гражданский право законодательство
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В литературе и на практике нередко в одном и том же значении применяются термины «гражданское законодательство» и «гражданское право». Между тем, эти понятия имеют различие. Гражданское право означает совокупность норм (правил), которыми регулируются гражданские правоотношения, а гражданское законодательство — совокупность тех правовых актов, в которых сформулированы, выражены указанные нормы.
Гражданский кодекс является законом, определяющим не только экономические, хозяйственные отношения, но и сводом норм, который регулирует отношения между гражданами, нормирует личные неимущественные и несвязанные с имущественными отношения. Гражданский кодекс имеет безусловный приоритет перед остальными законодательными актами, содержащими гражданско-правовые нормы и регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения и является ядром всей системы казахстанского гражданского законодательства.
Гражданский кодекс Республики Казахстан обладает наибольшей (наивысшей после Конституции РК) юридической силой.
Ввиду того, что гражданское законодательство и гражданско-правовые системы Республики Казахстан и Российской Федерации имеют общую основу — модельный закон, на базе которого разрабатывались гражданские кодексы стран-членов Содружества Независимых Государств, следует отметить, что законодатель исходит из одинаковых принципов. В условиях современной экономической интеграции подобная унификация законодательства имеет положительное значение, так как упрощает процедуры общения, оборота товаров, сокращает на сопоставление неодинаковых норм и выработку приемлемого для сторон решения. Отмеченные обстоятельства обусловили актуальность настоящей темы и необходимость ее исследования.
Целью данной работы является исследование особенностей гражданского законодательства и характеристик его системы. Для достижения указанных целей были определены следующие задачи:
- рассмотреть начала и принципы гражданского законодательства;
- проанализировать систему гражданского законодательства;
- исследовать действие гражданского законодательства.
Теоретическую основу исследования составили труды известных ученых в области гражданского права законодательства: Ю.Г.Басин, В.В. Витрянский, В.Витушко и других.
Гражданское общество: особенности его формирования в России
... власти. Особенности становления гражданского общества в России Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину. В качестве особенностей становления гражданского общества в ... традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества. 4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ...
Нормативную базу исследования составили Конституция Республики Казахстан, Гражданский кодекс РК, законы и подзаконные акты, регулирующие гражданско-правовые отношения.
Исследование, проводимое по данной теме, систематизировано в три главы.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что на основе теоретических выводов выработаны предложения по совершенствованию системы гражданского законодательства Республики Казахстан.
1. Основные начала и принципы гражданского законодательства Республики Казахстан
Основные начала права — это его исток, исходные положения, которые существуют до появления текста норм, регулирующих конкретные отношения. Начала права должны определять, задавать направление при акте творения, как гражданского кодекса, так и любого иного гражданско-правового закона.
Принципы гражданского права отражают основополагающие начала, на основе которых формируется и действует гражданское законодательство Республики Казахстан.
Эти основные начала изложены в ст.2 ГК РК. К ним относятся:
- равенство участников гражданских правоотношений;
- неприкосновенность собственности;
- свобода договора;
- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
- беспрепятственность осуществления гражданских прав;
- обеспечение восстановления нарушенного права;
- возможность судебной защиты гражданских прав.
Гражданский кодекс является законом, определяющим не только экономические, хозяйственные отношения, но и сводом норм, который регулирует отношения между гражданами, нормирует личные неимущественные и несвязанные с имущественными отношения. Иногда юристы излишне увлекаются экономической стороной, не придавая значения иным отношениям, урегулированным ГК и напрямую с хозяйственным оборотом не связанным. Такой подход представляется неполным, усеченным, и в конечном итоге, умаляющим значение гражданского права в целом.
В соответствии с п.2 ст. 2 ГК РК субъекты права свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
Первым среди основных начал названо равенство участников гражданских правоотношений. Это означает, что участники, независимо от их общественного и социального положения, организационно-правовой формы и видов собственности, образующей имущественную основу их деятельности, равны в возможностях приобретения, использования и прекращения гражданских прав и обязанностей. Они (участники правоотношений) не подчинены друг другу и никто из них не вправе приказывать другому, какие условия включать в договор, в каком порядке его исполнять и т.п. Именно поэтому основным инструментом регулирования гражданских правоотношений служит не приказ, а добровольное соглашение. Некоторые исключения, предусмотренные законодательными актами, вытекают из особенностей регулирования деятельности государственных предприятий, из необходимости учета чрезвычайных обстоятельств и т.п.
