Англо-саксонская правовая семья

Своеобразие каждого государства, выраженное в особенностях обычаев, традиций, регулирующих жизнь общества, законодательстве, структуре юрисдикционных органов, правовом менталитете, сложилось исторически под влиянием многих факторов. Это привело к формированию в каждой стране самобытной правовой системы. Под правовой системой понимают целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Необходимо отметить, что в теории государства и права существуют два понятия правовой системы — узкое и широкое.

Под узким понятием правовой системы понимают национальное право, а под широким — широкая совокупность национальных правовых систем, которые источников права, основных правовых объединяет общность происхождения понятий, методов и способов развития.

Любая правовая система (в широком смысле) включает в себя ряд правовых явлений, которые можно условно разделить на три группы:

1) юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона);

2) совокупность учреждений права (организационная сторона);

3) совокупность правовых представлений, идей, взглядов в обществе (правовая культура).

Наряду с отличиями и особенностями в различных правовых системах можно обнаружить много схожих элементов, позволяющих объединять их в группы (правовые семьи) по ряду признаков: историко-территориальному, национальному, идеологическому.

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты содержания, структуры, особенности англо-саксонской правовой семьи.

Цель исследования состоит в том, чтобы сформулировать понятие и раскрыть основные компоненты англосаксонской правовой семьи, определить источники права и их место, что обусловливает следующие основные задачи исследования:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

  1. Теоретические основы правовых семей мира
  1. Соотношение понятий правовая семья, правовая система, система законодательства и система права.

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему – совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле).

3 стр., 1137 слов

Современная правовая система США

... курсовые, дипломные работы на эту тему: Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем ... правовую систему - совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система ... систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар). В фундамент современной правовой системы США положено три основных политико правовых ...

Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.1

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. Термин «правовая семья» используется наряду с термином «правовая система», имеющим двоякий смысл («национальная» и «мировая»).

Существуют два различных понимания правовой (или юридической) системы — узкое и широкое.

С одной стороны, право представляет собой совокупность норм, т.е. общеобязательных правил поведения, установленных и санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой, хотя такое понимание права не является единственным. Некоторые философы и юристы считают право некой идеальной моделью поведения. В частности, в мусульманских странах традиционным является понимание мусульманского права как идеальной системы, связанной с религией ислама, а не с нормативными решениями органов государственной власти и управления. В узком значении правовая система — это система внутреннего национального права, имеющая определенную структуру: норма права, правовой институт, отрасль права (или определенная сфера правового регулирования).

С другой стороны, понятие «правовая система» охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные. В широком понимании правовая система характеризуется тремя группами правовых явлений: 1) юридические нормы, институты, отрасли (сферы правового регулирования) (нормативная сторона); 2) совокупность правовых учреждений (организационная сторона); 3) совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу (правовая культура).2

Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права». Система права характеризует внутреннюю структуру права, т.е. соотношение отраслей права, правовых институтов и норм права. Правовая же система — более широкое понятие и наряду с институциональной структурой права включает в себя другие элементы правовой жизни страны. Чаще всего правовую систему определяют как конкретно-историческую совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве. Она раскрывает правовое развитие страны, конкретного народа, черты, присущие только данному государству.3

4 стр., 1546 слов

Земельные участки как объекты гражданских прав и их правовые режимы

... при этом доля в праве общей собственности на земельный участок является объектом гражданских прав и объектом земельных отношений, однако в действующем российском законодательстве не закреплено признание ее ни в качестве объекта гражданских прав, ни как объекта земельных правоотношений. Следовательно, ст. ...

