Отметим, что некоторые из данных направлений уже реализованы на практике, однако, до сих пор все же существует ряд проблем, по которым нет особых сдвигов в сторону оптимизации деятельности.
В заключение можно сделать следующий вывод:
Принимая в расчет вышеизложенное, если говорить о возможных перспективах реформы, уместно предположить, что какие-либо глобальные перемены здесь возможны лишь в случае основательной реформы всей политической системы и появления политической конкуренции, о необходимости которой не раз открытым текстом заявлялось. Однако решение данного вопроса во многом зависит от политической конъюнктуры.
Если же говорить преимущественно о «технической» стороне вопроса, то можно сделать вывод о том, какие конкретно изменении на данный момент необходимы. Прежде чем реализовывать в России модель нового государственного менеджмента, учитывая традиции политической культуры, необходимо в целом изменить идеологию организации государственной службы и управления. По существу, необходимо перейти от идеи служения обществу к идее поставке услуг для него, от идеи господства иерархии к представлению о государственном управлении как рынке, на котором приходится постоянно доказывать высокую потребительскую ценность и экономичность того, что делает субъект.
Итак, чтобы повысить эффективность государственного управления, России на данный момент необходим новый виток масштабных административных реформ, включающий сокращение бюрократического аппарата, улучшение качества государственных услуг, переход к «информационному» обществу и новый пересмотр структуры и функционала центральных органов исполнительной власти.
3.2. Оптимизация политического управления в контексте эффективности управления обществом
Общество — это сложная социальная система, в рамках которой между ее субъектами проявляются самые разнообразные отношения, назначение которых заключается, в первую очередь, в укреплении самого общества, структурных его элементов, в установлении социального порядка, способного обеспечить целесообразность и эффективность развития как всей социальной системы в целом, так и конкретной личности в частности.
Социальный порядок — это социальная упорядоченность, составными компонентами которой являются последовательность реализации основных задач и сохранение ценностей социальной системы, согласованность действий элементов системы управления, наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности, высокая степень независимости общества от случайных обстоятельств. Реализация указанных компонентов в составе социального порядка немыслима без вмешательства власти, целенаправленного принудительного воздействия для поддержки одних форм поведения и подавления других. В целях поддержания социальной упорядоченности разрабатывается определенная совокупность действий и механизмов, характеризующаяся как социальное управление.
Средства массовой информации в политической системе России
... существование общества без средств массовой информации. Несомненно, что средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Потребности политической системы в средствах массовой информации и коммуникации прямо зависят от её функции в обществе, количества участников политического процесса, способов принятия политических решений, ...
По мнению автора данной работы, понимание социального управления является актуальным на любом этапе функционирования общества. Особую значимость управление приобретает на современном этапе развития российского общества, которое в свою очередь характеризуется некоторыми отрицательными социальными явлениями. Среди упомянутых явлений можно выделить конфликт интересов участников общественных отношений, их несогласованность, отсутствие эффективных механизмов его мирного урегулирования, резкое социальное расслоение общества, рост экономических, политических, социальных проблем и разногласий.
Изложенные обстоятельства подчеркивают актуальность проблемы, связанной с поиском согласия в обществе, в котором функционирует множество противоречивых, зачастую противоположных интересов. В свое время на данную проблематику указывал и Президент РФ В.В. Путин в своей статье о демократии и качестве государства: «Надо построить механизмы политической системы таким образом, чтобы она своевременно улавливала и отражала интересы больших социальных групп и обеспечивала бы публичное согласование этих интересов. Устойчивое развитие общества невозможно без дееспособного государства. А подлинная демократия – это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества».
Понимание общества как сложной целостной системы с необходимостью организованного, направленного на нее воздействия способно привести в конечном итоге к однобокому и поверхностному рассмотрению управления, в силу чего может сложиться мнение, что управление обществом обусловлено только необходимой потребностью в организации сложного социального организма. Между тем, помимо указанного аспекта управления обществом, существует еще один, не менее важный и более значимый для нашего исследования аспект. Речь идет об аспекте социально-политическом, который подразумевает следующее — управление процессами, которые протекают в обществе, всегда непосредственно связано с осуществлением политической, государственной власти. Однако, отметим, достаточно часто о его сущностной природе забывают, что в результате на практике приводит к его неэффективности. Вследствие приведенных обстоятельств управление следует рассматривать как двуединое явление. С одной стороны, это обусловленность его производного характера от природы, а с другой – его политическая природа, связь с политической властью.
Согласно взглядам А.П. Алехина, управление характеризуется как определенный вид деятельности, совокупность действий, осуществляемых для достижения целей, которые имеют общественную значимость. Однако, по мнению автора данной работы, такого рода подход только отчасти отражает сущность управления. Именно политическая власть лежит в основе управления в силу того, что она определяет его содержание и различные виды деятельности.
