С распадом Советского Союза Российская Федерация столкнулась с неизбежным реформированием всей системы государственного устройства. Изменения коснулись всех ветвей власти. Основным способом выражения воли граждан стали всеобщие демократические выборы и референдумы.
Но, для создания объективной системы выборов было необходимо сформировать структуру, отвечающую за регламентацию, проведение выборов, а так же занимающуюся подсчетом голосов.
Такой структурой в РФ стала Центральная Избирательная Комиссия, а также региональные Избирательные Комиссии
Изучение структуры Избирательной Комиссии, ее правового статуса в системе государственных правоотношений, ее структуры является особо актуальной темой сейчас, когда Россия достигла пика своего демократического развития. Актуальность продиктована так же тем, что Избирательная Комиссия хоть и является органом власти, но не относится ни к одной из трех ветвей власти и занимает особое, уникальное место в системе государственных органов.
Объектом исследования является система Центральной и региональных Избирательных, как коллегиальный орган представительной власти. Исследуются как ЦИК, так и региональные органы избирательных комиссий.
Предметом исследования место Избирательных Комиссий в системе отношений между различными ветвями власти, гражданами РФ, а так же внутренняя регламентация работы избирательной комиссии. Анализируются взаимосвязи между федеральной и муниципальными комиссиями, уровень ответственности каждой из них, а так же систему подчиненности.
Целью курсовой работы является определить превалирующие задачи и направления работы Избирательных Комиссий, статус члена Избирательной Комиссии, а так же оценить роль избирательной комиссии в государственной жизни России. Так же в ходе выполнения работы ставится целью изучение правоустанавливающих документов избирательной комиссии, а так же дать их краткий анализ, сравнить между собой Центральную Избирательную Комиссию и Избирательные Комиссии при органах местного самоуправления.
Задачами курсовой работы являются:
- дать характеристику правового статуса избирательной комиссии в системе органов государственной власти
—провести сравнительный анализ муниципальных и федеральной избирательных комиссий
— исследовать основные направления деятельности избирательной комиссии, как органа федеральной и муниципальной власти
Избирательная система и избирательное право
... и пропорциональной избирательных систем. В Конституции Российской Федерации отмечается, что ее граждане " имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного ... выборов в общефедеральном округе определяются ЦИК на основе протоколов участковых избирательных комиссий по итогам голосования. ЦИК подсчитывает, сколько голосов избирателей получили по общефедеральному ...
— определить порядок работы избирательных комиссий
—изучить порядок работы ЦИК и ИКС РФ во время выборов и референдумов
—изучить структуру ЦИК и ИКС РФ
Курсовая работа состоит из двух частей.
В первой главе дается определение ЦИК и муниципальным избирательным комиссиям. Определяется их правовой статус, а так же статус среди органов федеральной и муниципальной власти. Дается характеристика и сравнительный анализ их деятельности и полномочий, определяется порядок работы избирательных комиссий, основные направления деятельности.
Во второй главе изучается правовой статус члена Избирательной Комиссии и изучить правовые акты Избирательной Комиссии.
В заключении делается вывод о правовом статусе избирательных комиссий, дается оценка их деятельности на территории РФ.
Глава 1. Избирательные комиссии: ЦИК и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации
1.1 Правовой статус ЦИК
Центральная Избирательная комиссия (ЦИК) — государственный коллегиальный орган, организующий проведение выборов в федеральные органы государственной власти.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формируется из 15 членов с правом решающего голоса, из которых:
—5 — назначаются президентом РФ,
—5 — Советом Федерации,
—5 — Государственной думой.
Действующая в настоящее время Избирательная комиссия была сформирована в 2011году со сроком полномочий в 5 лет.
Согласно Регламенту все члены ЦИК России с правом решающего голоса должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Члены ЦИК России организуют свою работу по конкретным направлениям, определенным Регламентом комиссии. Организацию работы ЦИК осуществляет председатель комиссии.
Несмотря на то, что ЦИК — это государственный орган, он не относится ни к одной из ветвей власти.
Так же необходимо отметить, что центральная избирательная комиссия Российской Федерации при организации и проведении федеральных референдумов и федеральных выборов выполняет функции вышестоящей комиссией по отношению ко всем избирательным комиссиям.
Референдум Российской Федерации
... основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Это решение имеет ...
