Система права и система законодательства (2)

Курсовая работа

Исследование темы данной курсовой работы заключается в изучении системы права и системы законодательства.

Тема данной курсовой работы является весьма актуальной, поскольку система права представляет собой объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, а система законодательства — это взаимосвязанные нормативно-правовые акты, обладающие юридической силой, а также внутренним единением и согласованностью. Соотношение системы права и системы законодательства является насущным вопросом и объектом изучения большинства отечественных и зарубежных ученых в области права

В качестве предмета данной курсовой работы выступает российское законодательство, закрепляющее и регламентирующее систему права и систему законодательства.

Объектом исследования дан ной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие по поводу исследования системы права и системы законодательства.

Методологическую основу данной курсовой работы составляют анализ, синтез, системный и функциональный подходы и другие методы исследования.

При написании данной курсовой работы были рассмотрены и использованы известные труды правоведов и ученых, а именно можно выделить: Бошно С.В. (исследование и изучение понятия и структуры системы права); Перевалов В.Д. (рассмотрение и исследование системы законодательства); Беляева О.М. (анализ и изучение соотношения системы права и системы законодательства).

Целью данной курсовой работы является исследование и изучение системы права, её структурных элементов, а также соотношения с ситемой законодательства.

Задачи данной курсовой работы:

1) рассмотреть и раскрыть понятие и структуру системы права;

2) рассмотреть и исследовать общую характеристику системы законодательства;

3) рассмотреть и раскрыть соотношение системы права и системы законодательства.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных правовых актов и литературы.

Диспозитивный (автономный) — метод, предполагающий свободу выбора поведения, равноправие сторон, основанный на дозволениях. Данный метод в большей степени характерен для отраслей частного права — гражданского, трудового и иных отраслей права. Однако в большей степени данный метод присущ гражданскому праву и характеризуется автономным (неподчиненным) положением участников правоотношений и договором, как источником возникновения этих отношений.2

38 стр., 18535 слов

Европейский суд по правам человека курсовая работа

... ее толкование Европейским Судом, следовательно, по статусу ниже позиций Федерального Конституционного Суда 9 https://www.bundesverfassungsgericht.de/SharedDocs/Entscheidungen/EN/2004/10/rs20041014_2bvr148104en.html (дата обращения: 01.05.2018). В Боснии и Герцеговине нормы Конвенции являются составной частью национального права, имеют ...

Существуют различные отрасли права. В частности, конституционное право — ведущая отрасль права, основным нормативным правовым актов является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года;3 уголовное право — отрасль, осуществляющая регулирование общественных отношений, связанных с борьбой с преступностью – системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей, имеет в качестве основного источника Уголовный кодекс Российской Федерации — включает в себя систему преступлений и наказаний, например, статья 105 предусматривает уголовную ответственность за совершения убийства.4 Существуют и другие виды отраслей права.

В то же время, в системе права выделяются подотрасли права и субинституты права. Подотрасль представляет собой совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — это определенная часть норм правового института (в частности, в институте необходимой обороны уголовного права имеет место субинститут средств необходимой обороны).

Необходимо отметить, что от системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему.1

Таким образом, изучив и исследовав понятие и структуру системы права, можно сказать, что под системой права следует понимать объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права. При этом система права имеет свою определенную структуру: норма права, правовой институт, отрасль права. Каждый структурный элемент имеет большое значение для системы права Российской Федерации. Кроме того, в системе права выделяются подотрасли права и субинституты права.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Вопрос о системе законодательства является одним из самых актуальных. Данный вопрос подлежит изучению известными учеными в области права. Они дают различные определения понятия «системы законодательства».

Так, доктор юридических наук, Л.А. Морозова считает, под системой законодательства следует понимать совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иными словами, система законодательства выступает в качестве внешней формы выражения права.

Доктор юридических наук, В.К. Бабаев дает более широкое определение системы законодательства. Он полагает, что под системой законодательства необходимо понимать совокупность связанных иерархией и соподчиненностью федеральных законов и других нормативных актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, которые взаимодействуют между собой как в целом, так и в структурных частях и регламентирующие общественные отношения применительно к отраслям права, функциям и сферам государственного управления.

Исходя из вышеприведенных определений, можно сказать, что система законодательства выступает как единый по своей социальной направленности и назначению комплекс существующих нормативных актов российского государства, которые делится на определенные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов российского государства.1

3 стр., 1371 слов

Роль римского права в становлении правовой системы России

... что российское право – это результат полной рецепции римского права, другие не подчеркивают столь высокую роль последнего в становлении системы норм и ценностей права в России. Но при этом частичное заимствование норм римского права отражает специфику российской системы права. В ...

