Система управления в годы гражданской войны и политики«военного коммунизма»

Курсовая работа

Гражданская война в России — это целый ряд событий вооруженной борьбы между различными по политическим и иным взглядам группами населения. Она произошла в сложный для страны период времени.

Гражданская война в России проходила в период военного коммунизма – это политика большевиков внутри страны. Ее основными характеристиками были следующие: продразверстка, которая и стала причиной гражданской войны, национализация промышленных предприятий, запрет аренды земли, всеобщая трудовая повинность, хлебная монополия. Как следствие – сильный социальный и экономический кризис, который и привел к такому событию, как Гражданская война в России.

Во время гражданской войны существовали различные движения в России. Во-первых, это два основных противоборствующих лагеря: «белые» и «красные». «Белое движение» сформировалось осенью 1917 года в южной части страны. Его представляли генералы и военные предводители еще монархической России.«Красное движение» – это большевики. С помощью террора и насилия они склонили на свою сторону основную массу населения. Во-вторых, в годы Гражданской войны существовало «зеленое движение», представителями которого были крестьяне. Социалистическая революция 1917 года привела страну к изменению государственного строя и соответственно к изменению всех государственных структур дореволюционной России. В этот исторический период начинает зарождаться новый слой советской бюрократии. В связи с этим представляется интересным анализ формирования первых советских государственных органов, в совокупности с существующей на тот момент внутриполитической обстановкой.

В годы гражданской войны продолжали созываться Всероссийские съезды Советов. Состоялись VI, VII и VIII съезды в ноябре 1918 г., в декабре 1919 г. и в декабре 1920 г. соответственно. В перерывах между съездами Советов высшим органом власти являлся ВЦИК.

В декабре 1919 г. был установлен сессионный порядок работы ВЦИК. Каждые два месяца созывались плановые сессии. По мере необходимости по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК могли созываться чрезвычайные сессии.

Другим высшим органом государственного управления стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны.Состав СРКО включал: председателя Революционного военного совета республики, председателя ВЦИК, наркома путей сообщения, председателя Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместителя наркома продовольствия. В своей деятельности СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных.

6 стр., 2947 слов

Россия в годы гражданской войны

... система, сложившаяся в Советской России в годы гражданской войны, получила, название "военного коммунизма". В области промышленности она выражалась в максимальном сосредоточении средств производства в руках государства: в ноябре 1920 ... из них были затем расстреляны. В том же году в республике начинает развертываться сеть концлагерей. Постановлением ВЦИК в сентябре 1918 г. Советская республика была ...

9 апреля 1919 г. ВЦИК было принято Положение о государственном контроле. В соответствии с декретом ВЦИК от 8 февраля 1920 г Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ).

РКИ выполняла следующие функции: наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах и др. РКИ основывалась на принципах выборности её членов и на местах опиралась на ячейки содействия РКИ.

Гражданская война обусловила изменения в работе местных Советов. Усилилось идеологическое воздействие на них со стороны Коммунистической партии.Резолюцией «О советском строительстве», принятой VIII съездом Советов, определялась организационная структура губернских и уездных исполкомов, при которых создавались отделы: управления, военный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледелия, продовольствия и др.

В 1920 г ВЦИК принял Положения о сельских Советах и волостных исполнительных комитетах, сформировав тем самым низовое звено советской системы.

Наряду с конституционными органами власти на местах возникали чрезвычайные органы — революционные комитеты (ревкомы).

Ревкомы образовывались для организации обороны и поддержания «революционного порядка». В соответствии с положением «О революционных комитетах», принятым ВЦИК 24 октября 1919 г., они могли создаваться в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и в тылу. Им принадлежала вся полнота власти на местах.

Целью данного реферата является исследование системы управления в годы гражданской войны и политики«военного коммунизма».

1. Государственный аппарат в годы гражданской войны и военной интервенции

2 сентября 1918г. ВЦИК объявил страну на военном положении в связи с началом гражданской войны и военной интервенции. Военное положение вводилось не только в вооруженных силах, но и на транспорте, в военной промышленности, в снабжении продовольствием.

30 ноября 1918 г. был принят декрет ВЦИК о создании Совета рабочей и крестьянской обороны. Возглавил этот орган председатель СНК В.И. Ленин. В него входили представители от ВЦИК, Реввоенсовета, народной комиссар путей сообщения, председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, замнаркома продовольствия. Совет Обороны посылал на места чрезвычайных уполномоченных. Он осуществлял руководство военными операциями, вопросами комплектования, снабжения вооруженных сил, решал продовольственные проблемы. Его постановления были обязательны для всех граждан и учреждений. В 1920 г. Совет рабочей и крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны. Этот совет действовал на правах комиссии СНК .

20 стр., 9547 слов

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, ...

... многом зависит состояние правопорядка. Целью которая ставилась в данной работе является изучение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Для достижения поставленной цели мною выдвигаются следующие задачи: дать понятие ...

После покушения на председателя СНК В.И. Ленина СНК 5 сентября 1918 г. принимает постановление «О красном терроре», в котором говорилось о необходимости изолирования классовых врагов в концлагеря, расстрелов членов белогвардейских организаций, о необходимости публикации имен всех расстрелянных и т. д.

28 октября 1918 г. ВЦИК утвердил положение о ВЧК и её местных органах, согласно которому ВЧК являлась центральным органом России по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, преступностью. ВЧК являлась органом СНК и работала в тесном контакте с НКВД и НК юстиции (НКЮ).

Члены ВЧК подчинялись СНК. ВЧК и её местные органы имели право создавать особые вооруженные отряды. Члены местных ЧК назначались и отзывались местными исполкомами .

В армии создавались особые отделы. В феврале 1919 г. ВЦИК утвердил положение об особых отделах при ВЧК, которые должны были вести борьбу с контрреволюцией и шпионажем в вооруженных силах, а также руководить работой большевистской агентуры за границей и на оккупированных территориях. На транспорте создавались железнодорожные ЧК, преобразованные затем в транспортные ЧК.

