Также существует мнение, что субъектом налогового правоотношения является лиц, чье поведение может быть подвержено регулированию нормами налогового права [18].
Юридическое содержание налоговых правоотношений образует совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. При этом содержание налоговых правоотношений во многом зависит от вида налогового правоотношения. В юридической литературе выделяются регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. В регулятивных правоотношениях на налогоплательщика возлагаются обязанности совершить определенные действия, противопоставленные праву требования уполномоченного органа или лица совершить определенные действия, а в охранительных налоговых правоотношениях праву уполномоченного органа по применению мер государственного принуждения соответствует обязанность налогоплательщика, плательщика сбора или иного лица, совершившего налоговое правонарушение, претерпевать определенные лишения в результате применения налоговых санкций [23, С. 119].
Итак, рассмотрев структуру налоговых правоотношений, предлагается перейти к рассмотрению возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, для того чтобы наиболее полно раскрыть основные понятия о налоговых правоотношениях.
Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений связано с определенными жизненными обстоятельствами, которые именуются юридическими фактами. Юридические факты представляют собой обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
По характеру правовых последствий выделяют правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие юридические факты. Правоотношения как сложный элемент могут возникать не только на основе одного юридического факта, а нескольких, что образует так называемый фактический состав [12, С. 252-271].
В основе возникновения налоговых правоотношений могут лежать как юридические факты действия, так и события. Например, возникновение налоговых правоотношений может быть связано с появлением у субъекта определенного законом объекта налогообложения, в связи, с чем он становится налогоплательщиком по тому или иному налогу. Возникновение налоговых правоотношений может быть связано с определенными событиями. В частности, получение дивидендов по ценным бумагам может послужить основанием для возникновения правоотношений по уплате налога на доходы физических лиц.
Правовой статус участников налоговых правоотношений
... основных участников налоговых правоотношений. 2.Установление прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений. В первой главе рассматриваются понятия и сущность налоговых правоотношений, понятие и виды участников налоговых правоотношений, их правосубьектность. Во второй главе рассматривается правовой статус участников налоговых правоотношений. ...
Основанием для изменения налоговых
Основанием для прекращения налоговых
Итак, рассмотрев понятие и виды налоговых правоотношений, структуру, а также возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений, авторы настоящей курсовой работы считают необходимым подвести некоторые итоги, сделав следующие выводы:
- правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого наделены субъективными, гарантированными государством правами и юридическими обязанностями;
- налоговые правоотношения – форма реализации субъектами налогового права своих прав и обязанностей; налоговые правоотношения являются регулируемыми нормами налогового права общественными отношениями, возникающими в процессе функционирования налоговой системы государства, а равно при установлении, введении и уплате налогов и (или) сборов;
- налоговые правоотношения представляют собой разновидность финансовых правоотношений, поскольку нормы налогового права являются разновидностью финансово-правовых норм, а в целом налоговое право является подотраслью финансового права;
- метод регулирования налоговых правоотношений – метод властных предписаний: он выражается в том, что права и обязанности участников налоговых правоотношений определяются законами и другими актами государственных органов;
- возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений связано с определенными жизненными обстоятельствами, которые именуются юридическими фактами; в основе возникновения налоговых правоотношений могут лежать как юридические факты действия, так и события.
Рассмотрев наиболее общие, основные понятия о налоговых правоотношениях, предлагается перейти к рассмотрению участников налоговых правоотношений, их правам и обязанностям, поскольку реализуются налоговые правоотношения именно их субъектами в процессе реализации своих прав и обязанностей, составляющих содержание налоговых правоотношений.
ГЛАВА II. УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
2.1 Участники налоговых правоотношений: обзорная характеристика
Участники (субъекты) налоговых правоотношений – это субъекты налогового права, которые реализуют (осуществляют) права и обязанности, закрепленные за ними в законодательстве о налогах и сборах, а также в иных правовых актах, путем участия в налоговых правоотношениях [13].
Защита прав юридических лиц
... 8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр. II. Способы защиты гражданских прав Защита прав - действия, ...
