Конституционно-правовой статус парламента в зарубежных странах

– это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

Парламент — это высший орган народного представи­тельства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулиро­вать важнейшие общественные отношения главным образом путем при­нятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, обра­зует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет ам­нистию и т.д.

Согласно букве демократических конституций парламент является верховным законодательным органом государства, однако, в действительности его реальные полномочия иные.

В парламентарных странах парламент испытывает эффективное воздействие со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента.

В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее, президенты и в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент. В тех странах, где существует конституционный надзор (США, Италия, ФРГ, Франции, Япония, Индия, Австралия и др.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.

Принятие законов является главной задачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы. Законодательная деятельность парламента претерпела исторически весьма серьезные изменения. В современных государствах парламент продолжает законодательствовать, но эта его деятельность утратила суверенный характер. Хотя вместе с усложнением функций государства увеличился объем законодательной деятельности парламента, центром нормотворчества стало правительство. В зарубежной литературе это явление пытаются объяснить тем, что объем государственной работы настолько возрос, законодательная техника настолько усложнилась, а само законодательство настолько специализировалось, что парламенту поневоле пришлось отказаться от значительной части своих суверенных полномочий в пользу правительства, так как сам справиться с этой задачей он не мог. Процесс повышения роли исполнительной ветви власти в законодательной деятельности парламента протекает по следующим основным направлениям.

11 стр., 5272 слов

Законодательные (представительные) органы государственной власти ...

... государстве. В настоящей работе будет рассмотрена такая ветвь власти в Российской Федерации как законодательная. Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ. Законодательные органы ... и в ряде других европейских стран. Именно в Англии укоренился термин «парламент», который произошел от французского слова ...

Во-первых, современный зарубежный парламент почти целиком утратил право законодательной инициативы. Принимаемые им акты разрабатываются и вносятся главным образом правительством в широком смысле слова, т.е. министерствами, ведомствами, департаментами и другими центральными административными органами. Переход законодательной инициативы в руки правительства в различной степени произошел во всех зарубежных странах. В парламентарных странах, где существует институт ответственного правительства, последнее осуществляет законодательную инициативу либо через министров, либо через депутатов правящей партии. Законопроекты составляются в административном аппарате, и парламент получает их уже в готовом виде. В президентских республиках, которые не знают парламентской ответственности, правительство осуществляет законодательную инициативу не в столь откровенной форме, но не менее эффективно.

Во-вторых, ослабление роли парламента в законодательной деятельности проявляется в непрерывном росте доли делегированного законодательства и иных видов административного нормотворчества. В определенной степени утрачен не только суверенный характер парламентского законодательства, но и сама законодательная прерогатива в известной мере перешла к административному аппарату. Удельный вес парламентских актов в системе правовых норм резко сократился, а их применение и истолкование находится в прямой зависимости от администрации.

В-третьих, парламентское большинство, принимающее законы, в известной степени лишено самостоятельности и голосует по указанию своих партийных лидеров. В парламентарных странах партийная дисциплина обычно настолько сильна, что фракция большинства фактически подчинена правительству. Вся деятельность депутатов строго контролируется. Эта система особенно эффективна в тех странах, где существуют однопартийные правительства (например, Великобритания).

В президентских республиках партийная дисциплина значительно слабее и партийные фракции более свободны. Отсутствие института ответственного правительства выводит сам процесс формирования исполнительного органа власти за стены парламента. Однако и в этих странах свободное голосование отнюдь не является общим правилом.

Таким образом, законодательная деятельность в зарубежных государствах в известной мере лишь формально осуществляется парламентом. В определенной степени она направляется и контролируется правительством.

Парламент и парламентаризм — понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента, его основой является именно сильный и полновластный парламент. Но парламентаризм есть в то же время высшее качество парламента, которое может им утратиться. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов. Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за деятельностью правительства. Этот контроль по-разному осуществляется в парламентарных странах и президентских республиках, но он является определяющей чертой парламентаризма и именно в нем находит свое выражение привилегированное положение парламента. Хотя в президентских республиках отсутствует институт парламентской ответственности, им известны определенные формы контроля над деятельностью правительства. Парламентаризм возник и оформился в тот период, когда избирательное право было цензовым и в категорию политически активных граждан входили только мужчины-собственники. По мере демократизации избирательного права и расширения избирательного корпуса шла эволюция парламентаризма.

12 стр., 5941 слов

Конституционно-правовой статус Правительства РФ (2)

... квалификационной работе является: совокупность юридических норм, закрепляющих конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации, систему, структуру, правовое положение его членов, порядок его организации и деятельности, ... в немалой степени способствует фактически предусмотренная федеральной Конституцией приближенность Президента страны к исполнительной власти и даже прямое его в ней ...

