Действительно, когда должностное лицо сознательно не исполняет своих обязанностей, то это уже не злоупотребление должностными полномочиями, а, скорее, совершение или соучастие в совершении иных правонарушений, в том числе преступлений. Например, попустительствуя преступникам, чиновник является их пособником и т.п.Необходимо понимать, что несмотря на то, что использование служебных полномочий осуществляется и вопреки интересам службы, лицо, которое в данном случае привлекается к ответственности, тем не менее, не выходит за рамки своих служебных прав и обязанностей.Нельзя сопоставлять злоупотребление должностным лицом своими служебными полномочиями и использование им авторитета занимаемой должности, служебных связей и т.п. В качестве примера может выступать главный врач больницы, который пользуясь положением, добился, в нарушение установленного порядка, получения кредита в местном отделении Сбербанка. В этом случае ему помог его авторитет, здесь речь идет не о злоупотреблении служебными полномочиями. За такое правонарушение возможно привлечение лишь к административной ответственности.Служебные полномочия — это компетенция лица, определяемая занимаемой им должностью и предусмотренными для данной должности правами и обязанностями.В том случае, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к государственной службе, не приносит ущерб отдельным лицам или государству в целом, не может становится причиной привлечения к уголовной ответственности.
Необходимой составляющей объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является наличие причинно-следственной связи между злоупотреблением и наступившим вредом.С субъективной стороны, злоупотребление должностными полномочиями — умышленное деяние. Причем умысел может быть, как прямым, так и косвенным. При этом должностное лицо осознает общественную опасность своего поведения, понимает, что злоупотребляет своими полномочиями и действует вопреки интересам службы, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав, законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и желает их наступления или не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично. «В отношении последствий умысел виновного чаще всего бывает не конкретизированным, когда лицо предвидит размер вредных последствий лишь в общих чертах, но желает либо допускает любые из возможных последствий».»Должностное лицо может не предвидеть конкретной формы такого вреда, например, подрыва авторитета соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления, для уголовной ответственности достаточно, если такое предвидение имело место в общей форме».Обязательным элементом субъективной стороны состава ст.285 УК РФ является наличие мотива преступления — корыстной или иной личной заинтересованности.Корыстная заинтересованность может быть выражена в стремлении субъекта либо получить блага материального характера, либо избавиться от материальных затрат (например, от необходимости вернуть что-либо), т.е. лицо, злоупотребляя должностными полномочиями, стремится к достижению какой-либо имущественной выгоды (не обязательно в свою пользу).В некоторых случаях должностное лицо может быть заинтересовано в том, чтобы привлечь внимание и заслужить авторитет у начальства и для этого совершает какой-либо противоправный поступок, в этом случае стараясь извлечь выгоду неимущественного характера.Предположим, должностное лицо умышленно содействует кому-либо в уклонении от уплаты налогов. По общему правилу это квалифицируется как соучастие в совершении преступления по ст.33 УК РФ и соответствующей части ст.198 или ст.199 УК РФ. Если при этом виновное должностное лицо действовало из корыстной или иной личной заинтересованности, то содеянное подлежит наказанию согласно ст.285, 290, 292 УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.Совокупность преступлений будет и в том случае, когда должностное лицо, злоупотребляя служебным положением, в целях незаконного использования собирает сведения, составляющие коммерческую тайну (ст.183 и 285 УК РФ).Если нельзя доказать наличие у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности при совершении действий, повлекших существенное нарушение чужих прав и интересов, картина меняется. Виновный будет отвечать в таком случае только за те последствия, которые причинило превышение им полномочий или иное злоупотребление ими (например, неправомерный отказ в регистрации коммерческой организации).