Субъекты налоговых правоотношений наделены налоговой правосубъектностью, которая характеризуется налоговой правоспособностью и налоговой дееспособностью. Налоговая правоспособность – это способность иметь права и обязанности, установленные нормами налогового права (у организаций налоговая правоспособность возникает с момента создания, у физических лиц – с момента рождения).
Налоговая дееспособность – это способность самостоятельно осуществлять права и обязанности, установленные нормами налогового права (дееспособными с точки зрения налогового права юридические лица также становятся с момента создания, для физических лиц момент возникновения дееспособности можно определить моментом возникновения деликтоспособности) [16].
В соответствии с пунктом 2 статьи 107 Налогового кодекса РФ [3, П. 2 СТ. 107], физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста. Можно сделать вывод, что в рамках налогового права, дееспособным физическое лицо становится с 16 лет.
Налоговый кодекс Российской Федерации [3, СТ. 9] определяет, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
Думается, что обоснованным будет определить содержание используемых нами понятий.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством, возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты [8, С. 33].
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Место и роль налогового права
... Глава 1. Место и роль налогового права в системе российского права. Его основные понятия Налоговое право РФ рассматривается, как правило, с трех точек зрения: как отрасль (подотрасль) российского права, как отрасль юридической науки и ...
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с законодательством [3, СТ. 19-34].
Однако существует мнение, что круг участников налоговых правоотношений намного шире, чем определенный Налоговым кодексом Российской Федерации. Так И. А. Цинделиани считает, что в налоговых правоотношениях участвуют финансовые органы, органы внутренних дел, другие органы власти, банки, иные кредитные организации и другие субъекты.
Учитывая схожесть правового статуса, участников налоговых правоотношений можно разделить на три группы:
I. налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, а также представители указанных лиц в налоговых правоотношениях;
II. налоговые органы, таможенные органы;
- III. иные участники налоговых правоотношений, которые в зависимости от цели создания делятся на:
а) органы власти (должностные лица) (финансовые органы; органы внутренних дел; Правительство Российской Федерации; органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении отсрочек и рассрочек в уплате налогов; органы, предоставляющие информацию, необходимую для осуществления налогового контроля);
б) лица, наделенные частной правосубъектностью (юридические и физические лица, которые не имеют статуса органа власти (должностного лица) – банки; физические и юридические лица, предоставляющие информацию, необходимую для осуществления налогового контроля [23, с. 124-125].
Некоторые авторы выделяют таких участников налоговых правоотношений, как государство (Российскую Федерацию), субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Эти субъекты участвуют в правоотношениях преимущественно посредством соответствующих уполномоченных органов. Однако в некоторые налоговые правоотношения они выступают непосредственно – отношения по установлению и введению налогов и сборов, так как право устанавливать и вводить на своей территории налоги, сборы принадлежат именно государству (его субъектам, муниципальным образованиям).
Авторы настоящего исследования придерживаются следующего мнения относительно выделения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в качестве участников налоговых правоотношений: нецелесообразно признавать государство в качестве участника налоговых правоотношений, поскольку оно всегда действует через свои органы, через должностных лиц. И даже если определенное решение выносится от имени Российской Федерации, тем не менее, принимают, реализуют его органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Итак, рассмотрев общую характеристику участников налоговых правоотношения, предлагается перейти к рассмотрению прав и обязанностей каждой из вышеперечисленных групп участников.
2.2 Основные права и обязанности участников
налоговых правоотношений
Основой правового статуса
Налоговые правоотношения. Понятие и участники налоговых правоотношений
... рассматриваются классификация участников налоговых правоотношений, их права и обязанности. Глава 1. Сущность налоговых правоотношений 1. Понятие и состав налоговых правоотношений Налоговые правоотношения – урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие при установлении, введении, исчислении и уплате налогов и ...
Права налогоплательщиков – это гарантии правильной, точной реализации налогового законодательства. Поэтому в ряде стран вопрос о правах налогоплательщиков поднят на особую высоту. Так, во Франции, Канаде, США приняты декларации прав налогоплательщиков, в обобщенном виде перечисляющие и раскрывающие важнейшие правила взаимоотношений плательщиков налогов и налоговых органов.