Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «Об оперативно-розыскной деятельности» Российская газета. — 18.08.1995; 14.12.2011. (далее — ФЗ об ОРД), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ об ОРД).
В этой формулировке законодатель устанавливает соотношение между оперативно-розыскной деятельностью (как категорией общей) и оперативно-розыскным мероприятием (как категорией частной).
Понятие оперативно-розыскного мероприятия имеет важное теоретическое и практическое значение, является одним из ключевых, базовых во всей оперативно-розыскной деятельности. Поэтому представляется весьма важным определить понятие и содержание этой правовой категории. Выделение и изучение оперативно-розыскных мероприятий как определенного комплекса действий в системе оперативно-розыскной деятельности обеспечивает возможность глубокого исследования их сущности и научной разработки общих положений проведения этих мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и решение других задач оперативно-розыскной деятельности.
Целью настоящей работы является исследование оперативно-розыскных мероприятий.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1) охарактеризовать понятие и признаки оперативно-розыскных мероприятий; 2) выявить структуру оперативно-розыскных мероприятий; 3) классифицировать оперативно-розыскные мероприятия.
1. Понятие и признаки оперативно-розыскных мероприятий
Законодатель не сформулировал определения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), поэтому в учебной и научной литературе можно обнаружить не один десяток определений ОРМ, которые порой весьма существенно отличаются друг от друга.
Так, А.Б. Чечетин считает, что ОРМ — составной элемент структуры оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), состоящей из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач Чечетин А.Е. О правовом режиме получения информации об услугах связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник (сыщик).
Оперативно-розыскная деятельность, как вид правоохранительной деятельности
... исследования. Дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Глава 1. Содержание оперативно-розыскной деятельности и её результатов 1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Понятие ОРД - вид деятельности, осуществляемой ...
— 2005. — № 1 (2).
— С. 14.. Никитиным Е. под ОРМ предлагается понимать закрепленные в ФЗ об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД Никитин Е. Надзор за законностью оперативно-розыскных мероприятий // Законность. — 2007. — № 6. — С. 23.. Атмажитов В.М. и Бобров В.Г. сущность ОРМ понимают как систему взаимосвязанных действий, направленных на добывание (поиск) фактических данных, свидетельствующих о подготовке и совершении преступлений, о лицах, их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших, о наличии материальных следов преступной деятельности, местонахождении лиц, подозреваемых в их совершении или скрывшихся от следствия и суда, а также для решения других задач ОРД на основании и в порядке, предусмотренном ФЗ об ОРД Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Оперативно-розыскные мероприятия: актуальные вопросы теории и практики // Государство и право. — 2005. — № 3. — С. 23.. Некоторые авторы под ОРМ понимают «проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством России, добывание фактических данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, а также необходимых для решения других задач оперативно-розыскной деятельности» Ефимичев С.П. Проблема анализа оперативно-розыскных мероприятий // Публичное и частное право. — 2009. — № 2. — С. 205..
Иные авторы под ОРМ понимают конкретную деятельность по установлению уполномоченными лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством России, оперативно-розыскных данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, и проводимая в интересах борьбы с преступностью, защиты прав граждан, коллективов и общества Ахмедов А.Г. Соблюдение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Журнал правовых и экономических исследований. — 2008. — № 1. — С. 5..
Анализ различных точек зрения ученых позволяет определить ОРМ, как закрепленный в законе структурный элемент ОРД, состоящий из системы действий разведывательно-поискового характера, направленных на решение конкретных тактических задач. Это определение дает возможность выделить следующие признаки ОРМ.
Во-первых, ОРМ следует рассматривать в качестве составных структурных элементов ОРД, которые в своей совокупности составляют ее содержание. Как предварительное расследование проводится посредством следственных действий, так и ОРД осуществляется путем проведения ОРМ. ОРМ могут осуществляться в рамках только этого вида государственной правоохранительной деятельности.
Во-вторых, ОРМ имеют законодательное закрепление в ст. 6 ФЗ об ОРД, где приведен их перечень. Любое изменение или дополнение этого перечня может осуществляться только федеральным законом. Таким образом, следует учитывать, что ОРМ — это категория правовая, в отличие от используемых в теории и практике ОРД таких понятий, как оперативно-розыскные действия, меры, методы и др.
