Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

С утверждением частной собственности и развитием предпринимательства сложились новые общественные отношения, в связи с чем возникла потребность в создании соответствующего уголовно-правового механизма их защиты, нашедшего отражение в Уголовном кодексе Российской Федерации. С принятием нового Уголовного кодекса глава 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» создала правовую платформу для привлечения к уголовной ответственности недобросовестных руководителей и иных лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой либо иной организации.

Проблема злоупотребления правом в уголовном праве далеко не новая и, к сожалению, в обозримом будущем вряд ли полностью разрешимая, именно по этой причине уже безусловно актуальная. Это обусловлено тем, что в современных условиях проблема борьбы с преступностью в виде злоупотреблений служебными полномочиями, превышением полномочий служащими, а так же коммерческий подкуп, становится все более острой.

Процессы, происходящие в Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия, характеризуются преобразованиями, направленными на преодоление кризисных явлений в управлении, экономике, на формирование и развитие в стране рыночных отношений. Наблюдается высокий уровень преступных злоупотреблений в таких сферах, как государственная власть, приватизация, стратегические отрасли экономики, финансово-кредитная система, военная служба, аудиторская и нотариальная служба, где совершить преступление без использования служебного положения практически невозможно. Во многом это связано с изменениями в системе управления, в социальной сфере, идеологии, которые обусловили разрастание данного социально-негативного феномена, его тесную связь с коррупцией. В.В. Путин отмечал, что в стране «коррупция тесно связана с различными формами злоупотребления властью, причем на всех уровнях речь идет о действиях, приводящих к нарушению прав и самой свободы экономической деятельности, к неисполнению государством обязанности по обеспечению добросовестной конкуренции. Как результат, нарушаются законные права граждан, сковывается нормальное развитие экономики, создаются серьезные барьеры на пути экономического роста».

В настоящее время традиционные уголовно-правовые и другие меры не дают должного эффекта, в этой связи с особой остротой встает вопрос о необходимости поиска новых форм и методов борьбы с рассматриваемыми преступлениями на основе правильного применения уголовно-правовых и других норм права, соответствующих по содержанию реалиям социальной и экономической жизни общества и тенденциям развития криминогенной обстановки в стране.

4 стр., 1979 слов

Экономические, социальные и культурные права и свободы в конституциях ...

... к теме работы, а именно – экономическим, социальным и культурным правам, закрепленным в конституциях Италии и Китая. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ В КОНСТИТУЦИЯХ ИТАЛИИ И КИТАЯ Отметим, что Италия является демократической страной, а Китай – социалистическое государство. ...

Преступления против интересов службы в коммерческих организациях — это преступления, которые совершаются имеющими особые служебные полномочия работниками коммерческих и иных организаций, а также некоторыми иными категориями лиц, не являющихся государственными служащими (частными нотариусами, аудиторами, служащими частных охранных и детективных служб).

Преступления против интересов службы в коммерческих организациях, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами или органами местного самоуправления, выделены в самостоятельную группу преступлений. Эта группа преступлений является наглядным следствием осуществляемых политических, социальных и экономических реформ и преобразований.

Актуальность темы исследования. Многие служащие аппарата коммерческих и иных организаций наделены в них управленческими полномочиями, злоупотребляя которыми эти лица нередко способны причинить серьезный ущерб правам и законным интересам граждан, интересам организаций, в которых они работают, или другим организациям, общественным и государственным интересам, что придает таким деяниям характер общественной опасности.

К сожалению, социальные процессы опережают развитие правовой системы, поэтому на протяжении ряда лет подобные деяния, несмотря на их очевидную общественную опасность, оставались ненаказуемыми ввиду обнаружившихся пробелов уголовного закона. Это свидетельствует о несовершенстве механизма уголовно-правового воздействия на преступность в сфере интересов службы в коммерческих и иных организациях и о необходимости разработки научно-практических рекомендаций.

Все изложенное свидетельствует об актуальности исследования норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за преступления, посягающие на интересы службы в коммерческих и иных организациях.

