Полномочия органов местного самоуправления (2)

Актуальность курсовой работы, заключается в том, что в современном мире, особенно в России, наблюдается ряд проблем в государственном и муниципальном управлении.

Государственное управление, с одной стороны, представляет собой разноплановую деятельность всех видов органов власти на федеральном и региональном уровнях по реализации возложенных полномочий; с другой — это юридически законная работа государственных органов РФ и ее территориальных образований регионального уровня с целью осуществить возложенные на них полномочия.

Фактор, определяющий обеспечение рациональности (с точки зрения системы государственного управления — целесообразность или обоснованность, а также эффективность) управления государственными институтами, — это не что иное, как социальная составляющая управления, которая соотносит его с реальностью жизни граждан, их запросами и ожиданиями.

Государственное управление в своем воздействии на жизнь общества опирается на властные институты, подкрепляется и обеспечивается ими. Данные процессы распространяются на все общество, на каждую область деятельности.

Вследствие этого реформа государственного управления требует, прежде всего, восстановления доверительных, искренних и честных отношений, взаимопонимания между государственными институтами и населением, между органами государственной власти и действующими общественными объединениями граждан.

Целью работы является исследование особенностей и актуальных вопросов состава органов муниципального управления и их полномочий действующем российском гражданском законодательстве.

Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие «орган местного самоуправления» в широком и узком смыслах;

2. Исследовать полномочия органов местного самоуправления;

  • Дать характеристику проблемам органов государственного и муниципального управления: современный аспект;
  • Проанализировать особенности и совершенствование деятельности и полномочий органов муниципального управления Калининградской области.

Объектом исследования полномочия органов местного самоуправления по действующему российскому законодательству с учетом теоретических положений и сложившейся практики.

Предметом исследования являются особенности и совершенствование деятельности и полномочий органов муниципального управления Калининградской области.

Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический и частно-научные методы познания: метод логического и системного анализа, метод сравнительного правоведения и др.

14 стр., 6763 слов

Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью ...

... управление органам местного самоуправления и другими. В связи с этим, объектом изучения в процессе написания курсовой работы является деятельность органов и должностных лиц в области управления государственной и муниципальной собственностью. Предметом выступает эффективность использования государственной и муниципальной собственности и ...

Нормативную и эмпирическую основы исследования составили Конституция Российской Федерации, Кодексы РФ, федеральные законы, законодательные акты, а также Постановления Верховного Суда и Правительства РФ, материалы судебной практики.


Итак, в состав структуры муниципального образования входят органы местного самоуправления, иные муниципальные органы и непосредственные формы демократии, осуществляющие полномочия органов местного самоуправления.

В ч.1 ст.2 Закона № 131-ФЗ дается следующее определение органов местного самоуправления: это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Однако определить круг органов местного самоуправления — не простая задача. Как отмечалось, избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления, в связи с чем в юридической науке возникает закономерное недоумение в связи с тем, что статус данной избирательной комиссии, не входящей в структуру органов местного самоуправления, определяется в гл.6 Закона № 131-ФЗ «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления».

Деление органов местного самоуправления на «входящие» и «невходящие» в его структуру вызывает некоторые сомнения. Если применять при этом критерий «осуществление вопросов местного значения», то он зыбок и неоднозначен, что доказывает дискуссия ученых в сфере муниципального права. В законодательстве игнорируется общенаучное понимание термина «структура», приоритетом является стремление подчинить избирательные комиссии муниципальных образований вышестоящим комиссиям с помощью участия в процедуре их формирования избирательными комиссиями — государственными органами. Но обеспечение нормального функционирования избирательных комиссий муниципальных образований возможно и без этого участия. Можно сколько угодно говорить о том, что данные органы не входят в структуру органов местного самоуправления и принимать соответствующие правовые акты, но очевидно, что каждая избирательная комиссия муниципального образования находится в структуре органов муниципального образования. Поэтому необходимо либо отказаться от участия государственных органов в формировании избирательных комиссий муниципальных образований, либо признать такое формирование исключением, основанным на толковании положений Конституции.

Следует также отметить, что правами и обязанностями органа местного самоуправления наделен сход граждан в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, который осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления (ст.25 Закона № 131-ФЗ).

