Право на жизнь является пожалуй самым главным и неотъемлемым правом человека. Ведь самое ценное это жизнь, и я считаю, что никто ни вправе отбирать её, пусть даже по решению суда и со всеми вытекающими процессуальными нормами.
В данной работе я попытаюсь досконально изучить не только историю самого “Древнего права человека”, но также и выявить процесс его развития, причём не только на территории РФ, но и в ряде других стран.
В различное время проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Это в значительной степени даже не правовая, а философская категория, над которой работали целые поколения философов и правоведов всего мира.
Конечно же, это, в первую очередь общее понятие права на жизнь и его свойствах, закрепленных Конституцией РФ 1 и многочисленными законодательными актами. При этом будут, по возможности, учтены и международно-правовые нормы, которые являются, несомненно, базовыми для закрепления основных прав и свобод человека в современном мире.
В современном мире достаточно много дискуссий не только о праве на жизнь, но и о праве на смерть. Эвтаназия и смертная казнь – пожалуй два самых противоречивых и неоднозначных вопросов современности.
Если рассматривать лишь смертную казнь в отдельности от эвтаназии то понятно, что её отмена в ряде стран это достаточно долгий процесс развития и гуманистического подхода к наказанию.
А вот с эвтаназией не всё так просто. Очень тяжело лишить жизни ни в чём не повинного человека пусть даже по его собственному желанию. Но и смотреть на мучения не только взрослого человека, но и за частую маленького ребёнка – это зрелище не для слабонервных. Вот и возникает палка двух концов.
Так же нам стоит рассмотреть момент начала и окончания права на жизнь, ведь законодательство разных стран по разному трактует этот момент. В первую очередь мы конечно же рассмотрим законодательство РФ.
Конвенция о правах человека. Конвенция о правах человека и биомедицине ...
... регулирующий практику современной биомедицины «Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине», и ОСК РПЦ? Для ... для жизни современного человека. Биоэтика в связи с этим рассматривается как система знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека. Выверка ...
Все высшее перечисленные проблемы мы рассмотрим по отдельности в последующих главах курсовой работы.
Глава 1 Право на жизнь и определение момента его наступления
1.1 Общая характеристика понятия права на жизнь.
В первую очередь кончено хотелось бы начать с общего определения. Итак право но жизнь- одно из основных прав человека, защищаемое международным правом и конституциями большинства демократических стран, в т.ч. РФ. П. на ж. корреспондирует государства всемерно охранять человеческую жизнь от любых противоправных посягательств и иных угроз, обеспечивать правовые, социальные, экономические, экологические и иные условия для нормальной, полноценной и достойной человека жизни. В государствах, где отменена смертная казнь (Австрия, ФРГ, Франция и др.), П. на ж. означает, что ни один человек ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством. В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни, под П. на ж. обычно понимается, что ни один человек не может быть лишен жизни без должной правовой процедуры. В некоторых странах расширительное толкование П. на ж. приводит к запрещению, в т.ч. конституционному (Ирландия), производства абортов.
Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер. Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,3 Международного пакта о гражданских и политических правах,4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах,5 Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него,6 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации7 и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в. Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся «правящей верхушкой» такого общества.
1.2. Определение момента начала и окончания права на жизнь
При решении вопроса о наличии посягательства на жизнь человека большое значение имеет правильное определение момента её начала и окончания.
С какого момента начинается жизнь? Существует несколько подходов к этой проблеме. Так, Шаргородский М.Д. считает, что моментом начала самостоятельной жизни младенца является либо начало дыхания, либо момент отделения пуповины. Такого же мнения придерживается Бородин С.В., полагая, что моментом начала жизни следует считать мгновение, с которого организм ребенка способен самостоятельно функционировать, и полностью отделен от организма матери. Однако, если признать её правильной, причинение смерти уже родившемуся ребенку, которого с организмом матери еще связывает пуповина, или же ребенка во время родов, у которого из утробы матери уже показалась головка, не считалось бы убийством в уголовно-правовом смысле. Подобное умозаключение противоречит действующему Уголовному кодексу, которым установлена ответственность за лишение жизни ребенка матерью сразу же после родов или во время их (ст. 106 УК РФ), называемое убийством. Противоположная позиция закреплена в уголовном законодательстве ряда зарубежных стран, например, Германии и Швейцарии, где началом жизни считается момент зачатия. Это, правда, не означает равной уголовно-правовой защиты жизни внутриутробного плода и жизни уже родившегося человека.
Принцип уважения прав человека в международном праве
... прав потребителей и благополучия человека» / Российская газета, № 144, 08. 07.2004. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04. 11.1950) / Бюллетень международных договоров, 2001 № 3. Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека ... в центр своей деятельности развитие демократии, уважение прав человека и верховенство закона, — Совет Европы. ...
Нам представляется обоснованной точка зрения Загородникова Н.И., который указывает, что началом жизни человека следует признать начало физиологических родов, так как этот момент свидетельствует о том, что плод достаточно созрел и приобрел все необходимые качества для вне утробной жизни.
Появление человека возможно и вне процесса физиологических родов. Антонов В.Ф. приводит следующий пример. Женщина, находящаяся на последних месяцах беременности, погибает во время хирургической операции. Однако врачам удается отделить плод от утробы матери и поддерживать его дальнейшее развитие при помощи медицинских препаратов. Прерывание процесса жизнеобеспечения в данной ситуации вполне может расцениваться как убийство.
Не менее дискуссионным является вопрос о моменте смерти. Различают клиническую и биологическую смерть. Клиническая наступает с момента остановки сердца. Биологическая характеризуется возникновением необратимого процесса распада клеток коры головного мозга, когда исчезают функции всех его отделов. В юридической литературе утвердилось мнение, что таким моментом является биологическая смерть, что подтверждается Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992г., Приказом Минздрава РФ от 4 марта 2003 г. N 73 «Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий» заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга.
Если же головной мозг продолжает жизнедеятельность, хотя и при отсутствии дыхания и остановке сердца, нарастающем кислородном голодании других органов и тканей (клиническая смерть), человек считается живым и остается под охраной уголовного закона.
Посягательство на умершего человека (труп) следует квалифицировать по направленности умысла виновного как покушение на убийство.
Рассматривая правовой статус можно найти ряд примеров того, что ещё не родившийся ребёнок может наследовать. Так, согласно ст. 1116 ГК РФ граждане, зачатые в момент жизни наследодателя и родившиеся после его смерти, обладают правом наследования. Таким образом, действующее законодательство РФ также охраняет интересы человеческого зародыша, называя его «гражданином», «ребенком», а не лишенной самостоятельного бытия «частью» материнского организма.
Глава 2 Смертная казнь и Эвтаназия.
2.1. Смертная казнь
Для начала рассмотрим общее понятие . Смертная казнь — разрешённое законом лишение человека жизни в качестве наказания, обычно за тяжкое уголовное преступление.
Смертная казнь и пожизненное лишение свободы как ее альтернатива
... В.А. Убийцы, отбывающие пожизненное лишение свободы // Государство и право, 1999, № 11. 2. Агашов Г. Конференция по проблеме отмены смертной казни // Законность, 1999, № 8. 3. Бойко А. О смертной казни // Государство и ... представление, что оно вообще не применяется» [113]. Глава 7. ПРАКТИКА НАЗНАЧЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ Как было сказано в пункте плана 1, в России не раз предпринимались попытки ...
В развитых странах смертной казни всегда предшествует судебное разбирательство. Казнь может производить только уполномоченный представитель государства, иначе это действие считается убийством и карается законом.
В ряде случаев смертная казнь может быть заменена пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы по решению суда, либо приговорённый судом к смертной казни может быть помилован высшим должностным лицом государства или штата (президентом, монархом, премьер-министром, губернатором и т.д.).
Что касается смертной казни в РФ после вступления в силу с 1 января 1997 г. Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) взамен ранее действовавшего Уголовного кодекса РСФСР в России значительно сокращен перечень преступлений, видом наказания за которые могла быть назначена смертная казнь. Согласно п. 1 ст. 59 УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Такими преступлениями являются:
Убийство (при наличии отягчающих вину обстоятельств) (п. 2 ст. 105 УК РФ).
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ).
Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ).
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ).
Геноцид (ст. 357 УК РФ).
Единственным видом смертной казни в России является расстрел.
16 мая 1996 года президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». С августа 1996 года, в соответствии с этим указом, приговоры к смертной казни в исполнение не приводятся.
2 февраля 1999 года Конституционный суд России вынес решение, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны.
Что касается мировой практики, то конечно же большая часть европейских стран отказались от данной практики. А вот страны востока, довольно консервативны в данном вопросе. Одним из наиболее распространённых видов казни остаётся повешенье. Хотя часто используют более гуманные виды смертной казни. В целом конечно же смертная не является средством удовлетворения моральных аспектов семьи потерпевшего. Допустимость применения смертной казни за особо тяжкие посягательства на жизнь продиктована не соображениями возмездия, тем более она не может иметь своей целью исправления виновного, а прежде всего выполнением задачи восстановления социальной справедливости и предупреждения новых преступлений как самими осуждёнными, так и другими лицами. Даже при совершении преступления, за которое предусмотрено назначение смертной казни, она все же не применяется к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, мужчинам, достигшим 65-летнего возраста к моменту вынесения судом приговора (а не к моменту совершения преступления).
Таким образом, ограничение сферы применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания кругом особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, дополняется критериями пола и возраста. Следует обратить внимание на такой нюанс законодательной формулировки: применительно к несовершеннолетним закон говорит о не достижении ими 18 лет на момент совершения преступления, применительно к мужчинам – возраст указан на момент вынесения приговора. Решение законодателя о возможности назначения смертной казни в качестве меры наказания и сфере ее применения, строго говоря, не может основываться на чисто юридических аргументах. В основе лежат более глубокие соображения, возможно, коренящиеся прежде всего в сфере общественного сознания. Юристы не смогли доказать позитивное воздействие смертной казни на состояние и динамику преступности. Они не сумели привести убедительных аргументов.
Проблема эвтаназии в контексте прав человека
... подобного замысла». Церковь также полностью осуждает эвтаназию. Осуждение касается всякого посягательства на человеческую жизнь. Следует привести доводы за и против эвтаназии. Люди, признающие эвтаназию правом человека, чаще всего обращают внимание на следующее: ...
В 90-х годах, после известных изменений в политической и экономической жизни, в позиции Российской Федерации на международной арене актуализировались споры вокруг смертной казни. Аргументом в пользу ее отмены стали, по мнению ряда политиков и правоведов, международные обязательства России. Международная практика показывает, что было бы принципиально неверно подходить к отмене смертной казни как показателю демократизма и гуманизма. Решение об отмене смертной казни можно считать желательным, по оно должно быть рациональный и компенсироваться назначением иных, более эффективных и более щадящих мер.
2.2. Эвтаназия
Человек смертен, и смерть неизбежна. Удел врачевателя, в чьей власти избавить человекаот страданий, представляется высшим видом самореализации, каковая и перед лицом смерти не оборачивается тщетой и суетой. Бывают ситуации, где действия врача противоречат пониманию неизбежности смертельного исхода. И все же врач старается продлить каждый день и час больного. Часто это бывает выше логики. Мы помним Клятву Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути подобного замысла». Приведу слова больной Ю., 39 лет, умницы, широко эрудированной личности, мучительно умиравшей от рака поджелудочной железы :
«Дорогой доктор! Врач обязан бороться за жизнь, но не за страдания. Мои мучения невыносимы. Это выше человеческих сил. Мне ничто не может помочь. Самое большое и самое желанное — это прекратить мои терзания. Продолжение страданий смертельно больного — это зло. Ведь медицина — это сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие. Может ли она мириться с тем, чтобы быть причиной продолжения мучений ? Закон не в праве запретить больному человеку распоряжаться собственной жизнью, если эта жизнь превратилась в одни страдания. Прав Вольтер: «Если все потеряно и нет надежды, жизнь — это позор, а смерть — долг». Я молю вас помочь мне умереть».
Прекратить жизнь самому себе — смертный грех. Душу имеет право забрать только тот, кто её дал. Как бы жутко ни жилось, нельзя покончить с собой. Сказано в Святом писании: » …не по своей воле ты создан, и не по своей воле ты родился, и не по своей воле ты живешь, и не по своей воле ты умираешь, благословенен Он». Перед лицом смерти люди реагируют различно, не все оказываются способными проявить стойкость и мужество, достойно уйти из жизни. Порой страдание не облагораживает: оно портит человека. Под воздействием его люди становятся себялюбивыми, раздражительными, мелочными, подозрительными. Они дают поглотить себя пустякам. Кто-то заметил: «Они приближаются не к Богу, а к зверю». Известно, как умирал в страданиях от рака легкого певец М.Бернес: он кричал на жену, что она его заразила, терял человеческий облик.
Флоренс Найтингейл. Жизнь и деятельность
... всем мире отмечают свой профессиональный праздник - Международный день медсестер. 2. Биография Флоренс Найтингейл «Леди со светильником, или же житие противоречивого ангела». Флоренс Найтингейл родилась 12 мая 1820 года во ... заключается её заслуга, а в том, что она жила во имя людей, людскую жизнь она ставила выше собственного счастья и благополучия. И мы должны помнить, пока ...
Закономерен вопрос: не обязан ли врач, убедившись в категоричности решения неизлечимого больного, помочь ему уйти из жизни наименее тяжелым и болезненным путем, прекращать его страдания, если смерть является единственным средством избавления от мук? Ответ очень труден и неоднозначен. Легкая, безболезненная смерть в Древней Греции называлась «эвтаназия». Дискуссии о возможности и целесообразности эвтаназии не прекращаются по сей день.
В настоящий момент некоторые страны узаконили данную процедуру. Нидерланды — первая из развитых стран, легализовавшая эвтаназию. Согласно опросу, во Франции 85 % населения выступает за легализацию эвтаназии. В Швейцарии и Германии эвтаназия не узаконена, но помощь по уходу из жизни неизлечимым страдающим больным не считается преступлением. Как считают сторонники эвтаназии, истинный гуманизм в том, чтобы проявить милосердие к людям, обреченным на жестокие предсмертные муки. Оставляя неизлечимых, тяжело страдающих больных жить, тем самым продлевают их мучения. Это трудно, видимо, понять не переживающим подобного. Многие врачи, члены “Сострадания в смерти” считают, что их работа в обществе — способ разрешить внутреннее противоречие между своим долгом поддерживать жизнь больного и прямой обязанностью облегчить его страдания. Значительное число американских врачей уже сегодня помогают умереть своим неизлечимо больным, скрывая от них новейшие лекарства, которые только продлевают мучения, а улучшить ход течения болезни не могут. Желание легкой смерти у обреченных страдающих больных находит понимание и сочувствие все большего числа врачей, считающих, что основной задачей всех врачей во всех странах является облегчение страданий больных. В тех случаях, когда облегчить страдания не представляется возможным, а боль настолько сильна, что смерть является единственным избавлением от мучений, многие врачи видят свою обязанность в том, чтобы помочь безнадёжным больным умереть. Пока дискуссия об эвтаназии продолжается, и мало признаков того, что она близка к завершению.
Заключение.
Итак, подведем черту под нашим скромным исследованием. Все права человека неделимы, составляют единый комплекс, из их совокупности нельзя исключить хотя бы одну составляющую в ущерб другим. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы какому бы то ни было другому. Это замечание совершенно справедливо, поскольку в противном случае будет нарушен общий принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип универсальности прав человека. Признание неделимости прав человека не исключает определенной их систематизации.
Бесспорно, что приоритетным правом является право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого бессмысленно ставить вопрос о соблюдении остальных прав и свобод человека. С другой стороны, соблюдения лишь одного права на жизнь, конечно, недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуются уважение и соблюдение и других прав и свобод. Иначе мы обнаружим не право на жизнь, а лишь право на существование, блестящие примеры которого известны из русской и советской классической литературы.
Следует признать, что сегодня в российской правовой системе функции государства по обеспечению права на жизнь урегулированы недостаточно, не создан необходимый механизм эффективной реализации полномочий государственных органов по охране основных прав и свобод личности. Усиление правозащитной функции государственных органов требует расширения их компетенции, внесения необходимых изменений в действующее законодательство, совершенствования организации системы органов государственной власти и административно-юридических процедур.
Права и свободы человека по конституции РФ 1993 года
... сначала говорит о равноправии людей вообще (часть 1 статьи 19), потом (счасть 2 статьи 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо ... принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 г. ...
Вместе с тем не следует упускать из виду того обстоятельства, что возможности государственных органов не беспредельны. Правильная организация государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод требует четкого нормативного определения критериев нарушений основных прав и свобод, подлежащих именно государственно-правовой охране, установления хотя бы примерного перечня их признаков. Отсюда вытекает потребность в определении типологии правонарушений, представляющих предмет административного и судебного рассмотрения и воздействия в этой сфере государственно-правовой деятельности, а также причин их совершения.
Нарушения основных прав и свобод граждан возможны в различных областях общественных отношений, когда закон прямо предусматривает возможность административного и судебного разрешения правового спора. Сфера применения правового принуждения в деятельности правоохранительных органов также требует определения пределов правового контроля со стороны институтов административной и судебной власти.
Для классификации условий и обстоятельств, лежащих в основе нарушений основных прав и свобод граждан, целесообразно использовать, прежде всего, нормотворческие отклонения (принятие законодательных или иных нормативных актов, не соответствующих установлениям Конституции РФ, гарантирующим основные права и свободы).
Так, Федеральные законы о милиции и об оперативно-розыскной деятельности допускают несанкционированное проникновение в жилые помещения граждан, использование электронных средств получения информации. По роду и виду правоохранительной деятельности такие обстоятельства возможны: 1) при пресечении правонарушений и применении мер административного воздействия (административный произвол); 2) в уголовном судопроизводстве (как в стадиях предварительного расследования, так и непосредственно в судебных стадиях); также нередки случаи неисполнения должностными лицами правоохранительных органов их обязанностей по обеспечению условий осуществления процессуальных прав участников судопроизводства: на доступ к правосудию, на право на защиту и др.; 3) в сфере гражданского судопроизводства (отказ в приеме исковых заявлений, нарушение правил о подсудности и подведомственности, несоблюдение сроков рассмотрения дел, необоснованное приостановление судами производства по делу и др.).
В целом нарушения основных прав и свобод человека можно разделить на две группы: 1) нарушения, которые не имеют массового характера, затрагивают интерес отдельных лиц, не совершаются систематически. Например, незаконный арест в результате допущенной ошибки. Борьба с такими нарушениям происходит, как правило, с помощью средств, которыми располагает государство (законодательство, органы суда, прокуратуры и т.д.); 2) массовые и грубые нарушения прав человека, затрагивающие интересы ряда стран или всего мира. Например, преступления германского фашизма, нарушения прав и свобод человека в ходе современных вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, актов терроризма. Борьба с подобными нарушениями возможна только с использованием как национальных государственно-правовых средств, так и средств международно-правового характера.
Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ
... через ст.2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Поэтому основные права и свободы не только признаются ... и место временного пребывания человека, тогда, если в жилище вселяются люди, имеющие на то право, то их действия не являются нарушением неприкосновенности, в том числе ...
В современных условиях право на жизнь все чаще подвергается испытаниям на прочность. Легализация абортов, возможная легализация эвтаназии, усиление террористических и антитеррористических инцидентов по всему миру тому подтверждение. Кроме того, государство не обеспечивает должную защиту этого права, не обеспечивает безопасность личности в современном мире со всеми его многочисленными угрозами. С другой стороны, смертная казнь во многих государствах уже отменена или не исполняется, что, однако, может служить лишь слабым утешением.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravo-na-jizn-v-sovremennoy-rossii/
Козаченко И.Я., Незнамов Е. А. Уголовное право. Общая часть. М. 1998. С. 353.
Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. М., 1996. С. 390.
Малько А.В. Смертная казнь как правовое ограничение. Государство и право, № 1, 1993. С. — 115
Здравомыслов Б.В. Уголовное право Российской Федерации Общая часть. М. 1999. С.363-364.
Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России. Часть общая. Т.1 С. 412
Алексеев С. С. Права человека как институт естественного и позитивного права / Права человека. История, теория и практика. Учебное пособие. // Отв. Ред. Б. Л. Назаров. – М., 1995.
Г.Зубрис “Эйтаназию — вне закона”, // “Медицинская газета”, № 3,1997
И.Косарев “Лёгкой смерти не бывает”, // “Мед.газета”, № 62,1996
Б.Нисензон “Сколько страдать безнадёжным больным”, //“Мед.газета”, № 60, 1996
А.Орлов “Эвтаназия-это клятвопреступление и уголовный беспредел” // “Мед.газета”, № 72, № 79, 1996