Во время федеральных выборов ЦИК России руководит деятельностью региональных комиссий, регистрирует кандидатов и/или списки кандидатов, определяет результаты выборов, распределяет бюджетные средства. Помимо функции контроля за проведением выборов и референдумов, центральная избирательная комиссия РФ осуществляет правоприменительную и нормотворческую деятельность. Федеральное избирательное законодательство наделяет ЦИК России следующими полномочиями:
—ЦИК осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:
—Организует разработку нормативов технологического оборудования для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;
—Обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
—Осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в интернете;
—Осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
—Оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
—Осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;
—Заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;
—Устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
Избирательное право зарубежных стран
... местного самоуправления. Характерные черты выборов: выборы легитимируют власть, они служат барометром политической жизни, и являются средством селекции политических руководителей. Принципы избирательного права: всеобщность, т.е. избирательные права признаются за всеми взрослыми и ...
—Рассматривает жалобы на решения и действия нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам мотивированные решения.
1.2 Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (ИКС РФ) — государственный коллегиальный орган, организующий проведение выборов в региональные органы государственной власти и участвующий в организации федеральных выборов.
Избирательные комиссии субъектов РФ обладают статусом, аналогичному статусу ЦИК России, за исключением положения о том, что ЦИК России является федеральным государственным органом, тогда как ИКС РФ — государственный орган субъекта РФ. Документами, регулирующими статус указанных ИКС РФ, помимо федерального закона, являются конституции и/или уставы, а также законы субъектов Российской Федерации.
В каждом субъекте РФ приняты специальные законы об избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации. Однако все они имеют единые общие принципы, основанные на принципах федерального избирательного законодательства.
Однако, при общем подходе к формированию региональных избирательных комиссий, так же существуют и существенные различия в региональных законах об избирательных комиссиях, касающиеся формирования и состава избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
ИК Республики Тыва сформирована следующим образом — председатель и заместитель председателя были рекомендованы ЦИК России, один член комиссии — предыдущим составом комиссии, остальные члены — политическими партиями и общественными организациями, представленными в законодательных органах республики и органах местного самоуправления. А избирательная комиссия Нижегородской области формируется иначе: половина членов назначается законодательным органом, другая половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, при этом, у ЦИК России есть право рекомендовать членов комиссии.
Избирательная комиссия Иркутской области является постоянно действующим коллегиальным органом власти Иркутской области, в составе 14 человек с правом решающего голоса. Срок полномочий комиссии составляет 4 года.
Формирование Избирательной комиссии области осуществляется Законодательным собранием и Губернатором области на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном собрании, общественных объединений, а также предложений представительных органов местного самоуправления, Избирательной комиссии области предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
—Половина членов Избирательной комиссии области назначается Законодательным собранием, другая половина — Губернатором области. Законодательное собрание и Губернатор области обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов Избирательной комиссии области на основе поступивших предложений:
Порядок выборов Президента Российской Федерации
... избирательное право на выборах Президента Российской Федерации В Конституции Российской Федерации отмечается, ... Президенте Российской Федерации; приняты законы о Президенте Российской Федерации, О выборах Президента и другие необходимые нормативные правовые акты. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. Конституция Российской Федерации ...
.политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
2.политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном собрании
—В состав Избирательной комиссии области может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения, от каждого избирательного блока. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение, избирательный блок не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав Избирательной комиссии области
—Как Законодательное собрание, так и Губернатор области обязаны назначить не менее одного члена Избирательной комиссии области на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
—Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов Избирательной комиссии области
—Избирательная комиссия области должна быть сформирована не позднее, чем за 5 дней до дня истечения срока полномочий предыдущего состава Избирательной комиссии области
—При назначении в состав Избирательной комиссии области гражданина Российской Федерации Законодательное собрание и Губернатор области обязаны получить его письменное согласие на вхождение в состав данной комиссии
—Решения о назначении членов Избирательной комиссии области оформляются постановлениями соответственно Законодательного собрания и Губернатора области
—Список нового состава Избирательной комиссии области подлежит официальному опубликованию не позднее дня истечения срока полномочий предыдущего состава комиссии
1.3 Общие принципы и полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
Согласно закону об избирательных правах граждан, члены избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.
Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составляет 5 лет. Конкретное количество ее членов устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются для подготовки и проведения выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Избирательное право и избирательные системы в РФ (2)
... принципы участия граждан в выборах, основные стадии и процедуры избирательного процесса, гарантии избирательных прав граждан и деятельности других участников избирательной кампании, определил статус избирательных комиссий и регламентировал ряд других вопросов организации и проведения выборов. По российской ...
В случаях, установленных законами, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации могут принимать участие в организации выборов в органы местного самоуправления.
Общие полномочия ИКС РФ в ходе избирательной кампании и в период между выборами:
—ИКС осуществляет на территории субъекта контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
—Организует размещение заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, в том числе по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации; осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых комиссий;
—Обеспечивает на территории субъекта реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
—Осуществляет на территории субъекта меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
—Осуществляет на территории субъекта меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета, областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
—Формирует окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, законодательных органов власти субъекта;
—Утверждает перечень территориальных избирательных комиссий;
—Формирует территориальные избирательные комиссии;
—Назначает и освобождает от должности председателей окружных и территориальных избирательных комиссий в случаях, предусмотренных федеральным законом;
—Оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
... выезде из Российской Федерации и въезде (возвращении) в Российскую Федерацию порядок пересечения государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Феде 6.1. В соответствии со ст. 15 и 17 Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может ...
—По поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
—рассматривает жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований и принимает по указанным жалобам мотивированные решения.
Так же необходимо отметить, что, помимо ИКС РФ, существуют районные и городские избирательные комиссии, находящиеся в ведение ИКС РФ. Регламент их формирования прописан в районных и городских уставах, между ними могут существовать различия, однако все избирательные комиссии подчиняются Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ЦИК РФ является высшим органом из избирательных комиссий, существующих на территории РФ. Именно ЦИК РФ регламентирует и контролирует работу ИКС РФ, а так же городских и районных избирательных комиссий. Главной целью работы любой избирательной комиссии является обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме любого гражданина РФ, достигнувшего совершеннолетия, а так же проведение честных демократических выборов на территории РФ.
В системе органов власти при этом избирательная комиссия занимает обособленное место, так как не относится ни к одной из ветвей власти, но осуществляет контроль над выборами в законодательные и исполнительные органы. При этом между избирательными комиссиями и различными федеральными структурами существует тесная взаимосвязь. Так, например, Президент, Совет Федерации и Государственная дума назначают своих представителей в ЦИК. Однако давление на избирательные комиссии разного уровня федеральными и муниципальными органами власти исключено законом, в силу особенностей Уставов избирательных комиссий и Федерального Закона №67.
Глава 2. Структура и состав избирательных комиссий
2.1 Структура и состав ЦИК РФ. Правовой статус членов ЦИК
Устанавливая порядок формирования ЦИК России, законодательная ветвь власти стремилась обеспечить политическую неоднородность Комиссии в целях достижения максимально возможной её независимости от прочих государственных органов. Именно с этим связаны детальные проработки регламента работы избирательной комиссии. Так, например, в случае, если срок полномочий Комиссии истекает в период федеральной избирательной компании, либо кампании референдума, он автоматически продлевается до её завершения, поскольку формирование Комиссии в период избирательной кампании вызвало бы возможность фальсификации итогов выборов или референдума. Так же возможен переход Комиссии на ротационный порядок формирования, характерный для большинства коллегиальных органов, что увеличило бы преемственность в деятельности Комиссии, но в этом случае баланс в представительстве различных политических сил в составе комиссии был бы нарушен. Так же Федеральным Законом предусмотрено, что Комиссия может быть расформирована в исключительных случаях Верховным Судом РФ по заявлению группы членов Совета Федерации, либо депутатов Государственной Думы, численностью не менее одной трети от состава палаты. Расформирование Комиссии — мера юридической, публично-правовой ответственности этого органа.
Основы семейного права в российской федерации
... права, таким образом, позволит «войти в политику» и почувствовать дыхание истории. Реферат на тему Основные социальные права человека и гражданина в Российской Федерации (на примере Чеченской Республики) Правовые аспекты взаимоотношения полов регулируются семейным ... супругов в случае расторжения брака Презентация по ОБЖ Основы семейного права в РФ2 (9 класс) Это проявляется в том, что в большинстве ...
