Основы правового положения человека и гражданина

Прежде всего, необходимо внести ясность в понятие “основные”, “конституционные” и иные права человека. Отсутствие точных формулировок в ряде конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако основные права личности — это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться, как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства — неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность от рождения).

Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна, входе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале 20-го века в результате долгих споров о понятии субъективного права вообще и основных прав образовалось новое понимание основных прав как субъективных, и гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.

Основные права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и другие права, неотчуждаемы — отказ от них юридически недействителен. Производные от основных, “другие” права, например право собственности на определенную вещь, отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но это не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество.

Основные права и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере, предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст.55. Конституции РФ).

Некоторые права могут быть ограничены в случае злоупотребления ими, например право на объединение — запретом создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, рассовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5. ст. 13. Конституции РФ).

В специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято Основным Законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. “Какое бы обозначение ни выбиралось, речь по существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства” Государственное право Германии. Том 2. М., 1994. С. 167..

4 стр., 1702 слов

Теория прав человека

... теории прав человека. Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Общая характеристика института прав человека 1.1. История идеи прав человека. Теория трёх поколений прав человека История идеи прав человека ... Позитивистский подход к природе прав человека, взаимоотношениям государства и личности, содержащийся в конституциях Австрии, ФРГ, преодолел ...

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд для защиты нарушенного права на условиях исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.

Часть 2 статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: “Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав исвобод других лиц”.

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые так же являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться.

2.2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой — Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч.2).

Независимые и беспристрастные административные суды — необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления.

Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав исвобод — правосудие.

Правосудие — деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с дейсвительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1).

8 стр., 3852 слов

Право, власть и религия в древности

... человека, его деятельность, даже любовь — все это строго регламентировалось. Социальное неравенство подкреплялось религиозно-нравственным: только три первые касты были приобщены к религии и имели право ... принцип. II. Пределы власти и пространство свободы 1. Борьба за власть Была ли власть царей в ... государство вовсе не лишало полностью своей защиты низшие слои общества. Закон оберегал частную ...

Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.

Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ).

Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД — обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.

Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество “Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский центр по правам человека и д.р.

Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.

В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.

Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, — от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.).

22 стр., 10592 слов

Культурные права номер статьи в конституции. Культурные права ...

... -нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору. Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят ...

2.2. Международная защита прав и свобод человека

В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала 20-го века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства — участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции.

Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека. Профессор Петербургского университета Ф. Мартенс писал, что “все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью” Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов Т. 1. СПб., 1882. С. 327. Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли, естественные права человека “должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время” Блюнчли И. Современное международное право цивилизованных государств, изложенное в виде кодекса. Вып. 2. М., 1877. С. 316. .

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности интервенции “по мотивам гуманности”, для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов-международников как в 18, так и в 19 веке. Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтер, утверждал, что если государство попирает права и свободы своих граждан, “то надо прекратить с ним всякие отношения”, но не вмешиваться силой оружия в его внутренние дела Гефтер А. Европейское международное право. СПб., 1880. С. 99..

В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека — с другой.

Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, содержащую широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой был известный французский ученый Рене Кассен, провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах”. Так же ООН одобрила Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и д.р.

ООН и другие международные организации справедливо уделяют особое внимание нарушениям основных прав и свобод человека, происходящим в результате международных преступлений государств.

4 стр., 1754 слов

Права человека и правовое государство

... выделяют различные признаки государства. Однако в них неизменно включаются признание прав человека, господство права, разделение властей. Б. Кистяковский отмечал, что главное и самое существенное содержание права составляет свобода и право есть только там, ...

В формированиии принципов и норм в области прав человека определяющее место занимает ООН ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию международно — правовых договоров предшествует разработка и одобрение деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется сложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств.

Из сказаннного в этой главе можно сделать следующие выводы: в современных условиях под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно — правовых документах по правам человека, в частности в международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной Хартии 1961 г. Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником независимо от его конституции. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплен и в Конституции РФ.

Остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы (СЕ), подготовлявшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов — о присоединении Российской Федерации к Уставу СЕ и о присоединении России к ряду других документов СЕ — 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Конвенция и протоколы СЕ стали частью российской правовой системы.

Заключение

Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире — явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми (они могут быть авторитарными, тоталитарным, а также лишенными каких-либо четких характеристик).

