Курсовая по физической культуре

Содержание скрыть

Спорт представляет собой сложное многофункциональное явление, оказывающее влияние на самые разные стороны человеческой жизни. Спорт является действенным средством в борьбе прогрессивных сил за мир, за развитие дружественных отношений между странами и народами. Этому способствует олимпийское движение, ставшее важнейшим фактором в международной спортивной жизни.

В социалистическом обществе спорт стал всенародной потребностью, с его помощью решаются важные социальные проблемы.

Велика роль спорта также в борьбе против неблагоприятного влияния на человека стрессовых ситуаций в быту и на производстве, а также вредных привычек – курения, злоупотребления спиртными напитками.

С каждым годом все большее количество граждан нашей страны регулярно занимаются спортом, участвуют в соревнованиях. Но для достижения высот в спорте нужно учитывать множество факторов, и в этой связи, важнейшую роль играют планирование и контроль в системе подготовки спортсмена.

Актуальность данного исследования обусловлена особенностями тренировочного процесса в образовательных учреждениях. Ведь для достижения результатов, педагогу нужно выявить наиболее эффективные методы для подготовки спортсмена к соревновательному периоду, и проконтролировать их выполнение.

Объектом нашей работы является педагогическая деятельность по выявлению методов для эффективной работы спортсмена.

Предметом – методы организации деятельности педагога по обеспечению успешной работы спортсмена, а именно, планирование и контроль.

Цель курсовой работы – дать характеристику таким методам работы педагога, как планирование и контроль, выявить при каких условиях они будут работать наиболее эффективно.

Для того чтобы достичь этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретическое решение проблемы в литературе.

  2. Раскрыть сущность понятий планирование и контроль, как важных составляющих процесса подготовки спортсмена.

  3. Исследовать особенности методов планирования и контроля, и выявить наиболее эффективные приемы их использования.

    76 стр., 37920 слов

    Совершенствование договорной работы на предприятии курсовая

    ... договорной работы. В третьей главе предложены направления совершенствования договорной работы в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности Речицкого райпо. В приложении дипломной работы представлены: Устав организации, свидетельство о государственной регистрации, лицензии на ... настоящей дипломной работы является выявление направлений совершенствования договорной работы для повышения ...

Работа состоит из шести частей: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой части первой главы мы раскрываем сущность понятия спорт и его роли в обществе. Во второй части — переходим непосредственно к раскрытию понятий подготовки спортсмена и тренировочного процесса. Во второй главе мы говорим о функции планирования. И в третьей – контроля, где раскрываем контроль основных сторон подготовленности спортсмена и контроль соревновательной деятельности.

Глава 1 Сущность спорта и его роль в обществе

    1. Понятие, виды и организация спорта

Спорт – исторически сложившаяся человеческая деятельность, базирующаяся на соревнованиях и репродуцирующая победителя, спортивные достижения. Спорт входит в структуру современного общества, значение его универсально, он имеет всеобъемлющий характер. В мировую социально-политическую систему в качестве ее элементов входят различные спортивные объединения. Вопросы развития спорта обсуждаются в ООН, парламентами государств, они находят отражение в конституциях стран, программах политических партий; руководство спортом обеспечивается на государственном уровне.

В спортивной деятельности выделяют базовую часть и специальные службы, обеспечивающие ее эффективное функционирование. Базовой частью является соревнование, службами – тренировка, отбор спортсмена, судейство и т.д. Соревнование задает цели, объединяет эти службы в целостную деятельность. На этом основана функциональная структура спорта, в которой выделяют следующие части: спортивные соревнования, обеспечение функционирования соревнований (правила, положения, календари соревнований, судьи, организаторы), тренировка, отбор спортсменов и подготовка резервов, научное и методическое обеспечение, подготовка специальных кадров, материально-техническое обеспечение, организация и управление в процессе функционирования соревнования и служб по его обеспечению.

Многосторонняя значимость спорта обусловливает многочисленность его функций в обществе., Соревновательная функция, Воспитательная функция, Функция повышения физической активности, Оздоровительная и рекреационно-культурная функции, Производственная функция, Познавательная функция, Функция укрепления мира, улучшения взаимопонимания между странами и народами, Зрелищная функция, Экономическая функция, Престижная функция, Организация спорта

Важными организующими факторами в спорте являются правила, положения, календари соревнований и классификационные системы.

Правила соревнований – документ, в котором четко определены условия соревновательной борьбы, способы фиксирования результата, определения победителя и распределения мест. Правила соревнований являются законом для спортсменов, судей, организаторов и руководителей, осуществляющих подготовку к соревнованиям, их материально-техническое обеспечение.