Одно из важнейших начал гражданского права закреплено в статье 8 ГК РК, так, субъекты гражданских отношений распоряжаются принадлежащими им гражданскими правами, в том числе правом на их защиту, по своему усмотрению.
Право общей долевой собственности (2)
... был узнать о нарушении своего права. Прекращением права общей долевой собственности возможно в следующих случаях: при разделе имущества , находящегося в долевой собственности; в случае выдела доли одним ... которое в установленном законом порядке зарегистрировано. Следовательно, суды обоснованно признали договор, заключенный между Департаментом земельных и имущественных отношений города Новосибирска и ...
В то же время, осуществляя свои гражданские права, лицо не должно нарушать прав и охраняемых интересов других субъектов права, не должно причинять ущерб окружающей среде.
Основные принципы гражданского законодательства, т.е. его самые главные положения, служащие фундаментом всей системы гражданского права определены по существу статьей 2 ГК РК. (2,2)
Эти положения сформулированы достаточно абстрактно, но имеют вполне конкретную практическую направленность. Во-первых, они обязательно учитываются при разработке новых или изменении старых законодательных документов.
Во-вторых, именно на них нужно ориентироваться, если окажется, что какой-либо спорный случай не подпадает под действие существующих юридических норм. Например, возникает вопрос: сохраняется ли право собственности на квартиру в многоквартирном доме у лица, выехавшего на постоянное жительство в другое государство и вышедшего из казахстанского гражданства? Законодательство не содержит прямого ответа на такой вопрос. Но, опираясь на комментируемую статью, устанавливающую неприкосновенность собственности, можно утверждать, что право собственности на квартиру за выехавшими лицами сохраняется.
В-третьих, основные начала учитываются при толковании, т.е. выяснении подлинного содержания нормы права (ст. 6 ГК) либо договора (ст. 392 ГК).
Важнейшим принципом (основным началом) гражданского законодательства служит неприкосновенность собственности. Этот принцип опирается на конституционные нормы (ст. ст. 6 и 26 Конституции РК).
(1, 2,4)
Неприкосновенность собственности, прежде всего, означает недопустимость ее принудительного прекращения, независимо от того, выплачивается или не выплачивается собственнику какая-либо компенсация. Должно действовать непременное правило: принудительное прекращение права собственности допустимо лишь при наличии на это оснований, непосредственно предусмотренных законом (ст. 249 ГК).
Поэтому недостаточно ссылаться на то, что прекращение права собственности допустимо лишь по решению суда. Само решение должно опираться на точное законное основание. Кроме того, неприкосновенность собственности означает недопустимость произвольного ограничения полномочий собственника, кроме тех, которые предусмотрены законом.(4, 37)
Важнейшим принципом гражданского законодательства служит свобода договора. Это означает, что любое лицо по своему усмотрению и без принуждения извне вправе:
- а) решать вопрос, вступать или не вступать ему в тот или иной договор;
- б) избирать партнера, с которым оно желает заключить договор;
- в) определять условия договора.
При этом, конечно, следует учитывать, что и договорный партнер обладает такими же правами. Поэтому подлинным гражданско-правовым договором может признаваться лишь добровольное и взаимно принятое соглашение.
С принципом свободы договора нельзя смешивать ограничения, которые возложили на себя сами участники договора, вступая в него. Подобные самоограничения становятся обязательными, и односторонний отказ от них недопустим. Свобода договора, но не свобода от договора.
Понятие, предмет и метод гражданского права
... 2 ГК РФ предметом гражданского права являются три группы общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством: имущественные и ... гражданском праве. Нормы гражданского права распространяют свое действие на отношения, которые возникают между гражданами (например: договор ... В условиях существующей в России рыночной экономики имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, в ...
