в торговле является закупочная работа. Её главная задача – приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса[1]. Работа по оптовым закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных ...
По степени и способу регулирования цены разделяются на группы: жёсткофиксированные(
Жёсткофиксированные, твердые
Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется
Однако и тот и другой путь имеют ряд существенных недостатков, что и приводит к редкому использованию этого метода. Все дело в том, что государство , устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цены, что приводит к сокращению предложения и роста спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров, то есть товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов которые нелегальным путем продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением товара).
В этом случае страдают как покупатели, которые в условии нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счёте дешевле, так и само государство, так как в условиях созданного дефицита оно занимается распределительными функциями, печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и социальным коллизиям. Определённый урон наносится и производителям — по низким ценам им не выгодно продавать свою продукцию и они начинают сокращать производство. Аналогично неблагоприятная картина складывается и при установлении нижнего предела цены.
Установление цен на товары: задачи и политика ценообразования
... конкурентоспособности товара. Глава 2. Установление начальной цены. Каким образом компания устанавливает цены? Любой первокурсник любого экономического университета докажет, что цена, максимально увеличивающая прибыль определяется путем оценки спроса на товар при различных ценах с ...
Регулирование цен по величине может также проводится путем утверждения государственными органами
Жесткое воздействие государственных
Приходится наблюдать и регулирование цен со стороны мафиозных структур, подчиняющих себе рынок.
Договорные цены — это цены, величина которых определена предваряющий акт купли-продажи соглашением,
Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного ценового
Переход от фиксированных
Другие виды цен
В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто определяется предельный уровень таких новых цен в виде лимитных цен.
Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики
... обеспечиваются судебной властью. Конституция, закрепив многообразие форм собственности и объявив их основой экономики Таджикистана, заложила правовой фундамент становлению рыночной экономики, утверждению новых ценностей, ... перехода к общественно-экономической системе, основывающейся на рыночных отношениях, предполагающей развитие свободных цен, механизма конкуренции и обязательное получение прибыли, ...
Применительно к объектам строительной индустрии на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов затрат на создание и оснащение. Такую цену принято называть сметной стоимостью, так как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта.
В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, — ожидаемыми.
Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. В условиях государственного ценообразования прейскурант, ценник был основным, иногда первичным ценовым документом. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом.
В ходе осуществления планово — управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, смысл и назначение которых ясны из их названия. В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес — проекты, бизнес — планы, планы фирм, индикативные государственные планы — прогнозы.