Уголовное наказание: понятие и цели

Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно–правовой науке. В настоящее время ее значение и актуальность определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. В свою очередь, выбор видов наказаний, их содержательная характеристика и система обусловлены социальными факторами, действующими в конкретный исторический период в обществе и государстве. Они напрямую влияют на формирование политики в сфере противодействия преступности: чем выше жизненный уровень населения в обществе, чем полнее оно консолидировано, чем разнообразнее и устойчивее сложившаяся в нем система морально-нравственных ценностей, тем более гуманными являются не только виды и система наказаний, но и методы обращения с правонарушителями.

Степень разработанности темы исследования. В России проблема понятия, целей, задач и содержания наказания в целом и его отдельных элементов изучалась достаточно интенсивно и с разных позиций, начиная с XIX века (в дореволюционное время: М. Н. Гернет, С. П. Мокринский, С. В. По-знышев, Н. С. Таганцев, и др.; в советский период: Л. В. Багрий-Щахматов, Н. А. Беляев, А. С. Михлин, А. Е. Наташев, И. С. Ной, А. Л. Ременсон, Н. А. Стручков, Ю. М. Ткачевский, М. Д. Шаргородский, И. В. Шмаров, Б. С. Утевский и многие др.), не ослабевает к ней интерес и в нынешних условиях жизни российского общества. По этой проблеме опубликовано множество монографических работ, она исследовалась на уровне многих кандидатских и докторских диссертаций.

Благодаря трудам ученых дореволюционного и советского периодов были разработаны фундаментальные теоретические основы учения о наказании, которые использованы при формировании уголовного и уголовно-исполнительного законодательства демократической России.

В настоящее время существует множество подходов к изучению понятия и сущности уголовного наказания. Так, согласно мнению А. Л. Ременсона, А. 3. Наташева, Н. А. Стручкова, наказание исчерпывается карой. Если допустить, считают они, что наказание — это совокупность карательной и воспитательной сторон, то применительно к лишению свободы кара должна выражаться в сроках, степени изоляции осужденных и ряде других ограничений, а воспитательную сторону должны составлять труд без элементов кары и политико-воспитательная работа. По мнению сторонников другого подхода (И. С. Ной, Б. С. Никифоров, А. С. Шляпочников и др.), наказание содержит и кару, и воспитание, рассматриваемые в диалектическом единстве. Карательный элемент выражается в самом факте лишения свободы. Однако этим не исчерпывается принудительная сторона наказания. Она выражается, кроме того, в режиме лишения свободы, в принуждении всех трудоспособных заключенных работать, а также повышать свой общеобразовательный уровень и т.п.

7 стр., 3136 слов

Уголовно-исполнительная система и основные направления её реформирования

... наказания в виде лишения свободы. Долгое время отсутствовали специальные учреждения по управлению исполнением всех видов уголовных наказаний и специализированное законодательство. Заметный вклад, в идеологию создания уголовно-исполнительного ... взыскания с несостоятельных должников. Судебнике 1550 года Новым этапом развития системы уголовных наказаний и их исполнения явилось принятие в 1649 г . ...

Несмотря на большое количество научных трудов, посвященных теме «Уголовное наказание», некоторые аспекты остаются непроработанными и плохо изученными.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является такой социально-правовой феномен, как уголовное наказание, которое играет определяющую роль в формировании государственной политики в сфере борьбы с преступностью. В качестве предмета исследования выступают уголовно-правовые предписания, практика их применения и теоретические положения по теме исследования.

Цель исследования. Целью научного исследования является анализ теоретических основ системы уголовного наказания в России, степени воздействия системы наказаний и практики ее реализации на государство, общество и человека.

Задачи исследования. Задачи исследования вытекают из поставленной цели:

  1. сформулировать сущность и содержание понятия уголовного наказания;
  2. изучить теоретическое обоснование наказания;
  3. выявить основные признаки уголовного наказания;
  4. классифицировать виды уголовных наказаний;
  5. определить сущность целей уголовного наказания;
  6. дать развернутую классификацию целей уголовного наказания;
  7. охарактеризовать понятие механизма действия уголовного наказания;
  8. выявить особенности конкретных видов механизма действия уголовного наказания;
  9. выявить взаимосвязь различных механизмов действия уголовного наказания.