Продавец какого-либо товара, например, как правило, вправе самостоятельно вступать в договор с покупателем, по своей воле соглашаться или не соглашаться с условиями договора при его заключении. Никто не вправе принудить; продавца к принятию того или иного решения. Но если решение принято и продавец заключил договор на определенных условиях, они становятся для него обязательными, и в дальнейшем он не вправе, ссылаясь на свободу договора, односторонне отказаться от его исполнения, изменять его условия и т.п., это установлено ст. 404 ГК РК.
Свобода договора имеет еще одну границу в форме законодательных запретов либо императивных предписаний правовых норм.
Если законом запрещено совершать какие-либо действия (например, продажу оружия или наркотиков), то, разумеется, такие действия нельзя включать в договор в качестве его условия, хотя бы обе стороны были на это согласны. Договоры, содержащие подобные условия, должны признаваться недействительными ст. 158 ГК.
Известно, что некоторые нормы гражданского законодательства носят императивный характер (комментарии к ст. 3 ГК), т.е. должны применяться в обязательном порядке. Условия, предусмотренные императивными законодательными нормами для данного вида договоров, обязательно входят в содержание каждого конкретного договора данного вида, независимо от того, включили или не включили стороны эти условия в текст своего договора.
Свобода договора заключается и в возможности заключать любые по содержанию виды договоров, независимо от того, предусмотрены они законодательством или не предусмотрены (ст. ст. 7, 380 ГК и комментарии к ним).
Возможны также договоры, содержание которых охватывает элементы нескольких видов (ст. 381 ГК).
Важно лишь, чтобы все условия договоров не нарушили запретов и ограничений, установленных законодательством.
Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела означает запрет органам власти и управления, родителям, служебным руководителям и другим лицам влиять на то, как дееспособные граждане или юридические лица распоряжаются своим имуществом, делят свою прибыль, используют доходы. Не требуется получения чьих-либо разрешений, выяснения согласия, предоставления информации, если подобного рода требования непосредственно не установлены законом.
Закон может предусматривать необходимость разрешения (лицензии) заниматься какой-либо деятельностью, допускать ограничение дееспособности, следовательно — ограничение свободного совершения сделок (ст. 27 ГК), ограничивать возможность скрывать (засекречивать) некоторые учредительные документы (ст. 41 ГК) и другие. Но каждый случай вмешательства должен быть основан на законе.(6, 47)
Недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела установлены некоторыми статьями ГК (ст.ст. 115, 125, 144 и др.) и означает запрет на вторжение в чужую личную жизнь, личные документы и отношения.
С рассмотренными принципами прямо связана норма о беспрепятственном осуществлении гражданских прав. Как уже отмечалось, в границах, определенных законодательными запретами, граждане и юридические лица могут свободно и беспрепятственно приобретать и осуществлять свои права.
При таком широком понимании свободы совершения гражданско-правовых действий необходимы средства обеспечения осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав и их надежной защиты.
Проблемы совершенствования гражданского законодательства
... занятие 2. Проблемы совершенствования законодательства о лицах. Объекты гражданских прав Анализ конкретных ситуаций: 1) Найдите в действующем законодательстве как можно больше ... правоотношения? Дайте юридическую оценку ситуации. 2) Единственный в России завод прокатных валков направил своему постоянному партнеру и покупателю проект изменения в действующий между ними договор. Изменения договора, ...
Средства защиты предусмотрены ст. ст. 9 и 10 ГК, а органом защиты назван суд. Это означает право субъекта гражданских правоотношений обращаться в суд за защитой нарушенного или даже оспариваемого права, независимо от того, кто является нарушителем — другой субъект данного гражданского правоотношения, третье лицо, орган власти или управления. В большинстве случаев (если иное не установлено законом) для обращения в суд не требуется ни предварительного обращения к нарушителю права, ни жалоб его вышестоящим органам. Иногда необходимость предварительной примирительной процедуры предусматривается договором.
Гражданские споры решаются в государственных судах в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности. Закон разрешает обращаться за защитой права к третейскому суду, то есть суду, добровольно избранному участниками конфликта (арбитраж).
В качестве одного из основных начал гражданского законодательства статья 3 предусматривает свободу перемещения денег, товаров и услуг на всей территории РК. Встречающиеся на практике запреты глав администраций вывозить за пределы своей области некоторые виды продовольствия, энергоносители и другие товары являются незаконными и не имеют юридической силы.