17 февраля 1919 г. ВЦИК принял постановление о правах ВЧК и ревтрибуналов, согласно которому право вынесения приговоров по делам ЧК передавалось революционным трибуналам. Причем следствие по всем делам должно было заканчиваться не позднее одного месяца.

В 1918-1919 гг. революционные трибуналы в результате чрезвычайной обстановки стали превращаться в чрезвычайные специальные судебные органы. Постановление ВЦИК «О правах ВЧК и ревтрибуналов» от 17 февраля 1919 г. и «Положение о революционных трибуналах» от 12 апреля 1919 г. также предоставляли трибуналам ничем не ограниченное право в определении меры репрессий. Появились приговоры трибуналов с такими странными мерами наказания, как «условный расстрел», «лишение свободы до победы мировой революции» и т.д .

В соответствие с«Положением о революционных трибуналах»от 18 марта 1920 г. ревтрибуналы избирались в составе председателя и двух членов. Тем самым нарушался демократический принцип судебного следствия. Заседания трибунала были публичными и в присутствии обвиняемого. Приговор местного революционного трибунала мог быть обжалован в кассационном трибунале при ВЦИК.

По приказу РВС 14 октября 1918 г. был создан Революционный военный трибунал республики (РВТР).

Также военные трибуналы существовали в партизанских отрядах, на железнодорожном транспорте. Таким образом, были созданы 3 системы революционных трибуналов: общие, военные и железнодорожные .

Согласно декрета ВЦИК «О народном суде» от 30 ноября 1918 г. в пределах РСФСР учреждался единый народный суд. Ликвидировались окружные суды. Народный суд рассматривал все уголовные и гражданские дела за исключением дел, подсудных революционному трибуналу.

5 июня 1918 г. был опубликован проект о советской милиции. Согласно этому проекту милиция отделялась от военного дела и создавала свой постоянный штат.

Милиция строилась на классовой основе. Состояла милиция в непосредственном ведении местных Советов и подчинялась общему руководству НКВД. Высшим органом милиции стало Главное Управление милиции (ГУМ).

На территории РСФСР милиция называлась рабоче-крестьянской .

5 стр., 2165 слов

Понятие органов исполнительной власти, система и структура

... субъектов РФ. В соответствии с принципом система органов исполнительной власти включает два уровня: федеральные органы исполнительной власти РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ (республик в составе России, ... и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Система органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-территориального деления, что ...

Милиция создавалась в губернских городах и уездах. Члены милиции вооружались холодным оружием и револьверами. При исполнении служебных обязанностей они должны были носить установленную форму ли отличительный знак. Главной обязанностью милиции являлось охрана революционного порядка и гражданской безопасности.

В годы гражданской войны необычайно усилилась роль главных управлений ВСНХ по управлению промышленностью. Промышленные предприятия были лишены всякой самостоятельности. Все организационные вопросы решали главки ВСНХ. Такая чрезвычайная система управления промышленностью получила наименование «Система главкизма».

Для сопротивления кулачеству и обеспечения города хлебом 11 июня 1918 г. ВЦИК издает декрет «Об организации деревенской бедноты и снабжении её хлебом, предметами первой необходимости и с/х продуктами». Согласно этому декрету учреждались волостные и сельские Комитеты деревенской бедноты (Комбеды).

Они организовывались местными Советами рабочих и крестьянских депутатов под общим руководством Народного комиссариата продовольствия и ВЦИК. В комбеды не могли быть избраны кулаки, а также крестьяне, имевшие излишки хлеба и пользовавшиеся батрацким наемным трудом. На комбеды возлагалось распределение хлеба, с/х орудий, одежды, а также комбеды должны были помогать продотрядам в изъятии хлебных излишков у кулаков. Кроме того, комитеты бедноты активно участвовали в изъятии земли у кулаков и её передаче беднякам. В конце 1918 г. комитеты бедноты были упразднены путем слияния с волостными и сельскими Советами .

9 апреля 1919 г. ВЦИК принял декрет «О государственном контроле», в котором критиковалась деятельность Гос. контроля за его формальный и бюрократический характер, отсутствие результативности. В связи с неэффективностью Гос. контроль реорганизовывался в рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ).РКИ отличалась от госконтроля тем, что туда в массовом порядке привлекали рабочих и крестьян. Выборы в члены РКИ проходили по фабрикам, заводам другим предприятиям. На всех предприятиях, в городах и селах должны были быть организованы ячейки для содействия РКИ. Делегаты РКИ обязаны были регулярно отчитываться о своей работе .

Вооруженные силы РСФСР были представлены Революционным военным советом республики (РВСР), созданным постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. Главнокомандующий РВСР назначался СНК. Создавались РВС фронтов и армий, члены которых назначались РВСР. В ноябре 1918г. вводится форменная одежда для военнослужащих, с января 1919 г. – знаки различия для командного состава. С сентября 1918 г. граждане РСФСР, проявившие храбрость и мужество в боях, награждались орденом Красного Знамени .

В мае 1919 г. было создано Политическое управление РВСР. В соответствии с положением ВЦИК с октября 1919 г. в прифронтовых местностях, освобожденных от неприятеля, и в тылу создаютсяреволюционные комитеты. Они подчинялись Реввоенсоветам и объявлялись чрезвычайными органами, вызванными к жизни военно-революционной обстановкой. В их состав входили по 3-5 человек, и они могли заменять исполнительные комитеты. Таким образом, это был чрезвычайный революционный орган, обладавший всей полнотой власти.

Пришедшие к власти большевики полагали, что со сломом старого государственного устройства государство избавиться и от отрицательных качеств бюрократии, и от коррупции. А.Н. Чистиков так охарактеризовал этот период: «Первые месяцы после Октября 1917 г. характеризовались стихийным демократизмом, который проявлялся в дискуссиях по поводу соотношения роли старых и новых органов в управлении, поиском оптимальной структуры» .

