Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса.
Преподавание — это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.
Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-
Однако, учитель должен в первую очередь заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными. Нелегкий учебный труд должен приносить школьнику удовлетворение, радость, возбуждать желание вновь и вновь познавать новое.
Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал.
Проблема качества образования актуальна во все времена. В данной курсовой работе использована монографическая и учебно-методическая литература, в частности, работы В.В. Гузеева, М.Т. Студеникина, Е.А. Ямбурга, И.З. Озерского и других авторов. Педагоги затрагивали данную проблему и критически оценивали качество отечественного образования. Так, например, Е.А. Ямбург пишет о необходимости немедленного изменения содержания школьного образования в той части, которая касается его ценностных оснований. Е.А. Ямбург совершенно справедливо признает качественным образованием только то, которое учит (учителей и учеников) методологии, постановке, подходу и решению, путям поиска ответов на различные вопросы. Суть позиции Е.А. Ямбурга состоит в том, что для изменения жизни нашего общества к лучшему нужно вырастить совсем другое поколение людей на базе образования, формирующего не столько «культуру полезности» (умения, знания, навыки), сколько культуру возрождения достоинства, чести и энтузиазма людей.
Порядок образования и ликвидации организации
... а именно: дана характеристика понятия предприятия определена роль предприятия в экономике; изучены организационно-правовые формы предприятия; исследован процесс создания и ликвидации предприятия; проанализированы проблемы, возникающие при создании и ликвидации предприятия и предложены пути по их устранению. ...
Актуальность проблемы исследования, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Нетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории 5-7 классов».
Объект исследования: формирование исторической компетентности школьников на уроках истории.
Предмет исследования: методические приемы и средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Цель: теоретически разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Гипотеза. Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории в 5-7 классах будет проходить эффективно, если:
- Изучены, определены понятие и сущность формирования
исторической компетентности школьников на уроках истории. - Выявлены специфические
особенности формирования исторической компетентности на уроках истории в 5-7 классах. - Обоснованы приемы и средства формирования исторической
компетентности на уроках истории 5-7 классов. - Разработаны и обоснованы
методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Задачи:
1. Изучить понятие и сущность компетенционного подхода и
2. Выявить специфические
3. Определить сущность
4. Разработать и обосновать
Методы исследования: изучение научной литературы, анализ базовых научных понятий (историческая компетентность, нетрадиционные уроки), анализ массового и передового педагогического опыта, моделирование
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.
1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования.
По мнению Е.Е.Вяземского, «вопрос о целесообразности и возможности применения компетентностного подхода к системе исторического образования нуждается в научном осмыслении. Вместе с тем уже сегодня ясно, что речь, видимо, может идти о следующих компетенциях: а) историко-познавательной; б) информационно-коммуникативной; в) социально-мировоззренческой» 1 .
Серьезной научной проблемой, которую предстоит решить в теоретическом и практическом плане, является вопрос о компетентностной интерпретации классических целей системы школьного исторического образования.
Можно высказать предположение, что перспективы модернизации этой системы в определенной степени связаны с развитием компетентностного подхода к образованию. Необходимо достижение баланса двух парадигм: когнитивной и личностно-
Формирование гражданской активности у учащихся школ надомного обучения
... формирование навыков активного гражданского действия, социального и политического участия; на развитии творческого, самостоятельного мышления школьников, формирования ... человека среди своих сверстников. В деятельности команды преобладает принцип «сверстник обучает ... уроков, является повышение уровня гражданской активности у учеников ШНО. Без практической работы с учениками ШНО формирование гражданской ...
Таким образом, изучение истории в общеобразовательных учреждениях России должно быть направлено на освоение учащимися комплекса систематизированных знаний по истории человечества и опыта его цивилизационного развития, формирование у школьников целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе и, конечно, приобретение опыта критического анализа исторической информации.
Современное школьное историческое образование будет эффективным и будет отвечать общественным запросам при условии, что оно направлено на реализацию следующих целей:
- овладение комплексом исторических знаний (понятий и представлений) о развитии человечества в прошлом и настоящем, что позволит школьникам ориентироваться в современной жизни, жить в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального общества (историко-познавательная и гражданская компетентность);
- формирование умения школьников анализировать социальную информацию, участвовать в социальных коммуникациях, разрешать конфликты на основе исторического опыта (информационно-коммуникативная компетентность);
- формирование у школьников исторического сознания, развитие способностей критического мышления (социально-мировоззренческая компетентность).
Итак, информационная компетентность вновь заявлена как одна из целей образования, в данном случае – исторического.
Задачи учителя истории на современном этапе:
- отобрать необходимые для формирования информационной компетенции средства,
- спланировать и применить в процессе обучения эффективные методы,
- получить реальный результат формирования информационной компетенции,
- произвести оценку результативности своей деятельности (рефлексия)2 .
Поскольку историческая компетенция формируется по отношению к информации, ее источникам, носителям и функциям, следует построить работу на основе разнообразных (текстовых, графических, картографических, изобразительных, звуковых) источников на бумажных, магнитных и цифровых носителях.
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.
1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории.
Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высокоразвитому
- В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого найти новые формы и причины позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию образования учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирование личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей4 .
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной ...
... педагогическая экспертиза в процессе обучения слушателей в ИПК становится фактором совершенствования их профессиональной компетентности, если: педагогическая экспертиза основана на системе комплексной диагностики профессиональной компетентности учителя; ... В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) и конкретно в послевузовском педагогическом образовании (Т.Г. Браже. С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Ю.Н. ...
Нетрадиционные формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой–либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов).
На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера 5 .
Нетрадиционные уроки помогают учителю:
- осуществлять контроль знаний, умений и навыков учащихся по
определённой теме;