Ограничения свободы перемещения денег, товаров и услуг возможны лишь в силу законодательных актов по мотивам безопасности граждан или государства, охраны здоровья, охраны природы, сохранения культурных, художественных, исторических ценностей.
Ввиду того, что гражданское законодательство и гражданско-правовые системы Республики Казахстан и Российской Федерации имеют общую основу — модельный закон, на базе которого разрабатывались гражданские кодексы стран-членов Содружества Независимых Государств, следует отметить, что законодатель исходит из одинаковых принципов. В условиях современной экономической интеграции подобная унификация законодательства имеет положительное значение, так как упрощает процедуры общения, оборота товаров, сокращает на сопоставление неодинаковых норм и выработку приемлемого для сторон решения.
Более подробная характеристика гражданского законодательства Республики Казахстан будет исследована в следующей главе.
2. Система гражданского законодательства Казахстана
Применение норм гражданского законодательства в обществе является порождением гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения отграничиваются от иных правоотношений самостоятельным предметом правового регулирования. Гражданские правоотношения возникают по поводу регулирования имущественных и личных неимущественных отношений. Кроме того, специфика метода правового регулирования проявляется в учете юридического равенства участников гражданского правоотношения, свободы волеизъявления сторон. Особенности гражданских правоотношений могут проявляться и в иных формах и методах регулирования, базирующихся на основополагающих началах гражданско-правовой сферы.
Одним из оснований возникновения гражданских правоотношений являются такие юридические факты, как действия. В отдельных случаях гражданские правоотношения могут возникнуть не по воле их субъектов, а в силу какого-либо случая, события, например, смерть наследодателя может послужить основанием для возникновения наследственного правоотношения.
Правовое регулирование договора подряда по законодательству Республики Казахстан
... часть, заключение, список использованных источников, приложения, презентация. 10 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ ПОДРЯДА 1.1 Договор подряда в структуре Гражданского кодекса Республики Казахстан Одна из задач исследования темы дипломной работы ... в заключении договора, об ответственности за не сохранность предмета перевозки и т.д. Отсюда вытекает - большой объем законодательства, специально регулирующего ...
В подавляющем большинстве гражданских отношений законодательство предусматривает повод, основание для их возникновения, т.е. нормами гражданского законодательства характеризуется то или иное событие или действие как юридически значимое явление, обстоятельство.
Формой выражения правовых норм являются различные источники — законы, подзаконные акты, правовые обычаи, обычаи делового оборота и т.п.
Гражданским законодательством называется законодательство, регулирующее гражданские отношения, круг которых определен ст.1 ГК РК.
В соответствии с п. 1 ст.3 ГК РК гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса, принятых в соответствии с ним иных законов РК, указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу закона, Постановлений Парламента, Постановлений Сената и Мажилиса Парламента (законодательных актов), а также указов Президента Республики Казахстан, регулирующих гражданско-правовые отношения и постановлений Правительства РК. Далее пункты 3,4,6 названной статьи 3 ГК РК относят к источникам гражданского права обычаи делового оборота, отмечая, однако, что эти обычаи не должны противоречить гражданскому законодательству, действующему на территории Казахстана. Кроме того, ГК РК разрешает вопрос о нормотворчестве министерств и ведомств в области регулирования гражданских правоотношений. Они могут издаваться в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РК и иными актами гражданского законодательства.
Своеобразным источником регулирования отношений являются подзаконные акты, издаваемые органами государственного управления и местными представительскими органами. Хотя они и не содержат непосредственно гражданско-правовых норм, могут опосредствованно касаться прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Пунктом 6 ст. 3 ГК РК предусматривается, что установленные Гражданским кодексом и иными законодательными актами РК права граждан и юридических лиц не могут ограничиваться актами органов государственного управления и местных представительных и исполнительных органов.
Статья 3 ГК РК устанавливает, что гражданское законодательство должно единообразно применяться на всей территории РК, во всех министерствах и ведомствах. Министерства, иные центральные исполнительные органы, местные представительные и исполнительные органы не вправе по своей инициативе издавать акты, регулирующие гражданские правоотношения, даже если последние почему-либо остались неурегулированными законодательством. Они могут издавать указанные акты, только если прямо уполномочены на это законодательством. Уполномочие определяет также пределы действия актов и степень их обязательности. Так, например, Указом о Национальном Банке последнему предоставлено право (ст. 4) издавать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Ведомственные акты не должны противоречить законодательству.