9 стр., 4236 слов

Исполнительная власть в системе разделения властей Российской Федерации

... роль исполнительной власти в системе разделения властей в Российской Федерации. Цель курсовой работы - исследование сущности, особенностей и структуры исполнительной власти в РФ. Цель исследования определила постановку следующих задач: 1. Определение роли исполнительной власти в системе государственной власти. 2. ...

2. Становление советского государственного аппарата

В своем выступлении В.И. Ленин подчеркивал: «значение этого переворота состоит в том, что у нас будет советское правительство, наш собственный орган власти, без какого бы то ни было участия буржуазии. Угнетенные массы сами создают власть. В корне будет разбит старый государственный аппарат и создана новая структура управления в лице советских организаций» .

В.И. Ленин признавал необходимость управленческой администрации: «Жить без этого аппарата мы не можем, всякие отрасли управления создают потребность в таком аппарате» .

Так, начиная со II Всероссийского съезда Советов, открывшегося 25 октября 1917г. в Петрограде, в стране начинает формироваться новая система государственных органов. Опираясь на выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов было постановлено: « …вся власть на местах переходит к Советам рабочих и, крестьян и солдатских депутатов…» .

Помимо провозглашения о начале формирования государственной системы на II Всероссийским съезде Советов были приняты и первые важнейшие, в то время, советские декреты. В декрете «О Власти» также говорилось о полновластии Советов и о их компетенции в области принятия законов, и контроле за их исполнением. Были приняты так же Декрет о мире и Декрет о земле. Иерархия государственных органов была следующей. Верховным органом власти стал Всероссийский съезд Советов. Между съездами его функции выполнял Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК).

В начале своего существования состав этого органа был многопартиен в него помимо большевиков входили левые эсеры, меньшевики – интернационалисты. ВЦИК состоял из президиума, отделов (основными отделами ВЦИК являлись агитационный, по национальному вопросу, казачий, военно – революционный комитет) и комиссий. Главой правительства стал В.И. Ленин. «Левые эсеры и меньшевики-интернационалисты отказались войти в правительство, стремясь к созданию широкой социалистической правительственной коалиции» .

Исполнительную власть возглавил – Совет народных комиссаров, по мимо функций исполнительной власти он имел право законодательной инициативы. Совнарком был подотчетен съезду советов и его исполнительному комитету. СНК включал в себя 13 комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, торговли и промышленности, просвещения, по военным и морским делам, по иностранным делам, финансов, юстиции, продовольственная, по делам национальностей, путей сообщения, почт и телеграфов. Каждый из них возглавлял отраслевые органы управления, позднее появляются такие как государственного контроля, государственных имуществ, местного самоуправления, и т.д., Начинает формироваться судебная система.

В ноябре 1917 г. был издан Декрет «О суде» №1. Этот нормативно – правовой акт упразднил все дореволюционные судебные органы. Были ликвидированы прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей. Судебная система состояла теперь из местных коллегиальных судов. В состав которых входили профессиональный судья и два народных заседателя, избираемых местными Советами. Наряду с общими судами, в соответствии с Декретом, были созданы и революционные трибуналы – для борьбы против контрреволюционных сил. Предварительное следствие для трибуналов осуществляли следственные комиссии, учрежденные при Советах .

17 стр., 8453 слов

Соотношение исполнительной власти и государственного управления

... вопроса о соотношении государственного управления и исполнительной власти. При подготовкe курсовой рaботы были использовaны нормы российского прaвa, исслeдовaния и учeбнaя литeрaтурa. 1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ Так как речь идет об исполнительной власти, о государственной деятельности ...

7 декабря 1917г. образовывается Всероссийская чрезвычайная комиссия при правительстве по борьбе с контрреволюцией и саботажем. «В 1918г. были приняты еще два Декрета о судах, которые расширяли компетенцию местных судов. Новая судебная система республики предполагала вмешательство в судопроизводство политических мотивов, сближение судебной и исполнительной власти в лице местных Советов» [2; с 324].

При СНК создавались и специальные органы управления. Так при СНК была образована Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем под руководством Ф.Э. Дзержинского.

2 декабря 1917г. для руководства хозяйственно – экономической жизнью страны, при СНК создается Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ).

Основной задачей ВСНХ была организация рабочего управления на социалистических предприятиях и налаживания на них промышленного производства. ВСНХ координировал деятельность хозяйственных наркоматов.

28 октября 1917 года Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) принял постановление о создании рабочее-крестьянской милиции.

15 января 1918 г. В.И. Лениным был подписан Декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии». Первоначально РККА строилась на добровольческих началах. 29 января 1918 г. был опубликован Декрет об организации Рабоче-крестьянского Красного флота и создан Комиссариат по морским делам. Помимо становления новых государственных структур, новая власть начинает формировать и основы новой государственной службы. В связи с этим 24 ноября 1917 г. был принят Декрет ВЦИК и Совнаркома, по которому подлежали ликвидации гражданские чины – тайные, статские, и прочих советников .

Необходимо также отметить, что формирование основных органов управления государством проходит на фоне сложной политической обстановки сложившейся в молодой республике. Так, «3 января 1918 г. на заседании ВЦИК левые эсеры голосовали за утверждение Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 5 января открылось Учредительное собрание, которое должно было утвердить Декларацию, но правоэсеровское его большинство отказалось от её обсуждения. Тогда большевики, а через день и левые эсеры покинули это собрание. Спустя сутки левые эсеры вместе с большевиками единодушно голосовали во ВЦИК за роспуск Учредительного собрания. Его делегаты — левые эсеры — были включены в состав ВЦИК. Роспуск Учредительного собрания как волеизъявление не одних большевиков, а действие левого блока являлся веским аргументом в формировании общественного мнения» .

6 января 1918 г. Декретом ВЦИК Учредительное собрание прекращает свое существование. 10 января 1918г. на III Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских, и крестьянских депутатов был принят первый конституционный акт – «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа». «Зенитом существования левого блока был III Всероссийский съезд Советов, который проходил в Петрограде 10—13 января 1918 г. Он был созван, как говорилось в Постановлении ВЦИК, чтобы «силой Советов поддержать левую половину Учредительного собрания против его правой «соглашательской половины» .

С помощью левых эсеров большевики решили на съезде важнейшую управленческую задачу — создание единых органов рабоче-крестьянской власти. 13 января 1918 г. объединились в III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Объединенный съезд стал именоваться Третьим Всероссийским съездом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и завершил свою работу 18 января 1918 г. Количество делегатов на этом съезде было в два раза больше, чем в составе Учредительного собрания — 1647 (в том числе 860 большевиков).

4 стр., 1762 слов

Создание судебной системы в Советской России

... Судебные преобразования в России в 1917–1922 годах были направлены на слом дореволюционной системы судоустройства и судопроизводства и создание новой советской, основанной на пролетарских началах, системы органов судебной власти. Основные положения: 1. Советское ... В его состав входило пять судей, избранных от районного Совета, профСоюзов, Совета домовых комитетов и других организаций 2 . Новые органы ...

На его заседании был избран единый ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров. Съезд утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» .

В нем указывалось – «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских, и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам» [8; с 341].

На этом же съезде было принято Постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики». Система центральных государственных органов теперь состояла из: Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и Совета Народных комиссаров. На местах создавались областные органы. Так в России появляется новое государственное устройство – Советская республика. В.И. Ленин отмечал «Пусть наш государственный аппарат из рук вон плох, но все – таки он создан, величайшее историческое изобретение сделано …» .

10 июля 1918г. V Всероссийский съезд Советов (4-10 июля 1918г.) принял Конституцию. В которой было законодательно зафиксировано утвержденное на III Всероссийском съезде Советов, государственное устройство.

Организации центральной власти были посвящены с шестой по восьмую главы документа. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который состоял из представителей городских Советов и губернских Советов. Всероссийский съезд Советов избирал Всероссийский Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК), который осуществлял всю полноту власти Съезда в промежутках между его съездами. ВЦИК назначал Совет народных комиссаров (Совнарком), в чьи функции входило — общее управление делами РСФСР, а также издание «декретов, распоряжений, инструкций». В Конституции так же были зафиксированы функции государственных органов как центральных, так и местных. Содержание первой советской Конституции вызывает у современных авторов противоречивые взгляды.

По мнению А.Н. Чистикова :«Построенная по типу вертикальной иерархии она напоминала привычную…. модель управления» .

В своей работе В.В. Воротников отмечает, что: «Конституция РСФСР носила ярко выраженный классовый характер, поэтому демократический характер некоторых её глав имел чисто декларативное значение» .

Несмотря на принятие Конституции и провозглашения создания республиканского государства политическая обстановка в стране продолжает оставаться напряженной. Так 6-7 июля 1918 года оппозиционная большевикам партия левых социалистов-революционеров предприняла попытку государственного переворота. В ответ на это решением V Всероссийского съезда Советов она была исключена из состава Советов. Таким образом, с июля 1918 года в стране прекращает свое существование антибольшевистская оппозиция и устанавливается однопартийная система. Такое положение вызывает разные взгляды. Так, авторы учебника «История государственного управления» полагают что, с одной стороны «…существование такой оппозиции способствовало усилению политической и экономической активности самой правящей партии, помогало выработке в наибольшей мереэффективных управленческих решений, позволяло отобрать среди них лучшие, оптимальные» .

26 стр., 12723 слов

Гражданская война в России 1918-1921 гг

... левые эсеры, анархисты отказались сотрудничать с новой властью и приняли участие в гражданской войне. Своеобразие гражданской войны в России заключалось в тесном переплетении внутриполитической борьбы с иностранной ... соединения Советов с Учредительным собранием. В реальной обстановке конца 1917 – начала 1918 года Учредительное собрание не могло нести в себе конструктивное начало: его работа ...

С другой стороны: «Однопартийность таила в себе огромную опасность. Партия большевиков получила неограниченное влияние в государственных и общественных структурах, она перестала быть контролируемой со стороны оппозиции…. Без обсуждения правящей партией не решалась ни одна управленческая проблема».

Авторы приводят высказывание лидера левых эсеров М.А. Спиридоновой, которая в открытом письме ЦК партии большевиков предупреждала об отрицательных последствиях безнадзорного положения их партии для самих большевиков: «Вы скоро окажетесь в руках вашей чрезвычайки, вы, пожалуй, уже в её руках. Туда вам и дорога». Летом — осенью 1918 г. в Советской стране возникли первые концентрационные лагеря, получившие впоследствии широкое распространение. В заключении делается вывод, что: «Правящая партия закрепила в своих решениях основные принципы организации и деятельности государственного аппарата, разработанные Лениным…» .

По мнению А.А. Воротникова: «Покончив с остатками интеллигентной вольницы в виде многопартийности и фракционности, большевики создали систему, в которой решающая роль отводилась бюрократии» .

Особенностью советского государственного строя новой России первых послереволюционных лет являлось параллельное развитие, помимо государственных органов – Советов, органов большевистской партии.

А.Н. Чистиков в своей работе отмечает: «Процесс развития партийных органов как центральных, так региональных и местных, характеризовался, с одной стороны, расширением и разветвлением аппарата, что было вызвано усложнением задач, стоявших перед российским обществом в годы Гражданской войны и все более активным вмешательством партии в сферу государственной власти и управления. С другой стороны, уже в этот период прослеживается и другая – устойчивая – тенденция: к унификации структуры парткомов разного уровня. Вместе с тем партийная ветвь также находилась в процессе строительства, поэтому о реально действующей централизации партаппарата в эти годы приходится говорить осторожно» .

Тем не менее автор полагает: «Параллельное существование двух претендующих на власть структур неизбежно вызывало конфликтные ситуации. В какой-то степени обострение снималось персонифицирующим совмещением должностей в партийных и советских органах, что облегчало контроль коммунистического аппарата над советским» .