Член ЦИК России с правом решающего голоса — федеральное должностное лицо категории «А». Законом установлены квалификационные требования к члену Комиссии, а также должностные и некоторые другие необходимые ограничения для всех членов Комиссий. Так, членами ЦИК России с правом решающего голоса не могут быть депутаты, выборные должностные лица, судьи, прокуроры, кандидаты и некоторые иные лица. Член Комиссии не связан императивным мандатом и не подотчетен ни назначившему его органу, ни выдвинувшему его объединению. Член Комиссии не может быть привлечён к уголовной ответственности, а также к административной ответственности в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Для освобождения члена Комиссии с правом решающего голоса от должности необходимо наличие соответствующих оснований. Привлечение к юридической ответственности члена Комиссии возможно только по судебному решению, в случае если суд назначит административное наказание за нарушение законодательства о выборах и референдумах, либо признает его по обращению Комиссии систематически не выполняющим свои обязанности, его полномочия прекращаются автоматически. Условно говоря, несменяемость и неприкосновенность — гарантии независимости и защиты от политического давления члена Комиссии. ЦИК России избирает из своего состава Председателя, заместителя Председателя и секретаря, их полномочия определены Регламентом Комиссии.
Статус членов Комиссии с правом совещательного голоса значительно отличается от статуса членов Комиссии с правом решающего голоса. Основное отличие состоит в том, что такие члены ЦИК являются представителями различных политических сил. Они назначаются и отзываются политическими партиями, зарегистрированными кандидатами, инициативными группами, обладают императивным мандатом и представляют их интересы.
Аппарат Комиссии осуществляет организационное, информационно-аналитическое, финансовое, документационное, издательское, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности Комиссии. Вообще, аппарат — рабочий орган единоличного или коллегиального государственного органа, обеспечивающий его деятельность и укомплектованный государственными служащими. Контрольно-ревизионная служба — постоянно действующий орган финансового контроля при Комиссии, осуществляющая контроль за расходованием бюджетных средств избирательными комиссиями и за соблюдением законодательства при финансировании избирательных кампаний кандидатов, и возглавляемая заместителем Председателя Комиссии. При Комиссии действуют совещательные и консультативные органы, не имеющие самостоятельного правового статуса: советы, комиссии, рабочие группы, состоящие из членов Комиссии, работников Аппарата, учёных, специалистов государственных и иных органов и учреждений. Научно-методический совет осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности Комиссии, разрабатывает концепцию развития избирательной системы, программы научных исследований, меры по совершенствованию правовых механизмов, разрабатывает и оценивает законопроекты. Рабочие группы создаются для выполнения конкретных задач — проверки представляемых документов, рассмотрения обращений, контроля за соблюдением правил предвыборной агитации, контроля за работой ГАС «Выборы», разработки законопроектов. При ЦИК России действуют самостоятельные государственные учреждения, наделенные правами юридического лица: Федеральный центр информатизации (ФЦИ) и Российский центр обучения избирательным технологиям (РЦОИТ).
Виды соучастников и особенности их ответственности в российском уголовном праве
... работы является исследование видов соучастников в уголовном праве России. Задачи работы следующие: 1. Раскрыть понятие института соучастия в преступлении; 2. Определить виды соучастников в преступлении; 3.Исследовать пределы ответственности соучастников преступления. ... 2. Понятие и виды соучастников преступления Согласно ч. 1 ст. 33 УК РФ в качестве соучастников в российском уголовном праве наряду с ...
Положения об этих учреждениях утверждаются Комиссией. Федеральный центр информатизации обеспечивает использование, эксплуатацию и развитие Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и решение иных задач в соответствии с федеральным законодательством, Положением о ФЦИ при ЦИК России, постановлениями Комиссии, ее заданиями и поручениями, а также распоряжениями Председателя Комиссии. Российский центр обучения избирательным технологиям координирует исследования и разработки в сфере избирательного права и процесса, организует мероприятия, направленные на повышение правовой и профессиональной культуры избирателей, организаторов выборов и референдумов, других участников избирательного процесса, занимается изданием и распространением печатной продукции ЦИК России.
Руководители этих учреждений назначаются и освобождаются от должности Председателем ЦИК России с согласия членов Комиссии. Структура, штатное расписание и смета расходов обоих учреждений утверждаются ЦИК России по представлению их руководителей.
Работа Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения решения вопросов, входящих в ее компетенцию. Основной формой коллегиальной работы Комиссии являются ее заседания. Они созываются Председателем или по его поручению заместителем Председателя Комиссии. Заседание должно быть созвано также по требованию не менее чем одной трети от установленного числа членов Комиссии, то есть не менее пяти ее членов. Заседание правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей (десять) членов Комиссии с правом решающего голоса.