На основании норм Конституции РК в правовой системе РК нормы международных договоров, ратифицированных Парламентом РК, имеют приоритет над казахстанским законодательством. Это означает, что в случаях противоречия между международным договором и актом казахстанского законодательства должна применяться норма международного договора. Пункт 8 ст. 3 ГК РК указывает, что «Если международным договором, участником которого является Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в гражданском законодательстве РК, применяются правила указанного договора. Международные договоры, участником которых является РК, к гражданским правоотношениям применяется непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутриреспубликанского акта».(8, 15)
Избирательная система Республики Казахстан
... нормы, образующие избирательное право, являются частью конституционного права Республики Казахстан. Они регулируют общественные отношения, связанные с избранием Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и части депутатов Сената, депутатов местных представительных органов. В указанном аспекте понятие «избирательное право» ...
Надо иметь в виду, что договор между государствами становится международным договором только после вступления его в силу. Поэтому договор, ратифицированный РК, но не вступивший в силу, не может иметь приоритет перед законодательством РК.
Под обычаями, упомянутыми комментируемой статьей, понимаются правила поведения, сложившиеся в данной местности или в данной этнической (социальной) группе населения по поводу имущественных или личных отношений, охватываемых в общей форме гражданско-правовым регулированием.
Обычаи делового оборота — это правила, сложившиеся при осуществлении предпринимательской деятельности. Например, о распределении между продавцом и покупателем, находящимися в разных государствах, расходов по доставке купленных товаров, рисков и иных товарных затрат. Статья 3 ГК допускает применение обычаев (обычаев делового оборота) при условии, что они не противоречат законодательству либо договору. Таким образом, обычаи подчинены законодательству и носят диспозитивный характер.(9, 136)
Статья 3 ГК РК устанавливает приоритет норм ГК перед гражданско-правовыми нормами, которые могут содержаться в иных законодательных актах (например, в Законах о валютном регулировании, о защите и поддержке частного предпринимательства и других).
Это положение имеет важное практическое значение, т.к. на практике нередко выявляются противоречия между иными законами и нормами ГК. Общее правило о приоритете норм кодекса перед нормами обычного закона подтверждено недавно ст. 4 Закона о нормативных правовых актах (в редакции от 17 октября 2001 г.).
Для определения, законодательных документов, регулирующих гражданские отношения, ГК пользуется двумя терминами:
а) «законодательные акты» — законы и постановления нормативного характера, принимаемые Парламентом Республики Казахстан, к ним должны быть отнесены также указы, принятые Президентом РК, имеющие силу закона.
б) «законодательство», включающее помимо законодательных актов также нормативные указы Президента, нормативные постановления Правительства РК.
Четкое разграничение понятий законодательных актов и законодательства имеет важное практическое значение. Так, отсылка ГК к законодательным актам означает, что соответствующая норма может быть принята только Парламентом или указом Президента, имеющим силу закона (п. 3 ст. 9 ГК).
Если же имеется отсылка к законодательству, то соответствующая норма может содержаться также в обычном указе Президента либо в постановлении Правительства (п.3 ст. 10 ГК).
Нормы гражданского законодательства могут быть императивными и диспозитивными. Первые из них применяются в обязательном порядке, который не может изменяться соглашением сторон. Например, ст. 178 ГК устанавливает, что общий срок исковой давности составляет три года (п. 1).
Понятие гражданского права, его общая характеристика
... гражданского права, его общая характеристика. Гражданское право – это частное право. Становление и развитие частного права связывают с отношениями частной собственности, а его начала видят в римском праве («публичное право относится к положению ... частей первой и второй нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Скорейшее завершение работ по подготовке последующих разделов Гражданского ...
Это — императивное требование, и стороны в договоре не вправе предусматривать срок исковой давности иной продолжительности.
Диспозитивные же нормы ГК допускают возможность изменения заложенного в них правила соглашением (договором) участников правоотношения (например, п. 1 ст. 359 ГК).
Диспозитивный характер правовых норм полностью согласуется с принципом свободы гражданского договора.