Методология и методы исследования. Методика исследования определяется на основе общенаучных методов познания (анализ и синтез, системный подход, сравнительный, исторический, логический и др.) и частнонаучных (специальных) методов (историко-правовой, формально-логический, статистический, социологические, сравнительно-правовой и др.) 1 .

В качестве методологической основы были использованы труды В.И. Горобцова, Н.Г. Иванова, Г.В. Назаренко, С.В. Полубинской, Б. А. Базарова и других.

Нормативная основа исследования. Основой нормативной базы является Конституция РФ 1993 года (в ред. ФКЗ № 6 и ФКЗ № 7 от 30.12.08), в статье 2 которой прямо предусмотрено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Эта норма конкретизируется в статье 45 Конституции, которая устанавливает: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Совершение любого преступления нарушает права и свободы, следовательно, если государство не смогло предупредить совершение данного преступления, оно должно наказать преступника, в необходимых случаях оградить его от общества и тем самым предупредить совершение возможных новых преступлений. Кроме того, нормативной основой исследования служат статьи Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный Кодекс, а также нормы Уголовно-процессуального Кодекса.

12 стр., 5612 слов

Уголовно-исполнительное право современной России

В ходе исследования будут решены следующие задачи: 1. дано понятие уголовно-исполнительного права; 2. определены субъекты уголовно-исполнительного права; 3. установлены принципы уголовно-исполнительного права; 4. проведен исторический анализ развития уголовно-исполнительного права в России; 5. проанализировано уголовно-исполнительное законодательство ...

Эмпирическая база. Эмпирическую базу исследования судебная практика.

Положения, выносимые на защиту:

1. Уголовное наказание является правовой категорией наряду с такими институтами уголовного права, как преступление, соучастие, необходимая оборона и др. Поэтому его признаки и содержание должны быть четко определены на законодательном уровне.

2. Законодательное определение понятия наказания, содержащееся в ч. 1 ст. 43 УК РФ «как мера государственного принуждения, назначенная по приговору суда», является неточной, так как включает в себя и иные меры уголовно-правового характера, не являющимися наказанием. Поэтому, давая понятие наказания, необходимо вести речь лишь о тех мерах государственного принуждения, которые предусмотрены УК именно как наказания.

3. Сущность наказания заключается в объективном лишении и ограничении тех или иных прав и свобод гражданина, обусловленных приговором суда как во время, так и после его исполнения.

4. Системное рассмотрение института наказания в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, обусловливает необходимость уточнения его целей. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. В уголовном законодательстве цель восстановления социальной справедливости является более значимой по сравнению с целью исправления осужденных. Эти цели достигаются посредством назначения виновному лицу конкретного наказания, угрозы его применения и исправления осужденных в процессе исполнения наказания.

5. Задачи наказания в уголовном праве не определены, они выводятся опосредовано через задачи уголовного законодательства. В уголовно-исполнительном законодательстве они раскрываются не только в общем плане, но и применительно к отдельным видам наказания и даже правовым институтам, что особенно важно для достижения конкретных целей как уголовного, так и уголовно-исполнительного законодательства.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в первой главе три параграфа, во второй – пять, и заключения. Объем работы 46 страницы, количество использованных источников 41

Глава 1. Понятие уголовного наказания

1.1 Сущность и содержание наказания

Число теорий, описывающих уголовное наказание очень велико. Ввиду этого разнообразными являются и подходы к сущности и содержанию наказания.

В дореволюционный период развития российского уголовного права господствовали естественно-правовые взгляды на сущность уголовного наказания и основания его применения, которые были дополнены положениями психологической теории права. Ученые основывались на глубокой необходимости учета субъективных процессов, связанных с совершением преступления. Именно поэтому в рамках классической школы уголовного права получили достаточно глубокую разработку такие понятия, как вина, вменяемость с ее различными ровнями, невменяемость, а также мотив 2 .

4 стр., 1620 слов

Глава 1. Общая характеристика Уложения о наказаниях уголовных ...

... в. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. как акт кодификации уголовного права изучали современные историки права - И.В. Архипов, С.М. Казанцев, В.М. Клеандрова, С.В. Кодан, А.В. Пашковская. Объект работы – уголовное право по уложению о наказаниях уголовных ...

