Уголовно-правовая оценка нарушения неприкосновенности жилища

В настоящее время в связи с введением в действие УПК РФ дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 139 УК РФ, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Обязанность уголовного преследования в публичном порядке сохранена лишь для тех случаев, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ст. 20 УПК РФ).

Таким образом, то обстоятельство, что виновный действовал против воли проживающего лица, отныне по большинству дел должно усматриваться из самого факта обращения с заявлением о привлечении к уголовной ответственности.

Субъектом незаконного проникновения в жилище является любое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста, а вина предполагается в форме прямого умысла. Цель проникновения на квалификацию анализируемого преступления не влияет. Однако если цель свидетельствует о приготовлении к совершению какого-либо преступления (например, убийства, захвата заложника), то содеянное следует квалифицировать по правилам совокупности преступлений.

Обратимся к анализу обстоятельств, отягчающих незаконное проникновение в жилище. В части 2 ст. 139 УК таковым признается применение насилия, не представляющего опасности для жизни. Физическое насилие выражается в непосредственном воздействии на организм человека путем нанесения побоев, ранений, истязания различными способами, в причинении физической боли и т.п. Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз, в частности физической расправой, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению. Из сопоставления санкций следует, что в анализируемой норме речь идет о причинении легкого вреда здоровью (ст.115) и побоев (ст.116).

Причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью при незаконном проникновении в жилище требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям. Угроза может быть выражена в любой форме: устно, жестами, демонстрацией оружия и т.п. Содержанием угрозы является действительное или мнимое намерение применить физическое насилие к потерпевшему. Часть 2 ст.139 УК включает в себя случаи угрозы применения любого насилия, в том числе угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Например, демонстрацию оружия при проникновении в жилое помещение следует рассматривать как угрозу применения насилия, опасного для жизни, — подобные действия охватываются ч.2 ст.139 УК и дополнительной квалификации по ст.119 УК не требуют.

3 стр., 1039 слов

Правовые проблемы возмещения вреда жизни и здоровью

... дипломной работы проведен анализ общих понятий института возмещения вреда, оснований его возмещения, таких как непосредственно сам вред, ... -правовых аспектов возмещения вреда личности, а именно определение размера вреда, причиненного здоровью. Изучение таких ... представляется проблема возмещения причиненного вреда лицу, пострадавшему в результате преступления, административного правонарушения, ...

Часть 3 ст.139 УК устанавливает повышенную ответственность за незаконное проникновение в жилище, если оно совершено виновным с использованием своего служебного положения. Служебное положение включает в себя авторитет той должности, которую занимает служащий, и совокупность служебных полномочий. Служащими являются экспедиторы, почтальоны, работники коммунальных служб, дежурные по подъезду и многие другие. Кроме того, к числу служащих относятся должностные лица, к которым согласно примечанию 1 к ст.285 УК относятся лица, осуществляющие функции представителя власти или выполняющие организационно- распорядительные либо административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также

в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.17

Незаконное проникновение в жилище, совершенное должностным лицом, должно квалифицироваться по ст.286 УК, поскольку представляет собой способ совершения более тяжкого преступления — превышения должностных полномочий. Использование виновным должностных полномочий и авторитета должности вопреки интересам службы обусловливает повышенную общественную опасность деяния должностного лица по сравнению с тем же деянием лица, не являющегося должностным. Подобное преступление причиняет существенный вред одновременно двум объектам — интересам государственной службы и правам и свободам личности. Например, таким образом следует оценивать случаи, когда следователь или иное должностное лицо (сотрудник таможенных органов, лицо, обладающие правом проведения оперативно-розыскной деятельности, и др.) вторгается в жилище для проведения незаконного обыска, т.е. обыска, проводимого в ночное время без необходимости, при отсутствии постановления или судебного решения, когда таковое требуется, до возбуждения уголовного дела и т.п.

Таким образом, гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания любым способом проникать в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих там лиц. Под запретом находятся и иные способы получения сведений о том, что происходит в жилище: установка видеокамер, звукозаписывающих устройств. Законодательство четко регламентирует случаи, когда проникновение в жилище допустимо, и круг уполномоченных на то органов.

Законным является проникновение в жилище независимо от воли проживающих в нем лиц в случаях, установленных законодательством РФ, в том числе при пожарах, землетрясениях и иных стихийных бедствиях; по судебному решению, решению иных правоохранительных органов в случаях, предусмотренных УПК РФ, другими федеральными законами, в частности, ФЗ об ОРД.

Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц влечет уголовную ответственность по ст. 139 УК. Если такое проникновение произошло с применением насилия или с угрозой его применения или совершено лицом с использованием своего служебного положения, уголовная ответственность ужесточается.

2.2 Ограничения права неприкосновенности жилища

По результатам рассмотрения материалов судья выносит мотивированное постановление о разрешении (либо об отказе) провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с проникновением в жилище. Такие материалы должны рассматриваться судьей незамедлительно. В случае, если судья не дал разрешения на проведение указанных действий, уполномоченные на то органы и должностные лица вправе обратиться по тому же вопросу в вышестоящий суд.

