Социальный портрет современного российского чиновника

Чиновничество в России — служащие российского государственного и муниципального аппарата. Чиновниками называют служащих, занятых в структурах власти и управления, особенно в высшем эшелоне . . Чиновничество в России имеет давнюю историю, а взгляды на функции чиновников менялись на протяжении истории. В командно-бюрократической системе Советского Союза чиновники существенным образом влияли на все стороны жизни в стране. Роль чиновников в политике, экономике и социальных сферах современной России особенно усилилась. Изучение состояния государственного аппарата России, особенно категории лиц, обслуживавших нужды государства, начиная от высшей бюрократии и заканчивая рядовыми полицейскими или низшими служителями различных ведомств, имеет бесспорно большое научное значение.

Актуальность данной темы заключается в том, что новая российская государственность формируется при возрастающем значении государственной службы, которая создана для того, чтобы обеспечивать реализацию государственных функций. Государственная служба становится все более значимым институтом, а государственные служащие — его основными субъектами, поэтому проблема взаимоотношений чиновника и народа на данный момент одна из самых главных.

Объектом исследования является социальный портрет российского чиновника, в моем случае именно государственного аппарат РФ. Предметом исследования — взаимоотношение между чиновником и гражданином РФ.

Целью курсовой работы является изучение историко-теоретических основ российского чиновничества, основных понятий, видов и принципов государственной службы, выявить проблемы взаимоотношений чиновничества и граждан, и разработать предложения для преодоления этих проблем.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

В работе приведены следующие методы исследования: сбор и анализ эмпирических фактов, методы анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, системный подход к объекту исследования.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, параграфов, заключении, списка использованной литературы.

В первой главе раскрывается история возникновения российского чиновничества, основные понятия, принципы и виды государственной службы.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены социальный портрет современного российского чиновника, раскрыт имидж чиновника с точки зрения граждан.В ходе написания курсовой работы были выявлены проблемы взаимоотношений государственных служащих и граждан РФ.

3 стр., 1147 слов

Курсовая работа дисциплинарное взыскание

... и будут далее рассмотрены в курсовой работе. Целью данной темы курсовой работы является исследование теоретического и практического применения дисциплинарной ответственности работников. Объектом является ... работника и наступившими последствиями. Отметим, что какая-либо дифференциация дисциплинарных взысканий за неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее их исполнение законодательством ...

В качестве теоретической базы курсовой работы были использованы учебные издания Оболонский А. В.[c.63-76], Барабашов А.Г. Государственная служба (комплексный подход)[c.440 ],и других авторов.

1.ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЧИНОВНИЧЕСТВА.

1.1.История возникновения и развития российского чиновничества.

Слово «Чин» издавна существует в русском языке. В словаре В.И. Даля оно объясняется через глагол «чинить», то есть делать. В XVII веке — употреблялось для обозначения должности или звания (почетного титула) государственного служащего. Но в XVIII веке чином стали называть особую правовую категорию — ранг государственного служащего.

История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей страны. Неслучайно сложились представления о Руси XVI_XVII вв. как о «служилом государстве».

Киевская Русь не знала служебной повинности. Княжеская дружина состояла из лиц, добровольно поступивших на службу и остававшихся на ней, пока им это было выгодно. Объединение княжеств северо-восточной Руси под властью московского князя оказало серьезное влияние на служилое сословие. Чем раньше владельцы уделов переходили на положение великокняжеских слуг, тем более почетные места на службе они получали. Великий князь стремился гарантировать привилегированное положение при распределении государственных должностей и их прямым потомкам.

Законы XVI-XVII вв. точно определяли, какую службу должен был нести каждый служилый человек. Уклонение от нее строго каралось. Например, в Соборном уложении 1649 г. сказано: за первый побег с государственной службы бить кнутом, за второй — то же с уменьшением в два раза поместного оклада, «А будет он же збежит в третьие, и его бити кнутом же, да у него же отняти поместье». Наказанию подлежали бояре и воеводы, отпустившие с государственной службы людей без ведома московского государя («боярам и воеводам за то чинити жестокое наказание, что государь укажет»).