Положения о соревнованиях определяют цель и задачи соревнований, место и срок проведения, характер руководства соревнованиями, требования к участникам, программу соревнований, способ проведения и определения победителей, формы документов и сроки их представления. Изменяя содержание положений, можно также влиять на различные стороны спорта.

8 стр., 3879 слов

Изучение правовых основ физической культуры и спорта

... о физической культуре и спорте формируется федеральное законодательство «О физической культуре и спорте ... о физической культуре и спорте невыгодно и самому государству: вследствие утечки за рубеж наиболее известных и перспективных спортсменов теряется зрелищность и результативность соревнований, ... спортсменов влекло за собой осуждение со стороны международных спортивных организаций и мировой спортивной ...

Календари соревнований призваны упорядочить их по целям, задачам, месту и времени проведения, составу участвующих спортсменов, по затратам средств и т.д. связь календарей всех видов соревнований является важным условием эффективности системы соревнований.

Классификационные системы служат для определения уровней спортивной квалификации. Они содержат нормативы и требования для присвоения спортсменам спортивных разрядов и званий.

Виды спорта

Виды спорта группируются по различным признакам. В целях практической потребности виды спорта объединены в пять групп. В первую, самую большую, вошли виды, в которых спортивные достижения зависят от двигательных возможностей спортсмена (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, бокс).

Во вторую – виды с действиями по управлению специальными техническими средствами передвижения (мотоцикл, самолет, яхта).

В третью – входят виды, в которых двигательная активность связана с поражением цели из спортивного оружия (винтовка, лук).

Четвертую группу составляют виды, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели).

Пятую группу представляют виды с абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шахматы, шашки) [5, c . 268-269].

1.2 Подготовка спортсмена как многолетний непрерывный процесс

Понятие «подготовка спортсменов» характерно для спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов. Это комплекс мероприятий, обеспечивающий высокий уровень готовности к соревнованиям и максимальную реализацию наличных возможностей спортсмена в ходе соревновательного противоборства. Для всего периода «жизни в спорте» (как правило, 10-20 лет) характерно многократное чередование участия в соревнованиях и специальной тренировки к ним.

Подготовка спортсменов охватывает период от начала специализированных занятий спортом до перехода в сферу спорта высших достижений (от 5 до 10 лет в различных видах спорта).

В спорте высших достижений спортсмен находится от 4 до 10 лет в зависимости от вида спорта. Многолетний период спортивной подготовки делится на этапы, которые связаны, с одной стороны, с возрастом занимающихся, с другой – со спецификой вида спорта. В качестве примера можно привести этапы многолетней подготовки в спортивных играх.

Первый этап предусматривает: воспитание интереса к спорту, приобщение детей к спортивной игре, начальное обучение технике и тактике, правилам игры, воспитание физических качеств в общем плане и с учетом специфики игры, формирование умений соревноваться индивидуально и коллективно (мини-баскетбол, мини-волейбол).

Возраст до 11 лет.

Второй этап посвящен базовой технико-тактической, физической подготовке. В это время формируются основы техники и тактики, но без акцента на специализацию по игровым функциям, воспитание соревновательных качеств применительно к спортивной игре. Возраст 12-14 лет.

Третий этап направлен на специальную подготовку: технико-тактическую, физическую, игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям. Возраст 15-17 лет.

11 стр., 5130 слов

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАВМЫ И ЗАБОЛЕВАНИЯ У СПОРТСМЕНОВ»

... подготовки, квалификацией, возрастом, морфологическими, антропометрическими, анатомо-функциональными особенностями спортсмена. Кроме того, сюда же можно отнести сроки начала специализации в данном виде спорта и спортивный ... нозологической единицей спортивной травматологии. Она составляет 21,4% всей патологии. Повреждения менисков наиболее часто встречаются в группе игровых видов спорта (33,1%), далее ...

Четвертый этап предназначен для совершенствования технико-тактического мастерства, специализации по игровым функциям, адаптации к требованиям в командах высших разрядов. Возраст 18-20 лет.

Пятый этап – это демонстрация высоких спортивных результатов на уровне спорта высших достижений. Возраст 21-30 лет.

Шестой этап – спортивное долголетие, когда спортсмен продолжает занятия и участвует в соревнованиях в сфере массового спорта. Возрастных границ нет.

В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляется подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов и т.д.

Тренировка как часть подготовки спортсмена.

Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Только в ней осуществляется формирование специальных знаний, навыков и умений, воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов, воспитание требуемых качеств личности. Это педагогический процесс с многообразными воспитательными, оздоровительными и образовательными задачами.

Основное содержание тренировки отражается в программах по видам спорта для различных организационных форм занятий: для коллективов физической культуры, для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, для спортсменов высших разрядов.

