Важным принципом парламентаризма является ответственность правительства перед парламентом. Однако в полной мере данный принцип осуществляется только в парламентских республиках и парламентских монархиях, где законодательный орган наделен правом избрания и отставки правительства. В президентских республиках принцип ответственности правительства осуществляется через контрольную функцию парламента. Среди главных форм парламентского контроля можно выделить право заслушивать отчеты правительства о выполнении государственного бюджета, парламентские слушания, выражение недоверия правительству, участие в процедуре импичмента президента, парламентские расследования и т. д.
Третье. Как правило, для парламента характерно достаточно широкое представительство. Однако не следует забывать о другом важном аспекте: парламент должен быть работающим, инициативным, полноправным центром государственной власти.
Таким образом, одной из ключевых черт парламентаризма является деятельность депутатов на профессиональной основе, что содействует улучшению качества нормотворчества.
Четвертое. Парламент является представительным органом, так как народ, являясь носителем суверенитета и источником власти, избирает в него своих представителей (депутатов), делегируя им свои полномочия. Таким образом, парламент не только выступает от имени народа, но и выражает его волю. Он представляет интересы всех граждан страны, которые ему делегировали свои полномочия при принятии государственно важных решений. Выявление и фиксация интересов и потребностей, которые накапливаются в социуме, их открытое выражение делают парламент публичной ареной для достижения консенсуса между государством и гражданским обществом.
Как видится, парламентаризм связывается с понятиями «народный суверенитет» и «источник власти». Принцип народного суверенитета реализуется в процессе передачи парламенту законодательной власти. Реализация народом его властных полномочий происходит через органы государственной власти и местного самоуправления и осуществляется через институт свободных выборов. Последние призваны обеспечивать фактическое активное и постоянное политическое и юридическое участие граждан в решении важнейших вопросов жизни государства.
Помимо вышеизложенного, необходимым условием для существования парламентаризма является развитое гражданское общество. С одной стороны, парламентаризм как специфический институт создает предпосылки развитию самоуправления, являющегося сферой не государства, а гражданского общества. Тем самым ставится преграда вмешательству государства в компетенцию местных властей.
Законодательные (представительные) органы государственной власти ...
... государственной власти в демократическом государстве. В настоящей работе будет рассмотрена такая ветвь власти в Российской Федерации как законодательная. Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ. Законодательные органы одновременно ...
Таким образом, очевидно, что парламентаризм является сложным и многогранным политическим явлением, а институт парламентаризма как особый политико-правовой феномен представляет собой развивающееся понятие.
Как и любое другое политико-правовое явление, парламентаризм имеет специфические черты: самостоятельность в системе разделения властей; высокий уровень полномочий парламента при решении вопросов государственного управления; деятельность депутатов парламента на профессиональной основе; избрание депутатов на всеобщих свободных выборах для гарантии значительной степени представительности.
2. Особенности и тенденции развития парламентаризма в России
2. 1 Этапы формирования российского парламентаризма
Парламентаризм в России имеет свою особенность развития, которая выражается в главенствующей роли государства в процессах социальной интеграции и изменении общественных отношений.
Первый этап начала формирования отечественного парламентаризма берет свое начало во времена политического развития Киевской Руси и земель Новгорода и Пскова (IV – V века).
На ранней стадии развития парламентаризма его зачатками можно считать совещательный орган при князе, состоявший из бояр и знатных дружинников. Законы разрабатывались и утверждались князем вместе с его приближенными. Однако эти начинания не получили последующего развития. Княжеские междоусобицы и вражда не способствовали устремлениям к демократическому правлению. В большей мере не оставляло для этого возможностей татаро-монгольское иго. В Новгороде и Пскове все было иначе, здесь фактически сложились феодально-республиканские политические режимы у которых ведущую роль занимало Вече. Вече избирало и смещало высших должностных лиц, изменяло законодательство, принимало решения по важнейшим делам общества.
Таким образом, на первом этапе становления парламентаризма на Руси в раннефеодальной монархии наряду с князем и его дружиной важную роль играло народное собрание – Вече, уходящее своими корнями в эпоху племенных сходов. Это было продолжение традиций военной демократии родоплеменного периода, направленное на ограничение власти князя.
Второй этап в развитии российского парламентаризма связан с процессом объединения русских земель вокруг Москвы (XVI – XVII века).
Образовывалось единое общенациональное государство.
Позже сложившиеся условия развития страны привели к установлению сильной исполнительной власти с правительственными органами. К нему должна быть отнесена и Боярская Дума, которая в принципе никогда не выполняла функции общенационального сословно-представительного органа. Кроме Боярской Думы к элементам представительной демократии также относятся Земские соборы, земские избы. Их можно считать элементами сословно-представительной демократии, именно они были началом той демократии, которую в современном мире называется представительной, имея в виду все общество, все его составные части.