Дореволюционные юристы неоднократно пытались дать определение понятию государственной службы. По мнению выдающегося государствоведа, основоположника государственного права как науки в России А.Д. Градовского, «под именем государственной службы мы разумеем известное юридическое отношение, возникающее для данного лица, вследствие принятия им определенной государственной должности».

Уже в XVI веке Иван Грозный создал для контроля над «государевыми служивыми людьми» специальное учреждение — Разряд, который в середине его царствования вел «личные дела» 22-23 тыс. человек. Из них 2-3 тыс. были внесены в московские послужные списки, т. е., говоря современным языком, составляли некое подобие столичной «номенклатуры», а прочие входили в списки других городов, т. е. в местные «номенклатуры».

Разумеется, основная часть этих служивых людей привлекалась государством для военных нужд. Но поскольку тогда не делалось строгого различия между военной и гражданской царевой службой (не случайно даже управлявшие сугубо внутренними российскими территориями наместники назывались воеводами), из списков черпались «кадры» для любых царских назначений. Существовали и аналоги чинов. Правда, тогда их иерархия была иная: судья, думный дьяк, дьяк, подъячий.

4 стр., 1707 слов

История развития государственной службы в России

... и принципы государственной службы; определить классификацию государственных должностей; исследовать концепцию государственного служащего; сформировать административно - правовое положение государственного служащего; обозначить современные проблемы прохождения государственной службы в РФ Раздел 1. История развития государственной службы в России Государственная Служба России начала складываться ...

Конец XVII — начало XVIII в. характеризуется переходом от службы государю к государственной службе. В начале XVIII в. завершается продолжавшееся в течение предыдущего столетия превращение отдельных поручений-приказов верховной власти в постоянные должности. Эти перемены законодательно закреплены 24 января 1722 г. Табелью о рангах. Приняв Табель о рангах, законодатель почти на два века запустил механизм формирования личного состава государственного аппарата .

Табель установила три иерархических, как бы параллельных лестницы чинов для гражданской, военной и придворной служб, по 14 ступеней в каждой. Хотя основную часть корпуса государственных служащих по-прежнему составляли дворяне, и Табель о рангах была ориентирована в первую очередь на них, изменение юридического положения служилого сословия, появления в нем лиц, служивших не только по «породе», но и по своим деловым качествам, привлекло к управлению государством выходцев из других сословий. При Петре I чиновник уже с XIV класса получал личное, а с VIII (коллежский асессор) — потомственное дворянство.

Система учета чиновничества, складывавшаяся в 60-90-е годы XVIII в., тесно связана с историей чиновничества в этот период.

Необходимо особо отметить, что документы, возникавшие в ходе учета чиновничества, и материалы учета потенциально составляют источниковую основу любого исследования состава российской бюрократии на протяжении второй половины XVIII — начала XX в.

Екатерина II своим Указом 1790 года «О правилах производства в статские чины» установила, что право на потомственное дворянство дает лишь 8-й класс Табели, для перевода в который недворянам надо было прослужить в чине предыдущего класса не менее 12 лет.

Упомянутый Указ вместе с Указом Павла I от 1797 года «О наблюдении, при избрании чиновников к должностям, старшинства мест и чинов» и изданием уже при Александре, в 1801 году так называемых чинопроизводственных правил, в определенной мере подытожили продолжавшуюся в течение всего XVIII столетия шлифовку Табели, правил поступления на службу и прохождения по ее ступеням. Основным путем продвижения являлась выслуга лет, досрочный же перевод в высший класс был исключением из правила, как бы наградой за особые заслуги, присуждавшейся по личному решению монарха. Впрочем, верхней ступенькой для продвижения по принципу выслуги был 5-й класс; пожалование в более высокие чины производилось лишь по усмотрению императора.