Права и обязанности сотрудников подразделений уголовного розыска ...
... событийпреступлений, в розыске совершивших преступление и уклоняющихся от правосудия или наказания лиц, в способствовании решению задач уголовногои уголовно-исполнительного производства.В оперативно-розыскном процессе М.В. Шутова выделяет следующие компоненты: уголовно-розыскную деятельность ...
В-третьих, ОРМ осуществляются посредством конкретных практических действий субъектов ОРД (познавательных приемов), объединенных в единую систему, а поэтому организованных и управляемых. В разных мероприятиях количество составляющих их действий будет различным. В одних случаях, например при проведении опроса, это может быть обычное обращение с вопросами к человеку, располагающему интересующей оперативного работника информацией, в других, например при проведении оперативного эксперимента, — целая система целенаправленных действий оперативных работников по моделированию обстановки, в которой проявляются преступные намерения правонарушителей, и контролю происходящих в этой обстановке событий Омелин В.Н., Квитко А.В. Информационные технологии в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Научный портал МВД России. — 2011. — № 4. — С. 68..
В-четвертых, ОРМ имеют, прежде всего, разведывательно-поисковую направленность, т.е. нацелены на получение неизвестной ранее и необходимой для решения задач ОРД информации о криминальных событиях и причастных к ним лицах.
В-пятых, с помощью ОРМ решаются конкретные тактические задачи, которые в своей совокупности позволяют решить задачи ОРД в целом. Так, например, для выполнения задачи раскрытия преступлений необходимо решить целый ряд промежуточных задач тактического характера, направленных на установление подозреваемых лиц, изучение их образа жизни, установление содержания ведущихся проверяемыми телефонных переговоров, обнаружение мест хранения похищенного имущества и т. д. Тактические задачи, возникающие в процессе осуществления ОРД, могут быть весьма многообразны, поскольку обусловлены складывающейся ситуацией и имеющейся исходной информацией Чечетин А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, сущность, структура. — Барнаул: БЮИ МВД России, 2004. — С. 111..
Как представляется, целесообразно в статье 6 ФЗ об ОРД дать развернутое определение ОРМ, раскрыть их основное содержание, что необходимо в целях единообразного понимания существа и порядка их осуществления.
ОРМ имеют определенные основания и условия проведения.
Категория «основания проведения ОРМ» является оперативно-розыскным термином. Данный вывод обусловлен тем, что законодатель использует данное понятие в ст. 7 ФЗ об ОРД, хотя и не расшифровал его сущности на законодательном уровне.
Различают формальные основания (поводы) и фактические основания для проведения ОРМ; осуществление любого из ОРМ допустимо только при наличии одновременно повода и фактического основания. Повод и основание находятся в соотношении «форма — содержание», поэтому смешиваться они не должны. Оба этих элемента находятся в органической связи, образуя единое основание для проведения ОРМ Шевелев Н.С. Система оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в ходе раскрытия и расследования преступлений // Общество и право. — 2010. — № 3. — С. 276..
Под фактическими основаниями проведения ОРМ можно понимать наличие достаточных данных (сведений, информации) о проверяемых (изучаемых) лицах, а также о фактах (событиях, действиях), имеющих значение для правильного решения задач ОРД, определяющих необходимость проведения ОРМ. Формальные основания (поводы) для проведения ОРМ — это установленные законом и ведомственными нормативными правовыми актами субъектов ОРД источники, из которых оперативно-розыскные органы, получают сведения, поступившие и оформленные в соответствии с установленными требованиями, содержащие фактические основания для проведения ОРМ.
Уголовно-правовое значение способа совершения преступления для ...
... совершения преступления для оперативно служебной деятельности правоохранительных органов. Задачи работы: дать понятие способа совершения преступления, изучить роль способа совершения преступления при квалификации преступления; провести анализ основных способов совершения преступления. Глава 1. Общая характеристика способа совершения преступления 1. 1. Понятие способа совершения преступления Способ ...