В XX веке и особенно после второй мировой войны возрастает относительная самостоятельность парламентов по отношению к правительствам. Этот процесс проходит по-разному в различных странах. Он знает подъемы и спады. Так, скажем, в период Уотергейтского скандала в США резко возросла реальная власть конгресса, так как президентская власть была скомпрометирована. Однако с приходом республиканской администрации Р. Рейгана в 1981 году система сдержек и противовесов стабилизировалась за счет активизации президентской власти. В V Республике Франции после ухода президента Ш.де Голля и увядания голлизма шел процесс возрастания реальных полномочий Национального собрания и восстановления парламентаризма. Этот процесс наиболее полное выражение получил в период двухкратной президентуры Ф. Миттерана. Демократия и парламентаризм, пережив кризис 30 — 40-х годов, приобрели новые качественные черты. Об этом свидетельствует расширение в послевоенные годы избирательного права, законодательных, бюджетных и контрольных полномочий парламентов во многих странах.

В настоящее время существует свыше 200 зарубежных парламентов, каждый из которых обладает своими особенностями.

Классификация парламентов по структуре.

  • двухпалатные
  • однопалатные

На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов было двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия).

Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

Классификация парламентов по объему компетенции.

-парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, так как в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты.

  • парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу.
  • парламенты с относительно определенной компетенцией.

Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои функции.

Классификация парламентов по социальному составу.

  • социально однородные парламенты, не имеющие социал-демократического или коммунистического представительства.
  • парламенты с представительством социал-демократических и коммунистических партий.

2. Структура и порядок формирования парламента. Особенности формирования нижней и верхней палат. Институт роспуска парламента

Под парламентом обычно понимают одно­палатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалат­ного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо слож­нее.

6 стр., 2536 слов

Парламент в зарубежных странах

... в общих чертах структура парламента. Однако законодательное учреждение состоит не только из председателя, комиссий, фракций. Основу парламента составляют его члены. 2. ПОРЯДОК РАБОТЫ ПАРЛАМЕНТА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 2.1 Порядок работы парламента в зарубежных странах Деятельность парламента выражается в ...

В англосаксонском праве парламент — это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты (при этом закон, как правило, может быть принят при согласии всех этих трех составных частей).

В странах с влиянием англосаксонского права, где главой государства яв­ляется президент и существует одна палата (например, в Танзании по конституции 1977 г.) парламент рассматривается как двуединое учреж­дение, состоящее из главы государства и Национального собрания.

В континентальном праве, в Германии, Франции, под парламентом понима­ются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах (Египет) глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента.

В настоящее время число палат в парламентах стран мира не пре­вышает двух. В большинстве стран в настоящее время действуют двухпалатные парламенты, а в Дании, Греции, Египте, Китае, Португалии и многих других странах — однопалатные.

Палаты парламента имеют разные названия (нередко — палата де­путатов и сенат), но их принято называть нижней и верхней.

Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето — отказ согласиться с решением нижней палаты — может быть преодолено последней (Великобритания, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США).

Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочис­леннее верхней. Лишь в Великобритании иное соотношение: более 1100 пэров в верхней палате (палате лордов) и 651 член — в палате общин. Самая большая численность однопалатного парламента в Китае.

Члены нижней палаты парла­мента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты — сенаторами. В состав парламента иногда вхо­дят также их заместители (в Бразилии, например, на каждого сенатора приходится два заместителя), а в единичных федеративных государствах — делегаты от территорий, владений, федерального округа, ассоции­рованных государств, не являющихся субъектами федерации (США).

Порядок занятия ими места в парламенте и их правовое положение не­одинаковы.

Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избира­ются обычно на 4—5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов. Часть членов парламента может избираться косвенными выборами (Бутан, Свазиленд и др.).

В некоторых странах резервируются места для сторонников опре­деленных религий и национальностей, а также для женщин. Эти места тоже замещаются путем непрямых выборов (для женщин — в Бангла­деш, для приверженцев индуистских религий — в Пакистане, для асси­рийцев — в Иране и т.д.).

В Египте половина мест резервируется для депутатов — рабочих и крестьян, которые избираются всеми граждана­ми наряду с депутатами от других групп населения. В однопалатном парламенте Дании есть фиксированное представительство от Фарерских островов (2 человека), от Гренландии (2 человека), в Китае — от армии. Иногда в однопалатные парламенты президент может назначить неболь­шое число лиц, имеющих особые заслуги перед отечеством (например, не более 10 человек в Египте).

13 стр., 6203 слов

Парламент РК. Состав, структура, функции (курсовая)

... сдержек и противовесов.” К органами законодательной власти в Республике Казахстан относится Парламент состоящий из двух палат: Сената и Мажилиса, и Конституционный Совет. ... прав и законных интересов граждан. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти региона РК принадлежит депутатам, акиму территориально-административной единицы, ...

В Бутане, Тонго, Брунее в однопалатных парламентах значительное число мест занимают лица по должности — находящиеся на службе у короля, и представители знати. Правильность избрания депутатов проверяет либо сам парламент (на практике — со­здаваемая палатой мандатная комиссия), либо (по жалобам и протестам) орган конституционного контроля, верховный суд, специальный избира­тельный трибунал.