Тренировка строится на основе общих принципах физического воспитания и специфических. Реализация общих принципов осуществляется с учетом особенностей вида спорта. В группу специфических входят следующие принципы:

  • Направленность к высшим достижениям;
  • Единство общей и специальной подготовки;
  • Непрерывность тренировочного процесса;
  • Постепенное и максимальное увеличение нагрузок;
  • Волнообразное изменение нагрузки;
  • Цикличность тренировочного процесса;

В тренировке выделяют следующие разделы: техническая, тактическая, физическая, психическая, теоретическая, интегральная подготовка. Выделение сторон тренировки условно и делается для удобства планирования, контроля, выбора средств, методов и т.д. [3, c . 272].

Таким образом, при изучении данной проблемы мы выявили, что для достижения высокого уровня в спорте нужно использовать совокупность различных приемов, методов и средств. Очень важен в этой связи тренировочный процесс, нужно соблюдать его правила и принципы, следовать им, и пошагово покорять вершины в спорте.

Итак, если все вышеперечисленные условия будут успешно функционировать, результативность тренировочного процесса будет значительно выше и педагогу гораздо легче будет повысить уровень достижений спортсмена.

Глава 2 Планирование в спорте

2.1 Общие основы планирования

Планирование в спорте – это способ организации и регуляции развития спорта на основе интересов общественного развития и возможностей современного научно-технического прогресса. Планирование охватывает как собственно разработку планов, так и мероприятия по организации их осуществления, включая контроль выполнения.

5 стр., 2186 слов

Восстановление и использование закономерностей в планировании тренировок

... восстановления отмечается суперкомпенсация гликогена. Основные закономерности восстановления. Восстановление функций после работы характеризуется рядом существенных особенностей, которые определяют не только процесс восстановления, но и преемственную взаимосвязь с предшествующей и последующей мышечной деятельностью, ...

Первым этапом планирования в спорте является составление объективных прогнозов, относящихся как к развитию спорта в целом, так и к его различным составляющим, например, к возможностям и способностям будущего спортсмена. На втором этапе определяются основные направления планов, проблемы, подлежащие решению, конкретные задания по основным показателям и т.д.

Особенности развития и функционирования спорта предопределяют использование нескольких видов планирования: перспективного, текущего и оперативного.

Перспективное планирование

Планирование системы спортивной подготовки при перспективном планировании может охватывать весь период многолетнего совершенствования и более короткие временные промежутки – отдельные этапы многолетнего совершенствования, двух-, четырехлетние макроциклы. Последние особенно популярны в связи с планированием спортивной подготовки по четырехлетним спартакиадным и олимпийским циклам.

Текущее планирование

Целями планирования является разработка документов-планов, регламентирующих поведение исполнителей (учреждений, организаций, тренеров, спортсменов и т.д.) в реализации плановых заданий. В связи с видами планирования различают перспективные, текущие и оперативные цели. Перспективные цели предусматривают широкий круг вопросов развития спорта в целом, включая определение оптимального соотношения между массовым спортом и спортом высших достижений, соотношение различных видов спорта, перспективные вопросы развития теории, методики и организации спортивной олимпийской подготовки.

Текущие и оперативные цели планирования предусматривают детализацию планов применительно к соответствующим видам планирования.

Задачи планирования также могут носить перспективный, текущий и оперативный характер и связываются с конкретными мероприятиями, направленными на достижение поставленных целей.

Предметом планирования в спорте являются:

— развитие массового, резервного и спорта высших достижений, предполагающее расширение сети спортивных учреждений, вовлечение в активные занятия спортом широких масс населения и завоевание на этой основе передовых позиций в мире;

— развитие материально-технической базы спорта, строительство новых, современных спортивных сооружений, оснащение их техническими средствами, тренажерами, оборудованием, инвентарем;

— совершенствование системы подготовки и повышение квалификации физкультурных кадров, включая вопросы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров;

— фундаментальные и прикладные исследования, совершенствование организации работы научно-исследовательских подразделений отрасли и внедрение результатов исследования в практику подготовки спортсменов;

— система соревнований как фактор роста спортивного мастерства, содействующего всестороннему развитию и воспитанию личностных качеств спортсменов, подготовленности в целом;

— система спортивной подготовки, включая планирование спортивной тренировки, соревновательной деятельности, применения внетренировочных и внесоревновательных факторов повышения работоспособности спортсменов.

11 стр., 5445 слов

Дипломая работа Калошин А.. Предмет, задачи и содержание огневой ...

... быть применено оружие. Это также принимается во внимание при анализе правомерности применения оружия сотрудником полиции. Согласно ст. 37 ... но их профессиональная подготовка оставляет желать лучшего. Сотрудники криминальной полиции благодаря более высокой подготовке в профессиональном и ... РФ “О полиции”, полностью и без каких-либо ограничений распространяются на деятельность ее сотрудников, когда ...

