Конституционный суд РФ (2)

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Конституционный судебный процесс

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 года.

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на должность сроком в двенадцать лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи семьдесят лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1. Решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации. Государственной Думы, Правительства Российской Федерации,

б) конституции республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2 стр., 931 слов

Правовая природа Конституционного суда как судебного органа конституционного ...

... судов или иных органов». [7] Конституционный суд РФ как судебный орган конституционного контроля Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного ... делом) официальное толкование Конституции РФ, разрешать споры о компетенции между органами государственной власти, а кроме того по ...

  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • г) не вступивших з силу международных договоров Российской Федерации;

2. Разрешает споры о компетенции:

  • а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
  • в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам

судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле;

4. Дает толкование Конституции Российской Федерации;

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы конституционного права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной м той же палаты не могут входить председатель и заместитель председателя Конституционного Суда.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты. Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:

3 стр., 1182 слов

Конституционные уставные суды субъектов РФ

... между самими органами государственной власти; между органами государственной власти и местного самоуправления; между государственными органами и общественными организациями. В полномочия конституционных судов входит проверка конституционности правоприменительной практики. К ведению конституционных судов субъектов РФ отнесено ...

разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации:

  • дает толкование Конституции Российской Федерации;
  • дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • принимает послания Конституционного Суда; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд на пленарных заседаниях также избирает Председателя, заместителей Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами: принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • б) законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции:
  • а) между федеральными органами государственной власти;
  • б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам на нарушение конституционных

прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием

большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:

  • руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них;
  • вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени:

4 стр., 1631 слов

Общая характеристика конституционного (государственного) права зарубежных стран

... Цель работы ознакомиться с общей характеристикой конституционного права зарубежных стран. Задачами является ... конституционного (государственного) права на отдельные институты определяет систему курса государственного права зарубежных стран. Источниками конституционного права ... постановлений конституционного суда или конституционного совет и т.д. Итак, конституционное право как отрасль права регулирует ...

  • осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;
  • осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством и Регламентом Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Судья-секретарь Конституционного Суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует Конституционный

Суд об их исполнении, организует информационное обеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством и Регламентом Конституционного Суда.

Председатель, заместитель председателя, судья-секретарь Конституционного Суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

В своей деятельности Конституционный Суд Российской Федерации руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материальнотехническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда средства, которыми Конституционный Суд распоряжается самостоятельно, Смета расходов Конституционного Суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных законом, не допускается.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает

Регламент Конституционного Суда. В Регламенте устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях: особенности делопроизводства в Конституционном

Суде, требования к работникам аппарата Конституционного Суда; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организации, должностных лиц, граждан и их объединений.

Описание предмета: «Конституционный судебный процесс»

Юридическая наука и практика весьма широко оперируют такой правовой категорией, как процесс. При этом вполне обоснованно акцентируется внимание на различных видах его сущностного проявления, среди которых представлены гражданский, арбитражный, уголовный, административный, законодательный, бюджетный, избирательный, конституционный и другие составляющие юридического процесса. Данное обстоятельство достаточно красноречиво свидетельствует, что процесс представляет собой весьма сложное правовое явление, которое, несомненно, имеет определенные общие для всех видов юридической процессуальной формы свойства и вместе с тем специфику их отраслевого преломления, отражающую особенности регулируемых отношений и характер их юридической регуляции. В связи с этим представляется заслуживающей поддержки мысль о том, что введение в правовую науку и практику категории «юридический процесс» — попытка найти унифицированное, обобщенное определение всем правовым формам и на этой основе смоделировать целостную картину понятийного аппарата, пока еще разобщенного логически и изучаемого различными отраслями науки.[ Правовые формы деятельности в общенародном государстве / Под ред.

В. М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 8–9] Общими свойствами всех видов юридического процесса можно обозначить следующие характеристики процессуальной формы.

Во-первых, процесс есть юридическое выражение государственно-властной деятельности. Соответственно этому он не может существовать и развиваться без надлежащих субъектов государственной и муниципальной власти. В свою очередь, для них процессуальная форма является, как правило, категорическим условием реализации предоставленной в той или иной сфере компетенции, разрешения многочисленных конкретных дел, составляющих основную массу их практической работы.

Во-вторых, процесс отражает динамику деятельности соответствующих государственных (муниципальных) органов и иных субъектов, вследствие чего ему свойственна стадийность, т. е. наличие этапов, последовательно сменяющих друг друга, в пределах которых должны быть совершены надлежащие процессуальные действия. Протяженность процесса обусловливает также существенное значение фактора времени в качестве неотъемлемой составной части его юридической характеристики, предполагающей детальное регулирование сроков осуществления процессуальных действий и процедур.

