право каждого на благоприятную окружающую среду
Но любые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей стране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и определяет порядок их регулирования в Российской Федерации.
Означает ли, что с принятием нового нормативно-правового акта все экологические проблемы в стране будут решены, и все экологические права соблюдены? Безусловно, нет. Потребуется детальная оценка применимости каждой статьи, глубокая проработка механизмов практической реализации закона. Все это обусловливает необходимость проведения фундаментальных исследований в данной предметной области.
Целью
задач
- систематизация понятийного аппарата и группирование экологических прав человека по видам;
- раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством;
- анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке;
- оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.
1. Понятие и виды экологических
прав человека
экологическими правами человека
По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.
Основные права
частной собственности на землю
неотчуждаемых, естественных прав человека.
иных экологических прав человека
Выделение в предлагаемой классификации категории «иные экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.
Наряду с представленной выше классификацией, экологические права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав .
гражданские (личные) права
Политические права
Культурные права
Экологические права и обязанности граждан (2)
... экологические обязанности. То есть в отличие от перечисленных выше самостоятельных групп экологических прав граждан и иных лиц, в данном случае отмечается обусловленность (зависимость) специальных экологических обязанностей от общих. Содержательная сторона экологических обязанностей ... сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной сферы обитания. Экологические ...
Социальные и экономические права
С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.
2. Правовое регулирование экологических прав человека по российскому
Законодательству
Конституцией России
К решению вопросов в сфере взаимодействия общества и природы вполне могут быть применимы также некоторые другие конституционные права – свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России, Конституция предусматривает в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в области охраны окружающей среды. Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Лишь немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разных формах закрепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды»
а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
- б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
- в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
- г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
- д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
- е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
- ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- з) осуществлять другие предусмотренные законом права .
иными законодательными актами России
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
... окружающей среды, разумное использование естественных ресурсов, создание безопасных критериев жизнедеятельности человека. Государственной программой охраны окружающей естественной среды и оптимального использования естественных ресурсов зафиксировано, что среди причин, оказывающих большое влияние на экологическое ...
- на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений;
- на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний;
- при обращении на предприятия и в организации – на получение от них в пределах их компетенции полных и достоверных сведений:
- а) о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах;
- б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах;
- в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;
-непосредственно или через своего представителя, или через общественные объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти и управления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения .
«О радиационной безопасности населения»
«О защите прав потребителей»
права на природопользование,
3. Защита экологических прав граждан
в судебном и административном порядке
Президент России
Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже самостоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а включена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.
Таким образом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав человека.
Конституции РФ
- судебная защита прав и свобод;
- право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
- право на получение квалифицированной юридической помощи;
- право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
- право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты .
Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).
СВОБОДА ДОГОВОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... Сутягин, А.Н. Кайль // СПС «КонсультантПлюс». 19. Ершов, Ю.Л. Принцип свободы договора и его реализация в гражданском праве Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / ... свободы заключения непоименованного договора [Электронный ресурс] / А.Р. Давлетова, Ю.Г. Лескова // Власть Закона. - 2014. - N 2. - С. 34-43 // СПС «КонсультантПлюс». 17. Димитриев, М.А. Принцип свободы договора ...
Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а отдельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защиты относятся:
- а) судебный контроль за деятельностью администрации (имеются в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможная организация административной юстиции);
- б) административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. Сюда следует отнести и президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных органов;
- в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;
- г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за законностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуправления;
- д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с учетом принципа разделения властей.
Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.).
Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в который он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Закон определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права гражданина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд – один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же гражданином не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обращения в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.
Основные прав и свободы человека и гражданина
... граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали. право частной собственности Право частной собственности Оно принадлежит каждому человеку ... и социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в ... пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, ...
Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-правовых актов, конституционность которых проверяет Конституционный Суд РФ. Это – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не по собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст. 96).
По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных экологических прав принимается одно из двух решений: о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом. В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном порядке.
Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Институт Уполномоченного по правам человека, существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Внутригосударственная защита прав человека и гражданина
... правам человека в Российской Федерации». Цель исследования: подробное рассмотрение внутригосударственной защиты прав человека и гражданина. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: дать общее понятие внутригосударственной защиты прав человека и гражданина; рассмотреть подробнее характеристику государственной защиты прав и свобод граждан Российской Федерации; ...
С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.
Обращение направляется заявителем лично либо через адвоката в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или непосредственно в суд. В обращении указывается заявитель, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты.
Такими документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европейскую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстанции.
Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его рассмотрении по существу, если удостоверится, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавливает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвенции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязывает соответствующее государство принять в течение определенного времени предписанные ему решением Комитета меры. По истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека.
11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол №11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции непосредственно в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель.
Экономические и социальные проблемы охраны окружающей среды
... и информацией, торговые, экономические и технологические аспекты по защите природы, защита Мирового океана от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики. Экономическая проблема охраны окружающей среды ... природной среды и состояния лесной растительности. Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 645 метеостанциях, ...
4. Роль общественных объединений в защите
экологических прав граждан
экологических организаций
Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в Законе «Об охране окружающей природной среды» .
Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:
- а) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
- б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
- в) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
- г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
- д) обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
- е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
- ж) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
- з) организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;
- и) организовывать и проводить экологическую экспертизу;
- к) рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологической экспертизе;
- л) подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;
- м) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- н) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.
Реализация государственной политики в области охраны окружающей среды
... исполнительной власти в России. В статье 18 названного Закона определены полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Так, согласно указанной статье Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения ...
Одним из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны окружающей среды может служить опротестование Российским социально-экологическим союзом в Вологодском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.
По иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской области суд признал незаконным выделение участка под садоводческие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, указывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вырубок».
Успешно для российского отделения Гринпис и населения Красноярского края завершилось рассмотрение иска его представителей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края» от 25 января 1995г. противоречащего российскому природоохранительному законодательству.
Заключение
Российская Федерация – одно из самых больших по площади государств мира. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны очень ранима.
Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой – негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.
ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию – «воспроизводимые» поколения будут отличаться физиологической и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти поколения не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет способностей к самостоятельному мышлению .
Защита нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого.
Сделанные государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали действовать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/zaschita-ekologicheskih-prav/
Основные положения Закона Российской Федерации «О пожарной ...
... пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; ...
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: Проспект, 1999.
2. Федеральный закон от 20.03.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод». // Российская газета. – 2001, 23 марта.
3. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета. – 2002, 12 января.
4. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне». // Российская газета. – 2002, 12 января.
5. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. – 1999, 6 апреля.
6. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». // Российская газета. – 1997, 30 июля.
7. Федеральный закон от 7.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием». // Российская газета. – 2000, 9 ноября.
8. Федеральный закон «Об общественных объединениях». // Российская газета – 1995, 25 мая.
9. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. – М.: ЦЭП, 1996.
10. Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. – М., 1996.
11. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998.
12. Вронский В.А. Прикладная экология. Учебное пособие. – Р/на Дону: Феникс, 1996.
13. Общественное экологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. – М.: Экология, 1995.
14. Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997.
15. Экологическая безопасность России. Выпуск 2. – М., 1996.
Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.2.
Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. С. 227.
Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. С. 246.
Федеральный Закон от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды». Ст.11.
Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. – 1999, 6 апреля.
Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.17.
Федеральный Закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета 2002, 12 января. Ст. 12.
Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998. С. 210.