Планирование осуществляется с учетом соответствия реальным возможностям для выполнения плановых заданий на основе наличия материально-технической базы, кадров, спортивных традиций и носит многолетний перспективный характер.

Система взаимосвязанных плановых заданий направлена на достижение единых целей и определяет порядок, сроки, последовательность проведения содержащихся в них мероприятий.

В спорте используют последовательный и параллельный методы планирования., Последовательный метод планирования, Параллельный метод планирования

Начальная стадия параллельного планирования осуществляется в сознании спортсмена и тренера, во многом зависит от их опыта, профессиональной подготовленности, интеллекта в целом.

2.2 Планирование в системе спортивной подготовки

Планирование в системе подготовки спортсменов охватывает вопросы организации и построения спортивной тренировки, соревновательной деятельности, применения внетренировочных и внесоревновательных факторов повышения работоспособности и результативности участия в соревнованиях.

Планирование рассматривается как необходимое условие управления, позволяющее реализовывать цели и задачи подготовки. Научно обоснованные планы обеспечивают высокую эффективность подготовки, позволяют учесть индивидуальные особенности занимающихся, материально-технические, климатические и другие условия.

Планирование процесса спортивной подготовки отражает следующие организационно-методические положения:

— подразделение тренировочного процесса на этапы начальной подготовки, предварительной базовой подготовки, специализированной базовой подготовки, максимальной реализации индивидуальных возможностей, сохранения достижений;

— среднее количество лет тренировки, необходимое для достижения высших спортивных результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дисциплинах;

— особенности современной методики тренировки, отражающие организационно-методические аспекты подготовки спортсменов в связи с возрастом и квалификацией – оптимальный возраст для начала занятий тем или иным видом спорта, возрастные границы физического развития и становления спортивно-технического мастерства, уровень подготовленности, позволяющий приступить к специальной тренировке, особенности методики тренировки на отдельных этапах многолетней подготовки, состав средств и методов тренировки;

— систему соревновательной деятельности как фактора совершенствования спортивного мастерства, повышения тренированности, контроля за уровнем различных сторон подготовленности занимающихся;

— использование дополнительных факторов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса и процесса подготовки в целом, включая врачебно-медицинское и научное обеспечение, воспитание, самообразование, улучшение условий жизни и материально-технических условий подготовки, повышение квалификации тренерских составов;

28 стр., 13888 слов

Лицензирование, аккредитация, аттестация образовательной деятельности ...

... лицензирование, государственную аккредитацию, аттестацию и контроль (надзор). В настоящее время образовательные учреждения наделены достаточно большой степенью свободы и самостоятельности в своей образовательной деятельности. Имеет место большое разнообразие форм и ... документации школы по подготовке к аккредитации). Структура работы, обусловленная её целью и задачами, состоит из введения, ...

Перспективные планы подготовки по существу содержания условно делятся на планы многолетней подготовки, планы отдельных этапов многолетней подготовки и тренировочных макроциклов, охватывающих, в зависимости от особенностей вида спорта, целей и задач подготовки, календаря соревнований, периоды от нескольких месяцев до нескольких лет.

Основное содержание планов многолетней подготовки

— общую структуру и продолжительность этапов начальной подготовки (предварительной базовой подготовки, специализированной базовой подготовки, максимальной реализации индивидуальных возможностей, сохранения достижений), а также факторов, определяющих эффективность многолетней подготовки;

-стратегию многолетней подготовки, предусматривающую преимущественное развитие отдельных сторон подготовленности спортсменов на каждом из этапов и достижение конкретных спортивных результатов;

  • основные направления интенсификации тренировочного процесса;

— цели подготовки в виде промежуточных спортивных результатов и показателей различных сторон подготовленности как базовой основы высшего спортивного мастерства;

— задачи подготовки, определяющие основные пути достижения целей в виде динамики нагрузок, состава и соотношения средств различной направленности.

Содержание планов отдельных этапов подготовки

  • структуру этапа, продолжительность и содержание входящих в него макроциклов тренировки;

— цели и задачи тренировки в виде конкретных показателей подготовленности, согласующихся с аналогичными показателями, включенными в многолетний план, и путей их реализации;

— состав основных средств тренировки и мероприятий в целях повышения ее эффективности (периодическое использование условий среднегорья, избирательное использование различных средств и методов тренировки в связи с возрастными особенностями организма спортсменов).

В планах макроциклов

  • календарь соревнований с основными задачами и планируемыми результатами;
  • содержание тренировочного процесса по видам подготовки (физическая, техническая, тактическая);

— величины и региональное соотношение отдельных тренировочных и соревновательных нагрузок в разных периодах годичного цикла;

— система комплексного контроля и управления становлением различных сторон подготовленности и соревновательной деятельности спортсменов;

  • содержание, средства и методы воспитательной работы со спортсменами.