Степень разработанности проблемы. Характеристике преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях посвящены труды таких ученых, как: Е.Г.Андреева, А.В. Бриллиантов, Б.В.Волженкин, Н.И. Ветров, А.С.Горелик, Н.А.Егорова, А.Н. Игнатов, Л.В. Иногамова-Хегай, И.А.Клепицкий, Б.В.Коробейников, Ю.А.Красиков, И.Ф.Кузнецова, С.В.Максимов, И.В. Москаленко, Г.П.Новоселов, Л.А.Прохоров, А.И.Рарог, В.П.Ревин, И.Н. Тяжкова, А.М.Яковлев и других авторов.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения в сфере охраны интересов службы в коммерческих и иных организациях от преступных посягательств.

Предметом исследования являются общая характеристика и юридический анализ преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Цель курсовой работы – изучение общей и уголовно-правовой характеристики преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Для реализации цели исследования поставлены

  • определить понятие преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях;
  • изучить отдельные виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях;
  • дать уголовно-правовую характеристику отдельным статьям преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Структура работы обусловлена целью и характером исследования. Она состоит из введения, двух глав, трех пунктов, двух подпунктов, заключения и списка использованной литературы.

2 стр., 936 слов

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (2)

... гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», расположенная в разделе VIII «Преступления в сфере экономики», и гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», находящаяся в разделе X «Преступления против государственной власти». Интересы службы в коммерческих и иных организациях, ...

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ В КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В результате происходящих в России экономических и политических реформ появились многочисленные коммерческие и иные (некоммерческие) организации, аппарат которых не участвует в государственном управлении, но многие служащие аппарата этих организаций наделены управленческими полномочиями в своих структурах. Злоупотребляя управленческими полномочиями, они подчас способны причинить серьезный вред правам и законным интересам граждан, интересам организаций, в которых работают, или других организаций, общественным и государственным интересам. Это обстоятельство определило появление в УК РФ главы о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Согласно гражданскому законодательству (ст. 50 ГК) коммерческие организации — это организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных обществ (полное товарищество, товарищество на вере), хозяйственных обществ (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Коммерческими организациями являются, в частности, банки и другие кредитные организации, за исключением Центрального банка Российской Федерации, который относится к числу государственных органов.

Иные организации, о которых говорится в гл. 23 УК, — это некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединяться в форме ассоциаций и союзов.

Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично (ст. 120 ГК).

12 стр., 5696 слов

Выявление признаков экономических и налоговых преступлений на ...

... выявления экономических и налоговых преступлений, порядок их применения и отражения результатов их применения. В качестве примера можно использовать вышерассмотренную Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденную приказом Федеральной налоговой службы ... неопределенность (незаконченность) основных направлений организации государственного финансового контроля. Не представлена ...

Это могут быть образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, вузы и др.), учреждения культуры (театры, библиотеки, музеи и др.), здравоохранения (больницы, санатории, поликлиники и др.), науки и др. Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности и соответственно принадлежать государству, органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям, частным собственникам. Под действие ст. 201 и ч. 3 ст. 204 УК подпадают работники лишь таких учреждений, которые не являются государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

Любая коммерческая и некоммерческая организация имеет свои органы управления, в которые входят лица, наделенные определенными полномочиями. Эти полномочия они должны использовать исключительно в интересах службы, т. е. в интересах своих организаций, которые не могут противопоставляться государственным и общественным интересам. Таким образом, родовым объектом преступлений, включенных в гл. 23 УК, являются интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Интересы службы в данном случае заключаются в правильном и четком функционировании аппаратов управления этими организациями, надлежащем исполнении управленческими работниками своих функций на благо своих организаций и не в ущерб законным интересам граждан, других организаций, общества и государства в целом. Близкое к приведенному определение объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, дает И. А. Клепицкий: «правильное осуществление полномочий лицами, не являющимися служащими государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений».1

Глава «Преступление против интересов службы в коммерческих и иных организациях» УК РФ включает в себя всего четыре статьи, содержащие описание признаков преступлений, которые можно разделить на две группы:

1) общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями — ст. 201, коммерческий подкуп — ст. 204);

2) специальные составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами — ст. 202, превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб — ст. 203).