В период гражданской войны (1918 -1920гг) в очень короткий период времени большевики создают систему особых и чрезвычайных мер антикризисного управления экономикой страны. Таким образом, в стране вводиться политика «военного коммунизма».

Сущность военного коммунизма заключалась в том, что государство концентрировало в своих руках материальные, трудовые и людские ресурсы для в наибольшей мерецелесообразного использования их в интересах обороны, в условиях практически полного отсутствия нормальных экономических условий. Для реализаций целей «военного коммунизма» учреждаются чрезвычайные органы: в сентябре 1918 г. образован Революционный Военный Совет Республики, для руководства боевыми действиями; в ноябре 1918г. образован Совет рабочей и крестьянской обороны; Всероссийский Совет народного хозяйства, также выполняющий военные функции; создаются различные ревкомы, комбеды, чрезвычайные комиссии.

7 стр., 3398 слов

Революция 1917 года в Казахстане. Установление советской власти

... установление советской власти в Уральске. Здесь советская власть была провозглашена 15 января 1918 года, но 29 марта была свергнута, окончательно она была установлена в годы гражданской войны. 22 ноября 1917 года в ... главе с В. Радус- Зеньковичем. Казахстан Стал автономией в составе России и столицей был провозглашен г.Оренбург. В связи с этим Оренбургская губерния в сентябре 1920 вошла в состав ...

В.В. Воротников отметил, что: «Чрезвычайщина становилась принципом, методом управления и чаще всего основывалась на принуждении и массовых репрессиях…..Их (руководителей О.А.) реальные права были гораздо выше тех полномочий, которые давались выборным органам. Таким образом, характер политической власти и государственный строй не соответствовал провозглашенной Конституцией РСФСР диктатуре пролетариата, это была, прежде всего, диктатура небольшого руководящего партийного слоя, постепенно превращающегося в номенклатуру» .

В годы гражданской войны происходит «сращивание» партийных и государственных структур всех уровней, как в центре так и на местах. РКП(б) распространила свое влияние на все сферы жизни общества: экономику, культуру, семью, общество, государство. В этих условиях любая попытка воспрепятствовать её контролю за общественным и политическим развитием расценивалась как преступление. Как отмечает А.Н. Чистиков: «В годы Гражданской войны проблему взаимоотношений между советскими и партийными органами решить не удалось, однако, как показывает материал, уже в это время распространенным было мнение о приоритете партии большевиков над советами» .

Одновременно с образованием центральных органов государственной власти шло формирование и органов местного самоуправления – исполкомов и отделов. В своем выступлении на VIII Съезде РКП (б), проходившего с 18-23 марта 1919г., В.И. Ленин отметил: «Мы в борьбе с бюрократизмом сделали то, чего ни одно государство в мире не сделало. Тот аппарат, который насквозь был бюрократическим и буржуазно – угнетательским, который остается таковым даже в самых свободных буржуазных республиках, — мы его уничтожили до основания….». При этом в нутрии государственной службы складывалась очень интересная ситуация, и было это связано, прежде всего, с тем, что пришедшие к власти большевики не имели ни надлежащего образования, ни опыта в управленческой сфере. Для преодоления возникшей ситуации к управлению государственными органами были привлечены и профессиональные чиновники дореволюционной России. Таким образом, чиновничий слой советской России был неоднороден.

Так, в своей работе А.А. Воротников: «… на первых порах, преодолевая саботаж, пришлось привлекать к сотрудничеству в государственный аппарат большую часть старых чиновников. Складывалась довольно интересная ситуация: государственные служащие на руководящих постах состояли из двух больших групп – новых советских чиновников, которые, естественно, исповедовали современные большевистские принципы, и старой чиновничьей рати, которая неохотно, под нажимом, но все – таки приняла новые жизненные установки. Основная рядовая масса работников различных учреждений и ведомств состояла, как правило, из представителей рабочих и крестьян, которые раньше не имели никакого отношения к управленческой деятельности» . В 1921 году, при обобщении опыта создание государственности Ленин отмечал: «Без «аппарата» мы бы давно погибли. Без систематической и упорной борьбы за улучшение аппарата мы погибнем до создания базы социализма» .

Английский философ, математик, логик Бернард Рассел в своей работе «Теория и практика большевизма», написанной в 1920 году после посещения советской России, выделил три группы руководящего слоя. «К первой относилась старая ленинская когорта, которая фактически верила в коммунизм и в мировую революцию, способные изменить мир и осчастливить все человечество. «Они безжалостны преследуя коррупцию и пьянство, когда подобные вещи случаются среди чиновников, но они создали систему, при которой соблазн мелкой коррупции огромен, и их собственная материалистическая теория должна бы убедить их в том, что при такой системе коррупция должна быть безудержной». Вторая группа правящей элиты состоит «из карьеристов, ставших ревностными большевиками по причинам материального успеха большевиков». К третьей группе относились те, кто не являлся «ревностными коммунистами, но которые сплотились вокруг правительства, поскольку оно оказалось стабильным» .

Чистиков также выделяет три группы ответственных работников, различая их по опыту управленческой работы. «Первую группу составили старые служащие, по разным причинам согласившиеся сотрудничать с новой властью. Естественно, численно они преобладали,…, впервые годы советской власти.

При этом и к концу 1920-х гг., несмотря порой на дискриминационную политику власти в отношении старых служащих, они занимали ведущее место в некоторых отраслях. Во вторую группу включены ответственные работники, ранее не имевшие никакого управленческого опыта. К ним относились, прежде всего, рабочие и крестьяне, оказавшиеся на ответственных постах благодаря революции. Третью группу составили профессиональные революционеры («старая партийная гвардия»), обладавшие специфическим опытом руководства в области политики. Пришедшие к власти в результате революции в 1917 г., они в большинстве своем оставались на руководящих постах значительное время» .

Занимая ответственные должности на всесоюзном и губернском уровне они оказывали большое влияние на политическую жизнь в стране. Таким образом, с момента образования советской власти и на протяжении 1920 –х. годов в государственный аппарат советской России входили представители разных социальных слоев, разного возраста, национальности, образования и даже разного отношения к современному государственному строю. Такое соотношение было явлением вынужденным вследствие нехватки «советских» руководящих кадров. Тем не менее, правящая партия пыталась регулировать численность старого чиновничества и новых руководителей и соотношение между ними.