В-третьих, отличительная особенность процесса заключается в том, что как юридическая деятельность он направлен на достижение определенного правового эффекта. Поэтому каждый вид процесса имеет целью достижение юридического результата, оформленного в виде конкретного акта, — приговора суда, решения избирательной комиссии о результатах выборов, постановления органа исполнительной власти об установлении карантина и т. д., поскольку социальное назначение процесса — обеспечить надлежащее претворение в жизнь предписаний материальных норм российского права.

В-четвертых, будучи и по содержанию, и по результатам деятельностью юридической, процесс не мыслим без специального правового регулирования всех его сторон, которое достигается с помощью особых процессуальных норм, предусматривающих детальные юридические процедуры действий всех его участников.

В своей совокупности именно эти свойства раскрывают содержание процесса как юридической категории, [Сорокин В. Д. Семь лекций по административному праву. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 1998. С. 27–29] предопределяют его роль и значение в механизме правового регулирования общественных отношений.

Классическими видами традиционного процесса принято считать уголовный и гражданский процессы. Представляется, что в современных условиях к ним вполне обоснованно можно отнести арбитражный процесс, а также конституционно-судебный процесс. В этом смысле конституционно-судебный процесс представляется элементом конституционно-судебного права, определяющего статус и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации [ Кокотов А. Н. Конституционное право в российском праве: Понятие, назначение и структура // Правоведение. 1998. № 1. С. 22].

Всех их отличает принадлежность к обеспечению порядка применения материальных охранительных норм различной отраслевой принадлежности.

Конституционное правосудие все более органично входит в государственно-правовую систему всех постсоциалистических стран. Конституционный Суд России является принципиально новым для России институтом государственности и российской правовой системы, на который российским обществом возлагались и возлагаются большие надежды. И эти надежды, можно сказать, оправдались: Конституционный Суд РФ ныне является важнейшим институтом государственной власти. Он устойчиво и стабильно функционирует, воспитывает уважение к Основному Закону страны со стороны органов государственной власти, должностных лиц и, конечно, граждан.

[Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие. – М.: Закон и право; Юнити, 1998. – 383 с.] Таким образом, Конституционно-судебный процесс — урегулированная процессуальными нормами конституционного права деятельность конституционных судов и квазисудебных органов конституционного контроля по рассмотрению и разрешению конституционно-правовых споров и дел о конституционных правонарушениях.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/referat/osobennosti-vedeniya-del-v-konstitutsionnom-sude-rf/

  1. С.И. Некрасов. Конституционное право РФ. – М.: Юрайт, 2012. – 352 с.
  2. Борисов А.Б. Комментарий К Конституции Российской Федерации (Постатейный).

    С Комментариями Конституционного Суда Рф. – М.: , 2012. – 272 с.

  3. Федеральный конституционный закон о «О Конституционном Суде РФ». – М.: Библиотечка «Российской Газеты», 2012. – 192 с.
  4. С.Э. Несмеянова. Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации с комментариями. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 480 с.
  5. А.В. Мазуров. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации». – М.: Частное право, 2009. – 576 с.
  6. Все правовые позиции Конституционного Суда РФ по налогам. – М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. – 512 с.
  7. Т.В. Соловьева. Постановления Верховного Суда РФ, Конституционного суда РФ и Европейского Суда по правам человека в сфере гражданского судопроизводства и порядок их реализации. – М.: Статут, 2011. – 240 с.
  8. С.В. Нарутто. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. – М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 352 с.
  9. Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2011 года. – М.: , 2013. – 256 с.
  10. Светлана Бикинеева. Жалоба граждан в Конституционный суд РФ как средство судебной защиты. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 196 с.
  11. Антонина Федосова. Изменение правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 104 с.
  12. Евгения Герасимова. Роль Конституционного Суда Российской Федерации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 188 с.
  13. Михаил Митюков. Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
  14. Е.Г. Васильева, Е.В. Ежова, Р.М. Шагеева. Вопросы уголовного судопроизводства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Практическое пособие. – М.: Юрайт, 2014. – 584 с.
  15. Е.Г. Васильева, Е.В. Ежова, Р.М. Шагеева. Вопросы уголовного судопроизводства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. В 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2016. – 230 с.
  16. Д.Г. Шустров. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 2. Конституция РФ и другие источники российского права. – М.: Ленанд, 2017. – 384 с.
  17. Д.Г. Шустров. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 1. Конституционное правосудие. – М.: Ленанд, 2016. – 704 с.

Образцы работ

Тема и предмет Тип и объем работы
Система органов правосудия по Конституции 1993 г

Конституционное право

Курсовая работа

22 стр.

Конституционный суд Российской Федерации

Конституционное право

Реферат

13 стр.

Конституционный суд РФ

Конституционное право

Реферат

13 стр.

Конституционное право

Конституционное право

Диплом

53 стр.

Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Описание предмета конституционный судебный процесс  1

Гладышева Марина Михайловна

Описание предмета конституционный судебный процесс  2

Описание предмета конституционный судебный процесс  3+7 911 822-56-12

с 9 до 21 ч. по Москве.