Особенности незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза как административного правонарушения в области

Все виды административных правонарушений, за которые Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность, можно разделить на три группы:

  • нарушения порядка перемещения товаров и грузов через таможенную границу и таможенной процедуры;
  • нарушения правил таможенного контроля;
  • неуплата таможенных платежей [3].

В соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно с кодексом об административных правонарушениях главе 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» основными НТП являются:

  • незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки;
  • недекларирование либо недостоверное декларирование товаров;
  • несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации;
  • недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных
  • нарушение режима зоны таможенного контроля;
  • непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы;
  • представление недействительных документов при совершении таможенных операций;
  • причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам;
  • недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них;
  • несоблюдение порядка таможенного транзита;
  • уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации;
  • несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений;
  • совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа;
  • нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций;
  • непредставление в таможенный орган отчетности;
  • нарушение сроков временного хранения товаров;
  • представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации;
  • невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами;
  • несоблюдение таможенной процедуры;
  • незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами;
  • незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка;
  • нарушение сроков уплаты таможенных платежей;
  • незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела;
  • незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами [4].

Таким образом, административные правонарушения в сфере таможенного дела являются разновидностью административных правонарушений. Они регулируются нормами национального законодательства государств-участниц таможенного союза – КоАП РФ, КоАП РБ и КоАП РК.

4 стр., 1907 слов

Таможенная проверка

... товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий. Другими словами, при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа могут проводить специальные контрольные операции, присущие лишь таможенному контролю.Впервые предусмотрены обязанности должностных лиц таможенных ...

Составом административных правонарушений является совокупность четырех элементов – субъект и субъективная сторона, объект и объективная сторона. Состав административных правонарушений в сфере таможенного дела отражает основные признаки определенных антиобщественных деяний в таможенной сфере.

Правильная классификация административных правонарушений в таможенной сфере в значительной сфере зависит от четкой классификации административных нарушении вообще. А эти критерии классификации довольно разнообразны.

1.2 Основные положения о незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза

В соответствии с таможенным кодексом Таможенного союза (далее ТК ТС) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением определенных положений, установленных таможенным законодательством, международными договорами и соглашениями.

Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством.

Под перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с ТК ТС понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств — членов таможенного союза [1].

Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение является незаконным перемещением товаров через таможенную границу [1].

В Таможенном кодексе Таможенного союза отсутствуют нормы, регламентирующие квалификацию нарушений таможенных правил, т.к. им посвящена вся глава 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

11 стр., 5388 слов

Порядок перемещения оружия и патронов через таможенную границу

... источников. Глава 1. Порядок перемещения оружия и патронов к нему через таможенную границу 1.1. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации гражданского оружия Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации гражданского и служебного оружия и патронов к нему ...

Основным объектом данных правонарушений являются общественные отношения в области установленного таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле порядка перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза.

Кроме того, данные правонарушения посягают также на общественные отношения в области экономической безопасности государства, которые являются дополнительным объектом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.1 КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения по ч. 1 данной статьи составляет нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию ТС или их убытия с этой территории. В диспозиции данной части указаны способы совершения указанного правонарушения: помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа.

Объективную сторону правонарушения по ч. 2 статьи 16.1 КоАП составляет сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, а также путем придания одним товарам вида других [2].

Предметом данного правонарушения являются товары, в отношении которых представлены недостоверные сведения. Транспортные средства, в отличие от правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи, предметом данного правонарушения не являются.

Объективную сторону правонарушения по ч. 3 статьи 16.1 КоАП РФ составляет сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Что касается части 4 статьи 16.1 КоАП РФ, то здесь объективной стороной выступает Представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

5 стр., 2112 слов

Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных ...

... ob-uproschenii-i-garmonizatsii-tamojennyih-protsedur/ Кодекс РФ об административных правонарушениях. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Таможенный кодекс Таможенного Союза. Федеральный закон от 03.11.2010 № 279-ФЗ. ... российском КоАП нижняя граница штрафа в случае пересортицы из-за ошибки иностранного поставщика составляет 100% стоимости товара. Логично ...

Субъектом правонарушения, попадающего под действие статьи 16.1 КоАП РФ являются гражданин, индивидуальный предприниматель (который в целях привлечения к ответственности выступает как должностное лицо – статья 2.4 КоАП РФ), юридическое лицо, фактически перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, а также должностное лицо организации, привлекаемой к ответственности за данное правонарушение. Лицом, фактически перемещающим товары, может выступать лицо, перемещающее товары, или перевозчик товаров и транспортных средств

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 16.1 КоАП РФ, являются лица, осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу ТС с нарушением порядка их ввоза и убытия [2].

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 16.1 КоАП РФ, выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу ТС. Таким лицом может быть лицо, обязанное совершать операции для выпуска товаров, либо перевозчик. К ответственности по данной части комментируемой статьи может быть привлечен также российский отправитель товаров, если будет установлено его участие непосредственно в сокрытии товаров.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 и 4 статьи 16.1 КоАП РФ, являются лица, фактически сообщившие недостоверные сведения.

Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 статьи 16.1 КоАП РФ, характеризуется виной как в форме умысла, так и неосторожности, а ч. 2 — только умысла.

Статья содержит два примечания, имеющих общее значение для комментируемой главы. Первое примечание указывает на исключение из общего правила, установленного ст. 2.4 КоАП РФ, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица. За правонарушения, предусмотренные данной главой, на индивидуальных предпринимателей налагаются административные наказания, установленные для юридических лиц [6].

Второе примечание дает определение понятия «недействительные документы», которое используется в большинстве статей данной главы.

Кроме того, сравнительное исследование законодательства государств-членов Таможенного союза позволяет сделать вывод о том, что такие составы правонарушений содержит законодательство об административной ответственности всех указанных государств.

Таким образом, незаконное перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза является одним из видов административных правонарушений в области таможенного дела. Данному правонарушению посвящена статья 16.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Административные правонарушения, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу, ответственность за которые в РФ предусмотрена ст. 16.1 КоАП РФ, имеют свои многочисленные особенности, сходства и отличительные черты, которые могут быть выявлены при сравнении этих правонарушений между собой, а также при сравнении с составами административных правонарушений, установленных законодательством об административных правонарушениях Республики Беларусь (ст. 14.1, 14.4 КоАП РБ) и Республики Казахстан (ст. 426 – 428 КоАП РК).

16 стр., 7619 слов

Борьба с контрафактными товарами

... определенно понятие контрафактной продукции. Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение методов борьбы с контрафактными товарами, выявление ... правонарушение. 6. Необходимо снижение цен на легальную продукцию, за счет снижения налогов, создания таможенных коридоров и свободных экономических зон 7. Выработать законодательную базу, связанную с распространением контрафактной продукции ...

1.3 Административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу

В широком смысле слова под ответственностью понимается субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия; это категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения осуществления предъявляемых к ним взаимных требований [7].

За совершение административного правонарушения в сфере таможенного дела наступает административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера.