2
Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. // Интернет.
Принцип законности — всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа — требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности — основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.
Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.
Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.
Формы государственного предпринимательства в России
... исключительно государства. Формы государственного предпринимательства в России. Организационно-правовые формы государственных предприятий Государственное предпринимательство является важной составляющей ... регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство ...
Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства — взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.
Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему -проблему собственности. Термин “собственность” и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.
Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.
Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон “Об акционерных обществах”, новые редакции законов “О Центральном банке Российской Федерации”, “О банках и банковской деятельности”, установившие современные основы регулирования банковской системы страны, новая редакция Таможенного кодекса (1995 г.), федеральные законы о международных договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных актов. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. // Интернет.
Для развития конкуренции, как одного из главных направлений становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ “О государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)” определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и разработка программ демонополизации и развития конкуренции. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. // Интернет.
Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:
§ наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей — хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма — монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,
§ наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.
Лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых субъектами ...
... индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Лицензирование осуществляет ФСБ России; 13) деятельность по изготовлению защищенной от подделок ... значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: ...
С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих субъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования. Соответствующий механизм дает также возможность предприятиям и предпринимателям реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности, а также определяет порядок равномерного распределения имущества должника между всеми его кредиторами. Первые шаги в этом направлении были сделаны принятием Закона “О предприятиях и предпринимательской деятельности” (1990), а затем Закона “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” (1993).
Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности предпринимательства // СПб., 1998.
Практика использования последнего закона выявила его слабые стороны: он морально устарел с принятием нового Гражданского кодекса, который ввел во многом новый понятийный аппарат; ряд базовых положений закона оказались трудноприменимыми на практике.
Решительно изменить среду обитания субъектов предпринимательской деятельности, сделать ее более безопасной, призван Закон “О несостоятельности (банкротстве)”, вступивший в силу с 1 марта 1998 г. В то же время продолжают оставаться неурегулированными отношения, касающиеся несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов в отдельных и весьма важных сферах экономики, в частности казенных предприятий. Существенно отличается от общепринятого механизм банкротства кредитных организаций.
Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.
Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них — запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.
В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.
Прекращение деятельности субъектов предпринимательской деятельности
... права заниматься предпринимательской деятельностью. Учитывая, что законодательство не запрещает ведение предпринимательской деятельности иностранными гражданами, ... управления; поэтому изменение вида предприятия также не считается его реорганизацией. Так, унитарное предприятие ... ликвидации. При этом реорганизация подразумевает правопреемство, а ликвидация происходит без такового. Прекращение деятельности ...
Предприниматели все более ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.
Запреты органам власти и управления вмешиваться в ту сферу предпринимательской деятельности, в которой право принятия решений принадлежит исключительно предпринимателям, нередко нарушаются. Принятие властными органами нормативных актов с превышением своей компетенции приводит к нарушению прав и законных интересов предприятий. Поэтому все больше возрастает роль правового регулирования как самой предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства, органов управления. Законодательством, в том числе и новым ГК РФ, не только установлены запреты на вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, но и предусмотрены неблагоприятные последствия таких действий государственных органов: признание в судебном порядке властного акта государственного или иного органа, принятого с нарушением законодательства, недействительным (полностью или частично); непридание судом правовой силы такому акту; взыскание в судебном порядке убытков, причиненных предпринимателю неправомерными действиями (бездействием) государственного или иного органа.
Наиболее эффективным способом защиты прав предпринимателей является предусмотренное ст. 12 ГК РФ признание недействительным противоречащего законодательству акта органа государственного управления или органа местного самоуправления. Предприниматель может оспорить неправомерный акт в суде или арбитражном суде как акт, нарушающий государственную гарантию соблюдения законных интересов предприятия. Основанием для признания властного акта недействительным является издание его соответствующим органом вне компетенции либо принятие его с нарушением формы, порядка и сроков.
Порядок обращения в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействительным, сроки рассмотрения и принятия решения определены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Дела по таким заявлениям возбуждаются без предварительного, претензионного урегулирования разногласий и обращения к вышестоящему органу.
Кстати, название торговой марки «Ля Рошель» символично: продав первую партию мягкой мебели, ее создатели отметили это событие французским шампанским города Рошель.
В 1991 году группой ведущих специалистов бывшего «СоюзЭВМкомплекс» была основана компания «Электронная Техника и Компьютеры» или сокращенно «ЭТиК».
С момента своего создания компания занимается поставкой и обслуживанием компьютерной техники, но основным занятием фирмы всегда было внедрение информационных систем управления предприятием.
На заре своей деятельности специалисты фирмы разрабатывали собственные бухгалтерские программы, которые пользовались спросом. И уже за первый год работы фирма имела много клиентов.
1992 год для фирмы оказался нелегким, российское законодательство стало меняться с невероятной быстротой, в результате чего от разработки собственных программ специалистам компании пришлось отказаться. Было принято решение заключить договоры с производителями тиражируемых отечественных информационных систем и заниматься внедрением их в Красноярском крае.