Ст. 7 ФЗ об ОРД не разграничивает фактические и юридические основания, перечисляя их единым списком:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ; 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в ст. 7 ФЗ об ОРД.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Российская газета. — 25.08.2004; 02.12.2011; Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Российская газета. — 26.04.1995; 14.12.2011..
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.
Органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений: 1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну. 2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. 3. О допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления. 4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ. 5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД. 6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника. 7. О достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Уголовно-процессуальная деятельность и оперативно-розыскные мероприятия, ...
... уголовный процесс сведений, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий Кодексом не регулируется. В связи с обстоятельствами, указанными выше, в научных кругах не сложилось единого мнения относительно использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в процессе ...
Под условиями проведения ОРМ понимаются «правила проведения таких мероприятий» Бобров В.Г. К вопросу о понятии «условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» // Оперативник (сыщик).
— 2007. — № 2 (11).
— С. 11., обеспечивающие баланс, с одной стороны, интересов личности, имеющей право на тайну личной жизни, с другой стороны — общества и государства, заинтересованных в эффективной борьбе с преступностью, своевременном и эффективном выявлении, предупреждении и пресечении преступлений, угроз интересам РФ Ведров С.Ю., Коноплев И.А. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2009. — № 5. — С. 76..
На законодательном уровне основная совокупность правил проведения ОРМ содержится в ст. 8 ФЗ об ОРД. Данная норма носит обязывающий характер, обусловливающий должное поведение лиц, осуществляющих ОРМ.
Законодатель в перечень включил следующие ОРМ: 1. Опрос. 2. Наведение справок. 3. Сбор образцов для сравнительного исследования. 4. Проверочная закупка. 5. Исследование предметов и документов. 6. Наблюдение. 7. Отождествление личности. 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. 10. Прослушивание телефонных переговоров. 11. Снятие информации с технических каналов связи. 12. Оперативное внедрение. 13. Контролируемая поставка. 14. Оперативный эксперимент. Согласно закону, приведенный перечень ОРМ может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Данный тезис вызывает критику у исследователей в области теории ОРД Бобров В.Г. Некоторые вопросы оперативно-розыскной деятельности и использование ее результатов при возбуждении уголовного дела // Труды Академии управления МВД России. — 2011. — № 1. — С. 123., поскольку при таком подходе возникает вопрос о легитимности многих других действий, осуществляемых в рамках ОРД. В частности, в практике ОРД широко применяются такие действия, как засада, задержание с поличным, переговоры с преступниками, освобождение заложников, преследование подозреваемых по «горячим следам», создание легендированных объектов и др., которые напрямую не закреплены в ст. 6 ФЗ об ОРД. При существующей редакции этой статьи указанные действия приходится «втискивать» в рамки тех или иных мероприятий, указанных в законодательном перечне, что является не лучшим способом признания законности указанных действий. Для решения этой проблемы специалистами предлагается на законодательном уровне разрешить проведение иных мероприятий, не предусмотренных в официальном перечне Гусейнов Ш.И. Актуальные вопросы правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий, применяемых в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств // Юридические науки. — 2011. — № 6. — С. 62..
Некоторые ОРМ имеют немалое сходство со следственными действиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.06.2012) // Российская газета. — 22.12.2001; Официальный Интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 07.06.2012. . Это сходство обусловливается, прежде всего, использованием одних и тех же частных методов познания, что позволяет вести речь о сущностной аналогии ряда ОРМ и следственных действий. Так, опрос по своему содержанию и используемому методу познания во многом аналогичен такому следственному действию, как допрос; сбор образцов для сравнительного исследования — процессуальному получению образцов; отождествление личности — опознанию и т.д. Однако указанные ОРМ в то же время принципиально отличаются от следственных действий по основаниям проведения, юридическим последствиям и процессуальной форме. Как известно, следственные действия проводятся только по возбужденному уголовному делу, в то время как осуществление ОРМ не связано с обязательным заведением дел оперативного учета. Информация, полученная в результате следственных действий, имеет доказательственное значение, в то время как оперативно-розыскные данные могут стать доказательствами только после закрепления их процессуальным путем Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // Российская газета. — 16.05.2007. . Следственные действия имеют строго установленную законом процедуру осуществления, а порядок проведения ОРМ устанавливается ведомственными нормативными актами.