Таким образом, в первые послереволюционные годы в советской России начинает складываться логически построенный новый государственный аппарат. Он имел множество как положительных так и отрицательных черт, дающих почву для дальнейшего его развития.

3. Особенности государственной структуры РСФСР в годы гражданской войны

Территориальные национально-государственные проблемы в первые годы Советской власти на территории бывшего Российского государства происходили в условиях обострения классовых и национальных отношений. Основы национально- государственной политики Советского государства были сформулированы в «Декларации прав народов России» от 2 ноября 1917 г., в которой помимо равенства и суверенности народов России закреплялось право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения .

Этим правом прежде всего воспользовалась Финляндия. В декабре 1917 г. Советское государство признало независимость Финляндской республики.

В июне 1918 г. из состава России вышла Тува. Советское правительство признало право на самоопределение польского народа. После окончания войны с Польшей по мирному договору 1912 г. к Польше отошли Западная Украина и Западная Белоруссия.

Возникли самостоятельные государства в Армении, Азербайджане, Грузии, Эстонии, Латвии, Литве, Украине и Белоруссии.

В 1920 г. провозглашена Азербайджанская ССР. В ноябре 1920 г. – армянская ССР, в феврале 1921 г. – Грузинская ССР.

Особо следует остановиться на территориальном образовании, созданном на Дальнем Востоке. В 1920 г. территория российского Дальнего Востока была фактически оккупирована японскими войсками. Продвижение Красной Армии могло привести к военному столкновению РСФСР с Японией. Советское правительство неоднократно предлагало правительству Японии начать мирные переговоры, но ответа не получало .

Империалистические государства предполагали использовать японские войска совместно с остатками колчаковских и семеновских отрядов для нападения на РСФСР с востока. В связи со сложившейся ситуацией Советское государство пошло на создание временного государства – Дальневосточной республики. В ДВР вошла территория к востоку от озера Байкал до Тихого океана, включая Забайкальскую, Амурскую, Приморскую, Сахалинскую области и Камчатку. Учредительный съезд Прибайкалья в Декларации независимости от 6 апреля 1920 г. провозгласил создание Дальневосточной республики, объединившей все области Дальнего Востока. Съезд избрал Временное правительство ДВР. 14 мая 1920 г. правительство РСФСР официально признало ДВР. Было избрано временное правительство ДВР из коммунистов и беспартийных. Меньшевики и эсеры отказались войти в правительство и голосовали против его избрания.

9 января 1921 г. в ДВР состоялось Учредительное собрание, которое потребовало от правительства Японии вывода японских войск с ДВ. В меморандуме к правительству США Учредительное собрание ДВР возлагало ответственность за пребывание Японских войск на ДВ, но, стремясь к миру, предлагало установить дипломатические и торговые отношения между ДВР и США, но эта инициатива не нашла поддержки у правительств Японии и США .

27 апреля 1921 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Дальневосточной республики. ДВР учреждалось как демократическая республика, отменялась частная собственность на землю. Вся земля национализировалась без всякого выкупа и объявлялась достоянием трудового народа.

Вместе с тем Конституция сохраняла институт частной собственности и гарантировала всем гражданам неприкосновенность их имущества. ДВР была многонациональным государством, и поэтому Конституция объявляла широкую автономию для национальных меньшинств.

Законодательная власть в ДВР принадлежала Народному собранию, избиравшемуся сроком на 2 года на основе всеобщего, прямого, равного права при тайном голосовании. Народное собрание назначало правительство. Конституция ДВР провозглашала равенство всех перед законом независимо от пола, рода занятий, национальности, вероисповедания и партийной принадлежности. Отменялось сословное деление граждан, сословные привилегии и преимущества, гражданские звания, военные чины и титулы. Церковь в ДВР также отделялась от государства

В мае 1921 г. был создан Совет Министров ДВР. Коммунисты заняли посты председателя и зам. Председателя Совета Министров, министров иностранных дел, т.е. коммунисты заняли в Совмине ДВР практически все руководящие посты. Также в состав Совета Министров вошли меньшевики, эсеры и народные социалисты.

Вместе с освобождением Красной Армией Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев 25 октября 1922 г. отпала необходимость в буферном государстве.

Народное собрание ДВР 14 ноября 1922 г. постановило передать власть на всем Дальнем Востоке Советам и воссоединить его с Советской Россией. Народное собрание отменило Конституцию 1921 г., все законы ДВР и обратилось во ВЦИК с просьбой присоединить Дальний Восток к РСФСР, распространив на него действие Советской конституции и Советских законов. 15 ноября 1922 г. по просьбе Народного собрания ДВР Дальний Восток был объединен с РСФСР .

В 1920 г. были также созданы Хорезмская народная Советская республика и Бухарская народная Советская республика, с которыми РСФСР поддерживал широкие экономические, политические и культурные связи.

В годы гражданской войны и интервенции начинается новый этап государственного устройства РСФСР. В конце 1918 г. появляется Трудовая Коммуна немцев Поволжья. Башкирская и Крымская автономные республики возникли в 1919 г.

8 июня 1920 г. была образована Карельская Трудовая коммуна, 24 июня 1920 г. – Чувашская автономная область, Киргизская (ныне Казахская) АССР, Калмыкская автономная область, Марийская автономная область и т.д. Правовой статус автономий определялся актами ВЦИК или СНК, поскольку своих органов власти у них не было.

