Характеристика основных нормативных актов, регламентирующих организацию бухгалтерского учета на предприятии

Курсовая работа

Бухгалтерский учет важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе. В современных условиях становления рыночной экономики Российской Федерации (РФ) и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливается роль и значение бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [2].

Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны. Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методические основы организации ведения бухгалтерского учета в РФ. В России основой организации бухгалтерского учета на предприятии являются законодательные и нормативные акты, разработанные Законодательными органами РФ. За несоблюдение этого требования предусмотрена административная, и даже уголовная ответственность с назначением штрафов на физических или должностных лиц. Знание и выполнение предписаний нормативных актов важная составляющая ведения бухгалтерского учета. Актуальность ведения бухгалтерского учета в современном мире неоспорима.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляться в определенном порядке. Необходимо установить такой порядок. Реализация которого бы, обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей. Таким образом, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику.

Иначе говоря, учетная политика предприятия — это совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, которая обеспечивает максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. И поскольку эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета.

Актуальность работы заключается в том, что в динамично меняющихся условиях организация бухгалтерского учета должна соответствовать существующим нормативным актам, бухгалтерский учет должен быть максимально результативным, оперативным и достоверным.

83 стр., 41426 слов

Учет и аудит обязательств организации ТОО ‘Степногорск-экспресс’

... направлениями расчетных операций, учет расчетов по налоговым обязательствам занимает одно из важнейших мест и является неотъемлемой частью деятельности бухгалтерской службы любого предприятия. Целью дипломной работы является всесторонний анализ бухгалтерского учета обязательств организаций и на ...

Таким образом, целью курсовой работы является изучение теоретических основ организации бухгалтерского учета на предприятии.

Задачи настоящей работы:

1. Изучить и провести сравнительный анализ нормативных актов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета.

2. Применить рассмотренные теоретические аспекты к организации бухгалтерского учета.

Структура курсовой работы состоит из двух глав, введения и заключения, где в первой главе рассмотрены основные нормативные акты, регламентирующие организацию бухгалтерского учета на предприятии, во второй – применение нормативных актов на примере учетной политики организации ООО «ДИА».

Глава 1. Нормативные акты, регламентирующие организацию бухгалтерского учета.

1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности [1].

Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:

  1. законодательный уровень;
  2. система бухгалтерских и национальных стандартов;
  3. инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета;
  4. внутренние рабочие документы организации;

Документы первого уровня закрепляют обязательность единообразного ведения учета всеми хозяйствующими субъектами, основные требования по его организации, правила и процедуры ведения учета. К этому уровню нормативного регулирования относятся следующие законодательные акты: федеральные законы, утвержденные ими кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. На текущий момент основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет, является принятый 21 ноября 1996 г. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ [2].

Документ утрачивает силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ [3].

Документы второго уровня включают Положения по отдельным объектам бухгалтерского учета (ПБУ), которые разрабатывает Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. В положениях перечислены общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, основанные на международной практике и национальных традициях. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета Действующие в настоящее время ПБУ раскрывают различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики, оценку и учет активов и обязательств, определение доходов и расходов, раскрытие бухгалтерской информации в отчетности и т.д. В процессе становления системы бухгалтерского учета в России многие положения были изменены, дополнены и уточнены.

Третий уровень нормативного регулирования формируют методические рекомендации, инструкции, письма и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету. Они разрабатываются и утверждаются в федеральных и отраслевых органах управления. Документы этого уровня содержат конкретные указания по отражению в бухгалтерском учете различных фактов хозяйственной деятельности. Среди них назовем методические указания: по бухгалтерскому учету основных средств; по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; по планированию, учету и калькулированию себестоимости в строительстве и т.д. К числу важнейших документов этого уровня нормативного регулирования относятся План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.

11 стр., 5444 слов

Учет обязательств организации

... курсовой работы: изучение обязательств организации, а именно кредиторской задолженности, выявление основных особенностей их учета. Основные задачи: Анализ обязательств; ознакомление с основными требованиями по учету обязательств. І. УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Учет займов и расчетов ...