Текущие планы в своем содержании отражают особенности организации и построения тренировки в мезо- и микроциклах.

Планы мезоциклов

— вид, общую структуру и продолжительность мезоцикла, цели и задачи в виде объемов и содержания тренировочных и соревновательных нагрузок, показателей специальной подготовленности;

— средства и методы, позволяющие целенаправленно влиять на совершенствование различных сторон подготовленности в связи с общими закономерностями становления спортивного мастерства;

— особенности сочетания в структуре мезоцикла различных микроциклов (втягивающих, ударных, подводящих, соревновательных, восстановительных);

17 стр., 8291 слов

Роль финансового контроля в деятельности государства и субъектов РФ

... и распределения опосредуется денежными отношениями. Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций. Одной из форм финансового контроля выступает контроль ...

  • систему текущего контроля подготовленности.

Планы микроциклов

  • общий объем тренировочной работы, соотношение работы различной преимущественной направленности;
  • средства и методы спортивной тренировки;

— сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок, средств восстановления и стимуляции работоспособности;

— средства, методы и организационные особенности текущего контроля и управления с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и их реакции на нагрузки.

Планы тренировочных занятий

  • общую структуру построения тренировочного занятия;

— распределение работы различного характера и направленности в ходе занятия в связи с особенностями динамики работоспособности спортсменов;

  • величину тренировочной нагрузки в занятии, его направленность;
  • состав различных средств и методов, их связь с решением задач, стоящих в конкретном занятии;
  • форму организации занятия (индивидуальная, групповая, фронтальная, свободная);
  • содержание технологии использования средств оперативного контроля в процессе отдельных занятий;
  • применяемые тренажеры, средства восстановления и стимуляции работоспособности [1,

Таким образом, изучив материалы, мы выявили, что важной частью планирования спортивной подготовки является планирование соревновательной деятельности.

Перспективное планирование соревновательной деятельности направлено на разработку системы соревновательной деятельности спортсменов в процессе многолетней подготовки, на отдельных ее этапах и тесно взаимосвязано с планированием системы соревнований. В перспективных планах соревновательной деятельности предусматривается рост спортивных результатов на этапах многолетней подготовки.

Текущее планирование соревновательной деятельности направлено на разработку ее структуры в серии соревнований, что обеспечивает достижение высоких спортивных результатов соразмерно текущей подготовленности спортсмена в других циклах.

Оперативное планирование направлено на разработку структуры соревновательной деятельности в целях достижения планируемого результата в очередном ближайшем соревновании, старте, схватке, игре, поединке.

Глава 3 Контроль в спортивной тренировке

3.1Общее понятие контроля

Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе повышать уровень управленческих решений при подготовке занимающихся (приложение 2).

Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путем решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.

6 стр., 2895 слов

Этический кодекс деятельности социального педагога

... компетентности социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению его социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Рамки компетентности любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом ...

Предметом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, физической, тактической), их работоспособность, возможности функциональных систем.

В практике спорта принято выделять три вида контроля – этапный, текущий и оперативный, каждый из которых увязывается с соответствующим типом состояний спортсмена.

Этапный контроль, Текущий контроль, Оперативный контроль, Классификация видов контроля:

  1. В зависимости от количества частных задач, объема показателей, включенных в программу обследований:

  1. Углубленный контроль связан с использованием широкого круга показателей, позволяющих дать всестороннюю оценку подготовленности спортсмена, эффективности соревновательной деятельности, качества учебно-тренировочного процесса на прошедшем этапе.

  2. Избирательный контроль проводится при помощи группы показателей, позволяющих оценить какую-либо из сторон подготовленности или работоспособности, соревновательной деятельности или учебно-тренировочного процесса.

  3. Локальный контроль основан на использовании одного или нескольких показателей, позволяющих оценить относительно узкие стороны двигательной функции, возможностей отдельных функциональных систем.

  1. В зависимости от применяемых средств и методов:

  1. Педагогический контроль – оценка уровня технико-тактической и физической подготовленности, особенности выступления на соревнованиях, динамика спортивных результатов, структура и содержание тренировочного процесса.

  2. Социально-психологический контроль связан с изучением особенностей личности спортсменов, их психического состояния и подготовленности, общего микроклимата и условий тренировочной и соревновательной деятельности.

  3. Медико-биологический контроль предусматривает оценку состояния здоровья, возможностей различных функциональных систем, отдельных органов и механизмов, несущих основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности.

