Банковская система РФ

Кроме того, внедрение принципа публичности банковской деятельности в механизм ее правового регулирования предопределяет обновленное понимание самого государственного влияния на эту социально – экономическую сферу деятельности.

Существует несколько доводов, позволяющих ставить вопрос о необходимости закрепления на законодательном уровне и введение в правовое регулирование банковской деятельности принципа публичности банковской деятельности.

Бюджет любого государства, представляющий общем виде основной денежный фонд государства, обеспечивается налоговыми поступлениями. Аккумуляция, перераспределение и использование этих средств происходит через банковскую систему.

Осуществление финансовой деятельности государства через банки придает банковской деятельности публичный характер. В результате ответственность за своевременное поступление денежных средств из фонда государства в реальный сектор экономики страны, целевое использование хозяйствующими субъектами возлагается, в том числе и на банки. Обычная роль банка как финансового посредника дополняется функцией финансового агента государства, что требует предельной открытости этой деятельности и влечет регулирование отношений нормами публичных отраслей права, прежде всего, финансового.

Вместе с тем значительность объемов денежных вливаний в экономику повышает ответственность государства перед налогоплательщиками за эффективность используемых финансовых ресурсов, что требует от него совершенно специфического правового регулирования. При этом существует опасность усиления государственного вмешательства в экономические отношения, представляющая собой возможность возврата к их административному регулированию.

Принцип публичности как принцип правового регулирования банковской деятельности способен, на взгляд ученых, гарантировать недопущение развития тоталитарных элементов в государственном регулировании банковской деятельности.

Другой публичный аспект правового регулирования банковской деятельности связан с ее двуединой природой, т.е. присутствием в ней одновременно как гражданско-правовых, так и публично-правовых начал. Современное развитие правового регулирования банковской деятельности позволяет утверждать о наличии устойчивой тенденции взаимопроникновения объектов публично-правового регулирования в частноправовые и наоборот.

11 стр., 5006 слов

Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации

... установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Финансовый контроль, с одной стороны, ...

На современно этапе развития банковской деятельности регулирование осуществляется в рамках банковского законодательства в области как финансовой деятельности государства, так и движения денежных средств, связанного с гражданским оборотом. Банковское право до настоящего времени не сформировалось в самостоятельную отрасль права.

Отсутствие в действующем законодательстве нормы, закрепляющей принцип публичности банковской деятельности как принцип права и принцип правового регулирования, препятствует оптимизации государственного управления и эффективного правового регулирования.

4. Конституционно-правовые аспекты функционирования, Банковской системы Российской Федерации

В настоящее время подходят к концу сложные и продолжительные переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Важную роль в процессе успешной адаптации отраслей национальной экономики на мировом рынке играет состояние правовых основ регулирования их функционирования и развития.

Право как универсальный регулятор общественных отношений позволяет относительно быстро и гибко внедрять в общественную практику новые правила и нормы, приспосабливая социально-экономическую систему, сложившуюся на территории страны, к меняющимся условиям. В некоторых случаях, рассматривая практические по совершенствованию отечественного законодательства, можно вести речь о трансформации конституционно-правовых основ функционирования и развития экономики, если повышение эффективности и обеспечение конкурентоспособности требует системного осмысления и системного же изменения федерального законодательства или даже Конституции РФ.

Банковский сектор экономики относиться к тем отраслям, в отношении которых выработка мер конституционно-правового характера может иметь принципиальное значение, так как деятельность системообразующего элемента банковской системы РФ – ЦБ – на прямую регулируется отдельными положениями Конституции РФ9 .

Центральный Банк РФ выполняет основные регулятивные функции в отношении банковского сектора, являясь стержневым управляющим элементом кредитно-финансовой системы страны. Согласно ст. 3 ФЗ «О ЦБ РФ» в своей деятельности Банк России руководствуется целями защиты и обеспечения устойчивости рубля; развития и укрепления банковской системы и т.д10 .

В достижении этих целей Банк России выполняет значительные по объему функции, которые позволяют обоснованно говорить об абсолютной власти ЦБ в отношении кредитно-финансовой системы страны. ЦБ сам издает законы, а потом сам их исполняет, а потом сам оценивает результаты своей деятельности. Таким образом. Можно утверждать, что реформирование банковской системы России с целью повышения ее эффективности должно означать, прежде всего, изменение конституционно-правового статуса ЦБ как центрального управляющего элементами всей системы и его места в регулировании банковского сектора экономики. Между тем, в наиболее стабильных и эффективных банковских системах мира помимо центрального банка присутствуют иные полномочные органы (например, в Германии).

6 стр., 2948 слов

Банковская система Японии

... банковской системе страны играет Банк Японии, который является центральным банковским учреждением страны. Банк Японии управляет всей банковской системой страны, включая и государственные банки. В Японии их насчитывается 11, точнее — 2 банка и 9 банковских корпораций. Японское банковское законодательство ...

Отечественные банки представляются у нас как универсальные, ориентированные на осуществление сразу всего спектра банковских услуг.

Зарубежный опыт демонстрирует неэффективность предельного управленческого централизма в организации банковской системы в условиях, когда в стране достаточно активен иностранный капитал, а национальные коммерческие банки интегрированы в международную финансовую систему.