Верхняя палата формируется различными способами: путем пря­мых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США (по два сенатора от штата), в Бразилии (по три), в Италии (не менее семи от области), в Японии, Румынии и многих других странах. Путем косвен­ных выборов формируется сенат во Франции, где избирательную колле­гию в каждом регионе (наиболее крупной административно-территори­альной единице) составляют, как отмечалось выше, члены нижней пала­ты от данного региона и советники различных муниципальных органов. В Индии члены верхней палаты избираются законодательными собрания­ми штатов. В Испании сочетаются прямые и косвенные выборы: часть сенаторов избирается непосредственно гражданами, а часть — предста­вительными органами автономий. В Бельгии часть сенаторов избирается прямыми выборами, часть назначается, часть избирается косвенными выборами — провинциальными советами. Полностью назначаются верхние палаты главой государства в Канаде, Иордании, Таиланде, Ямайке, Барбадосе, Белизе (во многих из них генерал-губернатором — пред­ставителем короны Великобритании).

Большинство членов верхней па­латы назначается в Малайзии. В Германии члены верхней палаты назна­чаются правительствами земель. Несколько членов верхней палаты (5 в Италии, 12 — в Индии) могут назначаться главой государства. В Вели­кобритании места в палате лордов занимают по наследству дворяне (пэры), имеющие титул не ниже барона (с 1963 г. — и женщины), а также лица, которым такой титул пожалован королевой по представле­нию кабинета министров (титул и место в палате не передается ими по наследству), епископы и архиепископы, члены, избранные шотландски­ми и ирландскими лордами, апелляционные (судебные) лорды.

В унитарном государстве число сенаторов также зависит нередко от чис­ленности населения региона (в Польше — от двух до трех сенаторов от воеводства, во Франции, Италии — обычно 1—7 сенаторов).

Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком. К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы изби­раются на более длительный срок и палата обновляется по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1 /З через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1 /З через три года).

Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя (Италия, Польша и др.).

Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава, как только этот состав приступит к работе (в некоторых стра­нах — после присяги депутатов).

Он может быть распущен досрочно. Очень редко главой государства распускаются обе палаты (например, Италия).

Обычно роспуску подлежат лишь нижняя палата и однопалат­ный парламент, а верхняя палата лишь прекращает свои полномочия на время роспуска нижней палаты (например, в Польше).

14 стр., 6722 слов

Парламент Великобритании

... правила, относящиеся к его организации и деятельности, содержатся в обычных законах страны (их очень мало), другие -- в неписаных нормах конституции, конституционных соглашениях. При двухпартийной ... месту расположения правительства. ПАЛАТА ОБЩИН: ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ ЧЛЕНОВ, Порядок формирования Одна из важнейших особенностей парламента (собственно, его основной части -- палаты общин) -- выборность. ...

Если верхняя палата избрана на более длительный срок, чем нижняя, то после избра­ния новой нижней палаты верхняя возобновляет свою деятельность. Бы­вает и так (хотя редко), что верхняя палата вправе осуществлять свои полномочия в отсутствие нижней и даже в какой-то мере замещать ее, давая (или не давая) согласие на издание президентом временных актов с силой закона.

Роспуск однопалатного парламента или нижней палаты ограничен рядом условий. Парламент (палата) не может быть распущен в условиях военного или чрезвычайного положения, в течение нескольких месяцев до окончания срока его полномочий или после начала заседаний вновь избранного парламента, а также не может быть распущен президентов за несколько месяцев (как правило, за шесть) до окончания срока полномочий президента. Ограничивается число роспусков (например, в Румынии парламент может быть распущен в течение года лишь один раз).

В редких случаях до роспуска парламента президент должен провести по этому поводу референдум (Египет).

Роспуск парламента осуществляется по различным основаниям:

  • при выражении недоверия правительству по инициативе парламента;
  • при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством;
  • если пар­ламент не может сформировать правительство в определенный срок;
  • если парламент не принимает государственный бюджет в течение определенного срока;
  • если он неоднократно лишал доверия пра­вительство в течение установленного срока;
  • если он не выразил доверия правительству, которое он же сформировал;
  • если неоднократно отклонял кандидатуру премьер-министра, предложенную президентом.

В перечисленных случаях глава государства может распустить парламент.

Если парламент не функционирует (парламентские каникулы, меж­сессионный период, роспуск), его могут замещать, хотя и не полностью некоторые другие высшие органы государства.

3. Внутреннее устройство палат парламента. Порядок работы парламента: сессии и организационно-правовые формы его деятельности.

Заседаниями палат и однопалат­ного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в Китае).

Председатель однопалатно­го парламента, палаты, спикер имеет одного или нескольких заместите­лей; президиум сессии, бюро избирает председательствующего — иног­да он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. Председателя парла­мента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. При совместном заседании палат ими обычно руко­водит председатель верхней палаты (сената).

Руководящий орган палат парламента может быть избран либо на срок их полномочий (председатели палат в Италии), либо на период одной сессии (президиум сессии Всекитайского собрания народных представителей).

Председатель палаты может быть не избранным, а за­нять это место по должности (вице-президенты являются председателя­ми верхних палат в США, Индии), по назначению (в палате лордов в Великобритании это лорд-канцлер, назначаемый премьер-министром от имени монарха).