Гражданское общество и политическое государство
... политического государства стоит выше человека как члена гражданского общества. Можно сделать вывод, что становление человека как члена гражданского общества ... формы общественных отношений, где регулируются лишь «интересы брюха». П.Струве считал, что социализм производит ... органическая дифференциация соответствует функциональной дифференциации социальной жизни. При исследовании истории сословий в России ...
Социальное управление воздействует на общество таким образом, что дает возможность способствовать упрочнению и развитию политических, экономических, духовных принципов его устройства, применяя при этом главные закономерности его развития. Вследствие чего возникает достаточно закономерный вопрос: чем обусловлена необходимость управления как явления социального? Ответ на данный вопрос кроется, в первую очередь, в потребностях, в интересах отдельных социальных групп, участников общественных отношений. Несомненно, что объективные закономерности самого общества должны, прежде всего, приниматься в расчет при качественном эффективном управлении, однако вопрос об интересах, по мнению автора данной работы, не может оказаться вторичным. Управление обществом плодотворном и эффективно только в том случае, когда оно отвечает интересам конкретных социальных групп.
Понимание управления обществом, в первую очередь, как целенаправленного политического воздействия в наибольшей степени обусловливает его основное назначение в качестве именно политического воздействия в интересах народа. Управленческая деятельность, воздействие государства на происходящие в обществе процессы оказывают влияние на прогресс в целом и эффективное развитие общества в частности.
Основное управление обществом осуществляется, в первую очередь, в политической сфере, в рамках которой в результате удовлетворения интересов субъекты политической деятельности принимают политические решения. Указанным решениям надлежит отражать сбалансированную их волю. Политика же является наиболее подвижной, противоречивой сферой человеческих взаимоотношений и видов деятельности вследствие чего во все времена актуальным остается вопрос о балансе политическом, который может быстро изменяться, детерминируясь как внутренними, так и внешнеполитическими обстоятельствами и факторами.
Значительную роль играет политическая система общества, которая образует относительно самостоятельное, устойчивое и функционально автономное явление общественной жизни. Политическую систему можно определить как комплекс взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. В рамках политической системы осуществляется регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Именно посредством данной категории возможно глубоко проникнуть в политические интересы определенных классов, социальных групп, наций.
Категория баланса призвана обеспечить согласование интересов субъектов общества, установить особое состояние социальной системы, направленное на разумное и эффективное развитие последней. В широком понимании политический баланс представляет собой такое состояние политической организации власти, которое способно отражать учет и объективно необходимое соотношение значимых интересов субъектов политических отношений.
Конституция РФ как основной закон государства и общества
... воздействие на различные элементы общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную. Конституция - это Основной закон государства, определяющий и отражающий волю народа, ведь народ является главенствующей структурой становления демократического общества ...
Нельзя выпускать из вида общий интерес к установлению баланса, а также реальные действия сторон, которые совершаются для его достижения. По мнению автора данной работы, вполне допустимо выделение следующих особо значимых условий, способствующих достижению баланса.
1) для установления баланса необходимо наличие двух либо нескольких явлений и (или) процессов.
2) особое значение имеют противоречия, противоположности данных явлений либо процессов, сложившиеся на пути к установлению баланса. Именно на их согласование и разрешение направлено само состояние баланса.
3) на взгляд автора работы, одно из условий достижения баланса заключается в существовании общего интереса к сближению, разрешению ситуации в целом. Иначе говоря, требуется взаимодействие интересов, которое может выражаться в активной деятельности сторон и предполагает, что действию одной стороны противопоставляется действие другой стороны.
4) важнейшее условие на пути к достижению баланса вытекает из указанного условия, в соответствии с которым интерес является непосредственным стимулом деятельности, реальных действий сторон к сближению, что выражается в различных формах проявления баланса.
В завершение данного параграфа работы, отметим, что политический баланс является основой эффективного управления общества, которое всегда непосредственно связано с политической властью, выражением воли и интересов участников общественных отношений, согласованностью их действий. В современных условиях стремительно развивающегося общества успех управления может быть достигнут, на взгляд автора, только посредством целеустремленной и согласованной деятельности всех субъектов управления, благодаря установлению политического баланса.
Заключение
В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие определенные выводы:
Сложность и неоднозначность государственно-управленческой деятельности требует комплексного использования разных критериев оценки. Так, экономическая эффективность не может быть основным критерием оценки для социальных и образовательных программ: экономический эффект от их реализации скажется лишь через десятилетия, но и тогда его сложно будет оценить однозначно. Здесь скорее следует исходить из последовательного выполнения основанных на научных прогнозах и разработках норм. Современная российская практика показала, что ожидание от деятельности в сфере образования, здравоохранения, управления наукой сиюминутной эффективности и окупаемости ведет к кризису этих отраслей.