Роль органов внутренних дел в защите прав, свобод и интересов граждан
... правонарушений и преступлений полиция обязана защищать конституционные права граждан. Вопрос 2. Роль органов внутренних дел в защите прав граждан России при применении полицией мер государственного ... принуждения. Одним из мер государственного принуждения, осуществляемого полицией является задержание. Под ...
Вместе с этим целый ряд ОРМ не имеет никакого сходства со следственными действиями и присущ только ОРД. К числу таких ОРМ можно отнести проверочную закупку, наблюдение, оперативное внедрение, контролируемую поставку и некоторые другие. Используемые в них методы познания базируются на тайных способах получения информации, которые неприемлемы в уголовном процессе, носящем гласный характер Бочинин С.А. О правовой природе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий // Актуальные проблемы российского права. — 2011. — № 4. — С. 234..
Итак, ОРД, как указано в ст. 1 ФЗ о ОРД, осуществляется посредством проведения ОРМ, которые составляют ее основное содержание.
2. Структура оперативно-розыскных мероприятий
Для рассмотрения сущности ОРМ может быть применен метод системно-структурного анализа, заключающийся в расчленении исследуемого объекта на составные части (элементы) и их анализе с позиций системного подхода. Каждое оперативно-розыскное мероприятие, как всякое организованное действие, имеет свою структуру, которая состоит из взаимосвязанных элементов. Во всех оперативно-розыскных мероприятиях можно выделить пять основных элементов: объект, цель, содержательная часть, субъект, организационное и техническое обеспечение. Как видим, отдельные элементы его структуры одновременно выступают в качестве отмеченных выше признаков ОРМ.
Объектом ОРМ выступает то, на что направлено конкретное ОРМ, в отношении кого или чего при его проведении осуществляется сбор оперативно-розыскной информации. К числу объектов ОРМ, прежде всего, относятся лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления, а также граждане, скрывающиеся от органов следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания и лица, без вести пропавшие. Кроме того, к основным объектам ОРМ можно отнести места совершения преступлений, сбыта похищенного и концентрации криминального контингента (криминогенные объекты), а также хозяйственные предприятия и коммерческие организации, где совершаются экономические преступления. В качестве объектов ОРМ в отдельных случаях могут выступать события и факты криминального характера, например факт обнаружения в почтовом отправлении наркотических или взрывчатых веществ.
Обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий
... применению мер охраны общественного порядка в целях создания благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан, а также обстановки спокойствия в местах проведения массовых мероприятий. Организация надлежащего общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий – это комплексная ...
Цели ОРМ можно разделить на общие и конкретные. Общей целью подавляющего большинства ОРМ является получение новой информации о признаках криминального поведения определенных лиц, криминальных фактах и иных объектах ОРМ. Исключение составляет лишь сбор образцов для сравнительного исследования, целью которого выступает получение в распоряжение оперативного аппарата образцов предметов и веществ, требующих своего исследования. Если с помощью следственных действий обеспечивается сбор доказательств, то ОРМ, прежде всего, нацелены на сбор оперативно-розыскной информации, которая может быть использована как для решения задач ОРД, так и в уголовном процессе, включая доказывание по уголовным делам.
Конкретная цель мероприятия определяется той тактической задачей, которую предполагается решить с его помощью. Так, например, для решения задачи проверки причастности конкретного лица к совершенному преступлению может быть поставлена цель установления тождества его внешности с имеющимися в показаниях очевидцев приметами преступника.
Каждое ОРМ имеет свои специфические познавательные возможности, поэтому в зависимости от возникающих задач выбираются те или иные мероприятия, с помощью которых они могут быть решены. В то же время одни и те же задачи в зависимости от складывающейся ситуации могут быть решены с помощью различных мероприятий. Так, сведения о криминальных связях проверяемого лица могут быть получены в результате прослушивания его телефонных переговоров либо установления за ним наблюдения, либо опроса осведомленных об этом граждан.