Разработка предложений по повышению эффективности системы управления ...
... в дипломной работе предложения по повышению эффективности управления активами позволят ... имуществом, принадлежащим ей на правах собственности. Имущество во всех его формах, принадлежащее предприятию, ... фирмы. Классификацию имущества можно провести по различным основаниям, выделив: 1. движимое и недвижимое имущество. 2. имущество, ... нераспределенной) за ряд лет. Вторая группа показателей практически ...
В 1993 году началось сотрудничество с компанией «Интеллект — Сервис» Москва по программе БЭСТ, с корпорацией «Галактика» по комплексной системе управления предприятием Галактика, с «ИНЭК» по комплексу экономических программ и др.
В 2000 году компания «ЭТиК» получила статус авторизованного партнера корпорации «Галактика».
В 2003 году фирма открыла дочернюю компанию «Галактика — Красноярск», которая является корпоративным партнером корпорации «Галактика».
В марте этого же года фирма «ЭТиК» подписала партнерский договор с компаний «Microsoft Business Solutions» по новейшим зарубежным ERP-системам (управление ресурсами предприятия).
Осенью начал действовать «Учебный центр» для обучения, как собственных специалистов, так и клиентов фирмы.
В 2004 году заключен эксклюзивный договор на распространение в Красноярском крае международного решения для автобизнеса Incadea, с компанией «Интеллект-Сервис».
В конце этого же года создана компания консалтинговых услуг «КБ-Консалтинг» — управляющая в группе компаний: ООО «ЭТиК» и ООО «Галактика-Красноярск».
Заключение
В настоящей работе автором была предпринята попытка раскрытия понятия предпринимательства и вопросов, с ним связанных. В качестве основы использовались методические указания, содержащие рекомендации и основные требования, предъявляемые к курсовой работе. С их помощью был составлен план и определена общая структура работы.
Кроме того, автором была изучена б о льшая часть предложенной к ознакомлению литературы по теме.
Некоторые исследования были сделаны автором самостоятельно своими силами и своим разумением и он не в состоянии подтвердить их ссылками на авторитетные источники, однако, автор считает себя вправе (более того, считает своим долгом) при выполнении курсовой работы проводить исследования и строить определенные предположения, а также делать некоторые выводы в пределах, ограниченных общим развитием и уровнем образования. Так, автором была построена приведенная в начале работы этимология слова «предпринимательство».
Согласно требованиям, предъявленным к курсовой работе, в последнем разделе приведены конкретные примеры организаций, проводивших в нашей стране предпринимательскую деятельность.
Автор признает, что, возможно, изложение историй развития фирм изложено чрезмерно кратко, без подробностей и, наверное, суховато. Однако, он предпочел привести пример двух организаций из разных сфер деятельности, изложив историю каждой из них сжато, нежели рассказывать про одно предприятие подробно. Указанное предпочтение было сделано не столько по причине недостатка информации, сколько для того, чтобы читателю было нагляднее сравнивать развитие и специфику развития организаций различной направленности и размера, а также различных регионов.
К сожалению, в рассматриваемой теме была несколько ограничена возможность использования для анализа и в качестве источников первичных нормативных документов (нормативных актов), по причине чего автору пришлось прибегнуть к использованию некоторого количества переработанной литературы (учебников, конспектов лекций и пр.).
«Апелляционное производство в арбитражном процессе» Автор работы
... Апелляция в арбитражном процессе представляет собой пересмотр судом апелляционной инстанции решений и определений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу; стадия арбитражного судопроизводства. Апелляционные жалобы в порядке апелляционного производства рассматривает арбитражный суд апелляционной инстанции, образованный в соответствии с ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" ...
Там, где была возможность, приводились ссылки преимущественно на первичные документы.
Автор понимает, что, помимо указанных и признаваемых им, в работе имеется достаточно большое количество неточностей, ошибок и прочих недостатков, а также признает то обстоятельство, что работа не соответствует идеалу и будет благодарен за любые замечания, способствующие ликвидации недостатков работы, а также пробелов в знаниях автора, этой работой выявленных.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravo-na-zanyatie-predprinimatelskoy-deyatelnostyu/
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ (с изменениями от 31 июля 1998 г, 20 марта 2002 г.)
3. В.П. Грузинов, В.Д.Грибов Экономика предприятия. Изд. второе. Москва «Финансы и статистика», 2001
4. Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник для вузов. -М.: Информационно — внедренческий центр «Маркетинг», 2002
5. Экономика предприятия. /Под ред. Сафронова Н.А. -М.: Юристъ, 2002
6. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов. /Под ред. Пляцека В.В.-изд-во «Проспект», 2002
7. Гражданское право, конспект лекций, Бирюкова Л.К.
8. Россия в цифрах: Стат. сб. Госкомстата РФ. М.: Финансы и статистика, 1999
9. Россия в цифрах: Стат. сб. Госкомстата РФ. М.: Финансы и статистика, 2003