Внутреннее соотношение нормативных правовых актов по их юридической силе определено Законом о нормативных правовых актах. С этих позиций названные акты поставлены указанным Законом на различные ступени иерархической лестницы, самую верхнюю ступеньку которой занимает Конституция Республики Казахстан. Затем идут: конституционные законы; кодексы; текущие законы и указы Президента, имеющие силу закона; нормативные указы Президента РК; нормативные постановления Парламента; нормативные постановления Правительства; нормативные акты центральных государственных органов (ст. 4 Закона).
Согласно ст. 6 Закона о нормативных правовых актах при установлении противоречий в нормах актов разного иерархического уровня применению подлежит акт более высокого уровня. При наличии же противоречий между актами одного уровня действуют нормы акта, принятого (точнее — вступившего в действие) позднее.
Вне иерархической лестницы находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан и Пленума Верховного суда, могущие содержать толкование норм гражданского законодательства. Статья 4 Конституции Республики Казахстан также относит к действующему праву РК нормативные постановления Конституционного Совета и иного суда Республики. Это значит, что толкование норм гражданского законодательства, данное Конституционным советом с позиции соответствия таких норм Конституции РК, является общеобязательным. Постановления же Пленума Верховного суда РК вправе давать общеобязательное толкование, находящееся вне пределов компетенции Конституционного Совета, любой норме, нарушение которой может вызвать обращение к судебной защите.
2.2 Общая характеристика Гражданского кодекса Республики Казахстан
Гражданский кодекс есть свод согласованных между собой институтов и норм гражданского права, и никакие локальные, частные противоречия его отдельных норм друг другу, не могут изменить общего основополагающего принципа единства регулирования гражданско-правовых отношений ГК и принятых в соответствии с ним нормативных актов.
Гражданский кодекс обладает наибольшей (наивысшей после Конституции РК) юридической силой.
Одним из важных условий действия законов на территории Республики Казахстан, в том числе и действия ГК РК, является их опубликование в средствах республиканской печати, а именно — в газете «Казахстанская правда» и в Ведомостях Парламента Республики Казахстан.
Гражданский кодекс Республики Казахстан — это самый большой по объему нормативный акт в государстве, в своем составе он насчитывает 1124 статей, объединенные в 62 главы и 7 разделов.
К сожалению, из-за большого объема нормативно-правового материала (числа норм, регулирующих гражданские правоотношения) вместить всё в кодекс невозможно. На основе кодекса и в развитии его положений принимаются законы. Для кодекса характерен принципиальный подход, позитивность регулирования. Новый кодекс, в отличие от предыдущего, более строго определяет состав гражданского законодательства. Кодекс открывается общими положениями, относящимися по всему кодексу, после чего следуют особенные положения, сформированные в разделы, подразделы, главы, статьи и пункты, а в пункте могут быть абзацы или подпункты.
Трудовая дисциплина в Республике Казахстан
... как синонимы. Согласно главе 6 части первой статьи 69 Трудового кодекса Республики Казахстан защита прав и интересов работников и работодателей – первоочередная цель трудового законодательства. Защита прав работников обеспечивается законодательно закрепленной обязанностью ...
ГК РК подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть ГК РК была принята 27 декабря 1994 года и введена в действие с 1 марта 1995 г. Особенная часть была принята и введена в действие одновременно — 1 июля 1999 г. (2).
Структура Гражданского кодекса включает в себя следующие разделы:, Общие положения., Право собственности и иные вещные права., Обязательное право:, Подраздел 1- Общие положения об обязательстве;, Подраздел 2 -Общие положения о договоре., Отдельные виды обязательства., Право интеллектуальной собственности., Наследственное право., Международное частное право.
Несмотря на то, что Общая и Особенная части ГК были приняты в разное время, а период между их принятием насчитывает более 4-х лет, тем не менее, эти две части составляют единый нормативный акт, с общей нумерацией разделов, глав и статей.
Поскольку основные начала и принципы гражданского права заложены в Общей части ГК РК (в части первой ГК РФ), то в случае наличия явных противоречий, приоритет должен быть отдан нормам Общей части ГК РК (нормам части первой ГК РФ).