К внутренним органам парламента относятся партийные фракции (парламентские партии, депутатские клубы и др.).

8 стр., 3532 слов

Виды конституций зарубежных стран

... принятия конституции в Бразилии и во Франции. 1. Виды конституций зарубежных стран и порядок принятия Выделяют следующие виды конституций: юридическая ... В каждой палате существуют постоянные комиссии, число которых устанавливается регламентом. Среди них есть постоянные и специальные комиссии, а также комиссии по расследованиям. Парламент собирается раз в год. Обычные сессии не нуждаются в ...

Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии (избирательному объединению, блоку партий) или к нескольким, близким по своим программам. Реже фракции создаются из тактических целей. Иногда наряду с фрак­циями образуются территориальные объединения депутатов по областным единицам (Испания).

К фракциям могут примыкать отдельные беспартийные депутаты. В странах тоталитарного социализма в парла­ментах создаются партийные группы, но только из членов правящей партии. Для создания партийной фракции необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регла­ментами палат (например, 20 в нижней палате и 14 в сенате во Франции, соответственно 20 и 10 — в Италии, 10% депутатов в нижней палате парламента Бразилии, 15% в нижней палате в Индии).

Фракция пропор­ционально представлена в комиссиях палат и объединенных комитетах парламента (если такие создаются).

Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие крупные фракции. Фракции делят между собой посты председателей постоянных комиссий палат.

У фракций имеется свое руководство: председатель (иногда — бюро, куда входят лидеры партии), в англосаксонских странах назначаются «кнуты», обязанность которых — обеспечивать явку членов фракции в парламент, особенно на голосование. Фракция принимает решение о характере выступлений ее членов и голосовании («за», «против» и т.д.).

Время, выделяемое для выступлений от имени фракции, обычно зависит от ее численности. Депутаты вне фракций получают слово после выступ­ления представителей фракций. «Свободное обсуждение», когда депутаты могут выступать не будучи связаны фракционной дисциплиной, бывает крайне редко и во многих странах только по специальному постановлению палаты. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции обычно создает свой «теневой кабинет»: выделенные ею лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.

Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные коми­теты и комиссии. Создаются объединенные комитеты палат, комитеты парламента, комиссии (комитеты) палат. Число их различно и часто меняется. Комиссия принимает решения на заседаниях. Кво­рум обычно составляет половину ее членов. Предста­витель комиссии выступаете с докладом при обсуждении проекта зако­на, иного решения на пленарном заседании, и обычно от мнения комис­сии в конечном счете зависит судьба законопроекта.

Палаты в случае необходимости создают временные комиссии — следственные, ревизионные, редакционные и др. Такие комиссии тоже бывают объединенными. Они представляет собой своего рода юри­дическую фикцию: палата принимает решение о преобразовании ее в комиссию для ускорения процедуры рассмотрения неотложных законо­проектов или законопроектов, не имеющих существенного значения, не вызывающих разногласий.

Во многих палатах создаются бюро палаты или советы старейшин. Такое бюро — это не орган по руководству заседанием. Бюро или совет старейшин обычно состоит из председателя палаты, его заместителей, председателей постоянных комиссий, представителей партийных фрак­ций. На заседаниях совета старейшин и бюро решаются некоторые орга­низационные вопросы, например о дате пленарного заседания, о повест­ке дня, об очередности обсуждения вопросов.

В парламентах часто избирается, обычно из числа молодых депута­тов, несколько квесторов, в обязанности которых входит поддержание порядка в зале заседаний, в кулуарах, буфете парламента, а также под­счет голосов при открытом голосовании.

Аппарат парламента включает три вида орга­нов и лиц:

1) вспомогательные службы парламента, его палат и комиссий (библиотека, секретариат, хозяйственная часть, типография, группа компьютерного обслуживания и др.);

2) консультанты парламента, обыч­но работающие в исследовательских службах;

3) личные помощники парламентариев, их референты, секретари.

Общее руководство аппаратом парламента в большинстве стран осуществляют председатели палат, в США избранные, а в Великобритании пожизненно назначенные монархом (на деле — кабинетом) клерки палат.

Главной формой работы парламента в подавляющем большинстве стран является сессия, т.е. промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают посто­янные комиссии. Часть остального времени называется парламентскими каникулами, определенный период депутаты работают в своих избира­тельных округах, занимаются другими видами депутатской деятельнос­ти, в частности изучением законопроектов, подготовкой к слушаниям, заседаниям. Иногда понятие сессии распространяют только на пленар­ные заседания, что неверно.

Различаются очередные и чрезвычайные сессии. Очередные сессии созываются главой государства либо один раз в год (на­пример, в Великобритании и Египте сессия созывается раз в год и длится приблизительно семь месяцев), либо два раза в год (в большей части государств).

Если предусмотрены две сессии, то обычно бывают весенняя и осенняя сессии. Если президент или иной глава государства не созывает сессию в указанный срок, депутаты обязаны собраться сами. Окончание конституционного срока сессии оз­начает прекращение финансирования ее работы.

