- охарактеризовать основные школы мусульманского права;
Степень изученности проблемы, Структура
1.Теоретические вопросы исследования системы источников мусульманского права, .1 Основные источники мусульманского права
В истории мусульманского права могут быть выделены четыре периода: период возникновения и доктринальной разработки мусульманского права (I-IV вв. Хиджры / VII-X вв. от Р.Х.); период стабильности мусульманского права (IV — середина XIII вв. Хиджры / X — середина XIX вв. от Р.Х.); период «вестернизации» мусульманского права (середина XIII — середина XIV вв. Хиджры / середина XIX — середина XX вв. от Р.Х.); период исламизации (возрождения) мусульманского права (с середины XIV в. Хиджры / с середины XX в. до наших дней).
В современной научной литературе существуют различные подходы к пониманию содержания шариата и мусульманского права как юридических категорий и правовых феноменов. В частности, Л. Р. Сюкияйнен отмечает, что мусульманское право не является синонимом шариата. Автор подчеркивает правовой критерий различий этих двух понятий. Так, шариат включает, прежде всего, все обращенные к людям предписания Корана и Сунны, в то время как мусульманское право содержит «лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолкованы доктриной и отвечают требованиям права». Шариат в собственном смысле слова, по мнению ученого, — в целом явление религиозное и в нем прослеживаются лишь отдельные следы правового начала, тогда как мусульманское право представляет собой «преимущественно правовой феномен, хотя и выступающий порой в религиозной оболочке и ориентированный на религиозное правосознание»
Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание не две его характерные и взаимообусловленные особенности — религиозное происхождение («божественную природу») и тесную (по мнению некоторых — неразрывную) связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом. Известные современные ученые, например Мухаммад Йусуф Муса и Субхи Махмасани отмечают, что мусульманское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к божественному откровению. Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, делается вывод о том, что ислам — это одновременно «вера и государство», а мусульманское право (фикх) выступает не только собственным правом, но и религией. Сходную точку зрения высказывают и авторитетные западные исследователи мусульманского права.
Соотношение прав человека и прав наций, народов
... -теоретических работах. Одним из вопросов, не получивших однозначного решения, является соотношение прав человека и прав народов. Так, Р.А. Мюллерсон полагает, что третье поколение прав человека можно назвать правами человека и правами народов, поскольку они содержат в себе права всех людей: ...
По мнению Р. Шарля, мусульманское право — прежде всего религия, затем — государство и культура. Ислам, подчеркивает Р. Давид, — это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, «божественную», природу.
Все нормы мусульманского права составляют компонент правовой системы, хотя среди них могут быть обнаружены юридические правила поведения, совпадающие по своему содержанию с религиозными нормами и тесно с ними взаимодействующие. Но тот факт, что мусульманское право в той или иной степени и форме основано на исламе и определяется мусульманской религиозной системой, не означает его полного слияния с исламом как с религией и его включения в указанную систему с присущими ей догматикой, культом, нормами, учреждениями, сознанием, и отношениями.
Мусульманское право является религиозным правом, поскольку в целом в той или иной форме и степени (прежде всего в идеологическом плане) основано на мусульманской религии. Не будучи частью религиозной системы, оно вместе с тем в известной мере служит ее целям, участвует в осуществлении ее функций, прежде всего регулятивной — в форме опосредования тех же общественных отношений, которые параллельно регламентируются совпадающими религиозными нормами.
Классическая мусульманская правовая доктрина в вопросе об источниках права основывается на учении аль-Шафии о четырёх корнях шариата. Разработанная в конце II в. Хиджры / конце VIII в. от Р.Х. как ответ на угрозу раскола в мусульманском праве, оно стало с тех пор господствующим во всех мазхабах. Итак, согласно доктрине четырёх корней, выделяются четыре источника мусульманского права: Коран, Сунна, иджма и кийяс. Коран — священная книга ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в — третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества; наконец, в — четвертых, кияс, или суждение по аналогии.
История мусульманского права начинается с Корана — собрания изречений Пророка Мухаммеда, составленного через несколько лет после его смерти. Само слово «коран» происходит от слова «читать» и чаще всего передается выражением «произносить речитативом, декламировать». Коран со держит откровения, которые Аллах ниспослал Мохаммеду и которые пророк затем излагал. Эта священная книга иногда называется словом зикр (предостережение).
В Коране есть слова: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник».
Коран состоит главным образом из положений, касающихся нравственности и носящих слишком общий характер, чтобы быть точными и целенаправленными. Например, Коран поучает мусульманина выказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятку судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в нем не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов, правила поведения касаются большей частью молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в узком смысле, относящиеся, например, к семей ному праву, он не содержит единой системы правил, а лишь предлагает решение нескольких проблем, которыми занимался Пророк Мухам мед, будучи судьей. Согласно Корану, в этой роли Пророк Мухаммед всегда исходил из положений обычного права, изменяя его только тогда, когда оно казалось ему недостаточным или противоречило его политической цели заменить старый арабский трайбализм сообщностью людей, связанных верой в Аллаха. Так, в обычном праве арабов Мухаммед нашел правило, согласно которому право наследования имели только родственники по
Медицина, этика, право и религия: формы взаимодействия
... проблема по существу своему морально-религиозная и медицинская. И если религия и мораль - это своеобразная "метафизика" человеческой ... медицинская деятельность регламентируется двумя формами социального регулирования - моралью и правом. Принципиальное отличие правового регулирования ... пропаганде трансплантации как нового направления в медицине. В качестве характерного примера либерального основания ...