Ответ на этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает более широкую сферу общественных отношений.

В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации.

Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, безработица и т.д.).

14 стр., 6693 слов

Сравнительный анализ теорий мотиваций

... теории мотивации. 1. Содержательные теории мотивации 1.1 Пирамида Маслоу В процессе развития правители и управленцы стали замечать, что материальные факторы уже не так сильно мотивируют работников. Изучение потребностей человека ... 1.2 Теория потребностей МакКленда Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида Мак-Клелланда. Он считал, что людям ...

В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что кроме обвинительного есть еще вид приговора — оправдательный.

В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно (чтобы не делать двойной работы) проводить судебную реформу и реформу законодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, еще не делает погоды, не снимает ключевого вопроса: а судьи кто? Но своим целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость существенного изменения качественного состава судейского корпуса. У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор суда зависел от интересов государства. Однако сама жизнь — не без помощи демократического законодательства — заставляет менять прежнюю иерархию ценностей.

Серьезно корректируется система юридического образования. В судебные кабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело с непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судом присяжных. В результате постепенно формируется иной по своей ментальности судейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не призрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности — юридической и нравственной.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/osnovyi-prava/

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации 1993 г. — СЗ РФ, 2003. — №4477.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. — М.: Изд. Юрайт-М, 2002. — 423 с.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н. Топорнина — М.: Изд. Юридическая литература, 2004. — 390 с.

Научная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/osnovyi-prava/

Алексеев С.С. Россия у критической черты. — М.: Изд. Юрист, 2005. — 289 с.

Андреева И.А. и др. Основы государства и права. — М.: Изд. Юрист, 2004. — 322 с.

Батлер У., Нерсесянс В.С. История права: Англия и Россия. — М.: Изд, Норма, 2006. — 437 с.

Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. — М: Изд. Норма, 2007. — 378 с.

11 стр., 5338 слов

Право в системе социальных норм

... применения насилия, в случае отклонения от установленных правил поведения См. подробнее: А.В. Венгеров. Теория государства и права. учебник для юридических вузов .-М. : Новый юрист, 1998, стр. ... то…., а в противном случае”. Социальная норма - это первичный элемент нормативной и нормативной системы общества. Нормативно-нормативная система общества - это особый набор социальных норм общества, который ...

Государственное право Российской Федерации. / Под ред. О.Е. Кутафина — М.: Изд. Юридическая литература, 2006. — 404 с.

Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины 18-го века. — М.: Изд. Юрист, 2004. — 299 с.

Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Изд. Юрист, 2006. — 296 с.

История политических и правовых учений. Учебное пособие. / Под ред. В.С. Нерсесянца — М.: Изд. Юридическая литература, 2005. — 457 с.

Исаев И.А. История государства и права России. — М.: Изд. Юрист, 2006. — 412 с.

Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. — М.: Юрист, 2006. — 180 с.

Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. — М.: Изд. Норма, 2007. — 218 с.

Левченко В.Н. и др. История политических учений. М.: Изд. Юрист, 1994.

Лившиц Р.З. Теория права. — М.: Изд. Юрист, 2004. — 266 с.

Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. — М.: Изд. Юрист, 2007. — 414 с.

Назаренко Г.В. Теория государства и права. — М.: Изд. Норма, 2004. — 316 с.

Основы государства и права. Учебное пособие. / Под ред. О.Е. Кутафина. — М.: Изд. Норма, 2004. — 277 с.

Перевалов В.Д., Леушин В.И. Теория государства и права. — М.: Изд. Норма, 2007. — 360 с.

Права человека. Учебник для вузов. / Под ред. Е.А. Лукашева. — М.: Изд. Норма, 2003. — 167 с.

Русинов Р.К. Теория государства и права. — М.: Изд. Юрист, 2007. — 214 с.

Теория государства и права. Выпуск 1. / Под ред. А.Б. Венгерова. — М.: Изд. Юридическая литература, 2003. — 388 с.

Теория государства и права. / Под ред. Г.Н. Манова. — М.: Юрист, 2005. — 317 с.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Изд. Норма, 2003. — 290 с.

Хутыз М.Х. Серженко П.Н. Энциклопедия права. Учебное пособие. — М.: Изд. Юрист, 2005. — 670 с.

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М.: Изд. Юрист, 2006. — 89 с.

Шилобод М.И. Политика и право. — М.: Изд. Юрист, 2005. — 500 с.