В настоящее время в теории и методике спортивной тренировки, в практике спорта осознана необходимость использования многообразия видов, методов, средств контроля в совокупности, что и привело, в конечном итоге, к возникновению понятия комплексный контроль [1, c .335-337].

3.2 Контроль основных сторон подготовленности

Поскольку состояние подготовленности спортсменов постоянно изменяется, каждая из ее сторон (техническая, физическая и др.) подлежит количественной и качественной оценке в условиях этапного, текущего и оперативного контроля. Принципиальное значение в этом случае приобретают способы определения подготовленности спортсменов.

Контроль физической подготовленности.

Контроль физической подготовленности проводится в целях объективной количественной оценки силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей.

Контроль силы

В процессе контроля необходимо обеспечить стандартизацию режима работы мышц, исходных положений, углов сгибания в суставах, психологических установок или мотивации. Обычно регистрируются максимальная и взрывная сила, силовая выносливость, учитываются ее абсолютные и относительные (с учетом массы тела спортсмена) показатели.

Контроль максимальной силы

При контроле взрывной силы обычно пользуются скоростно-силовым индексом, представляющим отношение максимальной величины силы ко времени ее проявления.

Контроль взрывной силы часто проводится в комплексе с проявлением быстроты и технических возможностей.

Для контроля быстроты

Контроль комплексных форм производится с помощью показателей максимальной скорости, демонстрируемой спортсменом в упражнениях такой продолжительности, при которой не обнаруживается падение работоспособности вследствие развивающегося утомления (до 20с).

Контроль уровня реакции предусматривает использование показателей, характеризующих простые и сложные реакции.

Контроль быстроты одиночных движений основан на использовании неспецифических и специфических упражнений.

Наиболее информативным показателем быстроты одиночных движений является время выполнения специфических движений или упражнений.

При организации контроля и выборе регистрируемых показателей для оценки быстроты необходимо учитывать следующие общие положения:

— показатели простой неспецифической двигательной реакции на различные раздражители (световой, звуковой, тактильный), регистрируемые в неодинаковых условиях (реагирование разными частями тела, в разнообразных исходных положениях), оказываются эквивалентными. Спортсмены, демонстрирующие более высокие показатели в одной ситуации, оказываются более быстрыми и во всех других;

— показатели простой специфической реакции мало взаимосвязаны, поскольку степень освоенности движений, следующих за латентным периодом реакции существенно влияет на общее время реакции (бегун-спринтер может оказаться медлительным при старте в беге на коньках);

— отсутствие зависимости между показателями времени простой и сложной реакций, элементарными и комплексными формами проявления быстроты.

Таким образом, при оценке быстроты необходимо ориентироваться на комплекс различных показателей, позволяющих в совокупности всесторонне оценить уровень развития данного качества.

Контроль выносливости

Контроль выносливости проводится с помощью разнообразных тестов, которые могут носить специфический и неспецифический характер.

Для оценки физической выносливости, наряду с показателями соревновательной деятельности и специальных тестов, широко используют показатели, отражающие деятельность функциональных систем организма спортсменов.

Показателем эмоциональной выносливости служит также устойчивость спортсменов к сбивающим факторам психического порядка (негативное поведение соперников, болельщиков, необъективное судейство), выражающаяся в способности эффективно продолжать соревновательную борьбу.

Сенсорную выносливость, связанную с деятельностью анализаторных систем, контролируют путем учета изменений сенсомоторных проявлений в ответ на стандартные, дозированные нагрузки или специфические тренировочные и соревновательные нагрузки.

Умственная выносливость контролируется путем сопоставления количества перерабатываемой спортсменом информации, безошибочных решений различных задач в условиях относительного покоя при напряженной физической и умственной деятельности.

Учитывая высокую эмоциональную напряженность соревновательной деятельности в современном спорте, выносливость принято контролировать в условиях соревнований (соревновательная выносливость) и в процессе тренировки (тренировочная выносливость).

Контроль гибкости

Контроль активной гибкости осуществляется путем количественной оценки способности спортсменов выполнять упражнения с большой амплитудой за счет активности скелетных мышц. Пассивная гибкость характеризуется амплитудой движений, достигаемой при использовании внешних сил.

Контроль координационных способностей

  • умение спортсмена выполнять координационно сложные упражнения;
  • точность выполнения координационно сложных упражнений;
  • быстроту овладения новыми, ранее не изученными упражнениями с заданным уровнем точности;

— быстроту перестройки двигательной деятельности, координации движений, в связи с изменением внешних условий.

При оценке координационных способностей ориентируются на два вида движений:

  1. Относительно стереотипные, включающие выполнение заранее известных упражнений. В этом случае оценивается соответствие техники, демонстрируемой спортсменом, ее рациональной структуре, стабильность навыков при наличии различных сбивающих факторов;

  2. Нестереотипные, связанные с эффективностью выполнения движений в сложных и вариативных ситуациях. При этом оценивается точность двигательных реакций, рациональность отдельных движений и их сочетаний, время выполнения движений и т.д.