Например, по мнению А. А. Жижиленко, «уголовное наказание есть правовое последствие недозволенного деяния, налагаемое от лица государственной власти в установленном порядке, состоящее во вторжении в сферу правовых благ виновного и выражающее этим оценку учиненного им деяния» 3 .

А. Ф. Кистяковский, в свою очередь, выделял следующие признаки наказания: это меры, которые по приговору принимаются против преступника; они причиняют ему страдание и отнимают у него разные виды благ и прав ему принадлежащих; наказание есть прямое следствие преступления; наказание представляет собой отражение от нанесенного удара, является реакцией со стороны общества, интересы которого задеты преступлением 4 .

Профессор С. П. Мокринский выделял следующие основные характеристики наказания: уголовное наказание является актом принуждения к страданию; правовое свойство субъекта, причиняющего страдание.

С. В. Познышев полагал, что «уголовное наказание есть принудительное воздействие на личность, назначаемое законом в качестве невыгодного последствия известных деяний, соразмеряемое с характером этих деяний и, в частности, с виною действующего лица и определяемое in concrete или судебными органами государственной власти в особо установленном порядке или — в исключительных случаях — главою государства. Говоря короче, наказание есть юридическое последствие неправды, соразмеряемое с её внутренней и внешней стороной и определяемое в отдельных случаях или судебными органами государственной власти, или главою государства» 5 .

Особенности классического уголовного права присущи и современному уголовному праву России.

И. Я. Фойницкий писал: «Наказание представляет собой принуждение, применяемое к учинившему преступное деяние… Принуждение наказания заключается в причинении или обещании причинить наказываемому какое-нибудь лишение или страдание; поэтому всякое наказание направляется против какого-нибудь блага, принадлежащего наказываемому, — его имущества, свободы, чести, правоспособности, телесной неприкосновенности, а иногда даже против его жизни» 6 .

Н. С. Таганцев указывал, что «…из понятия преступного деяния вытекает, что наказание представляется выражением того особого отношения, которое возникает между учинившим это деяние и государством. С точки зрения преступника наказание является последствием им учиненного, с точки зрения государства — мерой, принимаемой вследствие совершенного виновным деяния… Наказание как лишение или ограничение благ или прав является страданием с точки зрения общих условий человеческой жизни, известной средней ощущаемости страданий, безотносительно к тому, как смотрит на него и ощущает его наказываемый» 7 . Помимо этого, он отмечал, что понимание наказания прошло четыре стадии: на первой наказание считалось естественной реакцией общества или конкретного лица на совершение преступления (оборона или отмщение); на второй оно рассматривалось как божественное воздаяние; на третьей — как этическое воздаяние; на четвёртой — как юридическое воздаяние; за этими стадиями, по мнению данного автора, должна было последовать пятая: рассмотрение наказания как социальной защиты, «совокупности социальных мер предупреждения и репрессии, наиболее соответствующих существу преступлений»8 .

В целом, обобщая существующие в науке точки зрения относительно природы наказания, можно выделить три основных подхода:

6 стр., 2958 слов

Система и виды наказаний в уголовном праве России

... 44 УК. Вид наказания - это предусмотренная уголовным законом конкретизированная форма уголовной ответственности, которая имеет свое специфическое содержание и соответствующее наименование. Вид наказания не следует смешивать с мерой наказания. Последняя означает наказание, назначенное судом ...

1) рассмотрение наказания как карательной меры, сущность которой выражается в лишении и ограничении прав и свобод наказуемого;

2) рассмотрение наказания в первую очередь как меры принуждения, применяемой государством в качестве реакции на совершение преступления;

3) выделение в качестве главного сущностного признака наказания выражения с его помощью отрицательной правовой оценки преступного деяния и лица, его совершившего 9 .

В настоящее время содержание уголовного наказания включает в себя карательные меры (лишение осуждённого определённых прав и свобод), общественное порицание, меры воздействия на осуждённого, призванные предотвратить совершение им новых преступлений (контроль за его повседневной жизнью, наложение ограничений на допустимые виды поведения и деятельности), а также воспитательные меры (привлечение к труду, предоставление возможности получить образование), направленные на подготовку осуждённого к нормальной жизни в обществе 10 . В процессе отбывания наказания к осуждённому также может применяться принудительное лечение.