Государственная собственность: тенденции и перспективы развития

К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую «вползли» практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками.

Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную.

Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.

Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

Таблица 2.СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 1998-2002 гг. 1) [www.gks.ru]

1998 1999 2000 2001 2002
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных

предприятий, объектов – всего

2129 1536 2274 2287 2557
в том числе по формам собственности2) :
Федеральная 264 104 170 125 86
субъектов Российской Федерации 321 298 274 231 226
Муниципальная 1544 1134 1830 1931 2245
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: 100 100 100 100 100
Продажа государственного и муниципального имущества на

аукционе и коммерческом конкурсе

76,1 74,6 73,0 73,9 61,4
из нее продажа:
имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий 6,0 5,2 5,0 3,6 1,8
Недвижимости 47,6 47,7 56,7 59,1 47,4
земельных участков в составе имущественного комплекса

приватизированных предприятий

4,0 2,3 3,4 4,9 7,2
выкуп государственного и муниципального имущества,

сданного в аренду:

арендатором в соответствии с договором об аренде 6,8 8,3 18,0 20,0 32,9
посредством преобразования в открытое акционерное

общество с правом первоочередного приобретения акций

арендатором

0,3
Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных

в процессе приватизации:

работникам общества 9,6 12,0 3,7 3,2 3,4
На специализированном аукционе 1,6 1,9 2,0 0,4 0,0
На аукционе и коммерческом конкурсе 4,6 2,2 2,8 1,3 0,8
преобразование государственных и муниципальных унитарных

предприятий в открытые акционерные общества с

закреплением 100% акций в государственной или

муниципальной собственности

0,9 0,7 0,3 0,5 0,6
Внесение государственного или муниципального имущества в

качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ

0,1 0,3 0,1 0,7 0,8
отчуждение находящихся в государственной или

муниципальной собственности акций открытых акционерных

обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам

государственных или муниципальных ценных бумаг,

удостоверяющих право приобретения таких акций

0,0 0,1 0,1

1) Сведения за 1993-1997 гг. опубликованы в «Российском статистическом ежегоднике. 2008».

2) По состоянию на дату приватизации.

Глава 3. Тенденции и перспективы развития государственной собственности.

Любое государство структурирует отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности становятся не только экономические, но и социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы.

Российская Федерация является весьма крупным собственником. Динамика структурных изменений государственной собственности показана в таблице 3.

Таблица 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО формам собственности(на конец года)[

Тыс. В процентах к итогу
1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Число предприятий и организаций – всего 2250 3346 4417 4767 4507 4675 4772 4908 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе по формам

собственности:

Государственная 322 151 159 160 149 142 135 130 14,3 4,5 3,6 3,4 3,3 3,0 2,8 2,6
Муниципальная 198 217 248 252 264 263 258 253 8,8 6,5 5,6 5,3 5,9 5,6 5,4 5,2
Частная 1426 2510 3499 3838 3639 3855 3976 4128 63,4 75,0 79,2 80,5 80,7 82,5 83,3 84,1
Собственность общественных

и религиозных организаций

(объединений)

95 223 253 253 239 212 197 188 4,2 6,7 5,7 5,3 5,3 4,6 4,1 3,8
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную 181 209 245 265 215 203 206 209 9,3 9,3 6,1 5,6 4,8 4,3 4,4 4,3

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Прежде всего, государственная собственность наиболее удобна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, например, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть транспорта, энергетики, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации. Сюда также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Даже определенная часть совхозов, полностью доказавшая свою жизнеспособность, тоже может быть сохранена.

В рекомендациях различных авторов (Нуреев В. М., Портной М. А.) доля государственной собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории:

  • под прямым управлением государства;
  • на полном коммерческом расчете.

Очевидным является то, что искусство, образование, наука и т.п. не требуют огосударствления, а требуется только лишь государственная поддержка этих сфер, при развитии государственной формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных профессий возможность свободно использовать государственные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать научные, художественные, педагогические коллективы, используя заранее определенные государственные ресурсы.

Что касается развития государственной собственности, то здесь, безусловно, широкие возможности оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Например, крупные предприятия, работавшие ранее в сфере военно-промышленного комплекса, должны сохранить государственную форму собственности.

Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности. Так, принципиально важным для содержания государственной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником.

В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной собственности и последствия уже проделанных продвижений, следует особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная собственность, безусловно, должна сохранить в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.

Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.

Также существенным основанием в пользу расширения государственной собственности являются проблемы техногенной безопасности. Новые технологии вовлекают в работу высокопроизводительные комплексы, которые при сбоях могут вызывать масштабные и даже глобальные катастрофы. Речь идет о технологических процессах с использованием атомной энергии, газов высокого давления, ядовитых и высокотоксичных веществ, высоких температур, криогенных резервуаров и т.п. Растет также значение экологической составляющей. Все это увеличивает потребность в государственном участии и регулировании: прямом и косвенном.

Преобладание же государственной собственности в экономике страны (в России 90% основных производственных фондов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Государственное предприятие выступает в роле монополиста. В результате такого положения мы имеем занижение качества товара, нарушение срока объемов и поставок, сокращение производства, возникновение дефицита продукции, неудовлетворенный массовый спрос.

Еще одним направлением развития государственной собственности, является приватизация крупных предприятий, которая уже назрела и в ближайшее время будет осуществлена. Будем надеяться, что в ближайшее время наконец-то начнется свободная продажа (естественно при соблюдении всех условий) земельных участков, а также зданий, сооружений.

Также назревает и соответствующие изменения в земельном и ином законодательстве.

После десятилетия реформ, ассоциируемых у большинства российских граждан с тотальной приватизацией, маятник качнулся в обратную сторону. Ситуация в стране сейчас уникальна — государство все быстрее завоевывает позиции и в обществе, и в бизнесе. Прекратив дискуссии о поисках баланса между частными и государственными секторами в ключевых отраслях экономики, власть сделала ставку на строительство крупных государственных корпораций.

В круг интересов государства кроме нефтегазовой отрасли, электроэнергетической и атомной промышленности уже вовлечены или ждут своего времени авто- и авиапром, горно- и алмазодобывающая промышленность, металлургия. В связи с происходящими сейчас процессами активизации государства в экономике хотелось бы рассмотреть проблему эффективности государственной собственности.

Например, рассмотрим нефтегазовый комплекс. В конце декабря 2004 года государственная нефтяная компания «Роснефть» приобрела основной нефтяной актив ЮКОСа — Юганскнефтегаз. Ранее она также к своим активам добавила компанию «Северная нефть». В 2005 году государство полностью оформило контроль над «Газпромом». Доля государства в газовой монополии увеличилась с 38% в 2000 г. до 50% на конец 2005 года.

Топливно-энергетический комплекс. Параллельно государство завершает консолидацию и российского ТЭК. В феврале 2007 г. руководство «Газпрома» и Сибирской угольной компании подписали протокол о намерениях по созданию совместной компании на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов.

Машиностроение. В машиностроение процесс создания интегрированных компаний сейчас в самом разгаре.

В результате объединения «милевского» и «камовского» блоков привело к оптимизации технологической базы, но и созданию государственной вертолетостроительной монополии с оборотом почти полмиллиарда долларов в год.

В июне 2006 года ОАО «Российские железные дороги» принимает решение о покупке блокирующего пакета «Трансмашхолдинга», на который приходится 70% российского производства локомотивов, 85% — магистральных пассажирских вагонов.

«Рособоронэкспорт», который уже выпускает оружие, автомобили, титан и специальные стали, решил монополизировать также рынок электроники, используемой в производстве вооружений.