Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связываютс правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Нокак возникло право? Как появилось это общественное явление, этотнезаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор?
Этот вопрос интересен многим и тем более тем, кто выбрал юриспруденцию своей профессией — настоящей или будущей. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос опроисхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе тоявление, которое именуется правом. Вопрос о развитии права есть вопрос отом, каковы факторы, под влиянием которых происходит преобразованиеправа, приобретение им таких форм, в которых мы можем видеть право сегодня.
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права, так и право — без государства. Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
Происхождение права -длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.
Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков различных эпох никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права.
актуальность
Объект исследования, Предметом исследования, Цель исследования:
Задача выполнения нашей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.
Формирование горного права в российском государстве в конце XIX
... российского дореволюционного горного права, советского права недропользования. Это объясняет всевозрастающий научный интерес к истории становления системы правового регулирования пользования недрами в Российском государстве. К началу ... -ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»: указы Президента РФ по вопросам недропользования и ряд других федеральных правовых актов, а также актов субъектов ...
Структура работы
работы авторов
В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу).
Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.
В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «государствления».
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство.
Основные причины происхождения права:
Социальные нормы — правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Первоначально они воспринимались населением как дарованные свыше, и за ними закрепились такие понятия как «право», «правда», в этом понимании право возникло куда раньше государства. С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры. Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба.
Некоторые учёные не останавливаются на перечисленном, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:
1. Необходимость установления единого порядка.
2. Необходимость его поддержания.
3. Оформление товарно-денежных отношений.
4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.
Право знаменует собой качественно новый способ социального регулирования общественных отношений и с появлением государственности является необходимым условием существования самого общества. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основным его источником становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.
Ограничение прав и свобод человека
... поведением личности); г) обязанность; В современном российском праве действует правило - ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией. Природа конституционных ограничений кроется в признании прав человека ... благосостояния в демократическом обществе[[10] ]. В соответствии с нормами Международного пакта об экономических социальных и культурных правах и Международного пакта ...
Право как социально оправданная свобода определенного поведения первоначально возникает и существует в виде естественного права, которое выражается в обычаях (мононормах) первобытного общества. В первобытном обществе люди живут в природных естественных условиях, которые объясняют, оправдывают, обосновывают определенное поведение людей их поступки. По этому первобытные обычаи по своей сути выражают естественное право, которое складывается, существует в практической жизни людей как обоснованное оправданная свобода определенного поведения, т.е. естественное право это сумма требований рожденных непосредственно самой натуральной жизнью общества, естеством человеческого бытия, объективными условиями жизнедеятельности людей, естественным ходом вещей, т.е. естественное право не приносится не откуда из вне. С возникновением государства и переходом человечества к цивилизации происходит расщепление мононорм первобытного общества и на их основе возникают различные социальные нормы: нормы морали, обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы, а также нормы позитивного права. Вследствие расщепления первобытных мононорм естественное право получает своё воплощение и внешнее выражение в этих социальных нормах, в том числе и в нормах позитивного права, т.е. являются формами внешнего выражения права (естественного).
Одной из основных, даже самой основной формой выражения права является позитивное право это право уже в юридическом смысле. Нередко под позитивным правом понимают нормы, правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. Однако необходимо иметь ввиду, что эти установленные или санкционированные государством нормы должны в принципе выражать социально оправданную свободу поведения людей, их определенные возможности, т.е. требования естественного права. По этому позитивное право, это не только нормы установленные или санкционированные государством, но и закрепленные в этих нормах требования выражающие социально оправданную свободу поведения людей, т.е. позитивное право только тогда можно считать правом, когда установленные или санкционированные нормы будут выражать естественное право, а именно выражающие социально оправданную свободу поведения людей. Не всякое правило, норма, установленная государством, является правом. Учитывая это позитивное право, это установленные или санкционированные государством нормы, которые должны выражать выражающие социально оправданную свободу поведения людей.
Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С, Пиголкин А.С., Манов Г.Н. выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.
К восточному пути относятся государства, в которых приоритетным является государственная собственность на средства производства, правовые нормы фиксируются в сборниках (Коран в мусульманских странах, законы Ману в Индии); к западному пути — страны, в которых приоритетным является частная собственность, обеспечивающая равные права собственников.
Права и свободы человека и гражданина
... позитивного права — права, которое создается людьми, выражено в писаных нормах, содержится в нормативных документах. Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, ... дают права человека. Общественная практика показала, что реальное обеспечение прав и свобод человека в России, да и не только, требует формирования в рамках всего общества ...
- Восточный путь происхождения права
Он был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) — положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) — сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.
