Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный путь развития. Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества и межгосударственных взаимосвязях.
Современное международное право функционирует в сложной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами “избавить грядущие поколения от бедствий войны, содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе” (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государствами “независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития” (формулировка Декларации о принципах международного права).
Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие воздействия, как преступление против мира и безопасности человечества. Устав ООН выразил решимость государств “проявить терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи”.
Международное право как самостоятельный нормативный комплекс (правовая система) представляет собой совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами с целью регулирования их взаимных отношений в сфере их общих интересов. Отношения, регулируемые международным правом – это отношения между государствами – двусторонние и многосторонние; между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях; между международными межправительственными организациями.
Правовые отношения, как они определены общей теорией права, представляют собой регулируемые правом общественные отношения, стороны которых называются субъектами правоотношений или субъектами права.
Под субъектами международного права понимаются стороны международных правоотношений, наделенные при помощи норм международного права субъективными правами и юридическими обязательствами.
Право международных договоров (3)
... называется депонированием ратификационных грамот. Депозитарий определяется государствами-участниками в самом договоре. Функции депозитария определяются Венской конвенцией о праве международных договоров и конкретными договорами. Основные его функции: хранение подлинного текста договора, ратификационных грамот и ...
1,200 руб.
Международное право служит одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями. При его помощи создается и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств более предсказуемым.
Необходимость надежного международного правопорядка определяется тем, что произвол угрожает миру и препятствует сотрудничеству. Безопасным может быть лишь мир, основанный на законности. Международный Суд ООН подчеркнул, что поддержание международного правопорядка «является жизненно важным для безопасности и благополучия сложного международного сообщества наших дней».
Новый мировой порядок мыслим лишь как порядок демократический. Никто не может обладать монополией на принятие решений. Государства обладают равным правом на участие в решении международных проблем, и прежде всего тех, что непосредственно затрагивают их интересы. Необходимо обеспечить уважение законных интересов всех государств, несмотря на их многообразие, добиваться гармонизации этих интересов. Баланс силы подлежит замене балансом интересов, который способен быть основой стабильности мирового порядка.
И в этом плане важная роль принадлежит международному праву. На его основе происходит согласование интересов. Достигнутый баланс закрепляется, находит выражение в нормах. Последние содействуют сохранению достигнутого и служат инструментом реализации вытекающего из этого задач.
Международное право сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества. Такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений, как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе.
Отражая не только национальные интересы государств, но и интересы их сообщества в целом, международное право становится не просто межгосударственным правом, но и правом международного сообщества в целом.
Международное право XXI в. формируется как право международного сообщества. Его отличительная черта — выдвижение на первый план задачи обеспечения интересов международного сообщества в целом. Неизбежен рост роли международного права в поддержании мирового порядка, обеспечивающего нормальное функционирование мировой системы.
Рост значения стоящих перед международным правом задач, усложнение механизма его действия существенно повышают роль науки. Это право становится все более наукоемким феноменом. С учетом основательности и темпов происходящих в мире перемен особое внимание наука должна уделять определению путей развития международного права и его совершенствованию.
Успех в решении стоящих перед наукой задач зависит от взаимодействия с иными отраслями знания, включая политологию, социологию, историческую и экономическую науку. Необходимость такого взаимодействия постепенно осознается и представителями указанных отраслей знания. Известно, что в прошлом международное право было пасынком юриспруденции. Виднейший британский философ права Х. Харт писал: \»Вопрос, является ли международное право на самом деле правом, едва ли можно оставить в стороне\» . Ныне не может быть полноценной теории права, исключающей право международное. В условиях глобализации интернационализируются все отрасли права.
Административное право . Организационноправовые формы управления транспортом
... формы управления транспортом 1.1 Правовые акты, относящиеся к управлению в области транспорта Данная ... в том числе в области обеспечения ее функционирования, развития и модернизации. На Росавиацию возложена организация проведения обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в ... В случае необходимости и в пределах своей компетенции Служба имеет право ...