Внеочередная сессия может быть созвана президентом по требова­нию части депутатов (в одних странах — 1/3 депутатов, в других — 1/2, в отдельных развивающихся странах — 2/3).

На внеочередной сессии могут обсуждаться только те вопросы, для которых она созвана. Повестку дня должны указать инициаторы созыва.

4. Общие парламентские процедуры. Законодательная процедура.

Парламент осуществляет свою деятельность в различных формах: на раздельных и совместных заседа­ниях палат, путем работы постоянных комиссий, деятельности депутатов в избирательных округах, через органы, состоящие при парламенте, и т.д. Совместные заседания палат проводятся крайне редко и лишь в установленных конституциями случаях: для выборов президента, заслу­шивания ежегодных посланий главы государства, преодоления вето верхней палаты, заслушивания клятвы президента и др.

Для работы парламента и принятия им решений необходим кворум. Это понятие имеет два значения: кворум для заседаний (обсуждения) и кворум для голосования. Для пленарного заседания палат в большинст­ве стран необходимо определенное количество присутствующих депута­тов; только при этом условии заседание считается действительным. Обычно требуется присутствие более половины депутатов (50% плюс один депутат), но иногда кворум для заседания гораздо меньше: в Индии — 1/10 часть членов парламента в нижней палате, в Японии — 1/3, в Великобритании — 40 членов палаты общин (из 651) и три пэра палаты лордов.

Однако такого кворума, как правило, для принятия решения недостаточно. В большинстве случаев решение принимается большинством голосов списочного состава парламента (палаты).

Поэтому бывает, что кворум для заседаний есть, а для принятия решения голосов недоста­точно. Для принятия конституционных и в ряде случаев органических законов, как отмечалось, установлены еще более жесткие требования (разные нормы квалифицированного большинства).

Заседания парламента (палат) бывают открытыми и закрытыми. На открытых может присутствовать публика, но в специально отведенных для этого местах (обычно не в зале заседания, а наверху, на галерее).

Присутствующие не могут подавать каких-либо реплик, нарушать поря­док. На закрытых заседаниях парламента присутствуют лишь его члены и специально приглашенные лица.

Процесс принятия законов не ограничен стенами парламента. На долю парламента приходится в основном лишь юридическое оформление законопроектов, в то время как их разработка осуществляется за пределами общенационального представительного учреждения. В этом смысле собственно законодательная процедура может рассматриваться как одна из стадий законодательного процесса.

Законодательный процесс самым тщательным образом регламентирован и строго формализован. Это касается как самой процедуры, так и формы законодательных актов.

Законодательный процесс можно подразделить на несколько основных стадий:

1. Внесение законопроекта. Составить свой законопроект и предло­жить его может любое физическое или юридическое лицо. Можно соста­вить текст и послать его, например, в Национальное собрание Франции, но парламент не обязан принимать к рассмотрению такой текст. Он обязан рассматривать только проекты, внесенные органами и должност­ными лицами, пользующимися по конституции правом законодатель­ной инициативы. Именно такому праву соответствует указанная выше обязанность парламента. Право законодательной инициативы не означа­ет, что парламент должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту. Законопроекты остальных лиц не порождают никаких юридических последствий.

Правом законодательной инициативы обладают глава государства (не всегда), палаты парламента, их постоянные комиссии, правительст­во, группы депутатов определенной (обычно значительной) численности (в некоторых странах — несколько десятков человек), отдельные депута­ты (в Египте и Польше — один депутат), некоторые органы государства, но только по предметам их ведения (Федеральный верховный суд, гене­ральный прокурор — в Бразилии).

В развитых капиталистических стра­нах около 90% всех законопроектов вносит правительство. Во многих развивающихся странах депутаты годами не вносят ни одного законо­проекта.

Некоторые законопроекты, например о государственном бюджете, может вносить только правительство. Инициатива пересмотра конститу­ции в отдельных странах должна исходить от главы государства. В Ита­лии, США и некоторых других странах законопроекты могут быть внесены в любую палату, финансовые законопроекты в ряде стран вносятся только в нижнюю палату.

2. Обсуждение законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты (но не в комиссии) называ­ется чтением, работа над законопроектом в постоянной комиссии назы­вается комитетской стадией.

Обычно бывают три чтения (в Албании предусматривалось четыре), но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается. При принятии срочных, не вызывающих разногласий, особо важных за­конов комитетская стадия, особенно в странах англосаксонского права, может быть заменена заседанием комитета всей палаты, т.е. пленарным заседанием, но проходящим по иной процедуре. В Болгарии, Польше, Швеции применяются два чтения. Каждому чтению может предшество­вать комитетская стадия — обсуждение в соответствующей постоянной комиссии, а после нее — доклад и содоклад на пленарном заседании парламентского меньшинства. В некоторых странах при обсуждении бюджета, особенно при существенных разногласиях с правительством, применяются четыре чтения.

В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проек­та.