5 стр., 2027 слов

Обеспечение личной безопасности сотрудников правоохранительных органов

... Основы личной безопасности сотрудника ОВД" со слушателями целесообразно проводить учения, в ходе которых комплексно проверять и совершенствовать умения, навыки, знания, необходимые сотрудникам полиции в ... на сотрудников органов внутренних дел в процессе выполнения ими задач, предусмотренных должностным регламентом [1]. По роду своей профессиональной деятельности сотрудникам полиции приходится ...

Аналогичное право входить в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан предоставлено ст. 11 Закона РФ о федеральных органах налоговой полиции от 24 июня 1993 г. сотрудникам этих органов, о чем они также обязаны уведомить прокурора в течение 24 часов с момента проникновения.

Право на неприкосновенность жилища ограничивается на законных основаниях при проведении обыска или выемки по уголовному делу.

Законодательством предусмотрены основания и порядок ограничения принципа неприкосновенности жилища. Согласно ст. 5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О милиции» сотрудники милиции вправе беспрепятственно входить в жилье и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участи, осматривать их при наличии данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

Согласно п. «з» ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» сотрудникам органов федеральной службы безопасности предоставлено право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершено или совершается преступление, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, предоставлено и органам федеральной службы безопасности.

Сотрудникам федеральных органов государственной охраны в целях осуществления государственной охраны предоставлено право: беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны. Обо всех случаях вхождения в жилые и иные помещения против воли проживающих в них граждан федеральные органы государственной охраны уведомляют прокурора в течение 24 часов.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 УПК РФ. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. Обыск и выемка в жилище в соответствии с ч. 2 ст. 12 УПК РФ могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК РФ. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в течение 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. Если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.

В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в течение 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ.

Заключение

В данной курсовой работе я попытался рассмотреть право человека на неприкосновенность жилища и его нормативно правовое закрепление. В процессе написания я строго следовал вышеприведенному плану, надо сказать, что данная тема является довольно интересной и актуальной и требует более глубокого изучения.

Надо сказать, что государство должно и обязано обеспечить человеку право на невмешательство в его личную жизнь и допускать ограничения его прав только в строго определенных случаях законом. Так же следует отметить, что в современном российском обществе преобладает юридическая неграмотность (люди не знают своих элементарных прав либо способов их защитить), или элементарный правовой нигилизм. Так же следует отметить что не всегда в процессе оперативно розыскной деятельности органы, уполномоченные на данный вид деятельности не всегда в полной мере следуют законодательной норме а некоторых случаях даже игнорируют их.

Мы как сотрудники Федеральной Службы Безопасности которая проводит оперативно розыскную деятельность должны знать особенности данной категории прав человека и основания их ограничения в процессии своей деятельности.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/neprikosnovennost-jilischa/

1«Государственное (Конституционное) право Российской Федерации» Стрекозова В.Г; Казанцев Ю.Д.. Москва 1996г.

2 «Конституционное право России» Баглай М.В.; Габричидзе Б. Н. Москва 1996г.

3 «Конституционное право России» Козлова Е.И. Кутафин О. Е.. Москва 2000г.

4 «Основы права» Лазарев В.В. Москва 1996г.

5 «Теория государства и права» Перевалов В.Д. Москва 2004г.

6. «Конституционное право России» Веденеев Ю.А Москва 1999г

7А.В. Малько Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — 304 с. ISBN 5-7975-0266-6 (в пер.)

8 Политическая энциклопедия Аверьянов Ю. И. Москва 1993 г

9 «Комментарий к Конституции Российской Федерации» Любимов А.П. — М. : Издательство «Экзамен», -С. 656.

10 Неприкосновенность жилища как правовой институт Рудинский Ф.М. // Сов. государство и право. — 1976. — № 8. — С. 81.

11 Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации (постатейный) // Под ред. В. М. Лебедева. — М.: Издательство «Юрайт», 2004. — С. 184.

12 Российское уголовное право: Особенная часть: Учебник / Под ред. М. П. Журавлева, С. И. Никулина. — М., 2003. — С. 182.

Нормативно-правовые акты:

1 Конституция Российской Федерации.1993.г. с изменениями , внесенными ФКЗ № 1- ФЗК от 25 марта 2004г.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации.

3 .Всеобщая декларация прав человека. от 10 дек. 1948г. Международное право в документах. Москва 2000 г.

4 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.

5 Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12.

6 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

7 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности» // СПС Гарант.

8 Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.

9 Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»// СПС Гарант.

Приложение

Года

Зарегистрировано преступлений — всего тысяч

Нарушения прав на неприкосновенность жилища

1995

1839,5

913,1

2000

2755,7

1367,9

2001

2952,4

1310,1

2002

2968,3

1273,2

2003

2526,3

926,8

2004

2756,4

1150,8

2005

2893,8

1276,9

2006

3554,7

1573,0

2007

3855,4

1677,0