в процессе антикризисного управления
Сущность, цели и эффективность реструктуризации предприятия. Основные направления реструктуризации: изменения в организационной стратегии, изменение организационной и правовой формы бизнеса, изменение структуры и системы управления. Разработка программы реструктуризации предприятия. Управление процессом реализации преобразований.
Сущность, цели и эффективность реструктуризации, Реструктуризация
Необходимость реструктуризации предприятия возникает, как правило, в трех ситуациях:
-
предприятие находится в кризисе;
-
текущее состояние предприятия удовлетворительное, однако прогнозы его деятельности неблагоприятны: падение конкурентоспособности, отклонение фактического состояния от запланированного; здесь реструктуризация — реакция на негативные изменения, пока они еще не стали необратимыми;
-
благополучные и быстро растущие предприятия, наращивающие отрыв от своих конкурентов на основе уникальных конкурентных преимуществ.
Чаще всего принято говорить о следующих составляющих реструктуризации:
Законодательной базой для реструктуризации являются: Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д., в которых установлены порядок, условия и ограничения для реструктуризации.
^
-
обеспечение дееспособности в краткосрочном периоде (например, восстановление платежеспособности предприятия);
-
восстановление конкурентоспособности предприятия в долгосрочном периоде.
^
^ |
|
Улучшение результатов деятельности |
Повышение ликвидности |
Сокращение затрат |
Уменьшение запасов |
Повышение качества, уменьшение |
Продажа имущества |
потерь |
Сокращение дебиторской задолженности |
Ускорение оборачиваемости средств |
|
^ |
|
Преобразование сфер деятельности и адаптация структур |
^ бизнес-процессов |
Оптимизация видов деятельности |
Оптимизация основных процессов |
Разработка новых видов продукции |
Техническое перевооружение |
Оптимизация структуры активов, |
Совершенствование системы |
собственности |
управления |
Выбор адекватной производственной и управленческой структур |
Создание эффективной информационной системы |
^
Временная модель эффективности реструктуризации, Краткосрочные критерии эффективности.
Здесь мы даем определения, используемые, в частности, в работе М.Д. Аристовой о реструктуризации предприятий.
Продуктивность, Эффективность
Качество — степень удовлетворения запросов клиентов и покупателей, при этом оценки исходят от самих покупателей и клиентов.
Гибкость реакции — это способность организации перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой для удовлетворения запросов покупателей. Гибкость означает способность адекватно реагировать на изменения как внешней среды (покупателей, поставщиков, конкурентов, органов власти), так и внутренней (менеджмент, персонал), своевременно перестраивая функции управления.
Удовлетворенность, Среднесрочные критерии эффективности.
конкурентоспособность
Развитие означает реализацию упреждающих стратегий, позволяющих своевременно реагировать на изменения в случае их возникновения. Такой подход, предполагающий значительные инвестиции, может приводить к снижению эффективности использования ресурсов в краткосрочном периоде, но является залогом выживания на рынке.
Долгосрочный критерий эффективности., Основные направления реструктуризации.
-
изменения в организационной стратегии;
-
изменения организационной и правовой формы бизнеса;
-
изменение структуры и системы управления.
Изменения в организационной стратегии.
Если говорить о реструктуризации бизнеса, то на основе комплексной диагностики предприятия необходимо ответить на следующие вопросы:
-
какие виды деятельности предприятия осуществляются в настоящее время и насколько они эффективны;
-
какие виды деятельности имеют рыночную перспективу и представляют интерес с точки зрения выбранной стратегии развития;
-
какие виды деятельности имеют рыночную перспективу, но не представляют интерес с точки зрения выбранной стратегии развития;
-
какие виды деятельности предприятия не имеют рыночной перспективы и должны быть ликвидированы (бесперспективные виды бизнеса).
Ответы на эти вопросы позволят определить направления реструктуризации и создать эффективную бизнес-структуру предприятия.