Второе чтение происходит с докладом автора проекта (представите­ля правительства, иного органа, депутата) и содокладом постоянной ко­миссии.

На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проек­та, обсуждаются и голосуются поправки (часто председатель палаты суммирует одинаковые поправки и вместе ставит их на голосование).

Обсуждение на пленарном заседании бывает двух видов: свободное и фракционное. Свободное обсуждение предполагает, что выступать может каждый депутат и что он, высказывая свое отношение к проекту, не связан фракционной (партийной) дисциплиной. В США обсуждение часто носит именно такой характер, во многих других странах свободное обсуждение проводится только по специальному постановлению парла­мента (по требованию определенного числа депутатов, хотя отнюдь не большинства).

К свободному обсуждению в современных парламентах прибегают весьма редко.

Выступающий дает оценку проекта, вносит предложения о его принятии, отклонении, изменении или дополнении. При системе фракционного принуждения члены фракции обязаны выступать и голосовать по решению партийного руководства.

В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки. После этого представители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию.

3. Принятие закона. Как отмечалось, оно осуществляется путем голо­сования на пленарном заседании и требует определенного большинства. Члены парламента голосуют разными способами: с помощью элек­тронной системы (нажимая определенные кнопки на своем пульте), бюллетенями, поднятием руки, путем разделения (выхода в разные двери), аккламацией (криком), в ответственных случаях используется поименное голосование. В некоторых странах возможно голосование по доверенности за отсутствующего депутата. Если нет возражений оппозиции, голосование не проводится, считается, что решение достиг­нуто путем консенсуса (Индонезия, Испания).

Как уже говорилось, голосование в парламенте может быть фракционным (солидарным) или свободным.

4. Поскольку законопроект становится законом, только если он принят в одинаковом тексте в обеих палатах (при двухпалатном парламенте), после принятия в одной палате он поступает в другую (нередко, как отмечалось, законопроект обсуждается параллельно в обеих палатах, но многие конституции требуют, чтобы он был принят сначала в нижней палате).

Одна из палат, обычно верхняя, может не согласиться с текстом, принятым другой палатой (вето палаты).

Тогда возникает вопрос о пре­одолении разногласий палат.

При разногласиях палат применяется несколько способов их преодоления:

1) правило «челнока»: проект переходит из одной палаты в другую, пока не будет принят в одинаковом тексте;

2) создание согла­сительной комиссии из равного числа представителей обеих палат;

3) созыв совместного заседания обеих палат с общим голосованием. Так как нижняя палата почти всегда многочисленнее верхней, закон принимается в редакции нижней палаты. Наконец, вето верхней палаты может быть преодолено вторичным принятием закона нижней палатой, но в этом случае обычно требуется квалифицированное большинство, как правило, 2/3 голосов от общей численности палаты.

Особый порядок установлен для принятия бюджетных и финансовых законов. Законопроект о бюджете вносится только исполнительной влас­тью (президентом, правительством), поправки депутатов, предлагающие увеличение расходов, снижение доходов, в большинстве стран невоз­можны, сроки обсуждения проекта ограничены (в Великобритании — 26 дней, во Франции — 40).

Если бюджет не будет принят в установлен­ный срок, правительство может временно ввести в действие проект бюд­жета или продлить бюджет прошлого года (осуществлять финансирова­ние по показателям прошлого года).

Финансовые законопроекты всегда вносятся только в нижнюю палату, часто по отношению к таким законам верхняя палата права вето не имеет.

5. Промульгация и издание закона. После принятия закона парламентом наступает стадия промульгации закона главой государства. Про­мульгация включает несколько элементов. Это удостоверение закона и того факта, что он принят по должной процедуре, подписание закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении. Глава государства имеет право не подписать закон (право вето), и тогда он не вступает в силу.

Закон вступает в силу с момента опубликования, в указанный в нем срок или в предусмотренный законодательством страны срок вступления законов в силу, например через 10 дней после опубликования. Если установлен такой общий срок, конкретный закон может изменить этот порядок, установив для данного закона свой срок. Сложные законы, затрагивающие широкий круг регулируемых отношений (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс), обычно вступают в силу через несколько месяцев, что специально оговаривается в особых законах о введении кодексов в силу.

5. Правовой статус парламентария в зарубежных странах.

Парламентарии – это лица, состоящие по тому или иному основанию членами парламента.

Правовое положение депутата парламента определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями. Современная конституционно (государственно-) правовая доктрина рассматривает депутата парламента как представителя всей нации, а не соответствующего избирательного округа. Логическим следствием этой концепции является запрещение императивного мандата и права отзыва. Соответствующие нормы содержатся в конституциях почти всех стран.

Отсутствие императивного мандата и права отзыва не делает депутата парламента полностью независимым. Это объясняется следующими причинами:

  • во-первых, депутат, как правило, подчиняется партийной дисциплине;
  • во-вторых, депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избирательную кампанию;
  • депутат в известной степени зависит и от своего избирательного округа, поскольку судьба мандата решается голосованием.