Иначе будет поставлен под вопрос сам смысл существования Общей части, действенность содержащихся в ней конституциирующих начал. Необходимо учитывать, что общие положения, содержащиеся в первых главах ГК РК и ГК РФ, стоят над всем гражданско-правовым нормативным материалом, составляют его базис, в каком-то смысле, вбирают в себя незыблемую часть гражданского законодательства.
При обнаружении каких-либо противоречий между нормами ГК (Особенная часть) и нормами других законов должны применяться нормы согласно п. 2 ст. 3 ГК нормы Гражданского кодекса».(8, 57).
Для эффективности действия всей системы законов (речь идет о гражданско-правовых законах) требуется соблюдение, как минимум, трех условий: частные законы должны опираться на общие положения Гражданского кодекса; при обнаружении противоречий между нормами частного закона и нормами Гражданского кодекса применяться должны последние; сами эти частные законы должны быть согласованы между собой».
С другой стороны, в случае обнаружения противоречий между Общей и Особенной частями ГК РК, приоритет отдается Особенной части ГК.
Когда говорят о приоритете специального закона над общим, то, прежде всего, имеют в виду регулирование отношений отдельных видов, содержащих особенности, нуждающиеся в «индивидуальном» подходе и внимании законодателя. Здесь необходимо четко различать противоречия между нормами отдельных законов и случаи регулирования отдельных отношений, составляющих исключения из общих правил.
Таким образом, между общим и специальным законами, их нормами нет противоречий, они определяют правила и исключения, законы общего характера дают основу для регулирования больших групп отношений, а специальные законодательные акты нормируют особенности.
Внутри Особенной части ГК РК, в нормах, регулирующих отдельные виды обязательств, также есть общие положения. Например, общие положения о купле-продаже, ренте, имущественном найме, подряде, банковском обслуживании, хранении, об обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда, общие положения права интеллектуальной собственности, общие положения о наследовании и общие положения международного частного права. Помимо того, даже в составе тех видов обязательств, где законодатель не выделяет общих положений в главу, как в разделе V «Право интеллектуальной собственности» или в параграф, как в купле-продаже — общие нормы, относимые к обязательству в целом, содержаться в отдельных статьях (см., например, главу 40 ГК РК — «Страхование» и т.д.).(10,279)
Необходимо учитывать и то, что разделы и отдельные главы Общей части ГК РК также содержат общие положения, о юридических лицах, об объектах гражданских прав, праве собственности, общие положения об обязательстве, о договоре.
Подводя условную черту, необходимо еще раз отметить — там, где нормы Особенной части регулируют исключения, особенности (собственно отчасти для этого и существует Особенная часть ГК РК), данная часть может иметь приоритет над нормами Общей части ГК РК, во всех остальных случаях приоритет имеет Общая часть. При действительном противоречии (неточности, разночтении) норм Особенной части нормам Общей части ГК РК приоритет должен быть отдан положениям Общей части ГК РК. Иначе посредством введения отдельных норм в ту или иную главу Особенной части можно отменить действие основных начал гражданского права по отношению к отдельным группам отношений, регулируемых ГК РК. (9, 317).
Гражданским законодательством называется законодательство, регулирующее гражданские отношения, круг которых определен ст.1 ГК., которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Основные принципы гражданского законодательства, его самые главные положения, служащие фундаментом всей системы гражданского права определены по существу статьей 2 ГК РК.
В соответствии с п. 1 ст.3 ГК РК гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса, принятых в соответствии с ним иных законов РК, указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу закона, Постановлений Парламента, Постановлений Сената и Мажилиса Парламента (законодательных актов), а также указов Президента Республики Казахстан, регулирующих гражданско-правовые отношения и постановлений Правительства РК.
Внутреннее соотношение нормативных правовых актов по их юридической силе определено Законом о нормативных правовых актах. С этих позиций названные акты поставлены указанным Законом на различные ступени иерархической лестницы, самую верхнюю ступеньку которой занимает Конституция Республики Казахстан. Затем идут: конституционные законы; кодексы; текущие законы и указы Президента, имеющие силу закона; нормативные указы Президента РК; нормативные постановления Парламента; нормативные постановления Правительства; нормативные акты центральных государственных органов (ст. 4 Закона).