Государственное управление в области образования

2. Государственное управления в сфере образования Российской Федерации

Система государственного управления образованием включает в себя: всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия.

Признаки государственного управления образованием и наукой составляют Русакова Е.М. Образовательное право в системе российского права // Юридическое образование и наука, 2010, №3:

1. наличие государственной структуры управления образованием и наукой, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью;

2. наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью;

3. согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях;

4. принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов.

Важную роль в процессе становления и развития государственного управления образованием призваны сыграть принципы ГУО, под которыми понимаются те его основания, которые определяют не только главные направления, всю систему деятельности, цели, задачи, содержание, оргструктуру, формы и методы (субъектов управления, но и отношения, складывающиеся между его участниками.

Государственное управление в области образования осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Содержание государственного управления в данной сфере заключается в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют соответствующие приоритетные направления развития образования и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, реализация межотраслевой координации образовательной, научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техники.

11 стр., 5231 слов

Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации

... нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в ...

Общие вопросы управления в области образования и разграничения компетенции в данной области определяются в соответствии с Федеральным закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Разграничение компетенции РФ и ее субъектов по вопросам образования, проведенное в комментируемом Законе, берет свое начало еще в Конституции России, закрепившей в ст. 71-73 основы распределения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Пунктом «е»ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования отнесены к совместному ведению России и ее субъектов.

Компетенция РФ в области образования — это совокупность властных полномочий, отнесенных Конституцией и законодательством РФ к ведению РФ в сфере образования. Полномочия предполагают единство прав и обязанностей: Российская Федерация, «центр» не только вправе решать определенные Законом вопросы в сфере образования, но и обязаны это делать. Русакова Е.М. Образовательное право в системе российского права // Юридическое образование и наука, 2010, №3

Федеральные органы государственной власти и управления — это высшие органы законодательной и исполнительной власти РФ — Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Систему государственного управления образованием в РФ регулирует постановление Правительства РФ от 09.01.1992 г. N 21. В целях создания системы государственного управления образованием в Российской Федерации, соответствующей задачам его функционирования и развития в условиях осуществления экономической реформы, Правительство Российской Федерации сформировал следующую систему органов государственного управления образованием:

  • Министерство образования и науки РФ;
  • Министерства образования республик в составе РФ;
  • Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;
  • Комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Указанные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.

В связи, с чем можно сделать вывод, что вся деятельность министерства образования и науки РФ, министерства образования республик в составе РФ; управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований сосредоточенны на улучшение и повышения качества предоставляемых услуг населению, а именно давая каждому гражданину РФ получить полное выше образование.

Таким образом, данное сочетание принципов государственного регулирования на уровне РФ, субъектов РФ и самоуправления позволяет определить приоритетные направления развития образования и науки, обеспечить формирование системы, осуществлять межотраслевую координацию образовательной, научной и научно-техническую деятельность.

28 стр., 13888 слов

Лицензирование, аккредитация, аттестация образовательной деятельности ...

... образовательного учреждения Аккредитация образовательного учреждения – это специализированная процедура подтверждения государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) государством в лице его государственных органов управления образованием. ...

В образовательном праве дифференциация правовое регулирования осуществляется прежде всего по уровням образования, которая характеризуется качественной спецификой в содержании образовательного процесса соответственно образовательных отношений, присущих этому уровню образования.

В Российской Федерации образование на уровне начального и основного общего образования является не только общедоступным, фактически равным, но и обязательным.

Для характеристики правового статуса в целом образовательного учреждения можно выделить две группы характеристик, обусловленных прежде всего теми принципами и нормами, которые составляют конституционно-правовую основу общего образования. К числу характеристик I группы относится: организационное единство, реализация образовательного процесса на систематической, целенаправленной основе в соответствии с определением Международной стандартной классификацией ЮНЕСКО; самостоятельную ответственность образовательного учреждения в сфере образования; самостоятельное, от своего имени выступление в осуществлении образовательного процесса, т.е. в реализации образовательных программ.