История Конституционного развития России
... конституции не согласовывались с общепризнанными постулатами традиционного («западного») конституционализма (равноправие граждан, народное представительство и парламентаризм, политический плюрализм и многопартийность, разделение власти, ... развитие России представляло собой развитие ее как республики в составе СССР, а все последующие российские конституции были слепком с союзных конституций. ...
Третий этап в развитии отечественного парламентаризма охватывает период с начала XVIII в. до 1917 г. и характеризуется движением к буржуазному парламентаризму.
В первой четверти XVIII в. окончательно завершился процесс отмирания сословно-представительной монархии в России. Ее сменила абсолютная монархия. В истории России начался период абсолютизма. Возникновение парламентаризма в России в современном его понимании можно считать с выходом «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.), по которому Государственная Дума провозглашалась «законодательным учреждением». «Положение первого в истории российского государства постоянно действующего представительного органа изначально было двойственным. С одной стороны, согласно Манифесту от 17 октября 1905 г., «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы». С другой стороны, статья 87 «Основных государственных законов» позволяла императору издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона»7. В нем особое внимание обращалось на разграничение двух понятий – идеи «разделения властей», основанного на рациональном подходе к ветвям государственной власти, и более «европейской» идеи «ограничения власти» государя, которая далеко не всегда подразумевала четкое и рациональное отделение исполнительной власти от законодательной.
«Император, как и прежде, назначал и смещал министров, ответственных только передним. Ему принадлежало исключительное право заключать договоры с другими государствами. Прерогативы Думы вообще не распространялись на вопросы внешней политики. Хотя Дума и получила право утверждать государственный бюджет, многие его статьи (расходы Синода и основных министерств — императорского двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ее ведения, так что она могла контролировать не более половины бюджета. К тому же Дума была лишена права пересмотра Основных законов, являвшегося исключительно императорской прерогативой. Таким образом, базовые принципы функционирования Российской империи изменились мало: император фактически оставался верховной властью»8. Это объясняется спецификой развития российской либеральной мысли. Отечественные либералы под разделением властей подразумевали только способ ограничения самодержавной власти, и, понятно, что при таком взгляде нельзя было рассчитывать на реализацию принципа разделения властей в его европейском понимании. «С первых дней своего существования российский парламент стал выступать в качестве оппонента самодержавной власти, жестко критикуя проводимую ею политику»9.
«Умами владеет одна мысль, проявляющаяся различно — то в постановлениях сословных собраний, то в произведениях печати, то под видом «самоуправления» или «децентрализации», то в систематическом противопоставлении правительства «обществу» или «народу», то в форме доктрины о земстве и воспоминаний о роли прежних Земских соборах. Эта мысль заключается в том, что во всех европейских государствах разным сословиям предоставлена некоторая доля участия в делах законодательства или общего государственного управления и что если так везде, то так должно быть и в России»10.Попытка внесения в систему государственной власти отдельных элементов западного принципа государственности каждый раз воспринималась господствующей политической элитой как разрушение целостности государства.
Органы государственной власти в субъектах Российской Федерации
... между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти Российской Федерации". Некоторые ... Российской Федерации положения Устава Алтайского края, предусматривающие полномочия председателя Законодательного Собрания края подписывать законы края, требование согласия Законодательного ...
Попытка осуществить западный вариант разделения властей и парламентаризма в России в начале ХХ в. не увенчалась успехом. По мнению
многих ученых, это объясняется, во-первых, нежеланием царизма иметь орган власти, призванный осуществлять законодательную власть; во-вторых, господством в течение многих столетий в России самодержавной власти, отсутствием реальных прав и свобод личности. Все это в совокупности и предопределило консерватизм, и медлительный характер процессов развития парламентаризма в России.
В исторический отрезок времени с 1917 г. до середины 80-х гг. ХХ в. функционировали организации особого типа государственной власти, не имеющие подобия в мире. В то время в России развивалась совершенно иная система народного представительства – Советы, которые складывались как противоположность формам парламентской демократии. С юридической точки зрения съезды Советов являлись законодательными органами государственной власти. Однако целый ряд элементов их правового положения противоречил статусу законодательного органа в общепринятом смысле.
За годы советской власти страна оказалась изолированной от мировой
практики развития и совершенствования парламентаризма.
Начало четвертого этапа связано с курсом М.С. Горбачева на политические реформы.
Начиная с первых лет перестройки, в политической системе общества ведущие элементы парламентаризма присутствовали практически в полном объеме, но еще отсутствовали системный характер и стабильность. Процессы демократизации советского общества носили поверхностный, почти неуправляемый характер, которые вели к ослаблению государственности, расшатыванию связей между союзными республиками, развертыванию национал-сепаратистских движений.
