федеральное и законодательство субъектов РФ.
В исключительном ведении РФ, К совместному ведению РФ и субъектов РФ, Вне пределов ведения
К субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.
Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума РФ, заключения Конституционного суда РФ.
правовой обычай
Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти.
Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
В качестве составных элементов системы права выделяются: норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут.
Отрасль права
В качестве элементов отрасли права выделяются подотрасли, правовые институты и субинституты.
Подотрасли, Правовой институт
Правовые институты подразделяются на простые, регулирующие правоотношения внутри одной отрасли, и сложные, регулирующие в нескольких отраслях права.
Для существования отдельной отрасли права необходимо наличие следующих условий: однородности регулируемых общественных отношений, их важного значения для общества и государства, невозможности урегулировать данные отношения с помощью иных отраслей права, специфического метода правового регулирования.
Отрасли права можно классифицировать по предмету правового регулирования:
Субъекты трудового права, их правовой статус
... активным лицом в сфере трудового права. Работодатель как субъект трудового права должен выполнять определенный круг возложенных на него действий. Они зафиксированы в 303 статье Трудового кодекса РФ. Правовой статус работодателя обязывает его: трудовое соглашение с работником ...
1) конституционное право, регулирующее такие вопросы, как федеративное устройство государства, права, обязанности граждан, общественный строй, политическую систему и др.;
2) , предметом которого являются имущественные и неимущественные отношения субъектов данной отрасли;
3) , регулирующее сферу управленческой деятельности государства;
4) уголовно-процессуальное, регулирующее деятельность органов предварительного следствия и дознания, прокуратуры и суда по раскрытию и рассмотрению уголовных дел;
5) , регулирующее вопросы рационального использования земель, определения правового режима различных видов земли и т. д.
Существуют и иные отрасли права: гражданско-процессуальное, уголовное, семейное, трудовое, уголовно-исполнительное и т. д.
Выделяют также отрасли:
1) материального права, устанавливающие основные дефиниции определенной отрасли права и обязанности субъектов (гражданское, уголовное), и процессуального права, регулирующие порядок реализации и защиты предоставляемых государством прав и юридических обязанностей (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное);
2) частного права, направленные на защиту интересов частных лиц (гражданское, семейное), и публичного, регламентирующие деятельность органов государственной власти и управления (конституционное, уголовное, административное).
1. Государство и его органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, , должностные лица и граждане связаны правом и конституционным строем , действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством.
2. Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, обладающий высшей . Нормы Конституции имеют прямое действие и подлежат применению на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, недействительны.
3. Все законы должны быть опубликованы. Неопубликованные законы применению не подлежат. Иные правовые акты не могут применяться, если они затрагивают права, свободы и обязанности граждан и не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Коли международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые установлены законом, то применяются правила этого международного договора.
1. Законодательство в Российской Федерации состоит из федеральных законов, в том числе конституционных, законов республик, правовых актов, принимаемых представительными органами краев, областей, автономных областей и автономных округов.
2. Отношения в сферах, отнесенных Конституцией Российской Федерации к ведению государственной власти, регулируются федеральными законами.
3. В сферах совместной компетенции республик имеют законодательные полномочия , а представительные органы краев, областей, автономных областей и автономных округов — нормотворческие полномочия тогда и постольку, поскольку отношения в этих сферах не урегулированы федеральным законом.
4. В сферах совместной компетенции могут быть приняты только в случаях, если:
Информационные ресурсы internet применяющиеся в области права и законодательства
... ситуации в области прав человека в России. Текущие акции, проводимые правозащитниками. Издания российских правозащитников, проекты, отражение их деятельности в аналитических обзорах и статьях. hro/ "Ваше право" - правовая база данных ...
- а) какой-либо вопрос не может быть эффективно урегулирован законами республики, края, области, автономной области и автономного округа;
- б) урегулирование какого-либо вопроса законами республики либо правовыми актами края, области, автономной области и автономного округа может нарушить интересы других республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов;
- в) этого требует сохранение правового и экономического единства, территориальной целостности Российской Федерации.
1. Система подзаконных актов Российской Федерации состоит из правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов.
2. Подзаконное регулирование по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, осуществляется указами Президента Российской Федерации, решениями государственного секретаря и государственных министров.
3. По вопросам, входящим в совместную компетенцию, государственной власти республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов принимают подзаконные акты , обязательные для государственных органов , предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан на соответствующей территории.