Комиссия вправе рассмотреть и решить любой вопрос, входящий в ее компетенцию. Вместе с тем в статье 31 Регламента особо выделены вопросы, решаемые исключительно на заседаниях Комиссии.
Члены ЦИК России, кроме Председателя Комиссии, его заместителя и секретаря Комиссии, вправе работать в Комиссии на постоянной (штатной) основе либо выполнять обязанности члена Комиссии, не порывая с основной работой.
Должности Председателя Комиссии, его заместителя и секретаря Комиссии, а также ее членов, работающих на постоянной основе, отнесены к государственным должностям Российской Федерации, включены в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации наряду с должностями Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров, федеральных судей, Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и некоторыми другими важнейшими должностями Российской Федерации, что свидетельствует о достаточно высоком статусе члена ЦИК России.
Члены избирательной комиссии России с правом решающего голоса, работающие на постоянной основе, не могут замещать другие государственные и муниципальные должности, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской и иной творческой деятельности, входить в руководящие и контрольно-ревизионные органы политических партий, иных общественных объединений, участвующих в выборах. Это обусловлено тем независимостью членов ЦИК от возможного влияния политических сил.
Полномочия членов ЦИК России в целом определены в соответствующих статьях Федерального закона, конкретизированы — в Регламенте ЦИК России и соответствующем ее постановлении, согласно которым за членами Комиссии распределены 14 основных направлений работы с персональной их ответственностью за ее результаты.
Организуя и ведя работу по этим направлениям, комиссия осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и прямыми участниками избирательного процесса.
Согласно Регламенту ЦИК России члены Комиссии с правом решающего голоса наделены целым рядом полномочий. Среди них: голосование на заседаниях Комиссии; в установленных законами случаях подписание документов, выступление на заседании с особым мнением, если таковое имеется; образование, при наличии оснований, действия Комиссии в суд; контроль за реализацией решений Комиссии; взаимодействие с Аппаратом Комиссии по направлениям работы. Приведенный перечень полномочий не является закрытым. Член ЦИК России с правом решающего голоса осуществляет и иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и решениями Комиссии, поручения и ее руководителей.
Обязанностями члена ЦИК России с правом решающего голоса являются: участие в подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение Комиссии; присутствие на заседаниях Комиссии; выполнение поручений Комиссии, а также требований законодательства, нормативных актов ЦИК России, правил трудового распорядка.
Для члена ЦИК России с правом совещательного голоса Федеральным законом установлены определенные ограничения его права. К примеру, он не может составлять протоколы о результатах выборов, референдума и подписывать их, участвовать в голосовании при принятии решения Комиссии и подписывать решения Комиссии, составлять протоколы об административных правонарушениях.
При этом, член ЦИК России с правом совещательного голоса наделен значительными полномочиями, которые позволяют достойно осуществлять названные выше: представительство, защищать интересы представляемого субъекта. В частности, он вправе:
—Участвовать в заседаниях ЦИК России,
—Выступать,
—Задавать вопросы другим участникам заседания в рамках повестки дня и получать на них ответы;
—Вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции ЦИК России, и требовать по ним голосования;
—Знакомиться с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами, обжаловать решения, действия ЦИК России в суде.
На члена ЦИК России с правом совещательного голоса распространяются требования избирательного законодательства и Регламента Комиссии. Он должен заблаговременно извещаться о заседаниях Комиссии, с его согласия может привлекаться к подготовке вопросов, входящих в компетенцию ЦИК России, включаться в состав образуемых ЦИК России вспомогательных формирований по отдельным направлениям работы. При этом члены указанных формирований имеют равные права, участвуя в работе на равных основаниях. Член ЦИК России с правом совещательного голоса в период своих полномочий обладает в полном объеме правами, закрепленными за ним законом.
Так же необходимо отметить способ урегулирования вопроса о сроках полномочий членов избирательной комиссии России с правом совещательного голоса: в случае избрания кандидата, их полномочия продолжаются вплоть до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. В противном случае эти полномочия прекращаются в день окончания избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации, а при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — через 30 дней после дня официального опубликования результатов этих выборов.
Полномочия члена ЦИК России с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время и переданы другому лицу по решению органа или лица, назначившего данного члена Комиссии.