Конкретная цель ОРМ в ряде случаев может быть направлена не на получение новых сведений об объекте ОРМ, а на создание условий, необходимых для последующего проведения других мероприятий, либо на реализацию уже имеющихся данных. В качестве примера можно назвать цель задержания известного лица с поличным путем проведения проверочной закупки либо оперативного эксперимента и т.д.
В качестве конкретной цели проводимого ОРМ может быть изъятие орудий и средств совершения преступлений, находящихся в нелегальном обороте, а также прерывание предоставления услуг связи лицам, подготавливающим преступления, в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Достижение этой конкретной цели служит решению одной из основных задач ОРД — предупреждению преступлений.
Содержательная часть ОРМ является важнейшим элементом его структуры. Содержание любого ОРМ представляет собой сочетание определенных действий и приемов, направленных на достижение основной цели проводимого мероприятия — получение новой информации. В связи с этим в учебной литературе ОРМ иногда называются способами собирания оперативно-розыскной информации Базарбаев А.С. Роль оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью // Пробелы в российском законодательстве. — 2011. — № 1. — С. 174..
Рассматривая ОРД как процесс познания скрытых от правоохранительных органов криминальных событий, следует отметить, что сущность ОРМ состоит в использовании субъектами ОРД определенных приемов и методов, присущих этому процессу.
Оперативно-розыскная деятельность в РФ
... ОРД содержатся в ст. 7, предусматривающей основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а не в ст.2 "Задачи оперативно-розыскной ... использования собственно оперативно-розыскной информации, полученной ... и правовые нормы, ... основе справедливого судебного разбирательства в сочетании с правильным исполнением уголовного закона. В соответствии со ст.2 ФЗ об ОРД задачами оперативно-розыскной ...
Общая методология познания предполагает диалектическое единство использования приемов чувственного и рационального познания. В основе ОРМ лежат такие известные приемы чувственного познания, как наблюдение, опрос, сравнение, моделирование и эксперимент. Эти приемы, как правило, сочетаются с использованием методов рационального познания (логического мышления): анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, абстрагирования и т.д. ОРМ позволяют оперативному работнику получить определенные чувственные впечатления от восприятия выявленных и обнаруженных им разнообразных фактов и событий. Чтобы отобрать из их множества те, которые связаны с противоправными действиями разрабатываемых, приходится проделывать сложную мыслительную работу, основанную на профессиональных знаниях и предшествующем опыте раскрытия преступлений. Таким образом, в основе каждого из числа указанных в законе ОРМ лежат определенные частные методы познания либо их комбинации.
Вместе с этим приемы познания, используемые при проведении ОРМ, имеют ряд специфических черт, обусловленных особенностями сферы его применения. Например, такое ОРМ, как опрос, зачастую применяется в условиях активного противодействия опрашиваемой стороны, поэтому используемый здесь частный метод познания обогащается приемами, направленными на преодоление или нейтрализацию возможного противодействия. Для этого оперативные работники могут маскировать свою принадлежность к правоохранительным органам либо скрывать истинные цели опроса, применяя зашифрованные формы постановки вопросов. Такими тактическими приемами обогащаются все методы познания, используемые при проведении ОРМ. Отсюда следует вывод, что содержательная часть ОРМ, кроме познавательных приемов, включает в себя и тактические приемы конспирации, зашифровки, легендирования и преодоления противодействия криминальной среды.
Субъекты ОРМ — это лица, организующие ОРМ, непосредственно их проводящие и привлекаемые к их осуществлению. В зависимости от выполняемой роли и объема полномочий субъекты ОРМ могут быть разделены на две категории: основные и дополнительные.
К основным субъектам следует прежде всего относить должностных лиц оперативных аппаратов органов, осуществляющих ОРД, которые наделены соответствующими властными полномочиями. Согласно ч. 5 ст. 6 ФЗ об ОРД они решают поставленные задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц, специалистов, а также отдельных граждан с их согласия. К числу основных субъектов отдельных ОРМ, ограничивающих перечисленные в ФЗ об ОРД конституционные права граждан, могут быть отнесены и судьи, которые дают разрешение на их проведение, поскольку они непосредственно вовлечены в процесс их организации и наделены соответствующими правами и обязанностями.