К документам четвертого уровня относятся положения, инструкции, приказы и иные документы по ведению бухгалтерского учета, которые создаются непосредственно в конкретной организации и являются внутренними рабочими стандартами хозяйствующего субъекта. К ним следует отнести приказ об учетной политике организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, положение об оплате труда и его стимулировании, должностные инструкции, инструкции по инвентаризации и т.д., разрабатываемые на основе действующего законодательства и нормативных документов.

1.2 Характеристика Федерального закона «О бухгалтерском учете»

В настоящее время действующим и подлежащим исполнению является Федеральный закон от 21.11.1996 года «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ (далее по тексту Закон).

Он был принят в то время, когда Российская Федерация формировала рыночные отношения и нуждалась в нормативных документах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета в новых условиях. Настоящим Законом были установлены общие методологические и правовые принципы ведения и организации бухучета в стране.

В состав закона вошли четыре главы. Первая глава содержит общие положения, касающиеся бухгалтерского учета в Российской Федерации. Глава состоит из семи статей, в которых содержится:

  • общее понятие о бухгалтерском учете, его объектах и основных задачах, решаемых с помощью учета;
  • понятия, применяемые в дальнейшем тексте Закона;
  • структура законодательства о бухучете и его цели;
  • субъекты, на которых распространено действие настоящего Закона;
  • порядок регулирования бухучета и возможность участия организаций в выборе формы учета, путём формирования собственной учетной политики;
  • основы и методика организации бухгалтерского учета в каждой организации;
  • понятие главного бухгалтера, его роль и порядок действий.

Вторая глава раскрывает основные требования, предъявляемые к ведению бухучета, понятия бухгалтерской регистрации и документации. В пяти статьях Закона содержится:

  • основополагающие требования, которые должны исполняться всеми субъектами, ведущими бухгалтерский учет;
  • понятие первичного документа, определен его обязательный состав, порядок оформления и внесения исправлений, хранения и предъявления;
  • понятие регистров бухучета, их предназначение, порядок заполнения, хранения и статус;
  • методы оценки обязательств организаций и их имущества;
  • понятие инвентаризации, сроки и порядок проведения, оформление результатов;

Третья глава Закона посвящена бухгалтерской отчетности.

В пяти статьях Закона, относящихся к данной главе, содержится:

8 стр., 3725 слов

Оценка и учет деловой репутации организации

... работы была достигнута, поставленная цель, а именно рассмотрена и проанализирована оценка и учет деловой репутации организаций. Список использованной литературы Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. Законами ...

  • условие обязательности бухгалтерской отчетности и её состав;
  • понятие отчетного года и промежуточной отчетности;
  • порядок, сроки и перечень пользователей, которым субъекты обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность;
  • понятие публичности бухгалтерской отчетности;
  • сроки хранения отчетности и ответственность за её сохранность.

В заключительно главе Закона содержится информация о том, какая ответственность наступает за нарушение настоящего Закона.

С 1 января 2013 года в силу вступит новый Федерального зак она от 06.12.2011 N 402-ФЗ, который внесёт существенные изменения в порядок ведения учета в стране. Его применение станет обязательным, в частности, для коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, филиалов и представительств иностранных и международных организаций, а также Центрального банка РФ.

От ведения бухгалтерского учета освобождены индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, а также филиалы и представительства иностранных организаций, при условии, если они ведут учет доходов и расходов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Законом устанавливаются требования к организации ведения бухгалтерского учета, определяется правовой механизм его регулирования, основанный на сочетании деятельности органов государственной власти (к которым отнесены уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ) и негосударственных организаций. Введены более жесткие требования к лицам, занимающимся ведением бухгалтерского учета в организациях, с учетом сферы их деятельности.

Проведем сравнительный анализ Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и действующего закона:

Новый закон в статье 2 расширил сферу применения по кругу лиц. Кроме организаций, филиалов и представительства иностранных организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе адвокатов, в число адресатов попали: государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных и территориальных внебюджетных фондов и Центральный банк РФ.