В связи с этим термин «органы местного самоуправления» можно употреблять в узком, легальном смысле, как его понимает законодатель, и в широком, включая в число органов местного самоуправления избирательную комиссию муниципального образования и сход граждан, реализующий полномочия представительного органа муниципального образования, т.е. все структуры муниципального образования.

6 стр., 2755 слов

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного ...

... являются общественные отношения, складывающиеся в процессе охраны общественного порядка на территории муниципального образования. Предмет исследования - организационно-правовая характеристика деятельности органов внутренних дел (милиции) и органов местного самоуправления по охране общественного порядка. Проблема участия органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка и ...

Органы местного самоуправления обладают публично-властными полномочиями, признаваемыми государством, что отличает органы местного самоуправления от органов юридических лиц частного права, такими полномочиями не обладающих.

Возможность наличия публично-властных полномочий у органов местного самоуправления, а следовательно, и у муниципального образования, вытекает из положений ст.12 Конституции Российской Федерации, в которой закреплено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а также положений ч.2 ст.132 Основного закона России, в соответствии с которыми органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.

Возможна градация структуры муниципального образования по уровням. К первому уровню относятся представительный орган муниципального образования (сход граждан в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек), глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования, а также прочие муниципальные органы, такие как Научно-технический совет в наукограде или руководитель муниципальной милиции как единоличного органа местного самоуправления. Ко второму — должностные лица местного самоуправления за исключением главы муниципального образования и депутаты представительного органа муниципального образования. К третьему — подразделения органов местного самоуправления, структуры, обеспечивающие их деятельность. К четвертому — муниципальные служащие.

Для эффективной работы каждый из уровней власти должен иметь четкое представление о круге своих полномочий и соответствующих им обязанностях, ответственности за состояние дел в той или иной области. Тем самым обеспечивается разграничение полномочий между всеми уровнями территориального управления в государстве. Вместе с тем, жестко закреплять за органами местного самоуправления определенный фиксированный объем полномочий нецелесообразно. Муниципальные образования имеют существенные различия по экономическому потенциалу, инфраструктуре, кадрам, поэтому объем полномочий по решению вопросов местного значения, который могут взять на себя те или иные органы местного самоуправления, всегда будет различным. При определении компетенции каждого муниципального образования необходимо обязательно учитывать местные условия.

Местное самоуправление в государстве используется преимущественно для выполнения трех основных функций. Во-первых, для выполнения функции непосредственного обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения: обеспечение жильем, благоустройство территории, предоставление коммунальных услуг, услуг местного транспорта и связи, создание условий для получения основного общего образования, необходимой медицинской помощи, торгового, бытового, культурного обслуживания населения и т.п. Данные задачи местная власть способна решать более оперативно и эффективно, так как имеет наиболее полное представление о потребностях населения и местных условиях. Во-вторых, местное самоуправление необходимо для более полного и эффективного привлечения и использования местных человеческих, природных и иных ресурсов. Выявление и оптимальное использование этих ресурсов способствует развитию малого и среднего бизнеса, увеличению налоговой базы, уменьшению безработицы, повышению благосостояния населения. Хотя масштаб местных ресурсов невелик, в целом по стране они составляют значительную величину. Местное самоуправление также необходимо для обеспечения функционирования обратной связи в государственном управлении, т.е. для организации непосредственного взаимодействия с населением.

11 стр., 5248 слов

Организационно-правовые основы местного самоуправления в России

... местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления обладает правотворческой функцией , то есть имеет право принимать общеобязательные, локальные нормативные правовые акты по всем вопросам, отнесенным уставом соответствующего муниципального образования ... Структура курсовой работы представлена в виде двух частей: теоретической, в которой рассмотрены основы местного самоуправления в ...

В Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, что порождает проблему определения пределов законодательного регулирования порядка решения органами местного самоуправления вопросов местного значения, а также пределов самостоятельности в их решении.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственной компетенции местного самоуправления отнесено 30 различных задач:

  • принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
  • владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
  • комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
  • содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
  • охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
  • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

создание условий для жилищного и социально-культурного

орган местное самоуправление полномочие

контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

  • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  • организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
  • организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  • организация и содержание муниципальных архивов;
  • организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
  • создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
  • сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
  • организация и содержание муниципальной информационной службы;
  • создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
  • создание условий для организации зрелищных мероприятий;
  • создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
  • обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
  • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
  • обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Данные задачи по своему характеру неразрывно связаны с территорией муниципального образования и в целом сопоставимы с теми функциями, которые выполняют муниципальные образования в странах Западной Европы.

Добровольные полномочия включают вопросы жизнедеятельности местного сообщества, которые оно не обязано, но может, при желании решать по собственной инициативе за счет собственных средств. Следует учитывать, что органы местного самоуправления могут принимать на себя добровольные полномочия только по вопросам, затрагивающим интересы местного сообщества. Таким образом, муниципалитетам предоставляется право реализации в пределах своей территории определенных задач без специально­го наделения полномочиями нормативными актами вышестоящих уровней управления. Сфера добровольной деятельности органов местного самоуправления ограничивается либо полномочиями других муниципальных образований, либо компетенцией государственных органов, либо запретом на вмешательство в дела граждан и их объединений. Право на добровольное установление собственных задач местного значения является важным элементом местного самоуправления, гарантирующим их развитие.

К делегированным полномочиям относятся государственные задачи, исполнение которых делегировано законом от вышестоящих уровней управления. Вышестоящие органы государственной власти могут принять решение не создавать для осуществления определенных полномочий особые государственные органы на местном уровне и устанавливают для муниципалитетов обязанность осуществлять данные полномочия. Однако даже в сфере делегированных полномочий органам местного самоуправления должна быть предоставлена возможность учитывать местные условия при их практическом осуществлении. Делегированные полномочия должны быть связаны с непосредственными интересами местного населения. Следует учитывать, что государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, не должны преобладать над полномочиями собственными, так как это нарушило бы суть функций местного самоуправления.

Муниципальное управление в широком смысле — это осуществление деятельности выборными и другими органами местного самоуправления в аспекте управления муниципальной собственностью, а также формирования и исполнения местного бюджета. Данная деятельность всегда будет направлена на обеспечение жизнедеятельности населения и решение других вопросов местного значения. В узком смысле — это управление на местах, основывающееся на системных элементах муниципального права, муниципальной службы и муниципальной собственности.

При эффективном формировании системы муниципального управления возникает потребность в решении некоторых проблемных моментов:

  • необходимо рационально разграничить полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов управления;
  • необходимо совершенствовать методы и структуры управления с целью повысить эффективность всей системы муниципального управления;
  • необходимо создать эффективную систему подготовки кадров для деятельности в органах местного самоуправления.

Самые главные цели в работе муниципальных органов власти — выявить, удовлетворить и реализовать общественные интересы и потребности местного сообщества.

Чтобы достичь этих целей, местные органы власти должны подчинить деятельность предприятий, организаций и учреждений как муниципальной, так и иных форм собственности, которые расположены на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов местного сообщества.

По логике, чем лучше будут работать предприятия и организации на территории муниципального образования, тем большая наполняемость будет у местного бюджета, за счёт налоговых отчислений в частности. Если бюджет с профицитом, то больше статей и расходов будет закладываться на социальную сферу, то есть нужды населения будут удовлетворяться более полно. Но органам местного самоуправления не следует забывать о том, что они должны не только координировать хозяйственную деятельность субъектов, но и создавать для нее благоприятные условия.

В начале века резко изменился подход к проблемам местного самоуправления и качеству его человеческого потенциала.

Таблица 1. Побудительные силы для решения возникающих проблем государственного и муниципального управления

Побудительные силы

Решение

Вызов, связанный с технологиями: по сравнению с передовыми странами мы отстаем, теряем интеллектуальный потенциал

Повысить качество образования, развития профессионализма, изменить модель компетентности высшим должностным лицам, разработать новые учебные планы, сформировать инновационную и готовую к риску организационную культуру в муниципальной службе

Вызов, связанный с демографией: существует проблема потери людских ресурсов, социальная сфера и экономика испытывают кадровый дефицит

Обеспечить равный доступ к муниципальной службе, разработать в каждом министерстве план для обеспечения представительства всех социальных структур граждан

Вызов, связанный с экологией: здоровье нации ухудшается, затраты на экологию растут

Выдвинуть на первый план экологический аспект в воспитании и образовании, изучить и применить новые здоровьесберегающие технологии, способствовать достижению баланса между работой и личной жизнью

Вызов, связанный с информацией: с экономической точки зрения Россия отстает в информационной сфере

Выдвигать новые приоритеты в информационном аспекте управления, привлечь внимание международных и национальных научных и учебных центров, ведущих университетов к проблемам местного самоуправления

Вызов, связанный с динамическими процессами: Россия не успевает за мировой динамикой перемен, существует кризис в экономике, науке, образовании, культуре

Помочь ускориться развитию образования на опережение, например, обучать, как жить в изменяющемся мире, облегчить доступ на высшие должности муниципальной службы специалистам со стороны, сформировать небюрократический, инновационный климат в местном самоуправлении

Вызов, связанный мировоззренческим подходом: необходимо новое научное мировоззрение в связи с ростом кризисных явлений в жизни общества

Заниматься фундаментализацией знаний, вырабатывающих взгляд на человека как часть природы, открытость осуществлять привлечение талантливых людей, имеющих созидательное сознание, умеющих сформировать у высшего звена руководства стратегическое мышление, чтобы легче было определить приоритеты и цели в развитии территориальных образований

Вызов, связанный с нравственностью: общество деморализовано, утрачены многие духовные ценности, растет преступность, коррупция

Остановиться на нравственном приоритете воспитания перед обучением, сконцентрировать внимание работников органов местной власти на повышении качества их работы, сделать эту работу более ответственной для тех, кто потребляет местные услуги, изменить систему управления результатами труда, внедрить новую систему оплаты труда муниципальных служащих

Если проанализировать практику уровня местного самоуправления в нашей стране на сегодня, можно увидеть, что большинство граждан по факту не вовлекается в реальный процесс разработки и принятия решений на местах. Поэтому управление на местах в современной России — это местная форма управления для населения определенной территории, иногда без всякого учета интересов самого населения.

Далее рассмотрим, действия, необходимые для повышения доверия граждан к системе муниципального управления.

В первую очередь органы муниципального управления должны взять курс на переориентацию стратегии своей деятельности: надо не только непосредственно оказывать муниципальные услуги, но и создавать и развивать условия на территориях муниципальных образований для активизации деятельности других социальных субъектов, например, некоммерческого сектора, предпринимательства. Цель здесь — делегировать им часть своих полномочий.

Затем необходимо позаботиться о создании технопарков, бизнес — инкубаторов. Все это поможет в развитии предпринимательской среды на территориях муниципальных образований.

Также органам муниципального управления надо подумать о развитии гражданских инициатив, грамотно использовать для этого все возможные формы осуществления гражданами местного самоуправления.

Если рассмотреть практический опыт регионов России за последние десять лет, можно выявить дефицит представителей регионального лидерства при разработке и осуществлении реформ и оценке последствий политики государства.

Учитывая возросшую опасность кризисных ситуаций, предстоит обратить особое внимание на умение муниципальных руководителей действовать в быстро изменяющейся среде и быть гибкими, не меняя своих главных принципов, добиваться поставленных целей при активном привлечении бизнеса и общественных организаций, развивая партнерские отношения.

Чтобы добиться наилучшего результата, необходимо запустить процесс объединения трех компонентов:

а) системы управления административными реформами;

б) системы оценки эффективности муниципального управления;

в) системы профессиональной подготовки и развития муниципальных служащих.


Курс государства на создание инновационной экономики невозможен без обеспечения инновационного управления всеми сферами экономической и социальной деятельности государства и его субъектов. Большую роль в этом играли и будут играть информационные технологии.

В целях повышения эффективности государственного и муниципального управления за последние 5 лет приняты ряд законодательных актов, регламентирующих вопросы информатизации управления кадровым составом органов государственного и муниципального управления.

