Действующий Кодекс об Административных правонарушения Российской Федерации (далее – КоАП РФ)1 , по-новому определивший задачи и содержание административно-наказательной политики государства, кардинально изменил назначение административно-карательных мер, придав им иной акцент в деле борьбы с административными деликтами. В связи с этим в новых подходах нуждается исследование различных аспектов проблемы административного наказания: сущности и содержания административного наказания, его функциональных возможностей и целей, правил назначения наказания, а также самого определения понятия административного наказания в законе и в теории права.
Важность и актуальность данной темы определяется тем, что административное правонарушение является самым массовым видом правонарушений. Ежегодно в Российской Федерации к административной ответственности около 75 миллионов человек. Производство по делам административных правонарушений и вынесений административных наказаний составляют важную часть деятельности органов исполнительной власти.
Важной гарантией административной ответственности является закрепление правил назначения административного наказания.
Пределы, установленные законом, должны восприниматься в рамках пределов, установленных санкцией соответствующей правовой нормы, где за одно административное правонарушение возможно применение основного либо основного и дополнительного наказания.
Представление об административном наказании и о правилах его назначения необходимо для последующего успешного усвоения студентов знаний по дисциплине административное право. Поэтому цель настоящей работы формирование комплекса знаний и представлений о системе и видах административного наказания, формирование теоретической основы для практической деятельности по назначению административных наказаний в ходе рассмотрения дела об административных правонарушениях.
Целью работы является рассмотрение и усвоение административного наказания и правил назначения их., Задачи работы можно сформулировать в соответствии с целью:
1 – рассмотреть понятие административного наказания;
2 – определить цели административного наказания;
Штраф как основное и дополнительное наказание и его назначение судом
... задач: 1. рассмотреть штраф как вид наказания в Уголовном кодексе Российской Федерации; 2. рассмотреть штраф как вид уголовного наказания в законодательстве зарубежных 3. выявить проблемы назначения штрафа судами как вида уголовного наказания; 4. проанализировать штраф как основное и дополнительное ...
3 – рассмотреть систему и виды административных наказаний;
4 – изложить правила назначения административных наказаний;
5 – рассмотреть как применяются правила назначения наказаний на практике.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснован выбор темы работы, сформулированы цель и задачи. В первой главе дается понятие административному наказанию, описаны его цели, и рассматривается система административных наказаний. Вторая глава посвящена общим правилам назначения наказания. Третья глава раскрывает особенности применения правил назначения наказания на практике. В заключении сформулированы выводы по теме курсовой работы.
Понятие административного наказания в отечественном административном законодательстве впервые дано в ст. 3.1 «Цели административного наказания» КоАП РФ. Анализируя данную статью, можно сделать вывод о том, что все дискуссии о понятии административного наказания велись через содержание целей административного наказания. Это имеет место из-за того, что авторы закона два самостоятельных понятия (определение административного наказания и его цели) рассматривают как одно понятие. В административно-правовой литературе понятие административного наказания используется в самых различных значениях:
1) как реакция государства на совершенное административное
2) мера ответственности за
3) санкция за совершение
4) выражение отрицательной
5) кара, т.е. причинение виновному в совершении
6) вид административного
Представляется, что каждое из указанных значений, раскрывая особую грань, особое свойство такого разностороннего явления, как административное наказание, высвечивает его разные оттенки и имеет право на существование, теоретически может быть отражено в понятии административного наказания или даже принято за основу при его определении. Но ввиду того что каждое явление обладает своей особой сущностью, которая должна найти отражение в определении, среди приведенного многообразия значений и свойств административного наказания должно быть выделено стержневое, отражающее сущность данного понятия, его наиболее важные, характерные свойства, которые определяют смысл существования административного наказания, его предназначение и роль в жизни общества.
Вместе с тем закон определяет административное наказание как установленную государством меру ответственности за совершение административного
Из указанного определения можно выделить несколько признаков административного наказания: 8
Административная ответственность
... административное правонарушение как на основание и один из главных признаков административной ответственности: «административная ответственность - это установленная государством мера юридической ответственности за административные правонарушения, ... института ответственности. В курсовой работе анализируется реальное состояние существующего положения в сфере административной ответственности. Степень ...
1) административное наказание
2) административное наказание
3) административное наказание может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения;
4) административное наказание
5) административное наказание всегда носит личный характер и не должно затрагивать интересы третьих лиц;
6) административное наказание
7) административное наказание всегда влечет последствие, при котором нарушитель и после исполнения административного наказания считается подвергнутым такому наказанию.
Все перечисленные признаки административного наказания являются собственно административно-правовыми.