К дополнительным субъектам или участникам ОРМ следует относить должностных лиц неоперативных подразделений правоохранительных органов, а также должностных лиц иных государственных и негосударственных органов, чьи полномочия и профессиональные навыки могут быть полезны при проведении отдельных ОРМ. К данной категории участников относятся также специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями.
Курсовая работа тактика розыскных действий
... и оперативно-розыскные действия, направленные на обнаружение и фиксацию скрытых, тайных виновников преступления. В узком смысле - только ОРД, направленную лишь на собирание признаков преступного характера . И.Я. Фойницкий в своих работах ...
В отдельную категорию дополнительных участников можно выделить граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, как на гласной, так и на негласной основе.
Дополнительные субъекты, в отличие от основных, принимают участие в ОРМ, как правило, в добровольном порядке. Они могут действовать лишь в пределах тех заданий или поручений, которые им дали оперативные сотрудники и при этом не несут ответственности за свои действия, если не вышли за указанные им рамки поведения.
Организационное и техническое обеспечение обусловливает интеграцию всех его вышеназванных частей в единую систему и создает необходимые предпосылки для эффективного решения возникающей тактической задачи. Этот элемент включает в себя комплекс мер организационного и технического характера: анализ и оценку оперативно-тактической ситуации, принятие решения и планирование, использование специальных технических средств, документальное оформление полученных результатов.
Подготовка любого ОРМ должна начинаться с анализа оперативно-тактической ситуации, в ходе которого изучаются исходные данные, служащие основанием для проведения ОРМ, проводится проверка этих данных по имеющимся информационным массивам правоохранительных органов для установления дополнительных сведений, проверки их достоверности и полноты. Полученная информация должна оцениваться с точки зрения наличия поводов и оснований для проведения ОРМ.
Принятие решения о проведении ОРМ предполагает постановку актуальной тактической задачи, требующей своего разрешения, определение целесообразности и реальности проведения того или иного мероприятия в существующих условиях. В зависимости от видов и условий оперативно-розыскных мероприятий решение на их проведение может приниматься оперативным работником, руководителем оперативного аппарата либо судьей. В двух последних случаях такие решения оформляются письменным постановлением.
Планирование ОРМ включает в себя выбор места, времени, участников мероприятия, необходимых специальных технических средств, порядка и тактики его осуществления.
Использование специальных технических средств при проведении ОРМ существенно повышает их эффективность. Более того, на применении специальной техники полностью основаны такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений, электронное наблюдение и некоторые другие. Мероприятия, основанные на применении специальных технических средств, называются оперативно-техническими.
Документальное оформление полученных результатов следует также рассматривать в качестве обязательных элементов ОРМ, поскольку без подготовки соответствующих оперативно-служебных документов мероприятие нельзя признать завершенным. Результаты проведения ОРМ, в зависимости от вида проводимого мероприятия, могут оформляться различными документами: рапортами, справками, справками-меморандумами, сводками, актами, объяснениями граждан, участвовавших в ОРМ, сообщениями негласных сотрудников, а также иными документами. В оперативно-служебных документах должны быть отражены основания проведения мероприятия, порядок его осуществления, применяемые технические средства и полученные результаты. Ход и результаты ОРМ могут быть зафиксированы на материальных носителях информации (фонограммы, фотоснимки, видеопленки и др.), которые приобщаются к составляемым документам.
Итак, ОРМ — это система тактических поисковых действий, проводимых субъектами ОРД по добыванию оперативно-значимой информации, в соответствии с основаниями и условиями, предусмотренных федеральным законодательством преимущественно негласными средствами и методами при наличии определенных оснований и в соответствии с установленным порядком, направленное на получение, фиксацию и проверку фактических данных, имеющих значение для решения задач ОРД.
3. Классификация оперативно-розыскных мероприятий
Классификация ОРМ возможна по следующим основаниям:
В зависимости от сложности проведения, все ОРМ можно разделить на простые и сложные.
К простым могут быть отнесены мероприятия, проводимые непосредственно оперативным работником без привлечения дополнительных сил и средств (опрос, наведение справок, отождествление личности, сбор образцов для сравнительного исследования и некоторые др.).