Возвращаясь к статусу членов ЦИК России с правом решающего голоса, работающих в Комиссии на постоянной основе, следует отметить, что в соответствии с федеральным законодательством уровень их материального и социального обеспечения должен быть не ниже уровня, установленного для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти. Член ЦИК России с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, а с правом совещательного голосов период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу. Срок его полномочий истекает одновременно с прекращением полномочий Комиссии, то есть в день первого заседания нового состава ЦИК России. Возможно досрочное прекращение полномочий члена Комиссии с правом решающего голоса, но лишь строго в соответствии с определенными Федеральным законом основаниями и по решению органа, его назначившего. Назначение же нового члена ЦИК России вместо досрочного прекратившего полномочия осуществляется тем же органом в течение месяца, а в период избирательной кампании, кампании референдумов течение десяти дней.
Основную роль в деятельности ЦИК России играют ее руководители — Председатель, заместитель Председателя и секретарь, избираемые тайным голосованием с использованием бюллетеней для голосования из состава Комиссии. Порядок избрания и освобождения от должности, а также полномочия каждого из них достаточно полно урегулированы в Регламенте ЦИК России.
В случае временного отсутствия Председателя ЦИК России его замещает заместитель Председателя, отсутствие заместителя Председателя и секретаря Комиссии может быть восполнено возложением их обязанностей на других членов Комиссии с правом решающего голоса на срок не более трех месяцев.
В условиях отсутствия одновременно Председателя и его заместителя Комиссия своим решением может возложить обязанности Председателя на секретаря Комиссии, а обязанности секретаря — на члена Комиссии с правом решающего голоса.
Председатель ЦИК России, его заместитель и секретарь Комиссии могут быть досрочно освобождены от занимаемых должностей исключительно по решению Комиссии, принимаемому тайным голосованием большинством голосов от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.
2.2 Аппарат ЦИК
Аппарат ЦИК России представляет собой коллектив федеральных государственных гражданских служащих, структурированный по функциональным управлениям и отделам в составе управлений. Его правовой статус определяется соответствующим Положением, которое, наряду со структурой и штатным расписанием, утверждается Комиссией.
В настоящее время в составе Аппарата образованы и действуют управления:
—Правовое — по работе с территориями;
—Планово-финансовое;
—Финансового контроля;
—Международное;
—По связям с политическими партиями и федеральными государственными органами;
—Административно-хозяйственное; пресс-службы и информации;
—Документационного и кадрового обеспечения.
Общее руководство деятельностью Аппарата, назначение на должности, освобождение от должностей и увольнение с государственной гражданской службы осуществляет Председатель ЦИК России в соответствии с федеральным законодательством о государственной гражданской службе.
Возглавляет Аппарат руководитель Аппарата, назначаемый и освобождаемый от должности Председателем ЦИК России с согласия Комиссии. Он организует и координирует работу Аппарата, несет ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Аппарат.
Положение об Аппарате, впервые принятое в 1993 году, в последующем изменялось и дополнялось. Обновленные положения отражали те изменения, которые происходили в законодательстве о выборах и референдумах, и о государственной гражданской службе.
Изучение текстов этих документов свидетельствует об укреплении статуса Аппарата. Так, Положение 1993 года, определяя статус Аппарата, указывало только на то, что он осуществляет организационно-техническое, правовое, информационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности ЦИК России. С 1999 году к этим функциям добавляется контрольно-ревизионное, организационно-методическое и документационное, издательское, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение, а Аппарат объявляется «рабочим органом» ЦИК России. В 2003 году Аппарат провозглашается «органом» ЦИК России, без определения «рабочий», с дополнительной функцией кадрового обеспечения. При этом в рамках обеспечения деятельности ЦИК России, Аппарату предоставляется право непосредственно взаимодействовать с федеральными государственными органами, государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, комиссиями референдума всех уровней.
Таковы основные правовые нормы и многолетняя практика, лежащие в основе формирования и деятельности ЦИК России — специфичного коллегиального федерального государственного органа, не входящего в систему конституционного разделения власти, а также обеспечивающего деятельность ее Аппарата.