Система законодательства является внешней формой права, которая выражает строение его источников, иными словами, систему нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Невзирая на имеющуюся целостность и единство в законодательной системе, составляющие её нормативные акты осуществляют выполнение различного рода функций, регулируют различные стороны общественной жизни. В связи с этим система законодательства характеризуется внутренней расчлененностью, дифференцированностью.

Составляющие систему законодательства Российской Федерации нормативные акты вступают в большое количество различных связей и отношений, а потому образуют в рамках законодательства как системы целый ряд структур.

Законы и подзаконные нормативные акты представляют собой в совокупности структурно сложную динамическую систему, взаимосвязанные звенья, которой сами представляют собой самостоятельные, причем тоже сложные системы.

Система законодательства формируется в результате издания соответствующих правовых норм. Данные правовые нормы подлежат закреплению в официальных актах и систематизируются в предусмотренном действующим российским законодательством порядке. Система законодательства имеет достаточно сложную структуру.1

В зависимости от оснований (критериев) можно выделить следующие виды системы законодательства:

1) горизонтальная (отраслевая);

2) вертикальная (иерархическая);

3) федеративная;

4) комплексная система законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства формируется по предмету правового регулирования. На базе данного критерия выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (в частности, уголовное право — уголовное законодательство, семейное право — семейное законодательство, экологическое права — экологическое законодательство и прочее).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативных правовых актов по их юридической силе. В частности, иерархическое строение можно представить таким образом:

1) Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.1

2) федеральные конституционные законы (например, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»);2

3) федеральные законы (например, Федеральный закон от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»);3

4) указы Президента Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»);4

7 стр., 3380 слов

Денежная система Российской Федерации

... «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены правовые основы функционирования денежной системы РФ, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения. В России, как ... Соблюдение правового режима осуществления расчетов и платежей. В Российской Федерации он сложился к середине 1990-х гг. Он включает соответствующие нормы гражданского законодательства, ...

5) постановления Правительства Российской Федерации (например, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 года № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службе»)5 и так далее.

Федеративное строение системы базируется на двух критериях — федеративной структуре российского государства и круге полномочий субъектов Российской Федерации в сфере законодательства.

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. В частности, можно выделить природоохранное, транспортное законодательство, нормативные акты, которые устанавливают правовое положение отдельных социальных групп (женщин, ветеранов) и тому подобное.6

Таким образом, рассмотрев и исследовав общую характеристику системы законодательства, можно сказать, что в современной юридической литературе существуют различные точки зрения известных ученых в области права относительно данного понятия. Под системой законодательства следует понимать совокупность взаимосвязанных нормативно-правовых актов, обладающих юридической силой, а также внутренним единением и согласованностью. В зависимости от оснований (критериев) выделяют горизонтальную (отраслевую); вертикальную (иерархическую); федеративную и другие системы законодательства.

3. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

При исследовании и изучении соотношения и взаимосвязи системы права и системы законодательства, прежде всего, необходимо определить, что такое система законодательства.

Система законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, где объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Такая система считается внешним выражением системы права. Система права, в свою очередь, свое реальное бытие получает только в четких, формально-определенных актах — документах. В то же время, совпадение между системой права и системой законодательства в рамках от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В таких границах они существуют сами по себе, поскольку обладают спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства строится на основе издания правовых норм, их фиксации в официальных актах и систематизации данных актов. Система законодательства обладает сложной структурой. В зависимости от оснований (критериев) существуют различные виды системы законодательства: горизонтальная (отраслевая), вертикальная (иерархическая), федеративная и другие.1

Система права и система законодательства являются тесно взаимосвязанными, однако самостоятельными категориями, представляющими два аспекта одной и той же сущности — права.

Данные понятия соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание является внутренней структурой права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства выступает в качестве внешней формы права, которая выражает строение его источников, иными словами, систему нормативно-правовых актов. При этом следует отметить, что право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

В то же время структуру системы права не предоставляется возможным достаточно полно и точно раскрыть, если не видеть ее органического единства с внешней формой права — системой законодательства. Законодательство является формой существования, в первую очередь, правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в соответствующие правовые акты.

4 стр., 1688 слов

Банковское право в системе российского права

... отраслей права, преимущественно гражданского, финансового и административного считает, что банковское право не является отраслью права, а представляет собой комплексную отрасль законодательства, состоящую из правовых норм различных отраслей права и включающую в себя ...