В свою очередь, сложное ОРМ предполагает участие нескольких сотрудников оперативных подразделений, привлечение специалистов и граждан, содействующих на негласной основе, а также использование в ходе их проведения оперативных комбинаций либо приемов легендирования и маскировки (наблюдение, оперативный эксперимент, контролируемая поставка и т.д.).
По степени конспирации все ОРМ можно также разделить на две группы. К первой можно отнести ОРМ, проводимые как гласно, так и негласно (опрос, наведение справок, проверочная закупка, отождествление личности и др.).
Ко второй — проводимые только негласно от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они проводятся (контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, оперативное внедрение и др.).
В зависимости от ограничения прав и свобод граждан:
— ОРМ, не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).
— ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи) Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. — М.: Норма, 2005. — С. 234..
В зависимости от продолжительности проведения:
- Разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и так далее);
- Длящиеся ОРМ (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и так далее).
Практика раскрытия и расследования преступлений показывает, что в целях выявления и документирования криминалистически значимой информации наиболее распространенными являются три категории оперативно-розыскных мероприятий Францифоров Ю.В., Алферов В.Ю., Громов Н.А. Виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их применения // Следователь. — 2001. — № 3. — С. 38..
а) не требующие какого-либо санкционирования: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена;
- б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа, осуществляющего ОРД: проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена;
- оперативный эксперимент;
- оперативное внедрение;
- в) требующие судебного санкционирования (решения): контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- прослушивание телефонных переговоров;
- снятие информации с технических каналов связи;
- негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Данная классификация, как и многие другие, носит достаточно условный характер, поскольку некоторые ОРМ с одинаковым основанием могут быть отнесены одновременно к различным группам в зависимости от тактики их проведения и объекта, в отношении которого они проводятся. Так, гласное обследование места совершения преступления следует отнести к несанкционируемому ОРМ, поскольку оно может проводиться по собственному решению оперативного работника. Если проводится негласное обследование служебного помещения со вскрытием запирающих устройств, то для его проведения необходимо вынесение постановления, утверждаемого руководителем органа внутренних дел, и, таким образом, оно уже попадает в группу ОРМ ведомственного санкционирования. Для проведения же негласного обследования жилого помещения необходимо судебное решение.
Несмотря на свою условность, предлагаемая классификация оперативно-розыскных мероприятий позволяет глубже уяснить условия их проведения, зависящие от целого ряда других важных факторов, и положена в основу при рассмотрении характеристик их отдельных видов.
Итак, классификация ОРМ не может осуществляться на базе раз и навсегда заданного какого-то одного единственного признака. Это объясняется сложностью, многогранностью классифицируемых явлений, множеством тех или иных сторон, которые важны для изучения ОРМ. Каждая из классификаций помогает решать свои конкретные задачи. Причем классификация ОРМ должна носить открытый характер, поскольку всегда может быть пополнена новыми группами, более дробными дифференциациями ОРМ.
Заключение
ОРМ — составной структурный элемент ОРД, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. ОРМ — предусмотренное законом и подзаконными нормативными актами разведывательно-поисковое действие, проводимое уполномоченным на то субъектом преимущественно негласными средствами и методами при наличии определенных оснований и в соответствии с установленным порядком, направленное на получение, фиксацию и проверку фактических данных, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
В ФЗ об ОРД получили закрепление не все специальные методы познания, сложившиеся на практике, а лишь те (не секретные), которые не раскрывают особенности организации и тактики оперативных аппаратов органов, осуществляющих ОРД. Правовой основой осуществления этих мероприятий являются специальные ведомственные нормативные акты. Их сущность также заключается в осуществлении целенаправленных действий по собиранию криминальной информации.
ОРМ носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.
В зависимости от юридических условий проведения все ОРМ можно условно разделить на три группы: мероприятия, проводимые по решению непосредственно сотрудника оперативного аппарата (несанкционируемые мероприятия); мероприятия, требующие вынесения постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (мероприятия ведомственного санкционирования); мероприятия, требующие судебного разрешения (мероприятия судебного санкционирования).