Таким образом, общественное развитие в национальном и интернациональном масштабе делает стихийность все менее терпимой. Усложнение социальных систем диктует необходимость повышения уровня управления. Центральное положение в механизме социального управления сохраняют государства, которые во все большей мере осуществляют свои функции во взаимодействии друг с другом. Все это ни в коей мере не должно вести к распространению государственного управления на те процессы, которые в этом не нуждаются. Необходимо оптимальное соотношение государственного регулирования и саморегулирования.
Усложнение объекта и субъекта управления требует основательного научного обоснования государственной политики. Значение этого момента подчеркивают те, кто занят ее осуществлением. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров говорит: \»Современный этап мирового развития отличается исключительной сложностью… Сейчас во многих странах наблюдается постепенная, но последовательная интеграция практической дипломатии с аналитической, исследовательской работой в области международных отношений. Считаем это единственно правильным путем в нынешних условиях\» .
Приходится констатировать, что сегодня связь науки с обществом, ее влияние на общественное мнение находятся на низком уровне, что негативно сказывается на общественном сознании и на функционировании общества в целом.
1,200 руб.
1. Арцт Д., Лукашук И. Участники международно-правовых отношений. Гл. III/3 // Вне конфронтации. М., 1996.
2. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Международное право: проблемы методологии. М., 1971.
3. Бобров Р.Л. Основные проблемы теории международного права. М., 1968.
4. Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны / Отв. ред. Л. Дэмрош и Г. Даниленко. М., 1996.
5. Верещетин В.С., Мюллерсон Р.А. Примат международного права в мировой политике // СГП. 1989. N 7.
6. Гали Бутрос Б. Повестка дня для мира. Декларация Генерального секретаря ООН // Вестник МИД РФ. 1992.
7. Игнатенко Г.В. Международное право и общественный прогресс. М., 1972.
8. Консультативное заключение Суда. О толковании Соглашения от 25 марта 1951 г. между ВОЗ и Египтом // ICJ. Reports. 1980.
9. Консультативное заключение Суда. Возмещение пострадавшему на службе ООН // Ibid. 1949.
10. Колосов Ю.М. Некоторые вопросы международного права // СГП. 1990. N 11.
11. Курс международного права: В 7 т. М., 1989 — 1993
12. Курдюков Г.И. Государство в системе международно-правового регулирования. Гл. I. Казань, 1979.
13. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
14. Левин Д.Б. Актуальные проблемы международного права. М., 1974.
15. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000.
16. Лукашук И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений. М., 1975.
17. Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 1974.
Муниципальная собственность: проблемы управления и перспективы развития
... на них ложиться в этом вопросе большая ответственность. Глава 2. Муниципальная собственность: проблемы управления и перспективы развития Местное самоуправление представляет собой один из важнейших ... самоуправление: власть, действующая в пределах, установленных законом; наделение местного самоуправления правом самостоятельного распоряжения ресурсами; власть с четко обозначенными функциями в ...
18. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов (по изданию 1904 г.) Т. 1 — 2 / Общ. ред. Л.Н. Шестакова. М., 1996.
19. Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1994
20. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов. М., 2000.
21. Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов. М., 2001.
22. Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2004.
23. Международное право / Под ред. Е.Т. Усенко и Г.Г. Шинкарецкой. М., 2004.
24. Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2004.
25. Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. М., 2004.
26. Международная правосубъектность. Гл. I / Отв. ред. Д.И. Фельдман. М., 1971.
27. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 2000 г. 55/102 \»Глобализация и ее влияние на полное пользование правами человека\» // СПС.
28. Резолюция о статусе наблюдателя национально-освободительного движения. Т. II. Приложение // Официальные отчеты Конференции ООН по вопросу о представительстве государств в их отношениях с международными организациями. Нью-Йорк, 1975.
29. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН \»Статус наблюдателей национально-освободительных движений, признаваемых ОАЕ и/или Лигой арабских государств\» // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на тридцать седьмой сессии. Нью-Йорк, 1983.
30. Решение по делу компании \»Барселона Тракшн\» // ICJ. Reports. 1991.
31. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2000.
32. Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права. М., 1980.
33. Черниченко С.В. Теория международного права. Т. 1. М., 1999.
34. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Опыт Совета Европы. М., 1997.
1,200 руб.