В то же время система законодательства является не просто совокупностью определенных нормативных правовых актов, а их дифференцированной системой, которая складывается на принципах субординации и скоординированности ее определенных структурных компонентов.

Взаимосвязь между ними осуществляется посредством достаточно большого количества факторов, где в качестве основного выступает предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.1

Система права и система законодательства не являются тождественными понятиями, поскольку между ними существуют определенные различия и несовпадения, которые дают возможность говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это заключается в том, что в качестве первичного элемента системы права выступает правовая норма, а в качестве первичного элемента системы законодательства выступает нормативно-правовой акт.

Юридические нормы отраслей права выступают в качестве строительного материала, из которого складывается соответствующая отрасль законодательства.

В то же время, при построении каждой законодательной отрасли такой строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. В связи с этим отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

Отрасли права не кодифицированы, а существующий в данной сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, которые нуждаются в унификации. Не исключена и обратная ситуация, когда отрасль законодательства существует без отрасли права.

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, трудовое, административное и тому подобное).

Данный вариант наиболее желателен, поскольку сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, поскольку включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (в частности, разнообразные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и прочее).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. В связи с этим нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, осуществляя регулирование соответствующих сфер государственной жизни, выделяются лишь по предмету регулирования и не имеют единого метода.1

Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем, и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства.

Вертикальная структура системы законодательства складывается в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов российского правотворчества.

4 стр., 1754 слов

Права человека и правовое государство

... выделяют различные признаки государства. Однако в них неизменно включаются признание прав человека, господство права, разделение властей. Б. Кистяковский отмечал, что главное и самое существенное содержание права составляет свобода и право есть только ...

В данном случае система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство российского государства, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит в большей степени от воли законодателя.

Объективность системы права заключается в том, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений.

Субъективность законодательства относительна, поскольку она тоже в известных пределах детерминирована соответствующими объективными социально-экономическими процессами.1

Таким образом, рассмотрев и исследовав соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства, можно сказать, что два этих понятия не являются тождественными понятиями, поскольку между ними существуют определенные различия и несовпадения, которые дают возможность говорить об их относительной самостоятельности.

Необходимо отметить, что данные понятия соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание является внутренней структурой права, а система законодательства выступает в качестве внешней формы права, которая выражает строение его источников.

Кроме того, система законодательства считается значительно шире, чем система права. Это объясняется тем, что в систему законодательства помимо правовых ном, могут входить различные программные положения и прочее, что к непосредственно к праву быть отнесено не может.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрев и исследовав систему права и систему законодательства, их соотношение, можно подвести итоги и сделать определенные выводы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30. – Ст. 4202.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2015 № 441-ФЗ) // Российская газета. – 1996. – № 113; // Российская газета. – 2016. – № 1.

3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 05.02.2014 № 4 — ФКЗ) // Российская газета. – 1997 – № 3; // Российская газета. – 2014. – № 27.

4. Федеральный закон от31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014 № 507-ФЗ) // Российская газета. – 2002. – № 100; // Российская газета. – 2015. – № 1.

5. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 14.10.2014 № 668) // Российская газета. – 1996. – № 99; // Российская газета. – 2014. – № 235.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 года № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службе» (в ред. от 31.10.2015 № 1179) // Собр. законод. РФ. – 2012. – № 30 – Ст. 4276; // Собр. законод. РФ. – 2015. – № 45. – Ст. 6267.

Книги, монографии, учебные пособия

1. Беляева О.М. Теория государства и права: учебник. — М.: Юрист, 2011. — 308 с.

5 стр., 2483 слов

Муниципальное право в правовой системе Российской Федерации

... муниципального права в правовой системе РФ В различных странах муниципальное право является либо комплексной отраслью права, либо подотраслью конституционного права или административного права. При определении места муниципального права в правовой системе Российской Федерации ... государство и отдельные государственные органы (муниципальные образования, Российская Федерация, субъекты Федерации, ...

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. — М.: Норма, 2010. — 420 с.

3. Малько А.В. Теория государства и права: учебник. — М.: Норма, 2013. — 451 с.

4. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. — М.: Юрист, 2011. — 519 с.

5. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 569 с.

6. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. — М.: Инфра-М, 2015. — 527 с.

7. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебное пособие. — М.: Проспект, 2012. — 289 с.

8. Шевчук Д.А. Теория государства и права: учебник. — М.: Эксмо, 2012. — 296 с.

Научные статьи и публикации

1. Бошно С.В. Система права и система законодательства // Право и современные государства. — 2013. — № 5. — С. 23-27.

2. Вопленко Н.Н. Понятие системы права // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2009. — № 5. — С. 11-16.