Первая категория ОРМ, проводится оперативными работниками самостоятельно, без санкционирования руководителя оперативного аппарата и судьи, поскольку обычно не влекут ограничения конституционных прав граждан. К таким ОРМ относятся: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности. Вторая категория ОРМ проводится оперативными работниками только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. К таким мероприятиям можно отнести: оперативное внедрение; оперативный эксперимент; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (кроме обследования жилища, которое санкционирует судья).
Третья категория ОРМ проводится после соответствующего санкционирования: утверждения постановления руководителем оперативного аппарата и вынесения судебного решения, поскольку они ограничивают конституционные права человека и гражданина. К ним относятся: обследование жилища; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.
Тактика проведения ОРМ зависит от складывающейся ситуации, опыта оперативного работника, наличия необходимых сил и средств, дефицита времени и множества других факторов, существенно влияющих на выбор как самого ОРМ, так и тактики его проведения.
Сущность оперативно-розыскных мероприятий состоит в собирании информации о различных сторонах познаваемого объекта.
ОРМ не исчерпывают всего содержания ОРД. Весь комплекс действий, проводимых уполномоченными субъектами в процессе ОРД, можно обозначить как оперативно-розыскные действия (оперативно-розыскные меры) или действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД. Данный комплекс (оперативно-розыскные меры) включает собственно ОРМ, а также организационные мероприятия, оперативно-тактические действия.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/rozyisknoe-meropriyatie/
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. — 21.01.2009.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.06.2012) // Российская газета. — 22.12.2001; Официальный Интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 07.06.2012.
3. Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Российская газета. — 26.04.1995; 14.12.2011.
4. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. — 18.08.1995; 14.12.2011.
5. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Российская газета. — 25.08.2004; 02.12.2011.
6. Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // Российская газета. — 16.05.2007.
7. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Оперативно-розыскные мероприятия: актуальные вопросы теории и практики // Государство и право. — 2005. — № 3. — С. 23-25.
8. Ахмедов А.Г. Соблюдение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Журнал правовых и экономических исследований. — 2008. — № 1. — С. 5-9.
9. Базарбаев А.С. Роль оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью // Пробелы в российском законодательстве. — 2011. — № 1. — С. 174-176.
10. Бобров В.Г. К вопросу о понятии «условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» // Оперативник (сыщик).
— 2007. — № 2 (11).
— С. 11-14.
11. Бобров В.Г. Некоторые вопросы оперативно-розыскной деятельности и использование ее результатов при возбуждении уголовного дела // Труды Академии управления МВД России. — 2011. — № 1. — С. 123-127.
12. Бочинин С.А. О правовой природе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий // Актуальные проблемы российского права. — 2011. — № 4. — С. 234-242.
13. Ведров С.Ю., Коноплев И.А. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий // Вестник института: преступление, наказание. — 2009. — № 5. — С. 76-79.
14. Гусейнов Ш.И. Актуальные вопросы правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий, применяемых в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств // Юридические науки. — 2011. — № 6. — С. 62-65.
15. Ефимичев С.П. Проблема анализа оперативно-розыскных мероприятий // Публичное и частное право. — 2009. — № 2. — С. 205-209.
16. Никитин Е. Надзор за законностью оперативно-розыскных мероприятий // Законность. — 2007. — № 6. — С. 23-26.
17. Омелин В.Н., Квитко А.В. Информационные технологии в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Научный портал МВД России. — 2011. — № 4. — С. 68-72.
18. Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. — М.: Норма, 2005. — 456 с.
19. Францифоров Ю.В., Алферов В.Ю., Громов Н.А. Виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их применения // Следователь. — 2001. — № 3. — С. 38-44.
20. Чечетин А.Е. О правовом режиме получения информации об услугах связи при проведении ОРМ // Оперативник (сыщик).
— 2005. — № 1 (2).
— С. 14-18.
21. Чечетин А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, сущность, структура. — Барнаул: БЮИ МВД России, 2004. — 278 с.
22. Шевелев Н.С. Система оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в ходе раскрытия и расследования преступлений // Общество и право. — 2010. — № 3. — С. 276-280.