Федеральная программа «Развитие государственной гражданской службы РФ (2015 — 2018 годы)» определяет, в частности, следующие направления работы:

— формирование новой системы квалификационных требований к должностям государственной службы;

— повышение качества отбора для замещения должностей государственной службы;

— внедрение комплексной оценки государственных служащих Российской Федерации;

— обеспечение непрерывного профессионального развития государственных служащих;

— развитие многофакторной системы мотивации государственных служащих.

Указ Президента Российской Федерации о Федеральной Программе «Развитие государственной гражданской службы РФ (2015 — 2018 годы)», Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015г. №602 г. Москва «О некоторых мерах по совершенствованию информатизации в сфере кадрового обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления» конкретизируют эти вопросы.

Приказом Минкомсвязи от 24 декабря 2015 года № 584 утвержден «Временный порядок работы пилотной версии единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации на период ее опытной эксплуатации», который вступил в силу 29 мая 2016 года. Минкомсвязи утверждает и доводит до федеральных органов исполнительной власти унифицированные требования к объему и содержанию сведений о кадровом обеспечении государственных органов, подлежащих хранению, обработке и передаче в электронном виде (п.4).

Все эти задачи не решить без ИТ-поддержки.

«Словарь по естественным наукам» дает следующее определение информационных технологий: «Информационная технология — совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов».

Подсистемой общей информационно-управленческой среды организации является автоматизированная система управления персоналом. Автоматизированная система — система, состоящая из персонала, комплекса средств автоматизации его деятельности и регламентов работы, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

Цели и задачи, решаемые при помощи создания автоматизированной системы управления персоналом (АСУП):

— интенсификация и повышение качества работы специалистов служб управления персоналом;

— минимизация т. н. «человеческого фактора» при работе с кадровой информацией;

— агрегация массива кадровой информации в единую базу с целью облегчения её поиска, обработки и анализа;

— обеспечение доступа и защита персональных данных;

— сокращение времени, связанное с получением требуемых кадровых данных для принятия управленческих решений руководителями на всех уровнях управления;

— обеспечение единой политики в области управления персоналом;

— обеспечение единых стандартов выполнения операций всеми участниками кадровых бизнес-процессов;

— обеспечение корректного взаимодействия системы управления персонала с внешними и внутренними управленческими системами.

Главное преимущество автоматизированных систем — в возможности оперативного управления единым массивом информации для принятия эффективных управленческих решений.

В государственных и муниципальных органах должности имеют точную структуру, определённую законодательством (федеральным и региональным), разделённую на категории и группы. Отличие штатной структуры государственных и муниципальных органов от большинства коммерческих организаций заключается в том, что независимо от направления работы, названия должностей являются одинаковыми в различных подразделениях. Должности, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по другим признакам, составляют перечни должностей ГС, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей.

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания. Денежное содержание состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью ГС (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином ГС (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).

Также в автоматизированной системе управления персоналом необходимо вести историю изменения окладов, фиксируя это в штатном расписании; учёт надбавок и историю их начисления; должны быть реализованы перерасчеты (изменился стаж за выслугу лет, новый классный чин и т.д.), обязательное представление сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Это постоянный процесс, требующий контроля: сколько документов было согласовано, сроки согласования и пр.

Все эти требования реализованы в ПО БОСС-Кадровик.

Полномочия органов местного самоуправления 1

Рис. 1. — ПО БОСС-Кадровик

Естественно, все особенности должны быть учтены в автоматизированной системе управления персоналом.

На сегодняшний день реформирование отечественной государственной и муниципальной службы отстает от мировой практики развития данного института. Государственный и муниципальный аппараты управления стали одним из слабых звеньев в комплексе преобразований, явно тормозя дальнейшее развитие страны и регионов. Поэтому объективно назрела необходимость совершенствования и развития кадрового состава органов власти.

Человеческий ресурс или кадры — это национальное богатство страны. Исторический опыт свидетельствует, что из всех ресурсов государства — материальных, природных и финансовых — кадровый ресурс, т.е. человеческий, является самым значимым.

Концепция управления человеческими ресурсами — это система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют: возрастающая роль личности работника; знание его мотивационных установок; умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Структура концепции управления персоналом представлена на рис. 2.