Рассматриваемая норма (как, впрочем, и другие, предусматривающие ответственность за должностные злоупотребления), казалось бы, не должна вызывать особых затруднений в процессе квалификации. Однако в действительности применение уголовного закона в этой части, мягко говоря, малоэффективно. Практика показывает, что, как ни странно, проблемы возникают, когда встает вопрос о том, является ли корыстолюбец субъектом рассматриваемого преступления.Субъект злоупотребления должностными полномочиями относится к специальным, т.е. наделенным специфическими признаками. Норма ст.285 УК РФ предполагает, что субъектом описываемого преступления может быть только должностное лицо. Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст.285 УК РФ. Законодатель в примечании 1 к ст.285 УК РФ, постарался определить признаки должностного лица, хотя кажется, что предложенные варианты не совсем верны. Используя законодательную базу можно составить следующую схему:Должностными признаются лица, которые одновременно характеризуются хотя бы одним признаком из каждой группы.1. Лица:а) осуществляющие функции представителя власти;б) выполняющие организационно-распорядительные функции;в) выполняющие административно-хозяйственные функции.2. Перечисленные функции выполняются:а) в государственных органах;б) в органах местного самоуправления;в) в государственных учреждениях;г) в муниципальных учреждениях;д) в Вооруженных Силах РФ;е) в других войсках и воинских формированиях РФ.3. Функции могут выполняться:а) постоянно;б) временно;в) по специальному полномочию.В заключении второй главы можно добавить, что необходима более основательная разработка существующих правовых норм для того, чтобы в процессе принятия судебных решений не возникало противоречий и недовольства действиями судей, которые многие считают не правомерными, а значит, как у нас принято, корупционными.ЗаключениеНа основе вышесказанного хотелось сделать следующие выводы.Принятие нового Уголовного кодекса не смогло в полной мере облегчить деятельность правоохранительных органов, так как многие нормы до сих пор вызывают путаницу и сомнения при реализации практических действий. Большинство противоречий, связанных с решение вопросов, вызванных действиями коррупционного характера.Несомненно, с ведением нового законодательного акта многое изменилось, особенно это коснулось главы 30. В частности, появились такие нормы как «Нецелевое расходование бюджетных средств» (ст. 285.1) и «Нецелевое расходование государственных внебюджетных фондов» (ст. 285.2).
Правовое регулирование объектов животного мира и водных биологических ресурсов
... работы - комплексное исследование законодательства о правовом регулировании животного мира и водных биологических ресуров. Для достижения цели поставлены следующие задачи: соотнести регулирование животного мира и водных биологических ресурсов Российской Федерации ... получили развитие: защита места икрометания рыбы, дифференцированы сроки охоты для 3 широтных зон, введена платность пользования ...
Статья 288 УК РФ Присвоение полномочий должностного лица
... Присвоение полномочий должностного лица Статья 286. Превышение должностных полномочий Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа Приложение 1. Полномочия должностных лиц ... по статье можно использовать в рефератах, дипломах, статьях на юридическую ...
Это говорит о стремлении правительства решать проблемы, которые возникают в современном мире. При этом, по мнению некоторых авторов, статья 285 слишком конкретизирована, что позволяет уклониться от уголовной ответственности лицам, совершившим данное преступление. Нельзя забывать, что делается сегодня на уровне субъектов Федерации для решения проблем с превышением должностных полномочий. Из этого следует, что проблема способы решения проблем с коррупцией совершенствуются с каждым годом. Несомненно, существуют недостатки, так, например, в части определения понятия «должностное лицо», что создает спорные моменты при рассмотрении дел, но несмотря на это судебная практика РФ очень богата, что позволяет судьям сделать правильный выбор при выборе наказания для обвиняемого. Конечно, не все нормы права действуют на 100 процентов и злоупотребление властью – это проблема, которую невозможно искоренить совсем. Нашему государству необходимо действовать в выбранном направлении, ужесточать контроль за деятельностью должностных лиц, совершенствовать законодательство по данному вопросу, увеличивать заработную плату и т.д.Список использованных источников и литературы»Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
[электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875″Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014).
[электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162812Федеральный Закон от 27.05.2003 n 58-фз (ред. от 01.12.2007)»о системе государственной службы российской федерации»(принят гдфсрф 25.04.2003).Указ Президента РФ от 08.06.2004 n 727(ред. от 06.12.2007)»об утверждении положения об управлении президента российской федерации по вопросам государственной службыПриказ ФАС от 25 апреля 2007 г. N 124 «Об утверждении антикоррупционной программы ФАС России на 2007-2008 гг.».[электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=408318Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2007 г. N 141 “Об утверждении Программы противодействия коррупции в сфере деятельности Минобрнауки России”.[электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=396120Проект ФЗ «Основы законодательства об антикоррупционной политике. [электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=26950Авдеев С.В. Злоупотребления должностными полномочиями криминологический анализ// Иркутск; Изд-во Вост.-Сиб. ин-та МВД РФ, 2007.[электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/868816/Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) /отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт,2013.1069 с. [электронный ресурс] URL: http://sozdam-sait.ucoz.ru/load/jurisprudencija/kommentarij_k_ugolovnomu_kodeksu_rossijskoj_federacii_postatejnyj_otv_red_v_m_lebedev_13_e_izd_pererab_i_dop_m_jurajt_2013_1069s/10-1-0-62Кравец Ю. Ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях // Российская юстиция. 2007. N 7. [электронныйресурс] URL: http://www.lawlibrary.ru/author.php?author =%CA%F0%E0%E2%E5%F6+%DE.&tochno=1Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А. И. Рарога. 3-е изд., с изм. и доп. — М.: 2009. — 496 с. [электронный ресурс] URL: http://www.alleng.ru/d/jur/jur384.htmХабибуллин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения// Журнал российского права», 2007, N 2.http://ppt.ru/news/119011-Петербурский правовой портал
Правовое положение иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации
... права и обязанности иностранных граждан и апатридов; ·дать сведения об ответственности иностранных граждан и апатридов; ·классификация иностранных граждан в Российской Федерации; ·для выполнения данных задач я буду ...
Список литературы [ всего 13]
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/zloupotreblenie-i-prevyishenie-doljnostnyih-polnomochiy/
Список использованных источников и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/zloupotreblenie-i-prevyishenie-doljnostnyih-polnomochiy/
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
[электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014).
[электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162812
3. Федеральный Закон от 27.05.2003 n 58-фз (ред. от 01.12.2007)»о системе государственной службы российской федерации»(принят гд фс рф 25.04.2003).
Экологические аспекты использования и охраны земельных ресурсов ...
... нормативно-методического обеспечения использования и охраны земель и почв. Для характеристики земельных ресурсов страны и оценки воздействия ... земель, а также перевода пашни в другие виды сельскохозяйственных угодий. Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой, целью которой является повышение эффективности использования и охраны ...
4. Указ Президента РФ от 08.06.2004 n 727(ред. от 06.12.2007)»об утверждении положения об управлении президента российской федерации по вопросам государственной службы
5. Приказ ФАС от 25 апреля 2007 г. N 124 «Об утверждении антикоррупционной программы ФАС России на 2007-2008 гг.». [электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=408318
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2007 г. N 141 “Об утверждении Программы противодействия коррупции в сфере деятельности Минобрнауки России”. [электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=396120
7. Проект ФЗ «Основы законодательства об антикоррупционной политике. [электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=26950
8. Авдеев С.В. Злоупотребления должностными полномочиями криминологический анализ// Иркутск; Изд-во Вост.-Сиб. ин-та МВД РФ, 2007. [электронный ресурс] URL:
9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) /отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт,2013.1069 с. [электронный ресурс] URL: http://sozdam-sait.ucoz.ru/load/jurisprudencija/kommentarij_k_ugolovnomu_kodeksu_rossijskoj_federacii_postatejnyj_otv_red_v_m_lebedev_13_e_izd_pererab_i_dop_m_jurajt_2013_1069s/10-1-0-62
10. Кравец Ю. Ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях // Российская юстиция. 2007. N 7. [электронный ресурс] URL: http://www.lawlibrary.ru/author.php?author =%CA%F0%E0%E2%E5%F6+%DE.&tochno=1
11. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А. И. Рарога. 3-е изд., с изм. и доп. — М.: 2009. — 496 с. [электронный ресурс] URL:
12. Хабибуллин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения// Журнал российского права», 2007, N 2.
13. http://ppt.ru/news/119011-Петербурский правовой портал