^
Выбираются формы изменения структуры собственности и активов, Расширение сфер деятельности Сокращение сфер деятельности
- Слияние;
- Разделение;
- присоединение;
- выделение;
- создание филиалов и представительств;
- продажа имущества;
- сокращение собственного капитала;
- сдача имущества в аренду;
- покупка имущества;
- безвоздмездная передача активов;
- аренда имущества;
- передача имущества в зачет обязательств;
- лизинг имущества;
- консервация имущества;
- приватизация;
- ликвидация отдельных подразделений
- совместное предприятие; предприятия.
- участие в инвестиционных проектах;
- венчурные инвестиции;
- лицензирование;
- маркетинговые соглашения;
- технологическое участие;
- франчайзинг.
Изменение структуры собственности выражается в изменениях состава собственников (пайщиков, акционеров) и их структуры (степени концентрации капитала), а также в реструктуризации задолженностей предприятия. Можно выделить стратегическую реструктуризацию собственности и оперативную реструктуризацию.
Стратегическая реструктуризация собственности., Оперативная реструктуризации собственности.
^
Проводится декомпозиция целей и задач организации с соответствующей привязкой ее подразделений. Выбирается тип организационной структуры.
^
- элементарная структура;
- линейно-штабная структура;
- линейно-функциональная структура;
- дивизиональная структура:
- продуктовая;
- структура с ориентацией на клиента;
- региональная структура;
- структура на базе бизнес-единиц;
- смешанная структура.
^
- проектная;
- командная;
- матричная;
- групповая;
- программно-целевая;
- бригадная.
- структуры на групповом подходе;
^
Как показывает опыт, следующие факторы определяют число уровней управления в организации:
-
страна (национальные модели построения управления);
-
размер организации (чем больше размер, тем больше уровней);
-
отрасль (чем больше технологических стадий в процессе создания продукта, тем больше иерархических уровней);
-
жизненный цикл продукта (частое выведение новых продуктов на рынок требует сокращения числа ступеней в управлении);
-
территориальный охват (чем больше регионов, в которых работает организация, тем больше уровней управления);
-
конкуренция (чем выше уровень конкуренции, тем очевиднее жизнеспособность «плоских» структур);
-
стиль управления (чем более демократичен стиль управления, тем меньше число иерархических уровней).
Чтобы понять, насколько необходимо сокращение ступеней управленческой лестницы, необходимо:
-
сравнить структуру организации с аналогичными организациями;
-
оценить скорость реагирования персонала на запросы руководства (рынка);
-
проанализировать, не происходит ли «размывание» показателей оценки и мотивации персонала, не пересекаются ли зоны ответственности подчиненных.
Часто уменьшение числа уровней управления сопровождается расширением оставшихся: на одной ступени появляется больше менеджеров, у менеджеров возрастает количество подчиненных (норма управляемости).
^
1) сетевая структура вокруг крупной организации, которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение специальных задач и выбирая тех, кто отличается высокой адаптивностью, творческим потенциалом; мелкие структуры попадают в зависимость от мощного партнера;
2) сеть предприятий, близких по размеру, юридически самостоятельных, но поддерживающих устойчивость друг друга, что важно для всех, ибо повышает конкурентоспособность производимых товаров и стимулирует рост; при этом несколько ключевых фирм управляют связями, стимулируя инновационные и коммерческие процессы, упрощая задачи предприятий — членов сети.
Обычно антикризисная управляющая компания имеет в своем составе функциональные подразделения, соответствующие основным функциям антикризисного управления, которые объединяются в комплексную команду по антикризисному проекту.
Отдельные вспомогательные антикризисные функции, такие, как оценка, аудит и т.п., выполняются в рамках этих антикризисных проектов привлеченными компаниями и специалистами (аутсорсинг).
В кризисной ситуации по каждому антикризисному проекту обеспечивается четкое и жесткое централизованное управление и контроль его выполнения.
^
реструктуризации организации.
При разработке программы реструктуризации используются уже известные инструменты анализа (диагностики).
-
Матрица БКГ — сравнение темпов роста и доли рынка.