В процессе регулирования, полномочия ЦБ можно передать системе государственных органов, независимых от Центробанка и реализующих свои полномочия в рамках общей политики Правительства страны, находясь под парламентским контролем.

Следующая группа мер может быть направлена на придание системе необходимого разнообразия и гибкости, которые будут способствовать более эффективному приспособлению банковского сектора к мировой банковской системе. Это группа мер направлена на приближение банковского сектора в нуждам и потребностям клиентов, прежде всего – физических лиц.

Заключение

В данной работе было проведено исследование банковской системы Российской Федерации. На основе изложенной информации можно судить о том, что роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. Строгое «разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны.

Банковская система является важнейшей составной частью рыночной экономики. Это включенная в экономическую систему страны единая и целостная (взаимодействующая) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимальной возможной степенью эффективности.

Можно сделать выводы о довольно грамотном функционировании банковской системы на данном этапе в двухуровневой форме. Именно данная форма банковской системы позволяет наиболее рационально, рентабельно и стабильно функционировать банкам разных стран и в частности в Российской Федерации. Двухуровневая система состоит из вышестоящего яруса – Центрального банка страны и нижестоящего яруса – коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений. Так же не стоит забывать о том, что в банковскую систему входят предприятия осуществляющие обслуживание банковской деятельности.

В данной работе довольно четко рассмотрены особенности деятельности Банка России, как самого главного «ядра» всей банковской системы России в целом.

В работе была затронута так же тема законодательства в области банковской системы и констуционно-правовые аспекты функционирования банковской системы РФ. Все это доказывает что государство должно обратить серьезное внимание на банковскую систему страны, т.к не улучшив её войти в цивилизованный рынок не возможно.

Выявленные проблемы предопределяют выбор главного направления развития банковского сектора России – количественный и качественный рост, усиление концентрации капитала и на этой основе повышение уровня эффективности банковской деятельности. Однако для этого требуется разработка и реализация стратегии, позволяющей максимально адаптировать российскую банковскую систему к современным тенденциям и состоянию мировой финансовой системы.

12 стр., 5933 слов

Банковская система России

... реформы в России является организация устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры. Становление современной отечественной банковской системы предопределяет практика зарубежных банков в развитых странах. Кроме того, ... заемный банк при одновременном учреждении Ассигнационного банка с предоставлением ему права выпуска ассигнаций без увеличения металлического покрытия. Это в определенной ...

Современной банковской системе России необходимо «импортировать» опыт западных банков в области обслуживания клиентов, привлечения денежных средств, чтобы выдержать конкуренцию на мировом рынке банковских услуг.

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/na-temu-pravovoe-regulirovanie-bankovskoy-deyatelnosti/

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) .

2. Гражданский кодекс РФ// СЗ РФ.1994.

3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28.

4. Федеральный закон от 28 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 44

5. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности»//СЗ РФ, 05.02.1996. №6.

6.Банковская система под напряжение. А.Федоров, Ж. Лубенец. «Финанс». №40.02-08.11.2009. с. 34-36.

7.Конституционно-правовые аспекты функционирования банковской системы Российской Федерации и проблема адаптации к вступлению в ВТО /И. Н. Добрынин. //Государство и право. -2008. — № 2. — с. 101 – 107.

8.Банковская система России и направления ее реформирования. Саркисянц, А. Г. //Финансы. -2001. — № 2. — с. 12 – 15.

9.Агарков М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах – М.: Юристъ, 2002. – 654 с.

10.Костерина Т.М. Банковское дело: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 360 с.

11.Грачева Е.Ю, Ивлиева М.Ф, Соколова Э.Д. Финансовое право: в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект, 2009.- 193 с.

12.Свиридов О. Ю. Банковское дело: 100 экзаменационных ответов / О. Ю. Свиридов. — Издание 3-е, исправленное и дополненное. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. — 256 с.

13.Публичность в правовом регулировании банковской деятельности. Е. В. Черникова. //Государство и право. -2009. — № 6. — с. 85 – 87.

14.Экономические реформы и банковская система: С.В.Соловьева. //Финансы. -2002. — № 9. — с. 78 – 79.

15. Проблемы формирования банковского права. Финансовое право № 8. 2008. с.11-16.

16.Финансово-правовая наука о статусе Банка России: современное состояние и перспективы развития. Е.Н. Пастушенко. Финансовое право № 2. 2009. с.24-26

6 стр., 2640 слов

Банковское право2. Банковское право

... банковского права Систему источников банковского права России составляют: Конституция Российской Федерации; нормы международного права; международные договоры Российской Федерации; Решения Конституционного Суда РФ; банковское законодательство, которое включает в себя федеральные законы, содержащие нормы банковского права: ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации ...

17. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.: Высшее образование, 2009. – 392 с.

18. Банковское дело. Экспресс-курс : учебное пособие / кол. авторов; под ред. О.И. Лаврушина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2009. — 352 с.

19.Проблемы и перспективы развития банковской системы банковской системы России. Ю.В.Неляпина. Финансовое право № 4. 2009.с. 20-22.