Согласно классическим представлениям о государственном управлении и об управлении вообще, решения принимаются теми, кто обладает соответствующими полномочиями. Эта позиция очень распространена и среди практиков: насколько политики любят говорить «я принял соответствующее решение», настолько же чиновники любят подчеркивать – «решения принимаю не я, я лишь исполняю». Согласно тем же представлениям, деятельность органов государственного управления и ее результаты напрямую зависят от того, какое решение принято на компетентном уровне.
И то, и другое неверно. Точнее, отдельные решения, принятые отдельными лицами сохраняют свое значение для второстепенных и элементарных проблем. В остальных случаях, и, в частности, при определении государственной политики, “решение” представляет собой сложный конгломерат разнородных потоков информации, взаимовлияний и противостояний, в результате которых достаточно стихийно возникает «нечто» (формулировка, концепция, схема, набор фраз и т.д.), — именно оно и заносится на бумагу как окончательное решение. Иными словами, решения не принимаются, а формируются в результате взаимодействия разных субъектов. Более того: формальное решение часто не имеет прямых причинно-следственных связей с тем или иным социально значимым результатом, якобы к нему относящимся.
Базисные условия поставки их роль в организации и управлении ...
... розничная торговля, услуги). Целью данной курсовой работы является исследование базисных условий поставки и их роли в организации и управлении международными потоковыми процессами Для достижения поставленной цели ... например, FAS, FОВ,СIР и др.). В базисных условиях определены обязанности продавца за установленную в контракте цену обеспечить доставку груза в определенную географическую точку или ...
Законодательный процесс представляет собой процессуальный аспект законотворчества.
Практика показала, что существующий перечень СПЗИ удовлетворяет практически всех. В том или ином виде, в первую очередь опосредованно, практически все физические и юридические лица нашей страны могут воспользоваться возможностью внести свой законопроект в ГД. При таком количестве и широком спектре СПЗИ всегда можно найти кого-то, кто «озвучил» бы народную законодательную инициативу.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/rol-zakonodatelnoy-vlasti/
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (посл. измен. от 30.12.2008 г.)) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
Алехин А.П. Административное право России. – М.: Юнити-Дана, 2012.
Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления. – М.: Сирин, 2013.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. — М.: Профиздат, 2011.
Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2013.
Государственное управление в России /Под ред. проф. А.Н. Макаровой. – М.: Юнити-Дана, 2013.
Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э., Кененов А.А. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. – М.: Сирин, 2012.
Законодательная техника / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Эксмо, 2012.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. — М.: Территория будущего, 2011.
Мишелетти М. Государственное управление в демократическом обществе. – СПб: Питер, 2010.
Наумов С.Ю. Система государственного управления. – М.: Проспект. 2012.
Румынина В.В. Основы теории государственного управления. – М.: Территория будущего, 2012.
Сморгунова Л.В. Государственная политика и управление. – М.: Речь, 2013.
Чудаков М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси. – М.: Зерцало, 2011.
Величко К.Е. Структура и содержание юридической технологии // Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Сб. науч. статей / Отв. ред. В.М. Сырых, М.А. Занина. – М.: Сирин, 2013.
Путин В.В. Демократия и качество государства [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.putin-itogi.ru/2012/02/06/statya-v-v-putina-demokratiya-i-kachestvo-gosudarstva/.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (посл. измен. от 30.12.2008 г.)) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э., Кененов А.А. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. – М.: Сирин, 2012. – С. 68.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. — М.: Территория будущего, 2011. — С. 490.
Право оперативного управления
... т. д. Тем любопытнее, что в проектируемых статьях (с 306 по 306.5) будущей редакции ГК, праву оперативного управления… вовсе не планируется давать никакой дефиниции. Впрочем, ее можно ... все-таки! Это не целевое право экзекуции чужих ценностей, предоставляемое на случай неисправности их собственника или третьего лица — это вполне нормальный (регулятивный) элемент гражданской правоспособности.
Чудаков М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси. – М.: Зерцало, 2011. – С. 371.
гл. 4 «Президент РФ», гл. 5 «Федеральное собрание», гл. 6 «Правительство РФ» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Законодательная техника / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Эксмо, 2012. – С.89.
Величко К.Е. Структура и содержание юридической технологии // Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Сб. науч. статей / Отв. ред. В.М. Сырых, М.А. Занина. – М.: Сирин, 2013. – С. 102.
Путин В.В. Демократия и качество государства [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.putin-itogi.ru/2012/02/06/statya-v-v-putina-demokratiya-i-kachestvo-gosudarstva/ (дата обращения: 25.03.2015).
Алехин А.П. Административное право России. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С.524.
6
31