Контроль технической подготовленности, При этом оцениваются следующие составляющие технической подготовленности:

— объем техники (путем выявления общего количества технических приемов, действий, освоенных и используемых спортсменом в тренировочных занятиях и соревнованиях);

— степень реализации объема техники в соревновательной обстановке (определяется как отношение тренировочного объема к соревновательному);

— разносторонность технической подготовленности на основе выявления разнообразия двигательных действий, освоенных и успешно используемых в тренировке и на соревнованиях;

— эффективность технической подготовленности, подразделяющейся на абсолютную ( основанную на сопоставлении техники спортсменов с эталонными параметрами), сравнительную (предполагающую сопоставление техники спортсменов различной квалификации), реализационную (основанную на выявлении степени реализации двигательного потенциала в соревновательных условиях);

— устойчивость к сбивающим факторам ( по стабильности основных динамических и кинематических характеристик движений в условиях действия сбивающих факторов физического (утомление, климатические условия) и психического характера (напряженность соревновательной деятельности, поведение болельщиков и т.д.).

При контроле технического мастерства спортсменов пользуются следующими оценками:

— интегральной, основанной на выявлении степени реализации двигательного потенциала спортсмена в соревновательной деятельности;

— дифференциальной, в основе которой положено выявление эффективности некоторых основных элементов техники;

— дифференциально-суммарной, предполагающей оценку эффективности отдельных элементов техники и расчет суммарного показателя технического мастерства.

Контроль тактической подготовленности

— общего объема тактики, который определяется по количеству тактических ходов и вариантов, используемых спортсменом или командой в тренировочной и соревновательной обстановке;

— разносторонностью тактики, которая характеризуется разнообразием нападающих, защитных, дезинформирующих, страховочных и других действий и приемов;

— рациональностью тактики, характеризуемой количеством технико-тактических действий и приемов, позволивших получить положительный результат (забить гол, нанести удар, получить очки и т.д.);

— эффективностью тактики, которая определяется соответствием применяемых спортсменом (или командой) технико-тактических действий его индивидуальным особенностям.

Контроль психической подготовленности.

— личностные и морально-волевые качества, обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях в различных видах спорта (способность к лидерству, мотивация в достижении победы, умение концентрировать все силы в нужный момент, способность к перенесению высоких нагрузок, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю);

— стабильность выступления на соревнованиях с участием соперников высокой квалификации, умение показывать лучшие результаты на главных соревнованиях;

— объем и сосредоточенность внимания в связи со спецификой видов спорта и различных соревновательных ситуаций;

— способность управлять уровнем возбуждения непосредственно перед и в ходе соревнований (устойчивость к стрессовым ситуациям);

— степень совершенства различных восприятий (визуальных, кинестетических) параметров движений, способность к психической регуляции мышечной координации, восприятию и переработке информации;

— возможность анализаторной деятельности, сенсомоторных реакций, пространственно-временной антиципации, способность к формированию опережающих решений в условиях дефицита времени и т.д. [1, c . 340, 343, 347].

Таким образом, очень важен контроль всех сторон подготовленности спортсмена. Для эффективных занятий спортом нужна готовность всех сторон, поэтому мы уделили особое внимание этому вопросу.

3.3 Контроль соревновательной деятельности

Контроль соревновательной деятельности основан на сопоставлении спортивных результатов с запланированными или уже показанными ранее, и направлен на выявление сильных и слабых сторон подготовленности спортсмена в целях ее дальнейшего совершенствования.

В процессе контроля регистрируется общее число и результативность отдельных технических приемов и тактических действий; определяется стабильность, вариативность спортивной техники и тактики; изучается реакция основных систем жизнедеятельности организма спортсменов, включая протекание психических процессов.

Контроль соревновательной деятельности требует, наряду с учетом спортивных результатов (интегральные показатели), регистрации комплекса параметров, характеризующих отдельные компоненты действий спортсменов в различных частях, фазах, элементах соревновательного упражнения. Это и определяет специфические особенности контроля в различных видах спорта.

В видах спорта с метрически измеряемым спортивным результатом (легкая атлетика, плавание, велосипедный, конькобежный, лыжный, гребной спорт) при оценке соревновательной деятельности регистрируется время реакции на старте, время достижения и продолжительность удержания максимальной скорости, уровень максимальной скорости, скорость на отдельных участках дистанции, характер тактического поведения, эффективность финиширования, длина и частота шагов.