Таким образом, на протяжении веков российское государство складывалось как унитарное, с сильной центральной и слабой представительной и местной властью. На складывание российской государственности повлияли природные, экономические, религиозные и многие другие факторы. В результате в России сложилась куда более твердая исполнительная власть, чем в большинстве стран Запада, что стало причиной возникновения таких негативных проявлений, как неразвитость демократической политической культуры и гражданского общества, доминирование со стороны населения пассивной политической позиции и отсутствие у него веры в возможность влияния на политическую власть.
2. 2 Современный этап развития российского парламентаризма
Сегодняшний российский парламентаризм это одна из разновидностей парламентаризма в мире, которая создалась в российских условиях. В России с принятием в 1993 г. новой Конституции сформировалась республиканская форма правления, где преобладает власть президента. «Массовое восприятие вотумов недоверия постепенно трансформировалось в понимание значительной частью граждан, что правительство является лишь отражением, тенью более мощной президентской власти. А президент для парламента, как показало развитие политического процесса в России, в том числе и в вопросах правительственной политики, был практически недосягаем и неподконтролен Думе»11. Сегодня существует вариант российского парламентаризма, который строится на определенном ограничении власти парламента и усилении исполнительной власти. Этой же разновидностью парламентаризма предусмотрено функционирование двухпалатного парламента. Роль верхней палаты в Российской Федерации выполняет Совет Федерации, который должен выражать и защищать интересы субъектов федерации. Через него политические идеи и опыт управления субъектами осуществляются в законодательстве страны. Совет Федерации, как и другие органы государственной власти, несет общегосударственную ответственность за дела страны. Совет Федерации является связывающим звеном между субъектами федерации и федерацией.
Президент Российской Федерации глава государства
... результате которой мы, как и прежде, остались с громоздкой, неуправляемой и неэффективной исполнительной вертикалью» Глава II . Президент Российской Федерации в системе разделения властей по Конституции РФ 1993 года. ... решать его судьбу и в этом случае будет Президент). В тех государствах, где присутствуют элементы парламентаризма в президентской республике или элементы президентской республики в ...
Одна из важнейших особенностей российского парламентаризма – то, что он имеет специфические, не схожие западноевропейскому парламентаризму, социальные основания. В отличие от Запада, в котором построение парламентаризма было постепенно, отечественный парламентаризм создался за короткий срок, в тяжелой социально-экономической ситуации и нежеланием большинства населения следовать данным ценностям. В процессе становления парламентаризма учитывались: специфика исторического развития России, сложившийся менталитет народа, его представления о демократии, социальной справедливости, ценностные ориентации. Так как идеальных, универсальных моделей парламентаризма не существует, нужно было обобщать общемировой опыт и собственные традиции.
Главная трудность современного российского парламентаризма – это необходимость развития и реализация на практике ведущих элементов парламентаризма, ввести их в политическую систему и в систему социальных отношений. «Кто употребляет термин парламентаризм, забывают, что у нас его нет. Это давно разработанный наукой вопрос: наличие парламента и парламентаризм – разные вещи. Приходится напоминать, что в нашей стране полупрезидентская форма правления, при которой могут быть только отдельные элементы парламентаризма»12.
В России существуют проблемы на пути развития парламентаризма:
В условиях слабого развития партийной системы и институтов гражданского общества результаты парламентских выборов очень хорошо отражают сложившуюся политическую реальность российского общества, показывают «равновесие» социально-экономических сил и интересов, всвязи с чем, в парламенте доминируют довольно узкие группировки, которые в основном ориентируются на удовлетворение собственных политических интересов.
Среди особенностей российского парламентаризма можно выделить и несбалансированность разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями. Такой дисбаланс создает неблагоприятный эмоциональный фон, который не может не отразиться на деятельности депутатов. Нередко в нашей стране нормотворчество превращается в арену бурных идейно-политических дискуссий и столкновений. «В то же время значительная часть депутатов открыто провоцировала исполнительную власть, рассматривая Думу не как орган реального принятия решений, а как арену политической борьбы, трибуну для критики правительства и публичных высказываний»13. И как часто бывает, начинает действовать закон бумеранга – результат оказывается прямо противоположным тем намерениям, которые были изначально. Инициативы парламента воспринимаются с недоверием и наталкиваются на серьезное противодействие. «Парламентаризм выступает в форме опосредованной демократии, при которой волеизъявление народа реализуется через промежуточное звено – депутатский корпус. Основной недостаток парламентаризма вытекает из самой его природы – парламент является промежуточным звеном, посредником между народом и процессом законотворчества. В этих условиях возникает потенциальная возможность того, что закон будет отражать личные или групповые мнения депутатов. Это грозит неполным и даже искажённым отражением воли народа в законах и других принимаемых документах, несбалансированностью интересов различных его групп и т.п.»14.
История создания и развития Российской прокуратуры
... систему и организацию деятельности прокуратуры. Глава 1.Прокуратура Российской Федерации: история и современность. 1.1 История создания и развития Российской прокуратуры В начале XVIII столетия в России происходят серьёзные изменения в системе управления государством. Реформа ...