Депутат в демократическом государстве является профессиональным парламентарием. Именно в силу этого его мандат обладает свойством несовместимости ни с какой государственной или иной должностью. Парламентская деятельность считается единственным законным занятием депутата, исключая право занятия министерских постов в парламентских странах. В содержание депутатского мандата входят следующие основные компоненты:

Индемнитет. Депутат парламента получает вознаграждение за свою деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т.д. Чрезмерно высокий индемнитет в ряде стран превращает место в парламенте в доходную должность. В некоторых странах депутатский индемнитет приравнивается к жалованию чиновников высшего разряда (Япония, Франция, Финляндия) или составляет установленную часть министерского оклада.

Иммунитет. Законодательство демократических государств предоставляет депутату целый ряд прав и привилегий, которые должны гарантировать его независимость. Важнейшими элементами депутатского иммунитета являются свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность. Свобода слова и голосования сводятся к тому, что депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование, поскольку они осуществляются в силу мандата. Депутатская неприкосновенность обычно состоит в том, что парламентарий не может быть подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции соответствующей палаты, за исключением тех случаев, когда он задержан на месте совершения преступления. Лишение депутата иммунитета может быть осуществлено решением той палаты, к которой он принадлежит. Депутатская неприкосновенность применяется обычно в период сессий. Прекращение срока действия мандата наступает по окончании срока полномочий парламента, по истечении срока, на который избран депутат.

Заключение.

В данной контрольной работе мы рассмотрели одну из основных структур законодательной власти – парламент, дали общую характеристику, раскрыли сущность понятия, цели и задачи парламента в структуре органов власти.

Итак, мы выяснили, что существуют две разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные.

Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии. Это в основном вспомогательные структуры, которые состоят из парламентариев и содействуют парламенту (палатам) в осуществлении полномочий. Комитеты (комиссии) подразделяются на:

  • постоянные (создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности);
  • временные (для расследования или изучения какого-либо вопроса, преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем)

К постоянным комитетам (комиссиям) можно отнести: финансово-бюджетные; по иностранным делам; по правительственной деятельности; по ассигнованиям; по обороне и безопасности; по вопросам гражданской службы; по делам местного самоуправления; по торговле и промышленности; по вопросам образования и труда; по аграрным вопросам и т.д.

К временным комитетам (комиссиям) можно отнести: следственные; специальные (создаваемые для изучения какого-либо вопроса); комитеты всей палаты; согласительные.

Парламент (палаты) — слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, где они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким составом депутатов, профессионально знакомых с определенной сферой государственной деятельности. Сегодня практически ни один законопроект не принимается, если он не прошел стадию проработки в одном из комитетов, который и выносит его на решение палаты.

Совокупность полномочий и функций парламента образует его компетенцию. По объему компетенции парламенты подразделяются на три группы:

1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией — характерны для федеративных и децентрализованных унитарных государств (США, Франция, Испания).

В таких государствах центральная власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований (предметы ведения).

2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией — т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).

3. Парламенты с относительно определенной компетенцией — т.е. границы компетенции являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения полномочий парламента и правительства (Швейцария).

Основные полномочия парламентов.

1. Законодательные полномочия (главная часть компетенции): право законодательной инициативы (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев); принятие законов (либо сразу по проекту в целом, либо сначала по статьям и главам, а затем по проекту в целом); принятие бюджета и иные финансовые полномочия (налоговые полномочия, принятие решения о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.).

2. Контроль над деятельностью правительства (объект — обычно исполнительная власть, однако контроль может распространяться и на главу государства, на судебную власть, на вооруженные силы и т.д.).

Основные методы: постановка вопроса о доверии (в странах, где правительство ответственно перед парламентом — применяется редко); интерпелляция (обращение к правительству относительно мотивов его деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к определенным аспектам правительственной политики. Правительство может отказаться отвечать на вопрос, но с обязательной мотивировкой отказа — применяется широко в Италии, Финляндии, Японии, Бельгии); вопросы устные и письменные (наиболее часто практикуемо в Великобритании — ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются ежедневно, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах); резолюция порицания (отличается от вотума недоверия тем, что вносится по предложению палаты — Франция); деятельность расследовательских комитетов и комиссий (проводится в случаях, представляющих особый общественный интерес).

3. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров (Ратификация — утверждение высшим органом государства международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу, денонсация — волеизъявление государства на расторжение договора).

4. Назначение референдумов (это полномочие носит либо исключительный, либо альтернативный характер).

5. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах.

Задание:

Сравните объем полномочий верхних палат парламентов по следующей схеме:

Полномочия

Италия

Япония

ФРГ

Россия

Индия

Возможность внесения законопроекта в палату

Обе палаты палата депутатов и Се­нат

Обе палаты палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верх­няя)

Обе палаты бундестаг и бундесрат

Обе палаты Государственная Дума и Совет Федерации.

Парламент в Индии, как и в других странах, где применяются концепции англосаксонского права, — триединое уч­реждение. Он состоит из президента Индии (главы государства), на­родной палаты, призванной служить органом общегосударственного представительства, и Совета штатов как органа выражения интересов штатов.