2.3 Правовые акты ЦИК России
Правовые акты ЦИК России являются формой, в которой принимаются решения Комиссии по вопросам её компетенции. Большинство актов Комиссии именуются постановлениями. Комиссия, как и другие федеральные государственные органы, принимает подзаконные акты. Акты ЦИК России имеют некоторое сходство с ведомственными актами, однако она не является органом исполнительной власти. Решения и акты, принимаемые Комиссией в пределах её компетенции, обязательны для других участников избирательного процесса, то есть фактически, в пределах регулируемых ими правоотношений, связанных с выборами и референдумами, являются общеобязательными. Правовые акты Комиссии не могут быть отменены или приостановлены в административном порядке либо опротестованы прокурором, они могут быть отменены полностью или частично только в судебном порядке.
По характеру предписаний правовые акты Комиссии подразделяются на нормативные и ненормативные. Так же возможна классификация по сфере регулирования и характеру регулируемых правоотношений. По этим признакам можно подразделить на три группы:
—Акты, принимаемые в рамках избирательного процесса
—Акты по вопросам подготовки и проведения референдума
—Иные акты, а акты избирательного процесса классифицировать по стадиям избирательного процесса и регулируемым правоотношениям, по наличию прямого указания в федеральном законе, по полномочиям Комиссии, лежащим в основе их принятия, по процедуре принятия и по другим основаниям.
Избирательное законодательство делегирует ЦИК России полномочия издавать инструкции по вопросам его применения. Комиссия, в соответствии с федеральным законодательством, своими организационными и нормотворческими полномочиями одновременно, принимает также нормативные постановления, разъяснения, положения, рекомендации, порядки, формы документов. Инструкции и иные объемные акты утверждаются постановлениями в виде приложений. Нормативные акты Комиссии имеют сходство с нормативными актами министерств и ведомств, однако в Министерстве юстиции Российской Федерации не регистрируются. Особого внимания заслуживают нормативные акты, издаваемые совместно или по согласованию с федеральными министерствами и ведомствами, а также с Банком России. Нормативные акты Комиссии публикуются в «Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», что вполне согласуется со ст. 15 Конституции РФ. Комиссия также разъясняет отдельные нормы федерального избирательного законодательства.
По сложившейся практике нормативные акты избирательного процесса принимаются ЦИК России после назначения выборов и распространяются только на соответствующую избирательную кампанию. Избирательное законодательство динамично развивается (каждые выборы проводятся по новым законам), и соответственно должен обновляться нормативно-правовой материал Комиссии. Нормативные акты, принимаемые в рамках избирательного процесса, могут относиться к различным стадиям и аспектам избирательного процесса и принимать различные формы.
Некоторые нормативные акты Комиссии обязательны для самой Комиссии, её Аппарата и учреждений. «Нормативные акты внутреннего действия» не содержат обязательных для других лиц предписаний, хотя косвенно могут затрагивать их права и интересы. Такие акты принимаются Комиссией, как и другими органами, без особого указания на то в законе. Регламент следует определить как нормативный правовой акт коллегиального органа, устанавливающий порядок его деятельности. Регламент ЦИК России определяет порядок и правила работы Комиссии по реализации установленным федеральным законодательством функций и полномочий Комиссии.
Среди правоприменительных актов Комиссии наибольшее значение имеют акты, выражающие волеизъявление избирательного корпуса — постановления об определении результатов выборов и референдумов, принимаемые в соответствии с протоколами о результатах выборов, референдумов. Протоколы Комиссии и сводные таблицы являются правовыми актами информационного характера, они основываются на протоколах нижестоящих комиссий и в свою очередь, являются информационно-правовой основой постановлений об определении результатов. Эти акты интерпретируют через призму избирательного законодательства, оформляют и легитимируют волеизъявление избирательного корпуса и являются правовым выражением особой, избирательной власти. Они официально публикуются и являются общеобязательными в отношении избрания на должность, распределения мандатов, определения результатов референдума. Судебная отмена таких актов может повлечь признание результатов выборов или референдума недействительными, если невозможно установить волеизъявление избирателей.
ЦИК России в пределах своей компетенции принимает постановления, определяющие статус участников избирательного процесса. Правоприменительные постановления могут также приниматься по вопросам проведения мероприятий, финансирования, по другим текущим вопросам. Некоторые постановления и их отдельные положения носят рекомендательный и оценочный характер, имеют место акты-обращения, отдельные акты имеют внутриведомственный характер. Комиссия принимает решения по жалобам на решения, действия, бездействия нижестоящих комиссий, она также вправе давать заключения о соответствии законов субъектов Российской Федерации федеральному избирательному законодательству. Такие акты сходны с судебными решениями.
