В рамках данной курсовой работы мы постараемся раскрыть один из наиболее значимых вопросов исследования документов, в частности диагностическое исследование документов, установление личности преступника по исполненному им тексту.
Без сомнения, определение личности лица, исполнившего какой-либо текст, особенно на ранних стадиях расследования, является одной из приоритетных задач при раскрытии преступления.
Развитие новейших методик криминалистики, в частности криминалистического документоведения, позволяет с достаточной высокой точностью устанавливать авторство исполнителя того либо иного документа.
Подобные методики позволяют определить национальность, регион проживания, регион приобретения письменных навыков, пол, возраст и даже судить о причастности лица к совершению преступления.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что вопросы совершенствования диагностических методов в криминалистике вообще, и в судебном почерковедении в частности, сейчас являются актуальными и проблемными. Особую актуальность они приобрели на современном этапе реформы системы криминалистики.
Вопросы диагностических методов в судебном почерковедении рассматривались многими криминалистами.1 В частности, соответствующие исследования изложены в научных работах и других ученых2 . Вместе с тем, существует немало нерешенных вопросов, спорных утверждений, недостаточно развитых положений. Авторы многих работ вырабатывают свои варианты определения понятия диагностических методов в судебном почерковедении. Различны взгляды авторов и на содержание диагностических методов в судебном почерковедении
Объектом научного анализа настоящей работы является совершенствование диагностических методов в судебном почерковедении.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ диагностических методов в судебном почерковедении, проведенный по следующим направления:
- всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования диагностических методов в судебном почерковедении;
- рассмотрение проблем применения современных диагностических методов в судебном почерковедении.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- выявить тенденции развития диагностических методов в судебном почерковедении;
- рассмотрение проблем реализации диагностических методов в судебном почерковедении в рамках действующего законодательства.
1 Криминалистическое исследование письма и письменной речи.
Криминалистическое почерковедение и автороведение
... исследованием, является идентификация исполнителя рукописи. Наряду с этим в криминалистике разработаны методы диагностических исследований "письма". Посредством этих исследований могут быть разрешены ... распознавание способа выполнения или наличия подделок. 2. Научные основы судебного почерковедения. Отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения, развития и ...
1.1 Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи
Освоение письма связано с развитием двух взаимообусловленных навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.
При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку его исполнитель.3
Возможность установления автора и исполнителя рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и
Формирование письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей личности. На устойчивость навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка.
Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.
Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осуществляется в обычных условиях. Резкое их изменение (физические или психические перегрузки, преднамеренное искажение письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается.
Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяют идентифицировать личности автора и исполнителя документа.
Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.
Курсовая работа письмо как объект криминалистического исследования
... письменной речи и двигательного навыка почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь - это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков. При исследовании письма ...
Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя.
У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка.
В письменной речи различают содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о себе.
Содержание документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно определить:
какую цель преследовал автор при его составлении;
- причину, побудившую к составлению анонимного документа;
наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных лиц, причастных к этим событиям.
Форма документа внешнее выражение его содержания характеризуется грамматическими, лексическими и стилистическими признаками.
Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Они усваиваются с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.
Орфографические особенности письменной речи это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях.
Под синтаксисом криминалисты понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами, и др.
Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.
Авторы документов, как правило, по-разному пользуются знаками препинания одни расставляют их грамотно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил даже в примитивных предложениях.
Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации автора письменной речи.
В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок общий уровень грамотности пишущего определяется как низкий, средний или высокий: низкий присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера; средний отсутствие грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных; высокий отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, обоснованная расстановка знаков препинания.4
Понятие почерка и современное состояние классификации признаков почерка
... исполнителя индивидуально. Идентификационные признаки почерка Общие признаки почерка В основу последующего деления признаков почерка на подгруппы положено ... полной осознаваемости их отдельных компонентов. Сложившийся письменный навык позволяет исполнителю при быстром ... подлежащие установлению с помощью исследования рукописных документов. Применительно к конкретному почерковедческому исследованию - ...
Признаки почерка как особенности
Устойчивость почерка представляет собой относительное постоянство письменно-
Вариационность почерка результат реакций
Неумышленные изменения почерка возникают при написании документа с конкретной целевой установкой. Например, в одном случае исполнитель пишет текст четко, «красиво», в другом бегло, неразборчиво. Такие изменения почерка могут быть следствием написания документа при необычном состоянии организма, например, в результате опьянения, действия некоторых медикаментов или наркотических средств, боли, испуга и т.п.
Вариационность почерка не препятствует идентификации исполнителя текста, когда она учитывается как следователем при подборе образцов для сравнительного исследования, так и экспертом в ходе судебно-почерковедческой экспертизы.
Индивидуальность почерка это неповторимая совокупность особенностей системы движений при исполнении письменных знаков конкретным человеком. Индивидуальность начинает проявляться у школьника на четвертом году обучения. Этот процесс продолжается и после школы, он зависит от объема и характера почерковой практики.
2. Качественно-количественные
Топографические признаки почерка это привычный способ размещения пишущим текста и его частей на бумаге. Он вырабатывается и закрепляется у человека в результате письменной практики. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как расположить текст на листе, а делает это механически. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражаются хуже.
К топографическим признакам относятся:
Поля отступы от четырех обрезов листа бумаги. Оцениваются с точки зрения их наличия, отсутствия и размера (большие, средние, малые) и конфигурации (формы) ровные, неравномерные, сужающиеся или расширяющиеся книзу. К средним относятся поля размером от 25 до 35 мм.
Фальсификация документов
... раз за разом решительно переписывалась. Ведь документы - россыпь букв на листе бумаги - можно состряпать, подтасовать, фальсифицировать, подправить, скрыть, замолчать, утерять, выдумать. Ученые, ... Наряду с этим существующая практика свидетельствует о невысокой эффективности вышеуказанных норм. Например, несмотря на широкую распространенность преступлений, связанных с изготовлением и сбытом ...
Абзацы части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен без деления на абзацы; с делением, но без отступов в начале абзаца; с делением на абзацы и с отступами.
Расположение строк обычно бывает горизонтальное, поднимающееся, опускающееся.
По форме они могут быть прямыми, выпуклыми, вогнутыми, а по отношению к линиям на линованной бумаге над линиями, на линиях, без соблюдения линий.
Перенос слов делают не все пишущие. При его отсутствии исполнители документа либо не дописывают строку и переходят на следующую, либо уплотняют буквы, загибают строку кверху или книзу. При переносах знаки могут быть в одну или две черточки, большого, среднего или малого размера, прямой, вогнутой или выпуклой формы. Расположение по отношению к строке посредине либо со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.