В основе образовательно-правовых форм лежат различия, отражающие прежде всего образовательную направленность создаваемых процессов организаций, т.е. педагогические характеристики, связанные с целевым назначением образовательных учреждений (обучение и воспитание), уровнем и типом ( основные и дополнительные) реализуемых образовательных программ и соответственно образовательным уровнем и (цензом) выпускников, направленностью образовательного учреждения (экономическая, правовая, инженерно-техническая, естественно-научная и т.п.),педагогическим режимом, а также характером учредителя (государство, муниципальные образования; частные лица), иными признаками педагогического, научного, социокультурного характера. Названные признаки, взятые в совокупности, лежат в основе установленной законом Российской Федерации об образовании классификации образовательным учреждениям на типы и виды, что влечет установление определенных образовательных прав обязанностей, ответственности образовательных учреждений. Тем самым правовое положение образовательных учреждений закрепляется в законодательно устанавливаемых образовательно-правовых формах.

Начальное профессиональное образование устанавливается от 14 июля 2008 года № 521 Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования». В нем сказано, что настоящее типовое положение о начальном профессиональном образовании регулирует деятельность государственных учреждений, занимающихся образовательной деятельностью в системе начального профессионального образования в России. Негосударственные образовательные учреждения данное положение о начальном профессиональном образовании принимают в качестве рекомендуемого. Типовое положение о начальном профессиональном образовании рассматривает порядок лицензирования учреждения начального профессионального образования. В этом положении о начальном профессиональном образовании приводятся подразделения образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере начального профессионального образования. Такими подразделениями (видами) начального профессионального образования являются профессиональные училища, реализующие основные образовательные программы в системе начального профессионального образования; лицеи узкой профессиональной направленности — как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы начального профессионального образования на более высоком, чем училища, уровне квалификации. При этом в положении о начальном профессиональном образовании сказано, что наименование учреждения устанавливается при его формировании и может быть изменено в установленном законом порядке.

9 стр., 4366 слов

Государственная политика в сфере среднего общего образования

... теме. 1. Теоретические аспекты государственной политики в сфере среднего общего образования 1.1 Концептуальные основы образовательного закона, Законом РФ Следует отметить, что Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной; образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с ...

Типовое положение о начальном профессиональном образовании дает образовательным учреждениям самостоятельность в формировании свое структуры. При этом образовательное учреждение начального профессионального образования должно иметь достаточную материально-техническую базу для создания в своих стенах учебных кабинетов, лабораторий, учебно-производственных мастерских, а также включать в свою структуру общежития и учебно-производственные хозяйства. Положение о начальном профессиональном образовании определяет основные задачи, стоящие перед системой начального профессионального образования. Такие как: 1) всестороннее удовлетворение потребностей личности в получении профессионального образования, а также культурном и нравственном ее развитии; 2) гарантия обществу в подготовке квалифицированных работников; 3) прививание лицам, получающим начальное профессиональное образование гражданской позиции, трудолюбия и самостоятельности в творчестве.

Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. Коршунов М.Г. Наука и образование // Образование в России, 2012, №9.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:

1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; 2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Однако новый законопроект «Об образовании», введет новации и в общеобразовательных учреждениях, в которых теперь колледжи будут носить полноценный статус вуза: в колледжах будут готовить бакалавров по прикладным, техническим специальностям.

Пересмотр системы начального профессионального и среднего профессионального образования (отсутствие в системе уровней образования начального профессионального образования как самостоятельного уровня образования, включение части программ НПО (научно-программное обеспечение) в программы СПО (свободное программное обеспечение) первого уровня и перевод оставшихся программ НПО в программы профессиональной подготовки).

2 стр., 826 слов

Современные методы лабораторной диагностики Леденева. Государственное ...

... лабораторных методов в повседневную практику для диагностики и мониторинга течения заболевания требует принятия научно обоснованных управленческих решений. Виды лабораторной диагностики ... планирование, управление и контроль лабораторных процессов. Использование ЛИС в деятельности лабораторных служб ... по деятельности лабораторных служб ЛПУ. Тенденции в сфере инновационных методов диагностики ...

Исключение как самостоятельного уровня начального профессионального образования из структуры российского образования преждевременно в силу следующих причин.