К началу XIX века сформировался особый социальный класс низшего и среднего чиновничества, в рамках которого «фомы опискины» воспроизводились от поколения к поколению. Юридическое регулирование их статуса осуществил Николай I законами от 1827 и 1834 годов, первый из которых определял порядок поступления на службу, а второй — условия дальнейшего продвижения по лестнице чинов. В основу продвижения был положен принцип выслуги, обеспечивавший почти автоматически медленный переход с одной ступени на другую, причем скорость этого продвижения лишь в очень незначительной степени зависела от квалификации и иных профессиональных достоинств чиновника.

10 стр., 4607 слов

Медицинская служба гражданской обороны

... специалисты; главный врач станции переливания крови; руководитель территориального центра медицины катастроф; другие лица. В состав штабов медицинской службы гражданской обороны городов, городских районов и сельских округов включаются должностные ...

Итак, Россия вступила в XIX в. с такой организацией власти, которая уже не отвечала требованиям времени. В царской России под государственной службой понималось деятельность «в порядке подчиненного управления государством», т.е. осуществляемая чиновниками деятельность по управлению делами государства .

Надо отметить, что на рубеже XVIII — XIX вв. происходило реформа государственной службы. В 1802 г. были образованы министерства. Их образование закрепило переход от коллегиальных органов управления к единоначальным. Появление министров было воспринято остро, однако Сперанский предложил противникам реформы посты министров, склонив их, таким образом, на свою сторону. В связи с образованием министров актуализировалась проблема роста профессионального уровня чиновников. По инициативе Сперанского Александр I подписал указ «О правилах производства в чины коллежского асессора и статского советника по гражданской службе» 1809 г. Указ предусматривал, что производства в чин VIII класса возможно только при наличии выслуги лет, а также образования — университет, губернские или уездные училище .

Важным шагом в организации государственной службы стали кодификация соответствующего законодательства и подготовка «Свода законов о службе гражданской», составившего 3-й том «Свода законов Российской империи». Свод был подготовлен к 1832 г., а уже спустя два года в его развитие Николай I подписал «Положение о порядке производства в чины по гражданской службе». Предусматривалось разделение лиц, имевших по закону право на работу в государственном аппарате, на три разряда:

  • окончившие курс наук в высших учебных заведениях;
  • окончившие курс наук в средних учебных заведениях;
  • «не имеющие аттестатов ни тех, ни других из означенных учебных заведений».

Однако следует отметить, что уже тогда образование чиновников не соответствовало требованиям. Так, из низших чиновников (10-14- й классы Табели), попавших под уголовное преследование, высшее образование имели лишь 3,2%, среднее — 11,3%, а остальные 85,5% — низшее. По средним чиновникам (5-8-й классы) эти цифры составляли, соответственно, 6,4%, 26,0% и 67,6%.

Были установлены разные выслуги лет — «за усердное и похвальное прохождение службы» и «за отличия, оказанные в службе». При этом подчеркивалось, что по всем ведомствам гражданской службы чиновники «определяются к местам не иначе, как сообразно чину каждого».

Существенные изменения в форме, содержании и характере деятельности государственных служащих произошли после 1917 г., что связано с распадом Российской империи и приходом к власти большевиков. Лидеры большевиков считали, что построение коммунистического общества приведет к отмиранию государства вообще и чиновничества в частности. Ими была провозглашена цель сломать старый государственный аппарат и заменить его самоуправлением трудящихся с полной выборностью и сменяемостью чиновников при оплате их труда на уровне средней зарплаты рабочего. Поэтому один из первых декретов новой власти (Декрет ВЦИК и СНК от 8 ноября 1917 г.) был посвящен ликвидации всех существовавших в России сословий и сословных привилегий, упразднению гражданских и офицерских чинов, знаков отличий.

10 стр., 4979 слов

Особенности правового института государственной службы

... соответствующую должность. Для развития государственной службы в России огромное значение имел Указ Александра I Сенату «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и ...