-
Модель GE/McKinsey — сравнение привлекательности рынка и конкурентоспособности.
-
Модель Shell/DPM — сравнение отраслевой привлекательности.
-
Матрица жизненного цикла отрасли/конкурентные преимущества — модель ADL/LC.
Дж. Гелбрейт определил проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных.
Специалисты по консалтингу рассматривают следующие этапы подготовки и проведения реструктуризации предприятия (наиболее общая версия).
^
Этапы реструктуризации предприятия |
|||
1. Полная диагностика предприятия |
2. Анализ и разработка концепции |
3. Программа реструктуризации |
4. Реализация программы реструктуризации |
|
|
|
|
^
-
На основе анализа внешних и внутренних факторов выявляются ключевые проблемы предприятия, его сильные и слабые стороны, резервы, стержневые компетенции и конкурентные преимущества.
-
На основе этого определяются цели и концепция преобразований, разрабатываются альтернативные варианты реструктуризации и выбирается стратегия преобразований.
-
Организационно-правовая форма и структура управления предприятием приводятся в соответствие со стратегией реструктуризации.
-
Разрабатывается проект реструктуризации как пакет программ преобразований ключевых видов деятельности предприятия.
Все предлагаемые меры, как известно, делятся на первоочередные (оперативные) и стратегические.
^
Она обычно предусматривает сокращение до минимума расходной части: продажа, уценка, списание не приносящих доходов активов. Сокращение производственного и административного аппарата до уровня, обеспечивающего эффективность работы.
^
-
неотложные меры: сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж; сокращение накладных расходов соответственно сокращению объемов продаж; сокращение дополнительных расходов; снижение закупок материалов до минимального уровня для выполнения текущих заказов; прекращение производства на склад — использование всех возможностей получения скидок на материалы, электроэнергию и т.д.;
-
разовые меры: структурное сокращение затрат: сокращение и перераспределение должностей; продажа и перераспределение активов;
-
постоянные меры: повышение эффективности работы — повышение производительности труда, качества продукции; совершенствование обслуживания клиентов; развитие отношений с поставщиками для повышения качества и снижения затрат на поставки.
^
Для точного позиционирования предприятия проводится анализ, на каких рынках, с каким продуктами и результативностью работает предприятие (основные потребители, поставщики, внешние условия).
Выявляются сильные и слабые стороны предприятия, факторы, определяющие конкуренцию.
Определяются относительно самостоятельные сферы деятельности, и для каждой сферы формулируется собственная стратегия.
Изучается деятельность каждого подразделения (цеха), последовательность операций и рентабельность основных видов выпускаемой продукции. Оцениваются возможности выделения отдельных подразделений в обособленные бизнес-единицы, их освобождения от необязательных видов деятельности и функций, подготовки раздельных балансов по подразделениям;
-
проект преобразования и упорядочения структуры собственности, уточнения организационно-правового статуса;
-
проект оптимизации и адаптации организационной структуры предприятия;
-
проект оптимизации бизнес-процессов на основе реинжиниринга.
Анализируется процесс создания добавочной стоимости (ценности) по подразделениям, удаляются неэффективные подразделения, совершенствуется информационная система;
-
проект создания эффективной системы стратегического и оперативного планирования, системы управленческого учета, финансового контроля, маркетинга.
В основе — отлаженная система маркетинга, создается система управления маркетингом. Разрабатываются профили потребителей и сегментируются рынки. Разрабатываются мероприятия по всему комплексу маркетинга: товарная политика, ценовая, коммуникационная и каналы распределения.
Совершенствуются системы стратегического и оперативного планирования, управленческого учета, финансового контроля. Разрабатываются критерии оценки работы бизнес-единиц и центральных служб;
-
проект формирования новой системы управления кадрами. Формулируются новые требования к кадрам, разрабатываются критерии и принципы оплаты труда сотрудников и руководителей подразделений. Например, базовая оплата, обеспечивающая финансовую защищенность и стабильность, и премии, зависящие от результатов работы подразделения;
-
проект по созданию информационной системы.