Передача функций подготовки высококвалифицированных рабочих системе среднего профессионального образования целесообразна именно для высокотехнологичных производств, оснащенных оборудованием на уровне мировых стандартов. Но это должно предполагать опережающее обеспечение материальной базы образовательных учреждений, то есть новейшие виды оборудования должны поступать, прежде всего в образовательные организации среднего профессионального образования (это условие целиком относится и к системе высшего образования).

Пока что в основной массе для средних профессиональных образовательных организаций это условие относится к категории благих намерений.

В Комитете Госдумы по культуре считают, что в новом законе «Об образовании» отдельно должен быть прописан высокий статус художественного образования. В частности, школы искусств следует относить не к системе дополнительного образования, а к предпрофессиональному образованию. И в проект надо внести строку об этом уровне образования.

Программы профессионального обучения необходимым трудовым функциям, связанным с получением квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза, реализовывались ранее системой НПО. В проекте закона эти функции передаются специализированным структурным образовательным подразделениям иных организаций (учебные центры профессиональных квалификаций на производстве и т.п.).

Есть опасение, что при этом будут нарушены принципы системности и единства пространства профессионального обучения.

высшее профессиональное образование

Корректировки образовательное законодательство потребует и при решении проблемы интеграции России в мировое сообщество. Очевидно, что интеграция может и должна осуществлять прежде всего посредством образования, культуры, науки. Болонская декларация и последующие документы, принятые в последние годы, являются первыми кирпичиками в фундаменте Европейской зоны высшего образования См.: Шудегов В.Е., Буслов Е.В. Болонская декларация с точки зрения законодательства в области образования // Право и образование. 2012. №2. С.4.. Вопросы интеграции отечественного образования в мировую образовательную систему требует открытого обсуждения, детальной проработки и осуществления взвешенных и просчитанных шагов, которые гарантировали бы России обеспечение ее интересов как страны с высоким интеллектуальным потенциалом, а не дальнейшее закрепление за ней статуса сырьевого придатка.

В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

4 стр., 1642 слов

Роль и значение профессионального обучения слушателей в образовательных ...

... не ту они выбрали профессию. Таким образом, получение профессионального образования в образовательных учреждениях системы МВД России заключается в подготовке, воспитании, обучении и привития желания сотрудникам ... органов внутренних дел необходимо, в период обучения слушателей в вузах системы МВД России, осуществлять их профессионально-нравственную подготовку: воспитание осознания уважения чести и ...

Введение «третьего» уровня высшего образования — подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура).

Отнесение к этому уровню высшего образования ординатуры и ассистентуры-стажировки. Отсутствие в структуре уровней образования докторантуры.

Введение «третьего» уровня высшего образования — подготовка научно- педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура) — логически обосновано.

Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в трех направлениях деятельности аспиранта:

  • учебная деятельность в соответствии с федеральными государственными требованиями, которая предполагает участие в учебном процессе научно-педагогических кадров вуза;
  • научная деятельность, которая предполагает активную работу аспиранта, управляемую научным руководителем;
  • рефлексивную деятельность для снятия аспирантом методологии деятельности научного, педагогического сообщества (научной школы).

Из этого следует обязательное отнесение «третьего» уровня к высшему образованию. Отсутствие отнесения докторантуры к системе образования (но не к образовательным учреждениям высшего профессионального образования) обусловлено целевой направленностью докторантов на самостоятельную научную деятельность.

3. Пути повышения эффективности управления сферой образования в РФ

Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне образовательной системы. Решение этих проблем становится компонентом общегосударственной политики. То есть управление образованием должно осуществляться не только специализированными образовательными министерствами, но и быть компонентом крупных правительственных программ, охватывающих все сферы общественной жизни. Проведение единой государственной политики в образовательной системе является важной задачей управления образованием в России. Только высокий приоритет образования в государственной политике может обеспечить необходимый уровень управления сферой образования в современном мире. При этом приоритетность образования должна быть не только провозглашена, но и последовательно реализовываться в политической практике.