С содержательной стороны административное наказание может считаться
1) устанавливается и применяется государством в общественно
2) применяется только от имени государства;
3) содержит четко определенный объект (объекты) ограничений с указанием количественных пределов (максимального, а в необходимых случаях и минимального) вмешательства в правовой статус нарушителя;
4) выражает характер не какой-
Максимов В. И. предлагает определение административного наказания отличное от существующего в КоАП РФ, которое дает более сущностную (а именно карательную) характеристику мер административной ответственности, не изменяя, а уточняя тем самым их содержание.
«Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая только к лицу, признанному виновным в совершении такого правонарушения, и заключающаяся в обусловленном ею лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя». 9
В ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ перечислены цели административного наказания. В указанной норме говорится о «предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». КоАП РФ содержит, таким образом, положения, придающие административному наказанию предупредительную и профилактическую направленность. Последнее относится и к тем лицам, к которым наказание не применялось.
Целями административного наказания являются: предупреждение совершения новых правонарушений как правонарушителями (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).
Административные наказания
... основных, так и дополнительных наказаний, остальные – только в качестве основных. А такие, например, меры административного принуждения, как приостановление органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, работы пожароопасного производственного участка; ...
Не вызывает также сомнений и то, что указанные в законе цели административного наказания являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Федеральный законодатель, руководствуясь принципом гуманизма юридической ответственности, и в частности административной, недвусмысленно указал на то, что административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ).
Норма КоАП РФ закрепила последнее положение впервые. Ее смысл заключается в том, что административные наказания не преследуют цели мести, причинения физических страданий, унижения человеческого достоинства. Здесь законодатель следует ст. 21 Конституции РФ10 , гласящей, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Лица, чье правовое положение полностью зависит от государства (а к таковым вполне можно отнести и привлеченных к административной ответственности), должны нести лишь заложенные в административные наказания законом ограничения или лишения с тем, чтобы не претерпевать излишние, не обусловленные целями административной ответственности и примененным административным наказанием страдания. Такой подход корреспондирует Всеобщей декларации прав человека (ст. 12) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 3)11 , провозглашающим недопустимость такого применения наказаний, которое предполагало либо допускало бы пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение.
В ст. 3.2 КоАП дан перечень административных наказаний, различающихся по своему содержанию и характеру оказываемого ими воздействия, которое и составляют определенную систему.
Действующий КоАП РФ закрепляет девять видов административных наказаний, к числу которых относятся: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности. Характеризуя «лестницу» административных наказаний, не каждый из исследователей приходит к выводу о заложенной в ней законодателем какой-либо закономерной последовательности. Например, отмечается, что «по расположению административных наказаний в системе нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести (строгости) каждого из наказаний в соотношении между собой»12 . Представляется, что данная позиция справедлива, но лишь отчасти, поскольку при определении закономерности последовательности расположения видов административных наказаний в перечне необходимо прежде всего выявить тот критерий, который был положен законодателем в основу такой упорядоченности. Причем заметим, что степень суровости административного наказания может быть определена исходя из различных критериев, но не каждый из них возможно приложить к порядку перечисления в законе видов административных наказаний. Выстраивая перечень административных наказаний в КоАП РФ, законодатель в основу его построения положил степень суровости административного наказания в зависимости главным образом от «ценности» объекта его ограничительного воздействия.
Административная ответственность: понятие, признаки, принципы
... понятие, признаки и принципы административной ответственности. В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи: Определить понятие административной ответственности; Выявить основные черты административной ответственности; Проанализировать соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности; Изучить принципы административной ответственности; ...
Автор Максимов В. И. дает следующее определение «система административных наказаний представляется как относительно самостоятельная и устойчивая в структуре административного принуждения упорядоченная по критерию сравнительной суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь которых обусловлены единством функционального назначения административного наказания в административно-наказательной политике государства .»13
Нынешнее состояние и содержание системы административных наказаний выражают, как указывалось ранее, достигнутый уровень правового развития Российского государства. Средства административно-карательного принуждения в их системном сочетании являются, в свою очередь, показателем эффективности административно-наказательной политики государства, экономичности, адаптивности и взаимосвязанности мер административного воздействия.
Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.
Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ).
Под основными понимаются наказания, которые могут применяться самостоятельно. Под дополнительными наказаниями понимаются наказания, которые применяются вместе с основными. Административные наказания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим административным правом не предусмотрены. Возмездное изъятие, конфискация предмета и административное выдворение может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, остальные — только в качестве основных.
Глава 4 КоАП посвящена основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.
Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, законодательными актами субъектов РФ.
Общие правила назначения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.14
Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Понятие, цели и виды уголовного наказания в Российской Федерации
... силу конституционной ответственности государства за обеспечение общественной безопасности и правопорядка, применение наказания остается необходимым. Поэтому регламентация правил назначения наказания должна быть ... являющеюся преступлением (административное, гражданско-правовое правонарушение, дисциплинарный проступок и т.д.). Особый характер этой меры проявляется в следующем: - наказание может быть ...