В видах спорта, в которых спортивный результат измеряется в условных единицах (баллы, очки), присуждаемых за выполнение обусловленной программы соревнований (художественная и спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание), контроль соревновательной деятельности связан с оценкой точности, выразительности, артистичности движений.

В видах спорта, в которых спортивный результат определяется конечным эффектом или преимуществом в условных единицах (очках), за выполнение действий в вариативных ситуациях (футбол, хоккей, баскетбол, гандбол, бокс и т.д.) в процессе контроля оценивается активность и результативность технико-тактических действий отдельных игроков, звеньев, команд в целом. Активность оценивается по общему числу выполненных технико-тактических действий. Результативность определяется путем процентного отношения успешно и неудачно выполненных действий.

Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок

Второй уровень предусматривает детальную характеристику нагрузок, что требует введения ряда частных показателей, а также большого количества специфических параметров, характерных для конкретного вида спорта.

При контроле тренировочных нагрузок применяются показатели, отражающие величину нагрузок (большие, значительные, средние, малые) в различных образованиях структуры тренировочного процесса (этапы, микроциклы, занятия); их координационную сложность, преимущественную направленность на совершенствование различных сторон подготовленности, развития различных сторон подготовленности, развития различных качеств и способностей [1, c . 349].

Учитывая то, что в спортивной практике широко применяются средства и методы, способствующие одновременному совершенствованию различных сторон подготовленности, тренировочные упражнения часто разбивают на группы в зависимости от метода (например, объем дистанционной или интервальной работы, направленной на развитие выносливости); условий их выполнения (работа на равнине или в среднегорье; бег в гору, по песку, по пересеченной местности, на стадионе); дополнительных средств (силовые упражнения со штангой, сопротивлением партнера, использованием различных тренажеров).

Используя вышеперечисленные показатели, можно контролировать нагрузку в различных структурных образованиях тренировочного процесса, начиная от отдельных занятий и заканчивая многолетней подготовкой.

Таким образом, при контроле соревновательных нагрузок используются показатели, отражающие количество и соотношение соревнований различных видов (подготовительных, контрольных, подводящих), общее количество соревновательных стартов (игр, схваток, поединков) и их максимальное количество в отдельных соревнованиях, в отдельных днях, количество встреч с равными и более сильными соперниками.

Заключение

Детско-юношеский спорт – важнейшее направление в настоящее время. Соревнования здесь являются средством определения эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического совершенствования подрастающего поколения. В этой связи особенно важны методы планирования и контроля.

Изучив данную проблему, мы сделали следующие выводы:

  1. В каждом возрастном периоде подготовки будущего спортсмена формируются определенные физические возможности, качества личности, а также психические и интеллектуальные основы сознания ребенка. Ведь спорт это не только развитие физических сил и умений, но и способность к повышению интеллекта, саморазвитию и внутреннему самоконтролю. Поэтому для успешности будущего спортсмена очень важны планирование и контроль.

  2. Планирование в системе подготовки спортсмена играет особую роль – это может быть планирование режима тренировок, чередования нагрузок на различные группы мышц (в зависимости от вида спорта).

    Выделяют перспективное и текущее планирование, каждое из которых имеет свои цели и задачи. Также существуют параллельный и последовательный методы планирования. Что касается работы педагога, тренера планирование также играет важную роль, ведь чем правильнее тренер спланирует тренировочный процесс, тем лучше будут результаты спортсмена.

  3. Еще один важнейший метод в подготовке спортсмена – это контроль. Существует несколько классификаций видов контроля, но в основном выделяется этапный, оперативный и текущий. Также рассматривается контроль основных сторон подготовленности спортсмена, таких как сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности, контроль технической, тактической и психической подготовленности спортсмена. Конечно важен контроль тренировочной и соревновательной деятельности, что тоже рассматривается в нашей работе.

Таким образом, можно сказать, что планирование и контроль в системе подготовки спортсмена действительно играет важную роль и любому педагогу нужно рассматривать эту деятельность в качестве основной и нужной.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/spor/

  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1978

  2. Введение в теорию физической культуры/ под ред. Л. П. Матвеева. – М., 1983

  3. Гурвич С. С. Теория спорта //учебник для студентов институтов физ. Культуры. – М., 1987

  4. Методика физического воспитания. – М., 1972

  5. Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. – М., 1967-1968

  6. Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта. – М., 1974

  7. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию//пособие для учителей/ сост. В. П. Богословский. – М., 1984

  8. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания. – М., 2001

  9. Теория и методика физического воспитания / под ред. Г. Д. Харабуги. – М., 1974

  10. Физическое воспитание // учебник / под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова. – М., 1983

Приложение 1, Методика параллельного планирования (по С. М. Вайцеховскому), Приложение 2, Схема организации комплексного контроля