Порядок преодоления вето президента верхней палатой

Президент не может отка­заться промульгировать одобренный палатами законопро­ект, однако до промульгации может потребовать его по­вторного рассмотрения в палатах. Это отлагательное вето президента преодолевается обычным большинством голо­сов (ст. 74 Конституции).

Если во второй палате законо­проект будет отвергнут не полностью, а частично или же в него будут внесены изменения, то он вновь поступит в палату, одобрившую его первоначально, но в этом случае палата ограничивается изучением и принятием решения только лишь в отношении тех положений, которые вызва­ли несогласие другой палаты либо были ею внесены (изме­нены).

Конституция устанавливает, что парламент является единственным законодательным органом, глава государства (император) в законодательстве не участвует и права вето в отношении принятых законов не имеет.

У бундесрата сохраняется право в течение двух недель заявить протест (своеобразное право вето).

Про­тест рассматривается бундестагом, но он вправе отклонить его даже не квалифицированным, а простым большинством голосов общего числа депутатов.

Президент РФ по Конституции РФ обладает правом отлагательного вето в отношении федеральных законов, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации. В отличие от федеральных законов на федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента РФ не распространяется.

Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.

Совет штатов имеет право в течение четырех меся­цев выразить несогласие с законопроектом, принятым нижней палатой (право вето).

В этом случае обе палаты пытаются прийти к соглашению путем переговоров, а при их неудаче по решению президента созывается совместное заседание обеих палат и спорный вопрос решается боль­шинством голосов. Обычно принимается решение нижней палаты, имею­щей вдвое большую численность, чем верхняя.

Возможность вынесения вотума недоверия правительству

Резолюция недоверия (вносимые десятой частью депутатов или сенаторов).

Голо­сование по резолюции недоверия не может быть проведено ранее, чем через три дня после ее внесения, путем поименного опроса.

Нижняя палата преодолевает вето верхней путем вторичной принятия закона большинством в 2 / 3 голосов, причем голосов присутст вующих (кворум в Японии — 1/3 состава), а не общего состава палаты Закон о государственном бюджете также может быть принят без участи;

  • верхней палаты, если исчерпаны все пути для соглашения.

Вопрос о недоверии канцлеру должен голо­соваться в бундестаге одновременно с предложением кандидатуры его преемника как единая, совокупная резолюция. Поскольку предложить кандидатуру нового канцлера на практике может лишь партия (блок) большинства в парламенте, конструктивный вотум недоверия применял­ся крайне редко, лишь в исключительных случаях (дважды).

Государственная Дума вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ (п. «б» ст. 103), однако выражение недоверия Правительству РФ не влечет его автоматическую отставку. Вопрос об отставке Правительства РФ решает Президент РФ (ст. 117)

Правительство представляется парламенту и просит о доверии, которое выражается путем голосования. Правительство, сформированное таким образом, имеет поддержку большинства депутатов народной палаты. Если народная палата выразит недоверие правительству, оно обяза­но уйти в отставку или обратиться к президенту республики с просьбой о роспуске палаты и назначении новых выборов. На практике в Индии недоверие правительству не было выражено ни разу.

Контрольные полномочия в отношении главы государства

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Не имеет.

Участие в формировании иных органов государственной власти

Фор­мирует некоторые другие высшие органы государства участ­вует в выборах президента

Формирует лишь правительство (Кабинет министров).

Фор­мирует некоторые другие высшие органы государства (бундестаг участ­вует в выборах президента республики, бундестаг и бундесрат формиру­ют Федеральный конституционный суд, избирают председателя и вицепредседателя Счетной палаты — органа финансового контроля).

Назначает на должность судей КС, ВС, ВАС РФ.

Народная палата формирует правительство и осуществля­ет контроль за его деятельностью.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/zakonodatelnaya-vlast-v-zarubejnyih-stranah/

1. Институты конституционного права иностранных государств.- М.: «Городец-издат», 2002.- 496 с.

2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В. О. Лучина, Г. А. Василевича, А. С. Прудникова – М., 2001.

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х т. Тома 1-2. Часть общая: Учебник / Отв.ред. проф. Б. А. Страшун — 3-е изд., обновл. И дораб.- М.: Издательство БЕК, 2002.-748 с.

4. Конституционное право зарубежных стран: Учебник Т. 1, 2 / Под ред. Б. А. Страшуна. — М., 1996.

5. Конституционное право зарубежных стран. Учеб. мет. пос. / Под ред. д.ю.н., проф. В.И.Червонюка. — М., 2004.

6. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. Курс лекций.- М.:ГУ, 2002.- 572 с.

7. Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001.-347 с.

8. Орлов А.Г. Высшие органы государственной власти стран Латинской Америки.- М.: Изд-во «Анкид», 2001.- 152 с.

9. Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции / Под ред. Проф. С.А.Авакьяна.- М.: Изд-во МГУ, 2003.- 480 с.

10. Сравнительное конституционное право. М.: Издательская фирма «Манускрипт», 1996.- 729 с.

11. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. — М., 2002.