Управление персоналом государственной и муниципальной службы — это целенаправленное упорядоченное воздействие субъекта на объект, осуществляемое непосредственно субъектом управления.

Современные требования к муниципальному менеджеру основываются на понимании им ряда важнейших отправных положений (рис. 3).

Полномочия органов местного самоуправления 2

Рис. 2. Структура концепции управления персоналом

На наш взгляд, в дополнение к уже существующим требованиям может быть предусмотрен и конкурс на замещение соответствующих должностей. При этом наряду с оценкой уровня и профиля образования претендента, квалификации, стажа, направлений предыдущей деятельности и других формальных показателей важной становится оценка его личностных качеств и совместимости с окружающими его людьми.

В качестве основных методов отбора кандидатов на замещение должностей в местных администрациях выделяют выборы и назначение. Эти методы могут быть использованы для всех групп кадрового состава. Исключение составляет должность главы муниципального образования (и некоторые другие должности), требующие, в соответствии с уставом муниципального образования, обязательного проведения выборов.

В административном муниципальном районе Калининградской области был проведен опрос о степени удовлетворения потребностей персонала в процессе служебной деятельности.

Определение степени совпадения представлений муниципальных служащих относительно данных условий производилось по ответам на вопрос о значимости факторов, определяющих результативность деятельности районной администрации Калининградской области. Они же свидетельствуют об отношении муниципальных служащих к организационным ценностям.

Полномочия органов местного самоуправления 3

Рис. 3. Современные требования к муниципальному менеджеру

Степень значимости того или иного фактора измерялась по трехполюсной шкале («очень важно», «важно», «не важно»).

На основании определения индекса каждого фактора в интервале от 0 («не важно») до 1 («очень важно»), построим диаграмму, отражающую степень значимости для респондентов различных факторов (рис. 4).

Необходимо отметить, что если относительно одних условий деятельности демонстрируется практически полное единодушие респондентов, то относительно других — мнения разделились. Обращают на себя внимание высокие оценки степени значимости, приоритетности внутренних системных факторов, таких, как компетентность руководства, нормативно-правовое обеспечение муниципальной службы, профессионализм.

Полномочия органов местного самоуправления 4

Рис. 4. Степень значимости условий успешной деятельности районной администрации Калининградской области

Планированию карьеры, обновлению кадрового состава респонденты придают наименьшее значение как фактору успешной деятельности. Основные факторы, обуславливающие эффективность деятельности администрации, связаны в сознании респондентов с обеспечением нормальных условий трудовой деятельности в муниципалитете. Вероятно, профессиональная деятельность и возможность служебного роста рассматриваются как производные от создания приемлемых условий труда на рабочем месте. Нет единодушной оценки муниципальными служащими и внешних факторов деятельности администрации. Анализ отклонений показателя от средних значений свидетельствует о том, что мнения респондентов относительно влияния доверия населения на эффективность работы муниципальных служащих менее однородны, чем мнения их о влиянии других факторов.

На вопрос о целях деятельности районной администрации только 54,4 % респондентов смогли дать ответ. При этом в социально ориентированных подразделениях этот показатель несколько выше (управление социальной защиты населения — 55 %, и управление образования муниципального района Нижегородской области — 60 %).

Наиболее высокие значения этого показателя — в социально ориентированных подразделениях. Они объясняются их определенной ориентацией на работу с людьми. Вместе с тем сотрудники аппаратных подразделений, обеспечивая функционирование всей администрации, должны быть более информированы о целях ее деятельности.

Чтобы заинтересовать и привлечь на муниципальную службу высококвалифицированные кадры и ориентировать штатный персонал на качественное и своевременное выполнение своих должностных обязанностей, необходимо создать качественно новую систему премирования персонала.

Применение кадровых технологий в любой организации, на предприятии, в том числе и в муниципальной службе, должно осуществляться на нормативной правовой основе, что придает им легитимность. Это означает: во-первых, что действия руководителя и специалистов кадровых служб по применению и использованию результатов кадровых технологий строго регламентируются; во-вторых, содержание кадровых технологий должно быть доступно и понятно тем, по отношению к кому они применяются; в-третьих, кадровые технологии не должны нарушать права человека, ущемлять личное достоинство, приводить к получению и разглашению информации, не имеющей отношения к выполнению его обязанностей, в том числе и к состоянию здоровья; в-четвертых, право на применение кадровых технологий должны иметь те, кому это вменяется в обязанность, и кто обладает для этого достаточной квалификацией.