- Западный путь происхождения права
Он присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины — классический пример такого пути возникновения права. Спарта — это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим — здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила — плебс.
В таких государствах создавалось более высокое законодательство, в том числе гражданское, регулирующее имущественные общественные отношения, а частное Римское право дожило и до сегодняшних дней.
Право — сложное многогранное и многоаспектное явление. Соответственно имеется и множество его трактовок, интерпретаций. В настоящее время в российской юридической науке и практике наиболее распространённым является следующее определение данного феномена.
Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определённых норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и направленных на регулирование поведения людей их коллективов в целях нормального развития и функционирования общества.
Есть и другие определения, например: право — официальный, цивилизованный и наиболее эффективный регулятор общественной жизни, важнейшая социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности. Данное определение не противоречит первому, а они лишь дополняют друг друга.
Подчёркивая сложность и богатство свойств права, американский юрист Лоуренс Фридмэн заметил: «Право имеет множество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время».
Права человека и правовое государство
... XX в. правовое государство и в теории и на практике обретает те черты, свойства и характеристики, без которых цивилизованное общество существовать не может: гуманизм (приоритет прав человека по отношению ... под влиянием настоятельной практической необходимости, государство постоянно расширяло свои ведомства". Также и "Северная Америка не может служить ни нормой, ни доказательством в пользу ...
Однако известный постулат из «Манифеста» о том, что право есть «возведённая в закон воля господствующего класса», сегодня неприемлем, и российскими учёными-правоведами отвергнут, как и концепция Вышинского о превалирующей роли принуждения в праве. Подобные идеи в наше время стали анахронизмами, пройденным этапом.
Исторически право и государство возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно — не значит одномоментно и адекватно. Речь идёт о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства, условия их формирования имеют свои собственности. Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.
В дальнейшем, на протяжении тысячелетий, они тесно взаимодействовали в осуществлении своих функций. Взаимодействуют и сейчас. Именно поэтому во всех юридических вузах государство и право изучаются вместе, в качестве единой дисциплины, ибо нельзя правильно понять, уяснить государство без права, а право — без государства.
Возникновение, характер, природа права обусловлены многими факторами — экономическими, политическими, культурными, национальными, религиозными и другими. Но наиболее важным фактором, как показывает опыт, является всё же экономическая необходимость, которая чаще всего оказывает на общественные процессы решающее детерминирующее воздействие.
В науке широко известно классическое и достаточно обоснованное положение Ф. Энгельса о том, что «на определённой, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, — публичная власть, государство».
«Люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобно тому, как они забыли о своём собственном происхождении из животного царства». — указывал Ф. Энгельс. Право возникает как реакция общества на объективную необходимость иметь более жёсткий и властный регулятор социальных отношений, снабжённый принудительной силой, ибо моральные и другие подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.
Сущность права заключается в том, что оно выражает и закрепляет баланс интересов различных социальных слоёв, групп, классов общества, представляет эти интересы в виде государственных и общезначимых. Воля народа трансформируется в законы и другие основополагающие правовые акты, которые становятся обязательным для всех, кому они адресованы.
Право есть публичная форма согласования интересов, средство достижения социального компромисса. И в этом качестве оно объективно необходимо любому современному обществу. Иными словами, главная миссия права — быть объективным, справедливым и эффективным (властным) регулятором общественных отношений, участники которых и являются носителями соответствующих интересов и потребностей. Последние получают своё выражение прежде всего в принадлежащих им (субъектам отношений) юридических правах и обязанностях, других элементах право, регулирующего механизма. В этом — социальная и функциональная ценность права.
Право собственности хозяйственных обществ
... ему на праве собственности. Хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ... титул владения. Законное владение часто именуют титульным. Незаконное владение на правовое основание не опирается, а потому является беститульным. Вещи, по общему ...
Следует оговориться: приведённое выше положение о воплощении в праве государственной воли народа вовсе не означает, что оно выражает интересы всех без исключения представителей этого народа. Могут быть законы, идущие в разрез с чаяниями отдельных членов общества или даже целых групп, слоёв населения. Именно этим объясняются периодически возникающие протесты людей против несправедливых, с этих точки зрения, законодательных мер, предложений. Или уже принятых актов. Живой пример — закон о замене льгот денежными компенсациями.
Вообще любой закон не может нравиться всем — всегда буду недовольные. В этом смысле право никогда не может добиться полного (стопроцентного) согласия с собой. Но оно должно стремиться к данной цели и оставаться всё же средством сглаживания или снятия указанных конфликтов. Задача права — развязывать узлы социальных противоречий.