4. «Военный коммунизм» как основная форма осуществления государственного управления в годы гражданской войны

1917-1921 годы были тяжелейшим периодом в истории нашего отечества. Такими их сделали кровопролитные войны со множеством противоборствующих сторон и сложнейшая геополитическая ситуация Политика военного коммунизма: кратко о положении ВКП (б) В это тяжелое время в различных частях бывшей империи за каждый клочок её земель сражалось множество претендентов. Немецкая армия; местные национальные силы, пытавшиеся создать собственные государства на осколках империи (например, формирования УНР); локальные народные объединения, которыми командовали региональные авторитеты; поляки, вторгшиеся в 1919 году на украинские территории; белогвардейские контрреволюционеры; союзные последним формирования Антанты; и, наконец, большевистские части. В этих условиях совершенно необходимым залогом победы была полная концентрация сил и мобилизация всех доступных ресурсов для военного разгрома всех противников. Собственно, этой мобилизацией со стороны коммунистов и был военный коммунизм, проводимый руководством ВКП (б) с первых месяцев 1918 года по март 1921 года .

В ходе своей реализации упомянутая политика вызвала немало противоречивых оценок. Основными её моментами были такие меры :

  • национализация всего комплекса промышленности и банковской системы страны;
  • монополизация государством внешней торговли;
  • принудительная трудовая повинность всего населения, способного к трудовой деятельности;
  • продовольственная диктатура.

Именно этот пункт стал в наибольшей мерененавистным для крестьян, поскольку производилась насильственная конфискация части зерна в пользу солдат и голодающего города. Продразверстка и сегодня часто выставляется как пример зверств большевиков, однако следует отметить, что с её помощью были существенно сглажены продовольственные проблемы рабочих в городах.

Военный коммунизм являлся силовым способом принуждения народных масс к повышению интенсивности работы на победу большевиков. Как уже упоминалось, основную часть недовольства России — крестьянской на тот момент страны — вызвала продразверстка. При этом, справедливости ради, нужно сказать, что этим же приемом пользовались и белогвардейцы. Он логично вытекал из положения дел в стране, поскольку Первая мировая и Гражданская войны совершенно разрушили торговые традиционные связи между селом и городом. Это привело к плачевному состоянию множества промышленных предприятий. Существовало при всём этом недовольство политикой военного коммунизма и в городах. Здесь, вместо ожидаемого повышения производительности труда и оживления экономики, наоборот, произошло ослабление дисциплины на предприятиях. Замена старых кадров на новые (которые были коммунистами, но далеко не всегда квалифицированными управленцами) привела к ощутимому упадку промышленности и снижению экономических показателей .

Несмотря на все сложности, политика военного коммунизма все же выполнила уготованную ей роль. Пусть и не всегда успешно, однако большевики смогли собрать все силы против контрреволюции и выстоять в сражениях. Вместе с тем, она вызвала народные выступления и серьезно подорвала авторитет ВКП (б) в среде крестьянства. Последним таким массовым выступлением стало Кронштадтское, произошедшее весной 1921 года. В результате чего Лениным был инициирован переход к так называемой Новой экономической политике. НЭП 1921 года в кратчайшие сроки помог восстановить народное хозяйство .

Самым ненавистным для большинства населения, а Россия тогда являлась крестьянской страной, стала продразверстка. Она предполагала отбор значительной части заготовок хлеба у крестьян в пользу голодного города. Дело в том, что война и революционный беспредел нарушили традиционные торговые связи города с селом и привели к взрывоопасной ситуации на многих рабочих предприятиях. Для крестьян вводились нормы подушного потребления, все остальное подлежало изъятию. Породил проблемы военный коммунизм и в городах. Вместо ожидаемого роста производительности труда в результате национализации и законов о трудовой повинности, экономика стремительно стала падать, а промышленный рост замедлился. Это было вызвано ослаблением дисциплины на предприятиях и неэффективными новыми управленцами.-

Вместе с тем, несмотря на все проблемы, военный коммунизм дал свои плоды и обеспечил нужный исход в противостоянии с реакционными генералами. Пусть на выходе было получено и практически уничтоженное государство. Негативные тенденции такой политики отмечали и сами руководители правящей партии, в том числе и Ленин. При этом настаивалось, что она хоть и не отвечала в целом требованиям ни рабочего класса, ни крестьян, но в экстремальных условиях гражданской войны была необходима, как временная мера. Падение промышленности сопровождалось невиданными даже при царском правлении темпами инфляции. После утверждения большевиков у власти и разгрома белой армии, военный коммунизм был заменен новой экономической политикой. НЭП, проводившийся с 1921 года до середины двадцатых, предполагал некоторые послабления в рыночной торговле и допускал определенные формы собственности. С помощью таких мер планировалось стабилизировать экономику молодого государства и впоследствии плавно перейти к социализму. И военный коммунизм, и НЭП были реакцией на социально-политическую и экономическую ситуацию в стране .

Военный коммунизм дал возможность большевикам победить в гражданской войне, мобилизировав для нее все силы. При этом эта же политика развернула против новой власти и народные массы, особенно в наибольшей меремногочисленный его слой тогда – крестьянство. Восстановить разрушенную в боях страну была призвана Новая экономическая политика – существенное ослабление контроля государства в направлении рыночной экономики.

Таким образом, военный коммунизм предполагал обратить государственные ресурсы в помощь большевикам в гражданской войне. При этом эта политика привела к непредсказуемым во многом результатам и массовым волнениям в народе.

Заключение

История советского государственного управления берет начало со второго съезда Советов. II Всероссийский съезд Советов узаконил победу Великой Октябрьской социалистической революции, свержение помещичье-буржуазной власти и установление диктатуры пролетариата в форме Советов, руководимых большевистской партией. Решения, принятые на съезде, открывали новый этап в развитии революции — этап строительства социализма в Советской России.

Совет народных комиссаров — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Создан 26 октября 1917 года постановлением II Всероссийского съезда Советов, в котором, в частности, говорилось: «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных комиссаров». СНК создавался как исполнительный орган всецело подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК.

Совет рабочей и крестьянской обороны РСФСР — чрезвычайный орган советского государства. Образован постановлением ВЦИК 30 ноября 1918 года. Его задача заключалась в мобилизации всех сил для успешного ведения гражданской войны.