Существенные особенности управления новой образовательной системой определяются и тем, что она имеет сложную структуру. Основными подсистемами современной системы образования являются:

  • теоретико-методологическая подсистема, представляющая собой систему методологий учебного процесса, теорий обучения, методик преподавания учебных дисциплин;
  • педагогическая подсистема, представляющая собой систему дидактических школ и теорий воспитательного процесса, базисных основ педагогики;
  • технологическая, представляющая собой совокупность технологий управления образовательной системой;
  • организационная, т. е. совокупность организационных приемов, применимых в управлении современным образованием;

— экономическая, т. е. сложная система экономического обеспечения эффективного управления современной образовательной системой, включающая в себя финансирование из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, самофинансирование и т. д.

4 стр., 1585 слов

Соотношение системы права и системы законодательства

... работы: Изучить общетеоретические основы понятия и признаки системы права как явления объективного порядка; Дать характеристику структурным элементам системы права; Рассмотреть отрасли, которые образуют систему права; Рассмотреть соотношение системы права и системы законодательства ... образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. ...

Все они находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни.

Важным принципом управления образованием на всех уровнях: межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, а также уровне образовательного учреждения, — должен быть принцип системности. Юсупов В.А., Братановский С.Н., Александрова Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.

Управление образованием в современных условиях ориентировано главным образом на решение проблем:

1. организации такого доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей в XXI веке (образование должно стать доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);

2. обеспечения равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования;

3. повышения качества образования и достижения его релевантности, т. е. соответствия запросам общества;

4. резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.

Все эти проблемы должны решаться в условиях увеличения числа обучающихся при практически повсеместном сокращении государственных средств, выделяемых на одного обучаемого. Сложность проблем в сочетании с сокращением государственного финансирования требует пересмотра роли и функций государства, предприятий, учебных заведений, семьи, самих обучающихся в финансировании и организации образования.

В качестве таких технологий рассмотрим следующие:

1. проведение реинжиниринга образовательной деятельности;

2. внедрение государственно-общественного управления;

3. расширение партнерства бизнеса и государства;

4. развитие принципа автономности учебных заведений;

5. развитие инфраструктуры информатизации образования;

6. применение новых механизмов финансирования образования.

7. проведение реинжиниринга образовательной деятельности;

— Принципиальное отличие современной системы образования от традиционной заключается в специфике ее технологической подсистемы. Этот технологический элемент крайне не развит в классическом образовании, которое опирается в основном на обучение «лицом к лицу» и печатные материалы. В современном образовании используется богатый арсенал новых информационных технологий.

Государственные органы управления образованием все больше выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. В новой образовательной системе в основе отношений между органами управления образованием и учебными заведениями лежит система заключения договоров на выполнение образовательными учреждениями заказов на подготовку кадров. Для эффективного функционирования этой системы государство способствует развитию в сфере образования полнокровной рыночной ситуации, конкуренции и на стороне производителей, и на стороне потребителей образовательных услуг. Принцип развития конкурентной образовательной среды, создания насыщенного рынка образовательных услуг является важнейшим принципом управления современным образованием. Реализация этого принципа предполагает развитие новых экономических механизмов в сфере образования.

4 стр., 1789 слов

Правотворчество и процесс образования права

... Российской Федерации являются: многообразии подходов к пониманию правотворчества, упорядочение и нормативное урегулирование правотворчества, эффективность правотворчества. Правотворчество и процесс образования права Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а ...

Подводя итог анализу основных путей повышения эффективности управления системой образования, отметим, что данным список не является исчерпывающим, однако он задает определенную логику поиска новых методов и технологий для улучшения управления образованием. Во-первых, необходимо оптимизировать организационную структуру управления образованием. Во-вторых, необходимо помнить, что само образование как объект воздействия представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, и подходить к улучшению образования необходимо системно, воздействуя на каждый элемент этой системы равномерно. В-третьих, актуальным является вопрос о субъектах управления образованием, и в этой связи необходимо развивать государственно-общественное управление и вовлекать бизнес-структуры в решение возникающих проблем. В-четвертых, нельзя допускать отставание образовательной сферы от остальных сфер общественной жизни: экономической, политической, культурной. В современных условиях первостепенной становится задача создания инфраструктуры информатизации образования РФ. Наконец, основой реализации вышеперечисленных направлений является изменение системы финансирования образовательной сферы, должны появляться все новые методы как распределения бюджетных средств, так и привлечения средств из внебюджетных источников финансирования (например, создание в вузах специальных фондов — «эндаументов»).