Важным аспектом права является то, что оно выступает официальной мерой, шкалой свободы личности, свободой юридически признанной, гарантированной, выраженной (оформленной) в виде законов и иных нормативных актов. Законы — это «…положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. А свод законов есть библия свободы» (К. Маркс).
Само собой разумеется, что право является так же мерой ответственности личности, ибо хорошо известно: свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Поэтому право представляет собой сочетание дозволений и запретов, поощрений и наказаний; оно — преграда на пути своеволия и произвола. Неупорядоченная свобода не менее опасна, чем диктатура.
Таким образом, можно выделить некоторые наиболее характерные признаки права, раскрывающие его содержание и роль в обществе.
1. Право связано с государством, которое либо непосредственно само устанавливает соответствующие юридические нормы, либо санкционирует уже действующие правила поведения, либо делегирует правотворческие полномочия отдельным общественным организациям. Наиболее важные правовые акты, например конституции, выносит на референдум. Но в любом случае правовые нормы исходят в конечном счёте от государства как официального представителя всего общества. Никто не может создавать «своё» право без ведома или вопреки воле государства. В противном случае нельзя говорить о его суверенности.
2. Право имеет нормативный характер, т.е состоит из норм, их совокупности. Данное положение в российской правовой науке является общепризнанным. Правда, некоторые учёные не ограничиваются этим признанием и включают в понятие права, помимо норм, ряд дополнительных элементов — правоотношения, правосознание и т.д. Но и они считают нормативность важнейшей чертой рассматриваемого явления.
3. Право характеризуется общеобязательностью. Не в том смысле, что все его предписания относятся ко всем и к каждому. Общеобязательность — не синоним общеохватности. В праве есть нормы, которые касаются лишь определённых категорий граждан (к примеру только женщин, только пенсионеров, только военнослужащих и т.д.).
Особенности конституционно-правовых норм
... общества и государства. Выбранная тема курсовой работы актуальна не только из-за огромной значимости рассматриваемых норм, но и потому, что теория конституционно-правовых норм недостаточно изучена в науке конституционного права, вследствие чего ...
Право обязательно и неприкасаемо в принципе, в нём изначально заложен момент императивности. Это властный социальный институт, с которым должны считаться участники общественной жизни и соотносить с ним своё поведение. Тем более, что многие важнейшие правовые акты (конституции, кодексы и другие базовые законы) действительно распространяются на всех членов общества, которые обязаны их неукоснительно соблюдать.
4. Право обеспечивается возможностью государственного принуждения, применения санкций за его нарушение. Этим оно отличается от других социальных регуляторов, например морали. За правом всегда стоит официальная (публичная) власть, её органы, аппарат. Там, где есть право, есть и принуждение. Отсюда не следует, что субъекты права соблюдают его предписания по принуждению; большинство из них делают это добровольно. Между правом и властью существует тесная взаимосвязь неограниченная правом, опасна, право, необеспеченное властью, — бессильно.
5. Волевая природа права. Она проявляется в том, что право — это продукт сознания и воли людей — тех, кто создаёт, творит право, его нормы (законодатели, других субъектов правотворчества).
Право реализуется через волевую деятельность индивидов, воздействуя в свою очередь на их сознание и поведение. Наконец, право, как отмечалось выше, служит формой выражения государственной воли общества, различных его слоёв, групп, структур. Словом, право немыслимо вне волевой сферы жизнедеятельности людей и их коллективов. Право и воля — сопрягаемые понятия.
6. Формальная определённость. Правовые нормы — это строго формализованные правила поведения, в них даётся детальное описание запрещаемого или разрешаемого действия, указываются меры ответственности за их нарушение. Нормы права фиксируются в соответствующих юридических актах, которые именно поэтому называются нормативными. Кроме того, отдельно взятая правовая нормы имеет чёткую внутреннюю структуру, а именно, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Закон формален, в этом заключается его важнейшее положительное качество, а «формализм» для юридической науки — вовсе не ругательное слово.
7. Системность. Право есть совокупность норм, но это неслучайное и нехаотическое их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определённом порядке. Перед нами — сложное, иерархическое образование, включающее в себя такие слагаемы, как отрасль, институт, норма, другие компоненты. Они и определяют системность данного феномена.
Тесная связь государства и права отражена в понятии источники права. Источники права — это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, предания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения.
Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых выделяют правовой обычай, судебный прецедент, судебную практику, нормативный договор, правовую доктрину и нормативно — правовой акт. Для каждой правовой системы характерна своя ведущая форма права. Так, в странах англосаксонской правовой системы эту роль играет судебный прецедент, для континентальной системы важнейшим источником права является нормативно-правовой акт, в формировании права большинства стран Африки и Азии, сохраняющих основы традиционного общества, главным источником права служит правовой обычай.
Психологическая теория права и государства Л.И. Петражицкого
... создана известным российским правоведом и общественным деятелем Л.И. Петражицким психологическая теория права и государства[1]. Биография и творчество Л.И. Петражицкого Лев Иосифович Петражицкий родился ... правосознания российского общества в целом, тяготеющего к недооценке права в пользу морали. Элементы психики В начале своего труда «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» Л.И. ...
— Правовые обычаи — это устойчивые, сложившееся в результате многократного их применения правила общественного поведения людей, которые санкционированы государством и соблюдение которых гарантируется государственным принуждением. Государство санкционирует только те обычаи, которые отвечают его интересам. Обычное право играло огромную роль на ранних этапах правового развития, регулируя прежде всего семейно-брачные, поземельные, имущественные отношения.
— Судебный прецедент — это придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел. Законы и иные нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в обобщённой, абстрактной форме. Но жизнь всегда богаче, сложнее любых формальных установлений. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения данного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому у него остаётся два варианта действий: либо, исходя из общих принципов той или иной правовой системы, установить новую норму, либо так истолковать сходную действующую норму, чтобы распространить её на рассматриваемый случай и положить в основу своего решения. Так создаются новые нормы, которые применяются в практике другими судами, получая обязательную силу и становясь судебным прецедентом.
— Под судебной практикой понимают такую деятельность судебных органов в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения. Судебная практика как система результатов итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях высших судов.
— Нормативные договоры — это соглашение двух или более субъектов права, которому государство придаёт общеобязательный характер. В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры).
Сложность права, высокая степень обобщения и абстрактность его норм требуют частного привлечения учёных-юристов к разъяснению тех или иных аспектов права участникам правоотношений и юридических процедур. Уже в Древнем Риме формулы и суждения известных юристов по поводу спорных или неясных проблем права включались в различные сборники законов и даже были составной частью нормативно-правовых актов. Правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров.
Важнейшим источником права в большинстве стран мира (в том числе и в России) является нормативно-правовой акт (НПА).
НПА — это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером и имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства. НПА является разновидностью правового акта, под которым понимается документ, принятый государственным органом или должностным лицом и направленный на установление, изменение или отмену правовой нормы или её реализацию. К правовым актам относят и индивидуально-правовые. Индивидуально-правовые акты направлены на реализацию правовых норм, содержат индивидуальные предписания и рассчитаны на однократное действие. Поэтому, являясь правовыми, но не устанавливая норм права, эти акты не могут быть отнесены к нормативным. Примером таких актов могут являться приговоры суда по конкретным делам, приказы руководитель организаций о вынесении дисциплинарных взысканий и т.п.
Общество и государство. Гражданское общество в условиях правового государства
... правовое государство, которое оправдано тем, что оно создает право. В настоящее время теория правового государства, пожалуй, является единственно возможным его оправданием. Таким образом, гражданское общество ... приводится довод, что в современных условиях границы между гражданским обществом и государством практически стерлись, что государство, по сути дела вмешивается в решение всех фундаментальных ...
В зависимости от юридической силы НПА делятся на законы и подзаконные акты.
- Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой НПА, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы могут основными и обыкновенными.
— Подзаконные акты — правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций и индивидуальных интересов.
Действие НПА во времени определяются моментом вступления НПА в силу и моментом прекращения действия НПА.
НПА вступает в силу либо с момента принятия, либо по истечении установленного срока после его принятия или опубликования, либо с того времени, которое указано в самом НПА или акте о введении его в действие.
Пределы действия НПА в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. НПА может действовать на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и отдельных случаях — за пределами государства. Как правило, действие НПА охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему НПА.
Действие НПА распространяется, как правило, на всех лиц, проживающих на соответствующей территории. Однако ряд законов распространяется лишь на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев.
право государственный поведение юридический
Восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.
На рубеже XII — XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога».
Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 — 1274).
Он утверждал, что процесс возникновения и развития права аналогичен процессу сотворения богом мира.
Религиозные учения о происхождении права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, на возникновение права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти.
Всё сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало моральные основы Римского государства и оно было обречено. Так может случиться с любым государством. Нравы — положительные и отрицательные, добрые и злые — несомненно играют и играли значительную роль в процессе становления и развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются скорее следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план.
Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право — на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов. А в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.
Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах — регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким же регулятором стало право.
Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы и прежде всего суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и просто наделённых такими полномочиями чиновников.
Данная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).
Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения).
В нем последние достигают своей конечной цели — «благое жизни» — и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.
Правовая власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.
Она объясняет происхождение права общественным договором — результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V — IV веках до н. э.
Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Т. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Ж.-Ж. Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы; Дж. Локк писал, что естественное состояние человека — в его неограниченной свободе.
Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.
В естественно-правовой теории происхождения права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту.
Сторонники других концепций происхождения права, как правило, относятся к теории общественного договора критически, находят в ней существенные изъяны. И это вполне естественно, так как любая существовавшая и существующая теория происхождения права представляет собой лишь субъективный взгляд человеческой мысли на процессы объективного порядка.
два вида права
Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных правах человека и гражданина, которые являются общеобязательными для каждого государства.
В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляет единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.
Основатели и продолжатели теории естественного права выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, говорил Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор.
Данная теория принадлежит к числу относительно новых теорий права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.
Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления — это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.
Каутский также видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, тем самым устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат.
При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства — победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.
Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда).
Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.
Она возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 — 1931 гг.).
Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что право есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
В своих работах по теории государства и права Л. Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное).
Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.
По Л. Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.
Многие принципиальные положения теории Л. Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.
Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право — обычаям.
Основные положения материалистической теории представлены представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.
Классовость и экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление о том, что право является продуктом классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. При данных отношениях «господствующие индивиды… должны конституировать свою силу в виде государства и придать своей воле… всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона». То есть, возникновение и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. «Право есть лишь возведенная в закон воля».
Впоследствии положения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права делался вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом.
Право полностью только тогда, когда общество осуществит правило: «от каждого по способности, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдением основных правил общежития, что они добровольно будут трудиться по способностям.
Материалистическая теория ограничивает жизнь права историческими рамками классового общества. Она считает, что право — исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную ценность. Маркситско — ленинская теория утверждает, в полной мере определяемое его волей.
Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право — это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.
Она берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов.
Наибольшее развитие и распространение расовая теория права получила в конце XIX — первой половине XX в.
Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел — слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.
Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 — 1890гг.) типа: «война для государства такая же необходимость, как раб для общества», «любите мир как средство к новым войнам».
Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.
Она была сформирована в наиболее законченном виде XXвека. Е. Эрлих, Жени, С. Муромцев, Р. Паунд считаются её ведущими представителями. Они выдвинули следующие положения о данной теории:
- Разделяют право и закон, хотя делают то не так, как идеологи теологической и договорной доктрин. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — сфере сущего;
— Под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. А право — это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — «теория живого права».
- Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.
Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждый из перечисленных теорий имеет как положительные так и отрицательные моменты, так как они создавались разными мыслителями, которые жили в разные исторические эпохи.
Право явление многогранное. Рассмотренные нами теории (теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, психологическая, классовая, расовая, социологическая) по — разному объясняют причины происхождения права. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения права.
История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.
В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции функционирование права выражается в общих скоординированных интересах различных групп общества. Суть права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.
Право — сложное и многозначное явление, затрагивающее интересы всех без исключения участников общественных отношений, индивидуальных и коллективных. Естественно, что вокруг него всегда шли и сейчас идут постоянные научные споры. Существует множество различных трактовок данного феномена, сложились целые школы, направления, доктрины, так или иначе объясняющие сущность, природу, назначение права, его роль в жизни общества. В нашем исследовании мы представили ряд признаков права, его сущность и трактовки.
Итак, под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, выраженных в соответствующих нормативных актах государства, независящих от каждого отдельного индивида; под правом в субъективном смысле понимается система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из нормативных актов или принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования.
В результате не всегда ясно, что же сегодня означает право в реальной действительности, каким оно должно быть, или, точнее, каким его желают видеть? Сложился плюрализм правопонимания. Всем лицам без исключения необходимо познавать право со всех его сторон и вырабатывать свою собственную позицию по вопросам о праве. В нашем исследовании мы предоставляем свою точку зрения на происхождение права.
Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993.
Алексеев С.С. Общая теория права.т.1. М., 1981.
Шершеневич Г. Ф. — Общая теория права (в 4 томах) [1910-1912,].
«Всеобщая история государства и права» Черниловского З. М.
Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юрист, 1994.
Лившиц Р.З. Теория права. М.: БЕК, 1994.
Манов Г.Н. теория государства и права. М., 1995.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.
Пиголкин А.С. Общая теория права. М., 1996.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права М., 1993.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2000.