Развитие государственного аппарата в годы Гражданской войны определялось закономерностями переходного периода от капитализма к социализму, при всём этом определенную роль сыграли условия Гражданской войны и интервенции.

Общая структура высших органов власти и управления осталась такой, какой она сложилась в пору образования Советского государства и была закреплена в Конституции РСФСР. Военная обстановка не вызвала свертывания деятельности конституционных органов, регулярно созывались всероссийские съезды Советов, правда теперь они собирались раз в год.

Продолжали функционировать ВЦИК, его Президиум, а также Совнарком, хотя в правовом положении этих органов произошли изменения, вызванные стремлением к совершенствованию государственного аппарата. VII Всероссийский съезд Советов 9 декабря 1919 г. принял Постановление «О советском строительстве», аналогичный акт издал VIII съезд Советов 29 декабря 1920 г. Устанавливался сессионный порядок работы ВЦИК, очередные заседания проводились раз в 2 месяца, предусматривалась возможность созыва чрезвычайных заседаний. Состав ВЦИК увеличился с 200 до 300 членов.

Конституция РСФСР не регламентировала правовое положение Президиума ВЦИК. VII и VIII Всероссийские съезды Советов уточнили его компетенцию: Президиум должен был готовить материалы для заседаний ВЦИК, вносить проекты декретов, имел право утверждать и приостанавливать постановления Совнаркома, назначать по представлению Совнаркома наркомов.

Постановление VIII съезда Советов установило, что Совнарком рассматривает и утверждает все декреты и общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по делам военным, и все мероприятия, влекущие за собой обязательства для РСФСР в международных отношениях.

Условия интервенции и гражданской войны потребовали создания специализированного органа – Совета Рабочей и Крестьянской Обороны, учрежденного Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. Совет объединял работу военного и важнейших хозяйственных ведомств, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. Совету Рабочей и Крестьянской Обороны была предоставлена вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств для обороны страны. В апреле 1920 г. этот Совет был преобразован в Совет Труда и Обороны.

VIII съезд Советов подтвердил, что законодательными органами являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Никто кроме них не имел права издавать законодательные акты общегосударственного значения.

В 1920 г. был регламентирован статус низового звена Советов: ВЦИК издал Положение о волостных исполкомах и сельских Советах. В ходе Гражданской войны формы управления промышленностью не раз менялись, но при всех условиях местные Советы участвовали в нем.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/sistema-upravleniya-v-godyi-grajdanskoy-voynyi/

1. Басманов М.И. Сотрудничество и борьба/ М.И. Басманов, К.В. Гусев, В.А. Подушкина. — М.,1988. — 488с.

2. Воротников А.А. Бюрократия в Российском государстве историко – теоретический аспект/ А.А. Воротников// Дис. … доктора. юрид. наук. — Саратов 2005. – 539с.

3. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов: Сб. документов. — М., 1957. – 615с.

4. Декреты Советской власти Т.1. –М.: Гостполитиздат 1957. – 536с.

5. Исаев И.А. История государства и права России: Учеб. пособие/ И.А. Исаев. — М.: Юрист, 1993. -456с.

6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, издание пятое. –М.: Издательство политической литературы. 1973 – 789с.

7. Плехова О. А. Становление советского государственного аппарата и формирование советской бюрократии первых послереволюционных лет (1917-1920гг.) / О.А. Плеханов// Государство и право: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.).

— Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 56-60.

8. Рассел Б. Практика и теория большевизма/ Б.Рассел. — М., 1991. – 239с.

9. Чистиков А.Н. Партийно-государственная бюрократия Северо-Запада Советской России 1917-1920-х гг./А.Н. Чистиков// Автореф. дис …. Доктора истор. наук Санкт – Петербург 2007. С. 13 — 20.

10. Бондаренко Е.Ю. История государственного управления России[Электронный ресурс] – Режим доступа: (дата обращения 25.12.2016.).

11. Гражданская война в России (1917 1922)/ Данилин А. Б., Евсеева Е. Н., Карпенко С. В.// Новый исторический вестник. – 2000 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/search#ixzz4TwfRev1O (датаобращения 25.12.2016.).

12. Ермачкова Е.П. Переход к советской системе местного самоуправления в период гражданской войны и социально-экономического кризиса (на примере Приишимья)// Тюменский государственный университет.- 2015. — № 1. — С. 56-60[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22266087 (датаобращения 25.12.2016.).

13. История государственного управления изд. 2-е дополненное под общ. ред. Игнатова В.Г. Ростов-на-Дону. Феникс. 2002 //[Электронный ресурс] – Режим доступа: WWW.I-U.RU(дата обращения 25.12.2016.)

14. Козлова Е.А. Конституционное законодательство антибольшевистских правительств в годы гражданской войны в России// Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2010. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/search#ixzz4TwfRev1Oдата обращения 25.12.2016.).

15. Ливицкий А.Г. Создание системы органов политической работы в красной армии (1918-1921 гг.)//Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», — Витебск. 2011 – С. 39-48. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22266087 (датаобращения 25.12.2016.).

16. Носова Н. П. История государственного управления России (IX-XX вв.)[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.twirpx.com/file/793672/ (датаобращения 25.12.2016.).

17. Особенности советской системы государственного управления (1917- 1991 годы).

[Электронный ресурс] – Режим доступа: (дата обращения 25.12.2016.).

18. Семыкин В.А. Теоретические основания строительства политических органов и партийных организаций РКП(б) в Красной армии в годы Гражданской войны в России / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/search#ixzz4TwfRev1O (дата обращения 25.12.2016.).

19. Стариков И.В. Законодательная деятельность Совета Рабочей и Крестьянской обороны в годы Гражданской войны в России (1918-1920 гг. )/ Вестник Челябинского государственного университета. — 2012[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/search#ixzz4TwfRev1O (дата обращения 25.12.2016.).

20. Степанов М. М. Особенности строительства милиции в годы гражданской войны// Ленинградский юридический журнал. – 2007 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/search#ixzz4TwfRev1O (дата обращения 25.12.2016.).