Обозначим ряд предложений по совершенствованию кадровых технологий.

) На стадии подбора, отбора, оценки и расстановки кадров.

В процессе отбора персонала на муниципальную службу решаются задачи комплектования должностей, исходя из наиболее общих требований к человеку как носителю определенных социальных качеств.

Для подбора персонала предлагаем использовать следующие методы:

— публикации в средствах массовой информации (районное телевидение, газеты);

— сотрудничество с учебными заведениями (ННГУидр.);

— сотрудничество с Центром занятости населения района;

— использование сети Интернет (размещение объявлений о наличии вакантных мест, проведение конкурса для замещения вакантной должности);

— участие в ярмарке вакансий, презентациях и др.

Отбор кандидатов должен осуществляться на основании требований, предъявляемых к должности. Требования к должности должны включать: квалификационные требования, модель компетенций и дополнительные условия работы. Основой для квалификационных требований являются должностные

Что касается социальной программы поддержки служащих, которая в свою очередь также выполняет мотивирующую функцию, можно добавить следующее. В мероприятия социальной программы следовало бы включить:

— предоставление сотрудникам санаторно-курортных путевок;

— предоставление путевок сотрудникам для отдыха их детей в детские оздоровительные лагеря и санатории;

— частичную компенсацию стоимости содержания детей в детских муниципальных учреждениях;

— предоставление сотрудникам дополнительных выходных дней в связи со смертью близкого родственника.

На наш взгляд, на уровне субъектов Российской Федерации должны быть приняты законы о муниципальной службе, в которых должны быть установлены реестры муниципальных должностей, соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной службы субъекта Российской Федерации, порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов муниципальных служащих при изменении места работы, рамочные требования к установлению прав и обязанностей муниципального служащего, системы поощрений и наказаний для него, установление денежного содержания муниципального служащего, порядок поступления на муниципальную службу и ее прохождения, порядок управления муниципальной службой.


Основной задачей демократического общественного устройства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан. Решить такую задачу невозможно без самоуправления в территориальных образованиях компактного проживания людей. Именно на этом уровне ежедневно обеспечивается безопасность граждан, предоставляются медицинское обслуживание, дается возможность получения образования, создаются рабочие места, оказываются транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги. История России свидетельствует, что попытки решить эти задачи с помощью централизованной структуры власти и управления обречены на провал.

Проблема существования, функционирования и развития местного самоуправления в Российской Федерации назрела давно. Мало кто задумывается над тем, что в ней — корни многих российских неурядиц, а потому именно она сегодня является наиболее болезненной и важной.

Дело в том, что центральная власть заведомо не в состоянии эффективно управлять жизнью страны, если рядом с нею не создана система местного самоуправления. Без организации органов местного самоуправления, этих «кирпичиков государственности», невозможно нормальное функционирование никакого государства.

Оценивая состояние местного самоуправления в России сегодня, отметим бедственное положение экономики и финансов большинства муниципальных образований, трудности разработки единых социально-экономических механизмов предоставления трансфертов и других форм финансовой поддержки органам местного самоуправления, низкий уровень развития муниципальной инфраструктуры, остроту социальных проблем.

Под местным самоуправлением следует понимать определяе­мую государством в рамках существующего законодательства систему органов и должностных лиц, осуществляющих местное самоуправление на конкретной территории с установленной степенью автономии и самостоятельности относительно органов государственной власти, располагающую необходимой компетенцией в решении основных государственных дел и местных вопросов с учетом специфики территории, ее экономических, социальных, национальных, географических, исторических и прочих особенностей, формирующую местный бюджет, обеспечивающую сбор местных налогов, сборов, а также управление муниципальной собственностью на основе федерального и регионального законодательства и собственных учредительных и прочих нормативно-правовых актов.