Некоторые решения ЦИК России правоприменительного, а иногда и нормативного характера постановлениями не оформляются, а публикуются в форме выписок из протоколов заседаний Комиссии либо приложений к ним. Вряд ли такая практика является обоснованной и целесообразной, однако в настоящее время реформирования подобной системы не ожидается, и ЦИК работает, исходя из этой практики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Действующая система избирательных комиссий в Российской Федерации представляет собой важнейший организационный механизм, обеспечивающий периодическое демократическое обновление избираемых государственных органов и органов местного самоуправления. Избирательные комиссии, проводящие выборы — это стройная, гибкая система, приспособленная к выборам органов власти различных уровней. Как всякая сложная социальная система, система избирательных комиссий не просто сумма составляющих ее подразделений, а слаженный организм, части которого взаимодействуют друг с другом в формах, четко указанных в законах. Законодательством также определены совокупность их прав и обязанностей по обеспечению надлежащих условий для организации свободного волеизъявления избирателей в ходе проведения выборов, порядок образования, способ формирования состава и срок полномочий избирательных комиссий, их подконтрольность и ответственность, гарантии деятельности по осуществлению возложенных на них полномочий.
Избирательные комиссии, как федеральная, так и региональные, представляют собой отдельный от всех ветвей федеральной власти государственный орган. Подобная обособленность связана с необходимостью независимости структуры от различных политических структур для формирования непредвзятого адекватного избирательного процесса и гарантии соблюдения избирательного права граждан Российской Федерации.
Все избирательные комиссии, сформированные и работающее на территории России в данное время подчинены, в-первую очередь, федеральному законодательству.
Принятый в России метод взаимодействия разноуровневых избирательных комиссий, как правило, называют политико-правовым. Политико-правовая сущность деятельности избирательных органов имеет сложную структуру, которая не ограничивается рамками политологического или отраслевого юридического знания. В частности, деятельность избирательных комиссий регулируется нормами конституционного, административного, трудового, гражданского и иных отраслей права, каждая из которых имеет свой специфический предмет, методы, задачи и функции. Обособленное же исследование политического содержания деятельности избирательных органов, в отрыве от их участия в правоотношениях, также не дает нам целостного представления о познаваемом объекте. Таким образом, имеются все основания к комплексному исследованию сущности избирательных комиссий как субъектов политико-правовых отношений.
Исходя из анализа задач и целей работы избирательных комиссий любого уровня, можно сделать вывод о том, что порядок их формирования призван обеспечить максимальную независимость рассматриваемой государственной структуры от влияния различных политических сил. Это отражается, например, в подходе к формированию ЦИК. Рассмотрев состав ЦИК, количество назначаемых членов с правом решающего голоса, можно сказать, что в ЦИК в равной мере представлены интересы всех политических структур.
Такой подход призван гарантировать демократические права и свободы гражданина Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных 30.12.2008 г. № 6 — ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7 — ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 15
. О референдуме Российской Федерации: федер. конст. закон от 27 июня 2004 г. N 5-ФКЗ // СЗ РФ. — 2004. — №27. -Ст. 2710
. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ// СЗ РФ. — 2002. — № 24 — Ст. 2253
. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 18 мая 2005г. № 283-ФЗ //СЗ РФ. — 2005. — № 21 — Ст. 1919
. Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации от 06 ноября 2003г. (в ред. 28.12.2013 ) № 131-ФЗ //СЗ РФ — 2013. — №52 — Ст. 6981
. Об избирательной комиссии Иркутской области от 18 июля 2008г. (в ред. от 14.01.2014) № 51-оз// Областная газета — 2014 — №5 — Ст. 1173
. О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: Постановление ЦИК России от 28 июня 1995г. № 7/46-II
. О внесении изменений и дополнений в Регламент Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: Постановление ЦИК России от 23 июня1998г. №150/1046-II // Вестник Центризбиркома РФ — 1998. — №6
. Гасанов К.К. Избирательное право / К.К. Гасанов — Юнити, 2009.
. Лучина В.О. Избирательное право России / В.О. Лучина — Юнити,2010. — 377-421с.
. Эвзеев Б.С. Избирательное право для ВУЗов / Б.С. Эвзеев — Юнити,2013. — 97-115с.
12. <http://www.cikrf.ru/about/machinery/structure.html >