Происходящие глобальные изменения в системе управления хозяйствующими субъектами, адаптация функциональных управленческих подсистем бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа к международным стандартам также потребовали новаций в сфере высшего и послевузовского профессионального образования в этих областях. Преобразования сосредоточенны прежде всего на интеграцию образования, науки и производства с целью приоритетного развития научных исследований, инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанного на знаниях.

Указом Президента РФ Путина В.В. от 21 мая 2012 года была введена новая структура федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, структура федеральных органов исполнительной власти на сегодняшний день состоит из Министерства образования и науки Российской Федерации; Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Федерального агентства по делам молодежи. Минспорттуризм России преобразован в Министерство спорта РФ. Его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профвозможностей переданы Минобрнауки России. Что касается полномочий Минспорттуризма России по координации деятельности по реализации приоритетных направлений госрегулирования туристской деятельности в нашей стране, они переданы Минкультуры России.

Росмолодежь переподчинено Минобрнауки России, а Ростуризм — Минкультуры.

Создание эффективной системы принятия государственных решений также являлось одной из целей проводимых преобразований. Однако практика уже показала, что и при новой структуре Министерства образования и науки не удается избежать бумажной волокиты и многочисленных согласований при принятии решений между, например, Федеральным агентством по образованию и Федеральным министерством образования и науки. До сих пор остается нечетким разграничение вопросов, находящихся в ведении агентств, служб и министерств, что также вызывает значительные трудности для оперативного принятия решений, вновь происходит размывание ответственности.

9 стр., 4177 слов

Проблемы кодификации права социального обеспечения в России

... законодательства. право кодификация социальный обеспечение Глава 2. Проблемы кодификации права социального обеспечения в России .1 Задачи кодификации права социального обеспечения С 2004 г. в Российской Федерации ведется систематическая работа ... вопросов жизнедеятельности общества, устанавливает нормативные основы отрасли (института) законодательства и регулирует широкую сферу отношений ( ...

В настоящее время существует острая проблема финансирования, которая направлена не на поддержание функционирования системы образования, а на устойчивое развитие образовательной сферы. Можно сказать, что проблема финансирования существовала, и будет существовать всегда.

Безусловно, что проблема финансирования существовала и будет существовать всегда.

Благодаря реформе в государственном управлении в сфере образования произошли значительные изменения, которые уже коснулись механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития направляются непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Заключение

Основная цель государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить субъектам образовательных отношений (родителям, учащимся, образовательным учреждениям) больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов в организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Государство может создать систему, позволяющую обеспечить все перечисленные гарантии и сделать право на образование доступным для каждого. При этом важно, чтобы система образования не была исключительно государственной. Для нормального и эффективного функционирования любой системы образования необходимо, чтобы «государственное и частное, государственное и общественное начала находились в разумном сочетании и оптимальном балансе». Только в этом случае будут соблюдены требования международного законодательства относительно свободы образования, тесно связанной с пониманием права на образование как естественного права.

Образовательные отношения формируются с учетом специфики образовательной сферы и представляют собой самостоятельный вид правоотношений, который существенно отличается от правоотношений, образующих предмет гражданского, трудового, административного и остальных отраслей права. Образовательное право обладает необходимым признаком отрасли права — имеет собственный и оригинальный предмет правового регулирования, характеризуется своеобразным юридическим режимом, который наиболее ярко воплощается в методике правового регулирования, имеет основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие положения; нормативные положения такого института как бы цементируют, объединяют в целостное образование нормы институты отрасли, определяют их необходимые свойства как компонентов данной, а не иной отрасли права, имеет развитую систему источников права, обеспечивающих полное и последовательное регулирование всех, без какого-либо исключения, отношений, образующих содержание предмета этой отрасли; как правило в своей основе источников права отрасли лежит кодифицированный акт, содержащий основополагающие, исходные нормы.