Важную роль в развитии местного самоуправления играет муниципальная собственность, являющаяся базой для практического воплощения в жизнь функций, возложенных на местное самоуправление. Но, как свидетельствует анализ, доходы от такой собственности составляют весьма скромную долю в доходах местных бюджетов.

В иностранных государствах используются самые разные модели регулирования местного самоуправления и нормативно-правового распределения местных функций, а также многообразные формы и механизмы контроля государства за функционированием муниципалитетов. Конкретные модели создаются с учетом особенностей развития той или иной страны. В России подобный инструментарий еще только создается.

Совершенно очевидно, что федеративное устройство России следует всемерно развивать, поскольку не может нормально существовать федерация, где федеральные законы не выполняются ее отдельными субъектами, где региональные и местные власти ставят препоны на пути товаропотоков между регионами, где исполнение или неисполнение законов зависит нередко от прихоти того или иного местного руководителя.


Источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/na-temu-rol-mestnyih-organov-v-pravovyih-otnosheniyah/

Опубликованные:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ 04.08.2014, N 31, ст.4398.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017)»Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст.3822.

. Проект Указа Президента РФ «О федеральной программе «Развитие государственной гражданской службы Российской Федерации (2015 — 2018 годы)» и плане мероприятий по развитию государственной гражданской службы Российской Федерации на 2015 — 2018 годы» // СПС Консультант Плюс.

. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 602 г. Москва «О некоторых мерах по совершенствованию информатизации в сфере кадрового обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления», Указ Президента Российской Федерации о Федеральной Программе «Развитие государственной гражданской службы РФ (2015 — 2018 годы)»

. Приказ Минкомсвязи от 24 декабря 2015 года № 584 утвержден «Временный порядок работы пилотной версии единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации на период ее опытной эксплуатации».

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/na-temu-rol-mestnyih-organov-v-pravovyih-otnosheniyah/

6. Абазов А.Б., Факов А.М. Представительные органы местного самоуправления и их место в системе муниципальной власти в Российской Федерации // Успехи современной науки и образования. 2016. Т.7. № 12. С.61-63.

7. Атаманчук Г.В. Критерии социальной эффективности управления. Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России: сборник статей.Р. н/Д, 2014.

. Болатчиева М.Т. Проблемы формирования представительного органа муниципального образования на современном этапе // В сборнике: ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ юбилейный сборник студенческих научных работ. 2016. С.36-38.

. Булатов Р.Б., Глущенко П.П., Орловский Е.А. Органы муниципальной власти и правозащитная деятельность // Правовое поле современной экономики. 2016. № 3. С.30-37.

. Вырупаева Т.В. Планирование потребности в кадрах в системе управления карьерой на государственной службе // Менеджмент в России и за рубежом. — 2013, № 1, — С.116-121.

. Галимов Р.С., Рысаев И.Ш. Участие населения в осуществлении местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление // Экономика и управление. 2015. № 3. С.98-111.

. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник.С. — Пб.: Питер, 2016. С.41.

. Зунина Н.В. Информационные системы управления кадровым составом органов исполнительной и законодательной власти РФ, органов государственного и муниципального управления // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. № 1 (18).

С.102-108.

. Левкина Л.И. Взаимодействие комитетов территориального общественного самоуправления как формы локальных сообществ с органами муниципальной власти // Современные гуманитарные исследования. 2016. № 5 (72).

С.125-130.

. Максимов В.П. Оценка и пути совершенствования муниципальной службы в органах местного самоуправления // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2016. № 1. С.42-49.

. Масликов В.А., Ковган О.В. Обзор практики взаимодействия с органами муниципальной исполнительной власти в регионах РФ // Материалы Ивановских чтений. 2016. № 1 (6).

С.136-145.

. Савельева А.В., Мартынова А.В. Муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления Российской Федерации в электронной форме // В сборнике: Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета Статьи докладов. ответственный редактор А.В. Коричко. 2016. С.459-463.

. Стрельников А.О. Правовые проблемы статуса представительного органа муниципального образования // Административное и муниципальное право. 2017. № 2. С.1-10.

. Тепляков И.И. Проблемы нормативного закрепления и систематизации компетенции представительного органа муниципального образования в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2016. № 5 (96).

С.148-151.