Вопрос о соотношении системы права и системы законодательства уже длительное время является актуальным и дискуссионным в российской юридической науке. Наиболее распространены две позиции. Суть первой: система права и система законодательства соотносятся как форма и содержание, то есть право закрепляется в законодательстве, отражается в нем, причем система права объективна, а система законодательства — объективно-субъективна. Суть второй: система права — это единый, не разделенный на части массив правовых норм — живых клеточек правовой материи; на каждом очередном этапе развития общества массив правовых норм «кристаллизуется» вокруг нескольких крупных, актуальных на данный момент системообразующих факторов (системы нормотворческих органов, системы субъектов права, основные социально-экономические задачи и пр.); отраслей права не существует, есть только отрасли законодательства.4

Традиционно ставится вопрос о соотношении системы права именно с системой законодательства. Последняя же имеет несколько определений, в зависимости от того, в узком или широком смысле рассматривается. В узком смысле — это система законов, в широком смысле — законов и подзаконных нормативных актов. И в том, и в другом случае из поля зрения выпадает целый массив правовых норм, которые содержатся и в иных источниках права, например, в нормативных договорах, правовых обычаях, судебном прецеденте. К сожалению, такая позиция до сих пор наиболее распространена. Даже при указании на ее ущербность пока не производится решительная замена терминологии. Для отечественной юридической науки всегда была характерна недооценка глубокого и непредвзятого исследования вопроса об источниках права. В силу существовавшей ранее общественно-политической ситуации основной акцент при изучении источников права делался на противостояние двух систем (капитализма и социализма).

Разумеется, система источников социалистического права считалась более совершенной. Российская правовая система относится к романо-германской, в которой в качестве источника права преобладает нормативный акт. В условиях же заидеологизированного общества эта особенность приобрела исключительный характер, хотя применительно к иным правовым системам признавалась множественность источников права. Поэтому понятие «система источников права» было заменено понятием «система законодательства», а проблема источников права — проблемой соотношения системы законодательства и системы права.5

Несомненно, что и система права, и система законодательства — составляющие правовой системы. Но какова их роль и место в ней? Полагаем, что они не являются ее отдельными компонентами. Ведь критерием элементности частей выступает их инвариантность, принимающая различные формы в зависимости от особенностей того или иного класса системы. Таким критерием при исследовании правовой системы как объективно-субъективной выступает, в частности, принцип тождества частей относительно их места и роли в данной системе. Например, отрасли в системе права тождественны (неразличимы) как элементы одного уровня (конечно, если мы будем рассматривать их как системы, состоящие из подотраслей, институтов и норм, то они предстанут нетождественными, поскольку будут рассматриваться на других уровнях, а это уже иной аспект исследования).

13 стр., 6404 слов

Теория прав собственности и организационно-правовые формы бизнеса

... работы является теория прав собственности и организационно-правовые формы бизнеса. Предметом курсовой работы является особенности права собственности как важнейшего института экономической системы в России, а также многообразие организационно-правовых форм бизнеса и их трансформация. Информационной и теоретической базой ...

Систему права и систему законодательства невозможно определить как тождественные, следовательно, они — элементы не одного уровня. Тогда, может быть, они являются элементами разных уровней? Но здесь надо учитывать принцип иерархичности системы, который означает, что каждый элемент, в свою очередь, может рассматриваться как иная система, а исследуемая в данном случае целостность представляет собой один из компонентов более широкой системы. Значит, если рассматривать систему права и систему законодательства как разноуровневые элементы, то один из них должен входить в состав другого: либо система права в систему законодательства, либо система законодательства в систему права. Ясно, что такая ситуация абсурдна.6

«В сущности, система права и система законодательства выражают один и тот же феномен — право, но с разных сторон — внутренней и внешней, отсюда их взаимообусловленности и общее социальное назначение».7

  1. Критерии систематизации правовых систем государств в правовые семьи мира.

Из вышеизложенного видно, что правовых систем, как минимум, столько, сколько существует государств. А если учесть существование «конкурирующих» правовых систем, то окажется, что в мире функционирует великое множество правовых систем. Вместе с тем, некоторые общие черты позволяют объединить их в определенные группы (или типы)

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств.

  1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития).

    Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

  2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.
  3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне — на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).
  4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.
  5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.